Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Тумашева Кашифа, режиссер

В январе 2013 года исполнилось бы 110 лет Кашифе Замалетдиновне Тумашевой, единственному среди татарок режиссеру со специальным образованием.

Публикацию об этом удивительном человеке для газеты "Казанские истории" подготовила ее дочь, Зумарра Рахимовна Халитова. Фото из семейного альбома. Зумарра Рахимовна написала документальную повесть о своей маме, которая была опубликована в нескольких номерах 2002 и 2003 годов печатной версии нашей газеты (Против ветра).  

В 1955 году Министерство культуры Татарской АССР назначило Кашифу Замалетдиновну Тумашеву  главным режиссером Татарского республиканского передвижного театра (ныне Татарский театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина), откуда она ушла на пенсию в 1962 году.

К. Тумашева укомплектовала творческий коллектив, подобрала репертуар, улучшила качество игры актеров. Ею были поставлены сотни спектаклей – в театрах, училищах, на радио, обучены десятки артистов. Четверых она подготовила к поступлению в театральный институт на режиссерский и театроведческий факультеты.

В годы Великой Отечественной войны Кашифа Замалетдиновна была назначена по совместительству начальником реперткома при Управлении по делам искусств ТАССР. Она помогала организовывать художественную самодеятельность среди бойцов, организовывала шефские концерты в госпиталях. В самое суровое время, в 1942 году, вступила в ряды партии.

В 1953 году закончила вечерний университет марксизма-ленинизма. Еще в годы коллективизации она проводила большую агитационно-пропагандистскую работу, готовя культурные бригады «Лицом к деревне». В 1932 году ездила в Балтаси налаживать работу местного клуба. Организовала  культбригаду из местной молодежи по обслуживанию населения во время уборочной, хлебозаготовительной и посевной кампаний, за что была награждена Почетной грамотой и денежной премией. Тумашева и на пенсии не успокоилась.

Она была членом Совета ветеранов сцены. Когда Совет организовал на общественных началах драматическую студию, она приняла самое активное участие в ее сложной, многотрудной работе. Совместно с другими ветеранами сцены ею были подготовлены квалифицированные работники для театров и других культурных учреждений.

Выпускники студии работали артистами и художественными руководителя в Мензелинском районе, республиканском передвижном театрах, на заводе «Теплоконтроль». Двое поступили в театральное училище, чтобы стать режиссерами народных театров, двое – в Московское цирковое училище, некоторые  – в Институт культуры.

Постоянную практическую помощь оказывала режиссер самодеятельным коллективам: как член комиссий, жюри, как консультант. В 1968 году в Арске она подготовила 13 руководителей сельской художественной самодеятельности. В 1957 году К.З. Тумашевой было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Татарской АССР».

В 1957 году она награждена  Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, в 1962-м – Почетной грамотой Верховного Совета ТАССР, Почетной грамотой за заслуги в области культурного шефства над Вооруженными Силами СССР, Грамотой Управления по делам искусств ТАССР», Почетными грамотами Министерства культуры, профсоюза, многими благодарностями – от дирекций тюза, Татарского академического театра, передвижного театра, театрального училища.

Кашифа Замалетдиновна Тумашева – образец целеустремленности человека, наделенного талантом и необычайной добротой, боевым и справедливым характером. Именно так отзываются о ней все, кто ее знал, общался с ней. Об этом же говорят письма, телеграммы, воспоминания коллег, среди которых признанные мастера театрального искусства: Фатыйма Ильская, Наки Исанбет, Хаким Салимжанов, Риза Ишмуратов, Сания Исмагилова, Гата Нуруллин – их десятки и десятки, не перечесть.

Театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина провел прекрасный юбилейный вечер в честь столетия Кашифы Замалетдиновны в январе 2003 года, подготовленный под руководством и при непосредственном творческом участии Таслимы Файзуллиной – артистки театра и преподавательницы Академии культуры. Она составила замечательный сценарий, подготовила удивительное, на самом современном уровне оформление с использованием новейших технических средств, сама участвовала в ведении программы, а главное, подготовила своих студентов, которые не просто проявили актерские способности, но потрясли зрителей талантливым исполнением сцен из жизни маленькой Кашифы и порадовали своеобразной интерпретацией заключительной картины любимого спектакля Тумашевой – «Ходжа Насреддин».  

Из автобиографии Кашифы Тумашевой

Родилась в 1902 году (по старому стилю) в семье крестьянина-середняка деревни Нунегер Замалетдина Шарафутдинова. Как девочка, я была лишена земельного надела, и, чтобы избавиться от «лишнего рта», в 1908 году была отдана отцом «в люди» родственникам в г. Иркутск, у которых я и жила до начала 1918 года. Находясь у Рахмановых, окончила Татарское медресе и училась в «Воскресной школе».

С 1918 года стала жить самостоятельно у разных людей, в частности, у учительницы Сизых, которая постепенно подготовила меня к сдаче экзаменов за 5 классов гимназии. В середине 1918-1919 учебного года я поступила в 6-й класс семигодичной иркутской гимназии им. В.А. Лятоскович и в 1920 году окончила ее.

Со времени ухода от Рахмановых до 1920 года я работала репетитором с детьми, зарабатывая этим себе на существование, плата же за обучение была произведена частично благотворительным обществом, а с восстановлением Советской власти я была освобождена от платы. С восстановлением Советов я стала работать артисткой в татарской труппе при мусульманской секции РКП(б) в Иркутске, а с осени – в Челябинске, артисткой в татарской труппе и делопроизводителем в Башцентросоюзе.

С 1921 по 1923 гг. я артистка в татарской труппе при Политпросвете города Семипалатинск, а затем, до 1924 г. – артистка казанского театра (ныне имени Г. Камала). С 1924 по 1926 гг. обучалась в Татарском театральном техникуме и получила квалификацию артистки. С 1926 по 1929 гг. стала секретарем Татарского Академического театра и одновременно педагогом по мастерству актера в Татарском театральном техникуме.

С 1929 по 1934 гг. я по совместительству диктор, режиссер и артистка Радиоцентра и одновременно педагог по мастерству актера в театральном техникуме. 1934-1939 – годы учебы в Москве, в ГИТИСе. И, наконец, с 1939 года по настоящее время работаю режиссером в Татарском академическом театре, совмещая с преподавательской работой в Татарском театральном училище…

Из справки

Два года (1953-1955) Тумашева – режиссер и педагог Татгосфилармонии, где с ее участием организовался музыкально-лекторийный отдел. В филармонии К. Тумашева сумела развернуть большую творческую деятельность по оформлению концертов-лекториев, поставив ряд литературно-музыкальных композиций на актуальные темы: «За Родину!», «За мир!» «Навеки вместе», «На Волге» «Новой жизни заря», «К 1905 году» и др., тщательно готовила с артистами их концертные программы.

В Филармонии были подготовлены и литературные вечера отдельных артистов: Ягудина, Смирнова, Юсупова и др., сцены из пьес с Ягудиным и Басыровой, с Раменской и Смирновым. Непрерывно и тщательно работает она и с отдельными артистами: Юсуповым, Ягудиным, Мазуровым, Кравцовой, Вагаповым, Авзаловой, В.Валеевым, Туманской, Альмеевым…  

Из характеристики передвижного театра

В театрах и филармонии К. Тумашева проявила себя как способный режиссер, обладающий собственным режиссерским почерком. Ее постановки всегда отличались сценичностью, эмоциональностью и в идейно-политическом отношении были правильно решены. Они хорошо воспринимались и надолго запоминались зрителям. Об этом говорят многочисленные рецензии и отзывы.

Такие постановки К. Тумашевой, как «Кузляр» по пьесе Х. Фаткуллина, «Ходжа Насретдин» Н. Исанбета, «Песня жизни» М. Амира, «Находчивый юноша» Д. Аппаковой, «Муса Джалиль» Р. Ишмуратова, «Резидэкэй» Мазитова, «Хазрет проповедует» Шагимуратова не забываются до сих пор. Они останутся в истории театра как отражение его лучших традиций.

Из ходатайства Татгосфилармонии о присвоенииКашифе Тумашевой  звания «Заслуженный деятель искусств Татарской АССР»

…В общественной жизни Кашифа Тумашева всегда и везде проявляла себя как активный дисциплинированный работник, была членом партбюро, членом месткома РКК в ТГАТ, секретарем парторганизации в Татгосфилармонии, являлась и членом партконтроля, ежегодно участвовала на партконференциях, партактивах, в 1925-36 гг. была членом комиссии рабоче-крестьянской инспекции и т.д и т.д.  

Из воспоминаний Равиля Рахимовича Тумашева, тоже режиссера, заслуженного деятеля искусств Татарстана, сына Кашифы Замалетдиновны 

После открытия Радиокомитета в Казани мама одной из первых приняла участие в его работе, став первым диктором-татаркой, одновременно участвуя в литературно-драматических программах. О, эти годы, они до сих пор в моей памяти! В нашем доме не было даже репродуктора. Тогда папа купил мне крохотный детекторный радиоприемник. Под его стеклянным окошечком находился таинственный камешек и проволочка с пружинкой. В нужный момент следовало дотронуться концом проволоки до этого камешка, и совершалось чудо: «Слушайте! Слушайте! Говорит Казань! Говорит Казань… РВ-17…», – раздавался такой милый голос мамы, а потом Гульсум апа Сулейманова выводила: «Ку-ку, ку-ку! – поет кукушка…»

Кашифа Тумашева с детьми - Зумаррой и Равилем

Мама с воодушевлением рассказывала о работе на радио. От нее я узнал, что она часто приглашала выступить нуждавшихся тогда молодых поэтов – Хади Такташа, Аделя Кутуя, Хасана Туфана, говоря, например: «Давай-ка, Хади, прочитай свои стихи, гонорар получишь…»   Режиссеры Ш.Сарымсаков (слева), К.Тумашева, Р.Ишмурат

«Казанские истории», 1-2, 2003 год