Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Март 2025 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
  • 1990 - Совет Министров ТАССР принял постановление о прекращении строительства атомной станции в республике. Однако его мало кто заметил, поскольку решение об АЭС принималось не в Казани, а в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Рамиль Гарифуллин о реальном и виртуальном мире, о манипуляциях и иллюзиях

Ученый совет Казанского федерального университета выдвинул научные исследования доцента Института психологии и образования Рамиля Гарифуллина на Государственную премию Татарстана в области науки и техники. Ученый является автором четырех монографий, посвященных проблемам различных зависимостей.

О Рамиле Рамзиевиче Гарифуллине рассказывает журналист Любовь Агеева. 

Сегодня мы имеем интерес к исследованиям не сексуальных по­требностей, как во времена Фрейда, и не чувств неполноценности, как во времена Адлера, и даже не смысла жизни, как во времена Франкла, а к исследованиям уничтожающих нас манипуляций, обма­на. иллюзий и виртуальных теле-, видео-, нарко-, алко- мистичес­ких и компьютерных реальностей, которые, как не обидно сознавать, стали великой движущей силой, управляющей человеческим поведением, несмотря на то, что личность часто сознает все это как самообман.

Человек находится в поисках «самообмана», а не смысла. Он это делает, часто глубоко осознавая, что с собственного согласия вводит себя в заблуждение. Этот феномен аналогичен желанию зрителей об­мануться на представлении иллюзиониста. Именно поэтому я его на­звал феноменом иллюзионизма личности.

Необходимо отметить, что человечество погружается в этот мир иллюзионизма не только потому, что это экономически прибыльно производителям алкоголя, наркотиков, теле-, видео- и компьютер­ных продуктов, а потому, что оно само находится в поисках иллюзий и обмана.

Настало время делать «философско-психологическую прививку» против этого явления. Именно этому я и посвящаю данную свою работу.

Рамиль Гарифуллин

Авторское предисловие к книге

«Психология блефа, манипуляций, иллюзий (Иллюзионизм личности)

 Я знаю психолога Рамиля Гарифуллина давно. Узнала о его существовании из «Вечерней Казани».«Гипноз под куполом цирка» — так назывался материал коллеги Владимира Музыченко, опубликованный в 90-х годах.

Потом постоянно встречалась с его именем в СМИ, республиканских и федеральных, слышала его комментарии на телеэкране, читала комменты в  электронной газете «БИЗНЕС Online (в отличие от других читателей этого издания он своего имени не скрывает), скачивала какие-то публикации с информационного портала Национальной библиотеки РТ, где есть  «Электронная библиотека», с его личного сайта, где ученый собрал результаты своего многогранного творчества, теперь доступные самой широкой аудитории.

Но, пожалуй, полное представление о Рамиле Гарифуллине как о специалисте в области психологии я получила, когда прочитала его книгу, изданную в 2015 году.

Я нашла в ней не только уже известное мне исследование 1995 года про манипуляционную психологию и психотерапию, но и более поздние научные и научно-просветительские работы, объединенные темой «иллюзионизм личности». Все они были заявлены в «Энциклопедии блефа», одном из первых в отечественной и зарубежной литературе издании, посвященном приемам, анализу и психологии блефа в различных сферах человеческой деятельности: в коммерции, искусстве, рекламе, журналистике, политике, бытовых отношениях. При подготовке лекций о специфике информационного общества для своей группы в Университете третьего возраста мне пришлось углубленно изучать технологии манипулятивного влияния на массы людей, и работы Гарифуллина тут были очень полезны.

Возможно, восприятию его непривычных представлений о мире способствовало наше знакомство, книга с дарственной надписью как его логическое завершение. А поводом для личного общения было желание поговорить с Рамилем Рамзиевичем о «казанском феномене». Я в это время работала над второй книгой о казанских группировках, и мне показалось, что без взгляда психолога на события 80-х годов не обойтись. Хотелось понять, что конкретно способствовало массовому распространению гопнической идеологии среди подростков Казани, которые вдруг превратились в покорное стадо баранов, управляемое какими-то неведомыми силами.

Информации я получила от него более чем достаточно. Какая-то оказалась полезной для общего понимания проблемы, что-то пригодилось для интервью, опубликованного в книге «Стенка на стенку. Казанский феномен подростковых группировок» (Москва, изд-во АСТ, 2024) и размещенное на сайте газеты «Казанские истории» (Говорить, что нечто появляется из пустоты, не приходится).

Видение Гарифуллина вроде бы хорошо известных мне событий, очевидцем которых, кстати, он сам был в детстве, оказалось довольно неожиданным, и оно дало мне возможность взглянуть на собственные представления о «казанском феномене» с другой точки зрения. Я не искала виноватых, как мы это делали в то время, поскольку это не было зло, инспирированное чьей-то злой волей, чьим-то недомыслием или чьим-то неумением работать с детьми. Это была закономерная цепь событий, начало которой взрослые не увидели. Или не захотели увидеть.

Как человек гуттенберговой эпохи, предпочитающий монитору компьютера книгу, я сумела увидеть в издании 2015 года то, чего не заметила в разрозненных текстах в сети. Может, потому, что раньше воспринимала Гарифуллина как психолога-практика, а не как теоретика. А в книге он предстает именно как ученый, который предлагает совсем другой взгляд на психологию как науку. Она не просто сборник из текстов, опубликованных ранее. Это выход на новое знание, осмысление уже высказанных теоретических положений с учетом новой научной информации и большого эмпирического материала, накопленного за годы практической работы психолога-консультанта и активной общественной деятельности по разработке рекомендаций для органов власти и управления. Впрочем, о научной ценности его книги лучше всего скажут его коллеги-рецензенты, чьи мнения начинают ее.     

Л.М. Попов, доктор психологических наук, профессор:

При всей теоретической неоднозначности по отношению к книге, мне думается, автору удастся повернуть взгляд психологов традиционного пла­на к совершенно новой реалии: к иллюзиям в человеческом поведении живущих рядом с нами людей. И сейчас в поле зрения психолога попадают эффекты, которые раньше упускались из виду, но которые всегда детерминировали наше поведение.  …

В психологической науке складывается социальный заказ на книгу по манипулятивной психологии, где были бы показаны не только фак­ты, но и вскрыты психологические механизмы манипулятивности, а сам феномен был бы рассмотрен в контексте знании научной психологии. Однако, научная психология в большей степени предрасположена пока не замечать это направление.

Н.И. Ахмеров, доктор медицинских наук:

Феномен, обозначенный Р. Гарифуллиным как «Иллюзионизм личности», имеет глубокие корни в самой биологи­ческой истории человека и, конечно, заслуживает всестороннего изучения.

Автор подробнейшим образом анализирует алгоритм создания людьми ложных представлений, рассматривая их действия на самых разных уровнях: на уровнях политики и социальных отношений, на уровнях межличностных взаимоотношений, на уровнях философии, на уровнях субъективного мира человека и, наконец, на уровнях психотерапевтической практики.

Все это в итоге позволяет выстроить автору концепцию ил­люзионизма личности в качестве базового представления о су­ществовании в человеке совершенно особого слоя его психики, активно участвующего буквально во всех сферах его деятель­ности. …

Рас­сматривая процессы образования иллюзий, обманов и заблуждений не в качестве продуктов случайных сбоев нормальной познаватель­ной деятельности, а в качестве активных элементов человеческой психики, автор вносит новые составляющие в теорию познания.

Важно, что ученый не призывает к переходу от одной крайности (естественнонаучной парадигмы, построенной в терминах внешней реальности) к другой (герменевтической, построенной в терминах психической реальности). Он пытается синтезировать и организовать взаимодействие этих парадигм на основе постмодернистского подхода. 

О том, каким представляется в таком случае реальный мир, Гарифуллин решил представить в художественном фильме «Режиссер мозга», в котором выступил как автор сценария, продюсер, режиссер-постановщик и исполнитель главной роли — профессора центра судебной психиатрии, который оказывается не просто психиатром, но и хорошим актером — разыгрывая своих подэкспертных, он время от времени становится одним из них (помогают гены — Рамиль Рамзиевич из актерской семьи). Причем зритель догадывается об этом не сразу.  Как это похоже на реальный мир, в котором так трудно определить, что реально, а что виртуально!

До этого у Гарифуллина был небольшой кинематографический опыт — в 2002 году он самостоятельно выпустил фильм «Личина», рассказывающий о четырех женщинах, которым понадобилась помощь психолога. Затем был кинопроект, связанный с исторической памятью об отце — Рамзи Гарифуллине. 

Оказывается, то, что ученый занялся изучением иллюзий, — факт закономерный, если знать, что его отец, Рамзи Гарифуллин, был талантливым иллюзионистом. Казанская студия кинохроники даже сняла короткометражный фильм о нем – татарском Гарри Гудини. Выпускник Казанского театрального училища, он всю жизнь проработал на эстраде, показывая фокусы и рассказывая о них. В 1987 году издал книгу «Фокус серлəре» («Секреты фокусов»). Только сына заинтересовали другие иллюзии.

«Режиссер мозга» — это, можно так сказать, семейное предприятие: снимался на деньги Гарифуллиных в их квартире, актерами пришлось побывать не только ему, но и его жене, дочери и друзьям.

Фильм я не видела, поскольку о его премьере в кинотеатре «Мир» в октябре 2015 года не знала. Сужу о нем по отзывам в сети и интервью Рамиля Гарифовича корреспонденту сетевого ресурса KAZANFIRST. Как выяснилось, впечатления о фильме неоднозначны. По мнению доктора философии Равиля Лутфулловича Исхакова, как я поняла, участвовавшего в реализации проекта, «фильм сложный по смысловому содержанию и логической компоновке, насыщен оригинальными находками, а также смелый в плане кинематографической и политико-идеологической сущности». Но тем, кто воспринял его как киноагитку против чиновников-коррупционеров, так не показалось. 

На сайте АПН я нашла отзыв на картину доктора философских наук, профессора Л.А. Бессоновой («Философия и психопатология нашей эпохи в художественном фильме «Режиссер мозга»). Она пишет:

«Художественный фильм Рамиля Гарифуллина произвел на меня огромное впечатление, переходящее даже в шокирующее. Но это не тот шок, который бывает у впечатлительных кинозрителей при просмотре фильмов-ужастиков. Это шок, который может быть вызван неожиданными размышлениями и представлениями, которые могут возникать у человека в непредсказуемом иллюзионе, выводящего человека из привычного мира. Ведь, по сути своей, этот фильм философский экшн с элементами трагифарса. Это фильм-аллегория о ситуации, в которую попали человечество, человек, его душа, психика и содержимое мозга. Поэтому кинозрителю-обывателю, на мой взгляд, с ходу понять этот фильм и глубоко оценить его, прибегая лишь к логике здравого смысла и линейного мышления почти невозможно, но именно это и вызывает жгучий интерес при просмотре всего фильма.

Фильм погружает в атмосферу работы центра судебной психиатрии настолько, что не верится, что это постановка. Режиссером-постановщиком Рамилем Гарифуллиным удалось создать реальность фильма настолько, что фильм воспринимается как некий прямой репортаж работы судебного психиатра со своими подэкспертными. Все так правдиво сыграно, поставлено и смонтажировано, что забываешь, что это постановка и играющие актеры.

Если принять этот фильм как кинотекст, то для этого необходимо применить герменевтический метод работы с текстом (герменевтика — искусство толкования текстов),когда, доискиваясь до смысла, следует «ходить» по кругу, просматривая несколько раз его части, фрагменты, интерпретировать их и тем самым выявлять смысл».

Замечу на своем опыте изучения постмодернизма применительно к журналистике, это не такое простое дело — овладеть таким мышлением. Наверняка трудно было решиться заявить о смене парадигмы, понимая традиционные подходы, постоянно натыкаясь на нестандартность собственных суждений. Но ученый смело идет на это. И это заметила не я одна.

«Рамиль Гарифуллин всегда старался и старается стать истоком зарождения нечто нового. Он всегда старается делать то, что до него никто не делал, заложить новое, разрабатывать концептуальные проекты...

Один из них — психология манипуляции. Это направление психологии, которое вообще не развивалось в нашей стране. И так получилось, что Рамиль Гарифуллин в начале 90-х первым начал этим профессионально заниматься и о том, что это стало началом, сам узнал только от своего учителя, профессора психологии Леонида Михайловича Попова», — это цитата из очерка Равиля Исхакова, написанного к юбилею Гарифуллина (он родился 7 мая 1962 года в Казани) и опубликованного в газете «Звезда Поволжья» 22 мая 2022 года.

В 2015 году, когда вышла его печатная книга, мы еще не знали, что такое — телефонное мошенничество, но Рамиль Рамзиевич предупреждал о возможности массового обмана людей в эпоху постмодернизма. Хотя, думаю, был уверен, что никакие предупреждения не спасут.

