Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Александр Боратынский: «во имя божественных начал, идеалов, добра и красоты…»
- 09 августа 2016 года
Мы очень долго искали могилу предводителя дворянства Казанского и Царевококшайского уездов Александра Боратынского, хотя в нескольких источниках указано конкретное место захоронения: рядом с кладбищенской церковью, с левой стороны.
Несколько раз проходили мимо железного креста голубого цвета. Кто мог подумать, что это и есть место последнего упокоения внука известного поэта пушкинской эпохи?
В одном захоронении брат и сестра Боратынские
Да, в какой-то степени это соответствует аскетической скромности известного казанского дворянина. Да, как еще могли похоронить человека, которого расстреляли «как антисоветского элемента» в самое трудное для Казани время, когда здесь решалась судьба молодой советской республики?
Но с тех пор минуло столько лет!.. Время всё расставило по местам: дворянство перестало быть чуждым классом, арест и расстрел бывшего депутата Государственной думы Российской империи признаны незаконными. Давно пришло время возвращать долги. Хотя бы такой малостью – установить на могиле памятник, достойный имени усопшего…
В основе очерка об Александре Николаевиче Боратынском – публикация Бориса Куницына в журнале «Эхо веков» (№2, 2008).
Александр Николаевич Боратынский принадлежал к старинному дворянскому роду, представители которого верой и правдой служили России. Он родился в Казани в 1867 году. Его предки были известными деятелями отечественной культуры: дед со стороны отца, Николая Евгеньевича Боратынского, – известный поэт пушкинского круга Евгений Боратынский, поэтическое творчество которого высоко ценил А.С. Пушкин. Дед со стороны матери, Ольги Александровны, – крупный ученый-востоковед, профессор Казанского и Петербургского университетов, академик Александр Казем-Бек.
После окончания Императорского училища правоведения в Санкт-Петербурге в 1889 году Александр Боратынский поступил на службу в Министерство юстиции. Состоял помощником секретаря 1-го уголовного отделения Казанского окружного суда (1890-1891), городским судьей 2-го участка в Чистополе (1891-1893), товарищем (заместителем) прокурора Симбирского окружного суда (1893-1897), почетным мировым судьей Казанского судебного округа (1901-1902). В 1899-1917 годах избирался предводителем дворянства Казанского и Царевококшайского уездов.
В 1902 году вышел в отставку и посвятил себя общественной деятельности. В 1912 году был произведен в действительные статские советники. Во время Первой мировой войны состоял местным уполномоченным Российского Общества Красного Креста. В 1916 году стал одним из организаторов выставки «Художественные сокровища Казани».
Награжден серебряной медалью в память императора Александра III, орденами Св. Анны II степени (1901), Св. Владимира IV степени, Св. Владимира III степени (1914), Св. Станислава I степени.
Будучи наследником и проводником высокой дворянской культуры, А.Н. Боратынский был убежден в первостепенной необходимости просвещения народа и посвятил этому делу большую часть жизни. Был организатором сельских школ по примеру яснополянских школ Льва Толстого. Входил в Попечительский совет Мариинской гимназии, училищный совет Учительской семинарии, был председателем Казанского отделения Императорского музыкального общества.
Городская усадьба Боратынских в Казани
Основу мироощущения и духовного строя А.Н. Боратынского составляла глубокая религиозная вера. На рубеже ХIХ-ХХ веков российское образованное общество в значительной своей части отошло и от традиционной православной веры, и от церкви. Одни находились в поисках новой религии, другие отрицали вообще какую-либо религию и активно боролись с ней. А.Н. Боратынский до конца жизни оставался преданным гуманистическим принципам православной веры и церкви.
Этой верой одушевлено его поэтическое и музыкальное творчество. От своего деда, известного поэта, А.Н. Боратынский унаследовал поэтический талант. Он писал свои стихи не для широкой публики, читал их в узком кругу родных и друзей. Стихи отличали глубокие внутренние переживания, тонкое ощущение природы, высокая одухотворенность, наполненность религиозным смыслом. Язык стихотворений был лишен нарочитой туманной метафоричности и мистики, характерной для поэтов-символистов того времени. Напротив, наследуя традиции «пушкинской школы он чист и ясен».
Одним из самых любимых поэтов Боратынского был Алексей Константинович Толстой, которого он часто цитировал в своих выступлениях. Так, перед отъездом в Санкт-Петербург, на службу в Государственную думу, выступая перед учащимися Учительской семинарии, он говорил словами из стихотворения А.К. Толстого «Против течения» о том, что им, будущим народным учителям, придется часто идти против устоявшихся мнений, против «мутно плещущихся волн пошлости» и ложных учений, бороться с искушениями и соблазнами в личной жизни, «угнетающими дух»1.
А.Н. Боратынский призывал своих слушателей к «общей работе во имя божественных начал, идеалов, добра и красоты… к борьбе, но не к борьбе с людьми, хотя бы злыми, а к борьбе со злом, не с грешниками, а с грехами»2. Сам он неизменно следовал этим заветам во все времена своей жизни, и ему часто приходилось идти «против течения».
К началу ХХ века главным течением общественной жизни России было так называемое освободительное движение, оформившееся в «Партию народной свободы». Ей противостояла партия земских деятелей, принявшая название «Союз 17 октября» – в честь даты царского манифеста 1905 года, провозгласившего создание народного представительства в форме Государственной думы.
В Казани было организовано отделение этой партии. Одним из его лидеров был Александр Боратынский, он представлял «декабристов» в третьей Государственной думе. Боратынский был председателем комиссии по гимназиям и училищам, а также членом комиссии по местному самоуправлению.
Он не принадлежал к числу «записных» думских ораторов, любящих блеснуть ярким словом, вообще был лишен малейшего политического честолюбия. Все его выступления были подчеркнуто деловиты. Он отстаивал идеи модернизации образования. Не забывал Боратынский и нужды Казанской губернии, внося проекты организации в губернии профессиональных училищ, в особенности сельскохозяйственных. Вторым по значимости после образования делом, которым занимался в думе член Думы Боратынский, был вопрос о расширении прав земского управления. В этом он видел фактор сохранения целостности и мирного развития государства.
Подводя итоги деятельности Думы, А.Н. Боратынский писал:
Думу «нельзя назвать великой, и великих в ее составе не было, но она первая повезла воз, повезла и протащила его через овраги и болота еще неумело… много упреков можно ей послать, что, вероятно, и сделает в свое время история».
История сложилась таким образом, что партия октябристов в 1913 году раскололась на три фракции: «левых октябристов», «земцев-октябристов» и «правых октябристов», а в 1915 году прекратила свое существование как самостоятельная партия, что стало для Боратынского тяжелым ударом.
Социально-психологический облик А.Н. Боратынского характеризуют его взаимоотношения с крестьянами. Он имел в Казанском уезде 1075 десятин земли. Общаясь с крестьянами, следовал примеру родителей. Его отец и мать всегда были готовы оказать бескорыстную помощь крестьянам – кому материалом для строительства, кому деньгами на покупку скота или инвентаря, кому семенами, а кому-то и мудрым житейским советом. Мать организовала артель женщин-вышивальщиц. Изделия артели пользовались большим спросом, экспонировались на российских, международных выставках и приносили дополнительный доход крестьянским семьям.
Семейное фото Боратынских. 1910 год. Из коллекции Музея Е. Боратынского
Известна культурно-просветительская деятельность Боратынского. Он содержал на собственные средства начальную школу, где вела занятия его сестра Ксения, организовал из крестьян оркестр народных инструментов, устраивал праздники с чтением стихов и постановками любительских спектаклей.
Крестьяне отвечали Боратынским взаимностью. Во время революционных событий 1905-1907 годов по Казанской губернии прокатилась волна крестьянских волнений. Однако волнения не коснулись Казанского и Царевококшайского уездов, где земской деятельностью руководил А.Н. Боратынский. Его имение оказалось нетронутым, несмотря на призывы заезжих агитаторов к погрому усадеб. Крестьяне защищали усадьбу от разграбления и после Февральской революции 1917 года.
Всё начало меняться в октябре 1917 года, когда во главу угла был поставлен классовый подход. Руководитель казанской Чрезвычайной комиссии М.И. Лацис, сыгравший роковую роль в судьбе Боратынского, писал:
«…не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он (обвиняемый) против Совета оружием или словом. Первым долгом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова его профессия. Все эти вопросы должны разрешить судьбу обвиняемого. В этом смысл «красного террора»3.
Принадлежность к дворянскому сословию, отягощенная университетским образованием, служила, по Лацису, весомым аргументом для расстрела.
А.Н. Боратынского арестовали 12 сентября 1918 года, через два дня после освобождения Казани частями Красной Армии от белогвардейцев и белочехов. Группа крестьян и бывших учащихся училища и гимназии обратилась к Лацису с ходатайством о его освобождении. Комиссия из 12-и комиссаров вынесла вердикт о невиновности Боратынского, однако Лацис проигнорировал его и вынес собственное решение:
«Рассмотрев дело гр. Боратынского А.Н., постановляю: Боратынского, бывшего предводителя дворянства, дворянина, и сыновья которого находятся в Белой гвардии, расстрелять»4.
Уже 18 сентября А.Н. Боратынский был расстрелян на окраине города, вблизи Архангельского кладбища.
Конечно, внук поэта Боратынского мог бы сохранить жизнь, уйдя из Казани с частями Армии КОМУЧа, как это сделали другие. Но такое решение он не мог принять, считая его недостойной трусостью. Сестра А.Н. Боратынского – Екатерина Николаевна в письме сыну А.Н. Боратынского – Дмитрию привела слова брата, сказанные им накануне ареста:
«Моя семинария, Мариинская гимназия, общественная деятельность, частные люди, приходившие ко мне за духовной поддержкой, наконец, мои дети, в которых я вложил всю душу… и вдруг я убегу?! Тогда вся моя деятельность пойдет насмарку. Если же останусь и мне суждено погибнуть, мой конец укрепит проповедуемые мной идеалы и принципы и, может быть, поддержит тех, кому я их внушал»5.
Ситуацию отягощало и то, что в это время его мать, Ольга Александровна, тяжело болела и не могло быть речи о ее перемещении в другое место.
На следующий день после казни родные и близкие обратились к Лацису с просьбой выдать тело А.Н. Боратынского для захоронения. Чекист милостиво дал согласие, сказав при этом: «Да, о нем имеются хорошие сведения. Тело можно выдать»6. Но при этом поставил условие – чтобы хоронили без священника, а за гробом шли только его сестры7.
А.Н. Боратынского отпевали в день Рождества Богородицы, который являлся престольным праздником церкви, находившейся в родовом имении Боратынских в Шушарах (ныне Высокогорский район Татарстана). Похоронили Александра Николаевича на Арском кладбище, недалеко от церкви. А семью из родового гнезда выселили. Городское имение передали первой музыкальной школе.
Александра Николаевича Боратынского реабилитировали 21 марта 1991 года.
Личная жизнь и общественная деятельность А.Н. Боратынского, его нравственный и духовный облик запечатлены на страницах биографических романов его дочери Ольги Ильиной: «Канун Восьмого дня» и «White Road» («Белый путь», на русский язык не переведен), в книге его сестры Ксении Николаевны Боратынской-Алексеевой «Мои воспоминания» (М., 2007).
Его политические взгляды и деятельность отражены в интересных, содержательных мемуарах его соратника и единомышленника, видного земского деятеля Н.А. Мельникова «15 лет на земской службе» (журнал «Звезда», 2002, №7), а также в книге современного казанского историка И.Е. Алексеева «Под сенью царского манифеста» (Казань, 2002).
***
Теперь несколько слов о семье Боратынских.
В конце XIX века Александр Николаевич стал главой дома Боратынских в Казани. В этом доме он жил с тремя детьми: Дмитрием (1892–1933), Ольгой, домашние звали её Литой (1894–1991) и Александром (в домашнем кругу – Алек) (1900–1919). Жена Александра Николаевича – Надежда – рано умерла, и после этого он посвятил себя полностью воспитанию детей и общественной деятельности. Как писала Лита, после смерти матери Александр Николаевич стал для своих детей центром жизни, нравственным камертоном.
Дмитрий жил в Москве, 28 апреля 1932 года был арестован, приговорен коллегией ОГПУ СССР 27 октября 1932 года по статье 58, расстрелян 10 января 1933 года. Место захоронения – Москва, Ваганьковское кладбище. Реабилитирован, как и отец, 3 октября 1988 года. Фамилии отца и сына Боратынских занесены в Книгу памяти репрессированных Республики Татарстан.
Семья Боратынских в Казани не забыта. В их родовом гнезде теперь – музей поэта Евгения Боратынского. Здесь воссоздана необычная атмосфера дворянской усадьбы.
Сотрудники музея ухаживают за могилой Александра и Екатерины Боратынских. Когда приходят на Арское кладбище, обязательно навещают еще одно захоронение, что неподалеку, чуть дальше от церкви. Там нашла упокоение Ольга Александровна Боратынская, урожденная Казем-Бек - их мать. Кстати, неподалеку на большом гранитном кресте можно увидеть эту же фамилию – Казем-Бек. Там захоронен младший брат Александра Касимовича – Абдусеттар Казем-Бек, или Николай Касимович, как его звали в Казани, лектор восточных языков в Казанском университете и первой мужской гимназии.
На скромном металлическом кресте над могилой Ольги Александровны - еще одна табличка, с именем Ксении Николаевны Алексеевой, второй сестры Александра Николаевича. Она похоронена не здесь, на табличке объяснение: «Погребена в Москве, но душою здесь».
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Боратынский. А. Н. Прощальная речь в семинарии перед отъездом в Петербург. – Казань, б. г. – С. 1.
2. Он же. Сообщение о стихотворениях графа А. К. Толстого, сделанное в Свято-Троицкой общине сестер милосердия. – СПб., 1911, – С. 28.
3. Литвин А. Л. Красный и белый террор в России. – Казань, 1995. – С. 59.
4. Мамаева Т. Окаянные дни // Время и деньги. – 1998. – 2 сентября.
5. Боратынская К. Н. Мои воспоминания. – М., 2007. – С. 420.
6. Там же. – С. 428.
7. Там же.
Читайте о семье Боратынских в «Казанских историях»:
Столетний опыт Боратынских – пользуйтесь