Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Октябрь 2024 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1897 – На улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана) появились первые уличные электрические фонари

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Фестиваль всколыхнул город

Идея проведения оперных фестивалей, посвященных Федору Шаляпину, воз­никла в 1981 году (более подробно — Сезон паломничества в оперу).

Создалась инициативная группа, куда вошли главный режиссер театра имени М. Джалиля Н. Даутов, главный дирижер театра В.Ку­ценко, заведующий музеем театра Ф.Саллави, заведующая литературной частью Р. Такташ и доцент Казанской консерватории Г. Кантор.

Известный музыковед, доцент Казанской консерватории Георгий Кантор в номере газеты «Казанские ведомости»  от 9 февраля  1993 года вспоминал, как все начиналось.

Еще за 8 лет до этого, в феврале 1973 года, по моей инициативе театр впервые провел большой вечер-концерт к 100-ле­тию со дня рождения великого певца. В концерте приняли участие ведущие соли­сты театра и оркестр (дирижер — глав­ный дирижер оперного театра Ю. Кочнев). Собственно, тогда зародился и прообраз будущих Шаляпинских чтений.

В казан­ском Доме актера выступили О. Мартыно­ва (музей имени Бахрушина), профессор Института мировой литературы Б. Бялик из Москвы. Центральным событием этого ве­чера стало выступление дочери Шаляпина Ирины Федоровны. Она подарила музею Горького, где уже тогда имелась «комната Шаляпина», несколько ценных экспона­тов. Казанцы впервые увидели докумен­тальную киноленту, снятую сыном Шаля­пина Федором Федоровичем в конце 20-х годов. