Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

История Татарстана с древнейших времен до XX века

5 апреля  2005 года в Национальном музее Республики Татарстан состоится открытие части новой стационарной экспозиции. Мы уже сегодня можем взглянуть на нее краем глаза, а дверь нам приоткроет заведующая отделом истории края до XX века Светлана ИЗМАЙЛОВА.

– Светлана Юрьевна, что же гости увидят в день рождения музея?

– Будет открыт небольшой фрагмент стационарной экспозиции «История Татарстана с древнейших времен до XX века». Согласно художественному макету, историческая экспозиция будет занимать первый и второй этажи той части здания, которая выходит на улицу Кремлевскую. Раздел называется «Казанская губерния в XVII веке».

– 18 лет в музее не было экспозиции. Срок не маленький. С чем это связано?

– Вы разве не знаете, что в 1987 году в здании музея произошел пожар? Однако реально музей не закрывался ни на один день: были выставки, заседания клубов, всевозможные встречи и т.д. Но единой экспозиции, представляющей историю и культуру нашего края, в Казани с тех пор не было. Еще до пожара мы работали над созданием новой экспозиции (1985-1987 годы), потому что прежняя устарела. Пожар нас «подтолкнул»… Но «пожар» в те годы случился во всей стране, происходили перемены везде – в экономике, науке. Изменились идеологические взгляды, соответственно – и отношение к музейной экспозиции, которая представляет историю. Стали другими подходы к музейному делу. Раньше как все научные, исторические работы, так и музейные экспозиции основывались на принципах марксизма-ленинизма. После 91-го акцент был сделан на показ тем, связанных с национальной историей, это стало необходимым.

Изменилось оборудование. Если раньше все изготавливалось на местах из простых материалов (стекло, ДСП), использовались обычные крепежи, то за это время музейное дело сделало мощный рывок вперед. Сейчас оно не просто должно хорошо показать экспонат, но и защитить его от вредных воздействий. Кроме того, изменились подходы к музейному дизайну, научному проектированию. Если раньше музей занимал только ту часть здания, окна которой выходят на Ивановскую площадь (площадь 1 Мая), то сейчас ему переданы все здания, который входили в комплекс Гостиного двора, и они реставрируются как памятник архитектуры начала XIX века. То есть произошло увеличение музейных площадей.

Вот такой клубок сложных событий влиял на то, что экспозиции очень долго не было, хотя люди работали. Эта работа была не видна, но она шла. Нам иногда говорят «Что вы делали? Вы 17 лет строите экспозицию!». Мы работали, но постоянно что-то менялось… Мы сотрудничали с крупными художниками, один из них – известный музейный дизайнер Евгений Абрамович Розенблюм. Его проект новой музейной экспозиции был представлен на рубеже 80-90-х годов, но не был реализован.

– Музей и все мы живем в эпоху перемен. Строго говоря, «сильным мира» не до культуры было. Но, судя по результатам, отношение к музею поменялось. Когда это случилось?

– Активное движение вперед началось в конце 90-х годов, когда музей стал получать определенное финансирование на реконструкцию здания. В 2002 году была закончена реконструкция здания по улице Кремлевской. Уже в 2000 году была создана общая научная концепция музея, которая включала основные экспозиции, разделы, в целом пути дальнейшего развития музея. В 2001 году музей получил статус Национального, все это тоже повлияло на дальнейшие перспективы. 

Далее пришла пора воплощения общей концепции – нужен был художественный проект. После долгих поисков мы остановились на Александре Александровиче Смирнове. В августе 2003 года состоялось представление художественного проекта в виде макета. Затем весь 2004 год отдел по истории края до XX века, отдел музееведения под руководством заместителя по науке Гульчачак Рахимзяновной Назиповой вели работу над созданием фрагмента большой экспозиции.

– Расскажите, из чего состоит экспозиция?

– Обо всем не расскажешь, на все экспонаты надо посмотреть. Могу лишь сказать о некоторых темах. Мы представляем ход преобразований, которые происходили в России и наиболее ярко отразились в Казанской губернии. Например, при Петре I происходило бурное развитие мануфактуры: в экспозиции показано развитие суконной мануфактуры – документы, связанные с деятельностью купца Михляева. Тема создания регулярной армии у нас представлена документами, касающимися открытия в Казани Адмиралтейства, макетом галеры петровской эпохи, пушками, пушечными ядрами. Именно при Петре I происходили очень крупные изменения в культуре и в быту горожан. Это видоизменение костюма, начало изготовления посуды из фарфора. Мы представили события, связанные с правлением Екатерины Великой, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III.

– Есть ли в экспозиции нечто принципиально новее? Что отличает ее от прежних «собратьев»?

– Конечно, есть. И это не просто нечто, вся экспозиция принципиально новая. Темы, оборудование, масштаб… Так как в экспозиции представлены темы, которые ранее не представлялись, мы проводили большую работу в библиотеках, архивах. Огромную помощь нам оказали ведущие ученые нашего города, профессора университета, сотрудники Академии наук, Института татарской энциклопедии, к которым мы обращались за научной консультацией. В течение 2004 года шла работа по отбору экспонатов, формированию тем и одновременно шло техническое проектирование.

Создание оборудования, причем оборудование это современное, очень красивое, профессиональное, оно защищает экспонаты от воздействия пыли, перепада температур, имеет определенный световой режим. В этот период вся работа шла по-новому. Во-первых, особые требования предъявлялись к экспонатам, шла реставрация. Например, реставрация кареты шла с 1987 года до 2004. Были отреставрированы книги, коллекции уральских изделий и многое другое. Витрины изготавливала московская фирма «Ривера».

Мы просили инженеров этой фирмы разработать особые витрины, они сделали витрины – кассеты, где есть выдвижные блоки, на которых можно получить дополнительную информацию на различные темы. Кроме того, параллельно с разработкой реальной идет работа над электронной экспозицией. Это будут электронные киоски, где будут представлены отдельные темы. Например, уже разработана тема «Татарская золотая кладовая», где можно получить информацию о конкретном предмете и вблизи рассмотреть его.

– Вы упоминали о новых темах, представленных в экспозиции. Расскажите об этом подробнее.

– Таких тем много….Расскажу об одной: тема развития города. Она представлена гравюрами: вид Казани в первой половине XVIII века, вид на 1867 год, вид 80-х годов, планы города. По этим документам можно судить, как менялись границы, как город развивался. Показываем предметы, характеризующие быт горожан: стеклянную посуду, медные изделия, табакерки и т.д.

Есть темы, которые являются знаковыми, которые требуют представления в экспозиции, как, например, национальная история татарского народа. Не так много костюмов сохранилось в наших фондах, а материал должен быть очень зрелищным. Мы ввели в экспозицию научную реконструкцию костюма служилого татарина, сделанную по рисунку XVIII века. В ее создании принимали участие этнографы, мастера кожевенного дела, опытные портные. На основании подлинника дворянского костюма XVIII века, который находится в достаточно ветхом состоянии, тоже была сделана научная реконструкция.

– Можете ли вы назвать экспонаты, которые особенно ценны или уникальны?

Трудно что-то выделить. О каждом предмете можно много говорить, каждый из них таит в себе историю. Есть у нас небольшая ажурная тарелочка с изображением иволги. Это одно из первых изделий Российского Императорского завода. Таких ажурных тарелочек с изображением иволги всего было выпущено 12. Привлекает внимание уникальная коллекция замков XVIII века. Я уже не говорю о знаменитой карете…. В экспозиции будет представлен уникальный список Корана XVIII века. Бесценных экспонатов очень много, могу сказать, что все они бесценные. Особенность Национального музея именно в том, что практически все экспонаты представлены в подлинниках. Национальный музей – это национальное достояние республики.

– Новая экспозиция детище музея и всех его сотрудников. Не хочется ли «поругать ребенка»?

– Наверно, я скажу от имени всей творческой группы, всех, кто был задействован. Мы так давно мечтали об экспозиции, хотели, чтоб она была действительно очень хорошая. В нее вложено огромное количество душевных сил, творчества, средств, нам кажется, что она получилась удачной. Причем она получилась на столичном уровне, уровне, который соответствует статусу музея. Мне не стыдно за нее.

Может быть, у нас какие-то темы не представлены, но лишь потому, что пока готов только фрагмент экспозиции. Слева и справа имеются два пустующих пролета, они должны очень логично встроиться в этот раздел, и тогда рассказ о прошлом будет полнее. Может, наша экспозиция не всем понравится, может быть, скажут, что в ней не все темы раскрыты. Но, повторюсь, надо понять отличие музея как учреждения от научного издания: всю историю музей представляет через подлинные вещи.

Очень много событий происходило в тот период, но их невозможно представить в силу отсутствия экспонатов. Зачем нам делать копии, когда у нас очень много подлинников, которые лежат в фондах и недоступны посетителю? Более того, работа продолжается, мы понимаем, что в экспозиции надо представить как можно больше информации. Кажется, что за стенами музея ведется тихая музейная жизнь. На самом деле он гудит, как муравейник.

Лилия ТУХВАТУЛЛИНА

Фото Ильи ШАЛМАНА

"Казанские истории", №5-6, 2005 год

Читайте в "Казанских историях":

Гостиный двор: история длиной в четыре века

От хранилища редкостей до Национального музея

Об истории – «скромно» и «нескромно»

Татарстан – дом для всех народов

   

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить