Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Марина Цветаева: «Я бы хотела жить с вами в маленьком городе…»
- 01 декабря 2017 года
8 октября 2017 года, исполнилось 125 лет со дня рождения Марины Цветаевой. Это особое событие не только для России, но и для Татарстана. В Елабуге знаменитый поэт провела последние дни своей жизни.
В сентябре в Елабуге прошло несколько событий, посвященных памяти поэта. 5 сентября в Выставочном зале Елабужского государственного музея–заповедника состоялось открытие двух художественных выставок. Картины Виктора Аршинова из цикла «Памяти Марины Цветаевой», как сообщается в отчете, — это ассоциативное прочтение цветаевских произведений, вбирающее в себя духовное пространство литературного источника.
Для создания экспозиции Виктор Аршинов использовал масло и гуашь и каждую картину дополнял строчками из произведений Цветаевой. После прочтения фрагмента стихотворения и просмотра работы художника получается целостная картина.
Виктор Аршинов:
«В поэзии Марины Ивановны всегда можно найти ответы на свои трудности, жизнь у нас хороша, но бывают очень трудные дни и когда обращаешься к ее поэзии, получаешь и наставления и советы».
В другой выставке больше используется акварель и цветные мелки. Эти работы написала Ирина Колмогорцева. В 2015-м году казанской художницы не стало, но после себя она оставила большое количество картин, посвященных литературным образам Цветаевой. Художница часто ездила в Елабугу на этюды, после этих поездок и появился интерес к знаменитому поэту.
В экспозиции Ирины Колмогорцевой, среди работ, выполненных в разной технике, есть и те, в которых воплощён образ Цветаевой. В тему последних дней жизни поэта художница вникала на протяжении многих лет, с тех пор как в 1970-х годах впервые приехала в Елабугу.
6 сентября в актовом зале Елабужского института Казанского федерального университета состоялась церемония вручения внеочередной VIII Литературной премии имени Марины Цветаевой.
Из 26 лауреатов Цветаевской премии в зале находилось 12, ещё четверо — Вероника Лосская (Франция, Париж), Лилия Юсупова (Россия, Алтай), Ольга Григорьева (Казахстан, Павлодар), Рейес Гарсиа Бурдеус (Испания, Кастельон) прислали в адрес участников торжественной церемонии свои видеоприветствия.
Лауреатами в 2017 году стали внучатая племянница Цветаевой Ольга Трухачева и ведущая актриса Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И.Качалова Светлана Романова (Славутская). Такая награда — свидетельство признания вклада, которые внесли лауреаты в дело увековечения имени Цветаевой.
Ольга Андреевна Трухачева, лауреат в номинации «Цветаевский мемориал», — одна из основных дарительниц всем цветаевским музеям различных материалов, рукописей, книг, личных вещей Анастасии Ивановны Цветаевой. Она привезла в подарок Елабужскому государственному музею-заповеднику рукописные стихи, вошедшие в «Мой единственный сборник» Анастасии Цветаевой; книгу «Марина Цветаева. Избранное», подготовленную к печати А.С.Эфрон и увидевшую свет в 1961 году, с дарственной надписью Ариадны Сергеевны; пластинку «Музыка света» с автографом Новеллы Матвеевой, записные книжки Анастасии Ивановны и другие раритеты.
Светлана Романова — лауреат в номинации «Исполнительское искусство» за моноспектакль «Последний день», созданный на основе стихов, дневниковых записей и писем Марины Цветаевой. Этот спектакль включён в репертуар малой сцены театра и с неизменным успехом идёт в течение четырёх лет.
На церемонии состоялись выступления лауреатов прошлых лет. Так, научный сотрудник Российской национальной библиотеки Е.И.Лубянниковой рассказал о проекте РГАЛИ по подготовке к изданию черновых тетрадей Марины Цветаевой. Всего в фонде РГАЛИ находится более 40 таких тетрадей, охватывающих период с 1919 по 1941 годы. За минувшие четыре года были подготовлены к печати две первых тетради, включающие ранние романтические пьесы М.Цветаевой. В издание войдёт факсимильное воспроизведение оригиналов и их подробная расшифровка. Черновые тетради в полной мере демонстрируют творческую лабораторию поэта, её взыскательный и нередко очень долгий поиск нужной рифмы, слова, строки.