Когда человек становится объектом блефа, обмана, мошенничества, когда добровольно идет на поводке манипулятора, он, как правило, ищет виновных где угодно, только не в себе. Гарифуллин утверждает — мы сами виноваты в том, что нас обманывают, предпочитая жить в мире иллюзий. Какие-то конструируем сами, какие-то создают те, кто хочет нами манипулировать.  

Мы живем в мире иллюзий и манипуляций, пишет Гарифуллин. Именно этот мир, пожалуй, отличает нас от животных. Иллюзии — это искаженное восприятие объекта. Манипуляции, с точки зрения автора, являются сознательным процессом создания субъектом иллюзий о себе и окружающем. Та­ким образом, манипуляции являются производными от иллюзий. В настоящее время проблема иллюзий в связи с развитием мира виртуальных реальностей (компьютерные, телевизионные, алкоголь­ные, наркотические иллюзии и т.д.) стала еще более актуальной. Это, по мнению Рамиля Рамзиевича, проблема духовного выживания человечества.

Он называет пять причин, которые объясняют, почему человек вводит себя и окружающих в заблуждение: существует вечный конфликт человека с самим собой, посколь­ку в повседневной жизни он вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду; люди больше не любят друг друга, потому, что не любят самих себя; риск и неопределенность окружают нас со всех сторон, и мы беспомощны перед смертью; люди обманывают, чтобы лучше управлять своими эмоциями, боясь зат­руднительного положения; человек всю жизнь сверяет свои действия с другими, ищет одобрения всех и каждого. Как результат — кто-то видит и слышит то, что хотят другие, кто-то становится циником, не доверяя никому, даже себе.

В начале нашего личного общения мы убедились в том, что оба живем, как Фома неверующий. Первым делом Рамиль Рамзиевич поинтересовался, чем вызвано мое желание написать новую книгу о «казанском феномене»: «из-за истины или из-за спроса, который сейчас родился?». Вопрос был закономерный на пике информационной истерии по поводу сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Его обсуждение переросло в разговор об особенностях профессии журналиста. Отвечая на вопрос собеседника, «существует ли истинное репортерство с абсолютным отсутствием субъективизма», я попыталась доказать, что это возможно, мало того — предпочтительно в профессии журналиста. Но Гарифуллин парировал: «Эпоха постмодернизма извращает сущности многих сфер вещей, институтов.  В частности, грань между журналистикой и иными сферами текстового творчества зыбкая. И в конце концов всё определяет заказчик текстов. В результате исходная задача творца текстов трансформируется».

Что это — профессиональная деформация психолога, изучающего мир иллюзий, когда есть сомнения в любом доводе визави, или суждение, основанное на знании, мне не доступном? Я тогда не знала ответа на этот вопрос. Прочитав книгу о психологии манипуляций, поняла, что мы оценивали разные журналистики: я — ту, которой отдала всю свою жизнь, он — современную, в которой я довольно часто испытываю дискомфорт.

Комиссия по Госпремиям будет оценивать монографии Гарифуллина, посвященные зависимостям, прежде всего, алкоголизму и наркомании. Он в данном аспекте интересен и как ученый, автор нестандартных методик, так и консультант-практик, который считает необходимым делать свои рекомендации публичными. Это — составная часть его общей концепции болезней современного общества. Ученый считает, что причиной многих  заболеваний, в том числе наркомании и алкоголизма, является «резкое погружение» общества в мир манипуляций, в результате чего увеличивается число людей зависимых — аддиктов. Он рассматривает широкий спектр зависимостей, включая зависимость от веществ (алкоголь, наркотики), поведенческие зависимости (игромания, зависимость от интернета) и эмоциональные зависимости (зависимость от отношений).

У меня не было задачи дать полный портрет Рамиля Гарифуллина. Во-первых, о нем написано уже много. Сама с интересом прочитала очерк Равиля Исхакова, который уже цитировала. В отличие от меня, профессор Исхаков знает своего героя лучше. Приведу несколько фрагментов из него.  

«Знаю, что сам он не любит подводить итоги и больше ценит предвкушение и радость от того, что еще предстоит сделать, хотя ценит и послевкусие от результатов своей деятельности.

Знаю, что он значительную часть времени посвящал научной деятельности и преподаванию в университете. Он доцент института психологии и образования КФУ. Оставшуюся часть времени им отдавалась работе, связанной с психотерапией и психологической помощью своим пациентам.

Каким бы публичным Р. Гарифуллин не был, он был кабинетным человеком. Всю жизнь просидел за своим дубовым белорусским письменным столом, о котором знают его многие коллеги, друзья и приятели, в том числе и я автор этих строк. Именно за этим столом им были написаны многие его научные монографии и книги, опубликованные в крупнейших федеральных российских издательствах».

«Рамиль Гарифуллин во время своих интервью СМИ признавался, что благодарен многим своим Учителям. В физике это прежде всего профессор кафедры молекулярной физики КГУ Александр Иванович Маклаков, профессор КИСИ Вадим Григорьевич Хозин, у которого он закончил аспирантуру. В психологии это академик Рафаил Хайруллович Шакуров, а также профессор КФУ Леонид Михайлович Попов. …

Рамиль Гарифуллин был весьма благодарен профессору КФУ Леониду Попову за то, что он высветил ценность его исследований и публикаций в области психологии манипуляции как начала развития этого направления в России. Но защищался Гарифуллин по психологии наркозависимых личностей. Научным руководителем был академик Шакуров».

«Хочу заметить, что почти все научные проекты Гарифуллина, которые активно использовали власти, практически никогда никем не оплачивались. Гарифуллин разрабатывал различные концепции, дарил их власти, они внедряли и применяли.

Рамиль Гарифуллин стал основоположником нескольких направлений отечественной психологии. Он автор концепции российской психологической безопасности. По сути, он всю жизнь занимался, сам того не замечая, проблемами национальной безопасности, причем без социального заказа со стороны органов власти. Материальной выгоды в этом для Гарифуллина никогда не было».

Многогранность творческой деятельности Рамиля Рамзиевича поражает. Его след можно найти во многих сферах творческой сферы: наука, литература, кино, журналистика. В СМИ он проверил себя и как газетчик, и как тележурналист. Кто-то, возможно, увидит в этом постоянный поиск себя, когда человек пробует свои силы в разных ситуациях. Я тоже расцениваю это как поиск, но он направлен не в глубь себя, как индивида, творца, а вовне, в окружающий мир, когда человек стремится быть не просто ученым, а, в первую очередь, гражданином. Он написал концепцию психологической безопасности, которая нашла применение в образовании Татарстана, разработал психотипы террористов, нашел противоядие против взяточничества и казнокрадства. Его монография «Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости», имеющая переиздания, в которой представлена новая теория алко- и наркозависимости, стала настольной книгой многих психотерапевтов и используется на курсах повышения квалификации врачей. 

Почитайте комментарии Гарифуллина к оперативным событиям в газете «Аргументы недели», и увидите, насколько широк диапазон его интересов. Вполне закономерно его расширение в связи с событиями на Украине — он не просто автор политических комментариев, но и практический психолог, помогающий бойцам СВО возвращаться к мирной жизни.

В 1995 году статьей в еженедельнике «Аргументы и Факты», посвящённой контент-анализу и оценке рейтингов блефа из выступлений российских политиков в СМИ, Гарифуллин заложил основы рубрики «Жизнеспособность политических субъектов» (ЖПС), ставшей затем очень популярной. Уже в следующем номере газеты начала выходить рубрика «Политическое казино» («Рейтинг АиФ»), в которой он подвергал психологическому анализу публичные выступления многих известных политических деятелей.

Потом был двухгодичный проект еженедельника «Аргументы недели», в котором он впервые внедрил жанр психоаналитического расследования, получив на него авторское свидетельство.  Это была серия его интервью со знаменитостями с его комментариями, которые выходили под одним заголовком «Звёзды на приёме у психолога Рамиля Гарифуллина (Психоанализ знаменитых личностей)». Достаточно назвать несколько имен его собеседников, чтобы было понятно, сколь серьезен был этот проект: Владимир Жириновский,  Василий Шандыбин,  Карен Шахназаров, Марк Захаров, Виктор Мережко, Александр Ширвиндт, Михаил Боярский,   Настасия Волочкова, Вилли Токарев,   первый миллионер СССР Артём Тарасов, Лёня Голубков — актер Владимир Пермяков…  (эти и другие интервью можно найти на информационном портале Национальной библиотеки РТ). 

Он три десятилетия отдал деятельности на телевидении. В 1992-1994 годах был ведущим телепрограмм «Ваша семья», «Какие мы?» на канале «Татарстан», ведущим программы «Правовой канал» и экспертом-психологом программы «Город» на канале «Эфир».

И с кем бы не сотрудничал, что бы не писал или не снимал, всегда оставался ученым-психологом. Вполне можно назвать его основателем жанра психотерапевтических расследований и историй в кино и литературе,

Недавно Гарифуллин сообщил мне, что вышла в свет его новая книга с фантастическим романом «Гериатр и код долгожительства»  (Казань, изд-во «Бриг», 2024), действие которого происходит в Доме престарелых. В книге, размещенной в сети, читатели найдут также повести «Телеигра в ничто», «Зиннат», «Мордал», написанные ранее.

Его последняя публикация в СМИ — интервью корреспонденту информационного агентства «Татар-информ» («Нет большого смысла рассказывать зависимым людям, как им жить». Психолог о том, как вновь обрести простые радости жизни аддиктивным личностям. Каким образом извращаются мотивы и установки наркомана, может ли взятка стать объектом зависимости и как психологи работают с участниками СВО – об этом «Татар-информ» поговорил с доцентом Института психологии и образования КФУ Рамилем Гарифуллиным).

Завершить знакомство читателей «Казанских историй» с Рамилем Гарифуллиным хочу цитатой из предисловия к его книге «Опасные психологические ловушки и культура катастрофы»:

«Необходимо признать, что в настоящее время, благодаря масс-медиа и интернету, мы всё глубже погружаемся в мир ложных «живых» знаков, оторванных от реальности. Мы смотрим на реальный мир через призму этих знаков. Философы такие знаки называют симулякрами. Симулякры – это пространство ложных знаков, оторванных от соответствующих им реальных объектов и событий. По сути своей, мир симулякров — виртуальный мир, который живёт по своим самодостаточным законам и «не желает прислушиваться» к реальному миру.

Но в чьих руках этот виртуальный мир? Ранние хозяева этих симулякров ещё как-то прислушивались к социуму, и поэтому, были идеологами. Их симулякры были идеологией и имели связь с обществом. Современные симулякры практически полностью оторвались от реального мира и событий. Идеологии уже больше не существует?».
Вопрос, которым завершается цитата, — вовсе не риторический. И Рамиль Гарифуллин ищет на него ответ: и как профессиональный психолог, и как гражданин, которому не безразлично, что будет с нами, с нашей страной, с миром в целом.

 

Наша справка

РАМИЛЬ РАМЗИЕВИЧ ГАРИФУЛЛИН, психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук (2000).  Учёное звание: доцент (2007). Сценарист, режиссёр, публицист и писатель. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан (2013).

Учился в Казанском государственном университете на физическом (1984) и психологическом факультетах (1991), а также в Психоневрологическом  институте им. В. Бехтерева по специальности «Групповая психотерапия» (Санкт-Петербург).  Тема кандидатской диссертации — «Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности». С 1990 г. — директор Центра психологической  консультации и реабилитации им. З. Фрейда, первого в Казани.

В 2000-2002 гг. преподавал в Казанском социально-юридическом институте. В 2003-2016 гг. — доцент кафедры психологии и педагогики Казанского государственного института культуры, с 2017 г. — доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета.

Научные работы и научно-популярные книги: «Энциклопедия блефа» (1995), «Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция» (1997), «Психотерапевтические этюды в стихах» (1998), «Скрытая профилактика наркомании», «Психологические основы профилактики наркомании», «Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся (в соавторстве с академиком Р.Ш. Шакуровым) — 2002, «Непредсказуемая психология. О чем молчал психотерапевт?» (2003), «Книга, кодирующая и излечивающая от алкоголизма», «Опасные психологические ловушки» — 2004, «Нанопсихология как новая наука, нанофилософия как новое мировоззрение» (2005), «Основы постмодернистской психологии»,  «Психология блефа, манипуляций, иллюзий (Иллюзионизм личности)» —2015, «Основы постмодернистской педагогики» (2021).

Член Российской психоаналитической ассоциации, руководитель Татарстанского отделения. Член комиссии по психологической безопасности общества при администрации Раиса РТ.