Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Булак: история реконструкций

В январе 1998 года многих казанцев заинтересовало скопление техники на Булаке. Одни говорили, что начали работать метростроевцы, были и те, кто утверждал, что канал готовят под президентскую яхту, которая в августе привозит Минтимера Шаймиева к главному месту Дня республики – театру имени Г. Камала.

«Вечерняя Казань» пояснила, что началась реконструкция Булака. Прежде чем приступить к ней, посоветовались с экологами, проектировщиками, изучили историю эксплуатации мостов.

«Неповторимое своеобразие любого города складывается не только из архитектурных ансамблей прошлого и настоящего, но и особенностей городского ландшафта. В самом деле, разве можно представить Казань без причудливо изгибающийся Казанки, без живописного холма, на котором раскинулся древний Кремль, без озера Кабан, наконец?

А без Булака?

Булак по сравнению с водными пространствами, подступившими к Казани чуть не со всех сторон, смотрится едва заметным штрихом. Но именно тем штрихом, который должен придавать облику города гармоничную завершенность», – так возвышенно писал в то время корреспондент «Вечерки».

Было время, Булак исправно служил естественным дренажным каналом, собирая грунтовые воды. Бурные ливневые и талые потоки сносили в него с верхних улиц песок, грязь, шлак, которые постепенно оседали на дно тяжелым липучим илом.

Правда, весной ил частично смывалась половодьем, волжская вода освежала не только Булак, но и Кабан.

Однако за Булаком закрепилась дурная слава гнилого места. «Казанские истории» писали об этом в 2002 году. 

В 1830 году некий инженер Шевяков предложил проект освежения озера Кабан путем привода к Булаку... реки Мёши. Для этого потребовалось бы прорыть канал длиной более 30 верст.

Через сто лет в связи с возросшим потреблением воды резко упал уровень воды в Кабане. В 1938 году было принято решение о срочном строительстве специального коллектора от Волжского водозабора. Л. Сошко, бывший в то время главным инженером Водоканала, предложил воспользоваться коллектором для оздоровления водного режима Булака. Осуществление этого проекта задержала война. Строительство водовода "Волга - Булак" было завершено в 1946 году. В связи с нехваткой металлических труб часть коллектора вдоль Кировской дамбы была выполнена из просмоленных досок. Старожилы наверняка помнят это сооружение на деревянных стойках. Из щелей желоба постоянно сочилась вода...

Время от времени русло прочищали, насколько это удавалось, обкладывали откосы дерном, высаживали по берегам деревья. Особых затрат на благоустройство Булака тогда не требовалось. Город запросто обращался с Булаком на «ты».

В связи со строительством Куйбышевского водохранилища потребность в коллекторе отпала, так как появилась возможность переливать воду  из Волги в озеро непосредственно. Правда, ситуация изменилась настолько, что возникала противоположная проблема - теперь озеро переполнялось. Появилась необходимость откачки воды обратно в Волгу. По данным Управления инженерной защиты города ежегодно таким образом перекачивалось до 23 миллионов кубометров воды, то есть два объема озера.

Булак перестал быть каналом, освежающим Кабан. Естественно, и сам стал заиливаться, стоячая вода летом покрывалась зеленью. Это хорошо видно на снимке Владимира Зотова, сделанном в 1975 году.

 

Уровень Волги стал настолько выше уровня воды в Булаке, что понадобилось несколько насосных станций, способных откачивать подпирающие грунтовые воды. Иначе подвалы, а то и первые этажи близлежащих зданий оказались бы затопленными.

Булак уже не справлялся и со своей задачей освежать воду Кабана. Давали знать о себе многовековые отложения ила, толщина которого местами доходила до четырех – шести метров, Булак мелел. Озеро стало задыхаться.

В 1969 году ленинградский институт «Ленгипрогор» выдвинул предложение засыпать Булак и проложить по его руслу широкую транспортную магистраль до Ленинского района до Оренбургского тракта.