РГАЛИ присоединился к кругу юбилейных мероприятий, разместив на своем сайте малоизвестные документы Цветаевой: https://godliteratury.ru/projects/125-letie-mariny-cvetaevoy
Это автографы стихотворений «Имя твое — птица в руке…», «Покамест день не встал…», «Молодость моя!» и «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь…», а также фотографии Цветаевой с семьей и сыном.
16 сентября в Москве начальник экспозиционно-выставочного отдела Дома-музея Марины Цветаевой Наталья Шаинян провела первую лекцию цикла «Беседы в цветаевском доме» под общим названием «Тебе – через сто лет». Задача цикла — рассказать о восприятии творчества Марины Цветаевой читателями и критиками – от первой публикации до наших дней.
«Фальцет времени» – лекция, открывающая цикл, она посвящена прижизненному реноме поэта – хвале и хуле, славе и безвестности, клановым интересам и уникальным прозрениям.
22 сентября в Доме-музее Цветаевой прошел моноспектакль Валерии Жилиной «Были слезы – больше глаз» по произведениям Марины Цветаевой, приуроченный к 80-летию написания цветаевской «Повести о Сонечке». Режиссер спектакля – заслуженный деятель искусств РФ Александр Михайлов.
«Были слезы – больше глаз» – стихотворная строчка, которую Марина Цветаева, по ее признанию, «украла» у Сонечки Голлидэй, – стала названием спектакля, созданного по мотивам «Повести о Сонечке» и стихов 1918–1919 годов. Три человека, три души, три странника встретились в Москве зимой 1918 года – и случилась, произошла Встреча на самом высоком (или на самом глубинном) душевном и духовном уровне. Об этой Встрече рассказала Марина Цветаева в «Повести о Сонечке». Об этой Встрече – и спектакль. В нем сделана попытка осмыслить и выразить на языке драматургии то великое служение, которое являлось основой существования героев повести, – служение любви, вере, долгу.
Там же, в Доме-музее Марины Цветаевой, 26 сентября состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный 125-летию поэта. На нем выступили студенты и преподаватели Литературного института имени А.М. Горького, представившие художественную декламацию, романсы на стихи Марины Цветаевой и фрагмент пьесы «Приключение».
Одно из важнейших событий юбилея — научно-практическая конференция «Фараонова пшеница: наследие Марины Цветаевой в XXI веке», которая прошла 7-9 октября в московском Доме-музее Цветаевой.
Мероприятие было организовано московским Домом-музеем Марины Цветаевой совместно с ГМИИ имени А.С.Пушкина. Впервые в московском Доме Цветаевой собрались ВСЕ российские музеи - Александров, Таруса, Болшево, Ново-Талицы Ивановской области, Феодосия, Елабуга. Кроме того, в конференции принимали участие литературоведы, писатели и исследователи из Москвы, Екатеринбурга, Феодосии, Тарту (Эстония), Лиона (Франция), ученые из университетов России, Латвии, США, Чехии, Израиля, Болгарии.
Елабугу на конференции представляли заместитель генерального директора ЕГМЗ по науке Александр Деготьков, заведующая Литературным музеем М.И.Цветаевой Лилия Сагирова и заведующая Библиотекой Серебряного века Венера Носырева. На тожественном открытии конференции Александр Деготьков рассказал о Литературной премии имени М.И.Цветаевой. В этот же день работали секции «Картина мира Марины Цветаевой», «Марина Цветаева и мировая культура», «Архивы: исследования и публикации», прошла экскурсия по обновлённой экспозиции Дома-музея Марины Цветаевой, выставкам «Роднее, чем в родстве» и «Ледяной костёр».
8 октября прошли заседания в секциях «Марина Цветаева: самопрезентации и отражения», «Марина Цветаева: театральный аспект» и «Марина Цветаева поверх границ: переводы и переводчики». В этот же день состоялась премьера спектакля «Ненаписанные воспоминания» по материалам книги Вероники Лосской «Марина Цветаева в жизни». Это совместный проект Дома-музея Марины Цветаевой и театра «Мост» (автор инсценировки Ольга Ростова, режиссёр — Георгий Долмазян.
Любимейшим местом на Земле Марина Цветаева называла Тарусу. Здесь, над Окой, на холме, она хотела быть похороненной. В память об этой несбывшейся мечте на камне — сером тарусском доломите — написано: «Здесь хотела быть похоронена Марина Цветаева». Именно с этого холма и начнут свое паломничество в мир великого поэта участники фильма.
Фильм, показанный в октябре на Первом Канале, и есть паломничество в мир Цветаевой, по закоулкам ее судьбы, а значит, поэзии. В Тарусу, в дом в Борисоглебском переулке в Москве, ставший музеем: здесь Марина прожила страшные пять лет после революции, отсюда уехала в Берлин, а затем в Прагу и предместье Праги — Вшеноры, где прошли ее «самые счастливые в жизни четыре года», где с ней случилась любовь, породившая величайшие поэмы о любви «Поэму конца» и «Поэму горы».
Всю жизнь она металась в поисках любви и страсти. Оставляя после себя руины, «дым и пепел». «Я сама беру их из грязи, из ничтожества их выбираю, поднимаю их до себя, а потом возвращаю в грязь», — скажет Цветаева о своем горьком любовном опыте, отлитом поэтом в величайшую любовную лирику и драму. Из Праги Цветаева бежала с семьей во Францию, а затем после 17 лет эмиграции вернулась в Россию. Она чувствовала, что путь домой будет трагическим, но еще не знала, что вскоре после возвращения в Россию арестуют ее мужа Сергея Эфрона и дочь Алю, Ариадну.
Ариадна Эфрон проведет в лагерях 17 лет. Сергея Эфрона расстреляют в октябре 1941 года. Георгий, сын Цветаевой, погибнет в первом же бою, в 1944 году. Марина об этом уже не узнает. 31 августа 1941 года сил жить у нее не останется, и крюк найдется. Это случится в Елабуге, маленьком городке на Каме.
Съемки прошли в Москве, Тарусе, Праге.
1 декабря в Литературно-мемориальном музее А.М. Горького в рамках проекта «Историческая память» состоялось открытие выставки «Я бы хотела жить с вами в маленьком городе…», посвященной 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой. Это мероприятие организовано в рамках цикла юбилейных торжеств великого поэта.
Над созданием уникальной экспозиции работали специалисты Национального музея, Елабужского государственного музея-заповедника, который предоставил большую часть экспонатов, а также Музея имени Горького, который после реконструкции по-прежнему будет играть роль важнейшего культурного и литературного центра города.
Выставка посвящена жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Наиболее подробно представлен елабужский период жизни поэта – эвакуация, пребывание в доме семьи Бродельщиковых, поездка в Чистополь, трагическая гибель… Об обстоятельствах тех дней рассказывают документальные свидетельства – предсмертные записки поэта, дневниковые записи ее сына Георгия Эфрона, отрывки из писем, воспоминания жителей Елабуги.
Значительную часть экспозиции составляют материалы о масштабной работе Елабужского государственного музея-заповедника по сохранению памяти о поэте и популяризации ее творческого наследия. Так, на елабужской земле на базе музеев М.И. Цветаевой в составе Елабужского государственного музея-заповедника на протяжении долгих лет проводятся Международные Цветаевские чтения, вручения Литературной премии им. М.И. Цветаевой, Цветаевские костры, конкурсы чтецов произведений поэтов Серебряного века, Триеннале экслибриса.
Специально к юбилейным торжествам ведущие художники Татарстана и России подготовили работы, рассказывающие о жизни Цветаевой. Так, в горьковском музее с сегодняшнего дня можно увидеть картины и офорты Ирины Колмогорцевой, живописные работы Виктора Аршинова, офорты Светланы Ланшаковой, керамические скульптуры Р.Щинаревой, около 20 экслибрисов разных художников, которые участвовали в Триенале экслибриса в Елабуге в нынешнем году.
Открывая экспозицию, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко отметила, что в музее собрались все причастные и неравнодушные к творчеству великого поэта. Она рассказала, что данная выставка уже побывала в Ставрополе, где «проявляют невероятный интерес к творчеству Марины Цветаевой». Часть выставки экспонировалась в «Доме Марины» в Москве, и вот теперь она приехала в Казань.
«Жизнь Цветаевой, которая трагически оборвалась в Елабуге, не дает нам повод считать наш город грустным. Сюда приезжает много гостей, в том числе цветаеведы, мы ведем активную работу, дружим с семьей Цветаевой. Мы много лет шли к этой выставке», – рассказала Гульзада Руденко.
Неожиданностью даже для организаторов стало стремительное и проникновенное выступление Государственного камерного хора Татарстана под управлением Миляуши Таминдаровой. В его исполнении прозвучала композиция на стихи «Милый друг, ушедший дальше, чем за море». «Мы не могли оставаться в стороне от столь значимой даты, от великого русского поэта», – сказала руководитель хора.
«Так случилось, что в Казани выставка, посвященная Марине Цветаевой, открывается впервые. Надо отдать должное нашим коллегам из Елабуги, которые собирают творчество Цветаевой, нашли ее родственником и с ними сотрудничают. Я как женщина сама очень люблю творчество этого поэта. И с Казанью ее связывает многое, ведь именно здесь в советский период Татарское книжное издательство начало издавать серию брошюр, может внешне и неприглядных, но таких ценных по содержанию. Думаю, что тема творчества Цветаевой у нас в городе будет активно развиваться», – поделилась мнением гендиректор Национального музея РТ Гульчачак Назипова.
В презентации выставки приняла участие актриса Качаловского театра Светлана Романова, которая прочла стихи Марины Цветаевой, вошедшие в ее моноспектакль «Последний день». За эту работу в 2017 году Романовой была вручена премия имени Цветаевой. Примечательно, что стихотворение «Мои стихам, написанным так рано…» вместе прочел весь зал.
На открытии выставки взяла слово председатель Государственного комитета по архивному делу РТ Ирада Аюпова. Она заметила, что творчество Цветаевой имеет ценное свойство объединять люденй, поэтому и на открытии выставки собрались «все представители творческой и научной интеллигенции, которым не безразличны высокая эстетика и философия души. «Марина Цветаева – автор, который близок каждой женщине», – отметила она.
«Я давно увлекся поэзией Серебряного века и считаю, что Марина Цветаева – один из ярчайших представителей этого периода. Я не согласен, когда говорят, что ее стихи – женские. Я во всяком случае с удовольствием их читаю и понимаю, насколько выдающимся был талант Цветаевой. Со студенческих лет, когда я учился в Москве, вспоминаю, как мы добывали стихи Цветаевой. Тогда они продавались только в магазине "Березка" за валюту. Хорошо, у меня друзья были иностранцы, они купили для меня двухтомник Цветаевой. И хотя сейчас у меня достаточно большая библиотека, в том числе и ее стихов, этот сборник – самый дорогой для меня», – рассказал корреспонденту «Татар-информ» руководитель камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов.
Выставка будет работать в Казани до 20 января 2018 года. В дальнейшем ее планируют провезти по городам Татарстана.
Читайте в «Казанских историях»:
Литературная премия имени Марины Цветаевой
В августе в Елабуге, в честь Марины Цветаевой. 22 сентября 2010 года
«Быть в грядущем лишь горсточкой пыли под могильной плитой не хочу…». 05 сентября 2002 года
Время работы Музея Горького с 10 до 18 часов, выходной день – понедельник.
Адрес музея:
г. Казань, ул. Горького, д.10
Телефоны для справок:
+7(843)238-47-78, 238-53-73, 238-51-49