Предложение, на первый взгляд, казалось заманчивым. Привлекало простое и удобное решение транспортной проблемы. Но смущало вот что: во-первых, у кого поднимется рука засыпать живую артерию Кабана, без которой озеро могло бы просто зачахнуть; во-вторых, напряженная транспортная магистраль резко повысила бы уровень шума в центре города; в-третьих, и это, пожалуй, главное, – как бороться с высокими грунтовыми водами без сложной и к тому же дорогостоящей дренажной системы?

По этим же причинам (за исключением второй) было отвергнуто и предложение разбить на месте засыпанного Булака сквер. Предлагали также упрятать Булак по примеру московских градостроителей, в бетонную трубу, как некогда поступили в Москве со своенравной Неглинной. Поверху предполагалось проложить бульвар.

Даже если, скрепя сердце, забыть, что Булак теснейшим образом связан с историей нашего города, непонятно, куда в таком случае отводить потоки ливневой воды с верхних улиц. Летом и весной бульвар был бы просто – напросто затоплен.

Вариантов реконструкции Булака, повторю, было представлено много. Но ни один из них не решил проблемы полностью.

В 1976 году институт «Казгражданпроект» разработал комплексный проект реконструкции и благоустройства Булака. Работа предстояла огромная. Нужно было не только расчистить и углубить русло канала, что уже само по себе таит немало трудностей. Предстояло проложить сложную систему инженерных коммуникаций, построить ливневые коллекторы с отстойниками, заковать будущие отвесные берега Булака в гранит…

По предварительным оценкам затраты составят 14-15 миллионов рублей. Сумма немалая. Достаточно сказать, что на все благоустройство города, включая строительство таких крупных объектов, как южная окружная дорога, сооружение комплекса биологической очистки, прокладка водопроводных и канализационных сетей, а также текущей и капитальный ремонт зданий тогда выделялось 7-8 миллионов рублей в год.

Но, как оказалось, будущее Булака люди видят по-разному. В газете «Вечерняя Казань» с подачи авторов проекта реконструкции Булака У. Алпарова, Р. Дустиева и А. Таганцева началась дискуссия, в ходе которой обсуждались две точки зрения. Сторонники первой считали, что Булак надо одеть в бетонную «рубашку», по примеру Ленинграда. Именно этот вариант был утвержден. Сторонники другой точки зрения, в том  числе и проектанты,  настаивали на том, что Булаку надо вернуть тот вид, который был до революции, то есть создать зеленые откосы. Это памятник ландшафтной архитектуры, писали они в газете «Вечерняя Казань». Бетонные стенки Булака не будут соответствовать исторической среде. Кроме того, вариант с зелеными откосами был намного дешевле. 

Как сообщалось, за без малого 5 лет, как ведутся работы, бетонное «одеяло» было сшито лишь для двух отсеков, то есть на 20 процентов. Сторонников этой точки зрения среди горожан оказалось больше, и был принят вариант с зелеными откосами, но бетонные стенки решили сохранить.

Фото 2011 года. В этой части Булака - откосы зеленые

Рядом с театром Камала и цирком  берега Булака забетонированы

Это была не первая дискуссия о судьбе Булака.

И вот в 1997 году начались работы  по созданию земельных откосов.

Фото Владимира Зотова

Со временем многие старые дома по обеим сторонам Булака снесли, вместо них выросли новостройки. Это довольно оживленная транспортная магистраль города, несмотря на то, что здесь можно ездить только легковым автомобилям и городскому общественному транспорту.

Один раз в году и Левый Булак,  и Правый Булак становятся пешеходными. Это бывает в День республики и города, 30 августа. Сплошная людская река, концертные площадки, места для отдыха детей - это приметы августовского праздника.

Фото Владимира Зотова

Последний раз Булак благоустраивали в 2013 году. Его в очередной раз вычистили, по бокам посадили пирамидальные тополя.

«Казанские истории» об этом писали. Теперь протока выглядит так:

Читайте в "Казанских историях":

Обновленный Булак казанцы увидели 1 июня

Тайны протоки Булак

«Клоака, именуемая Булаком…»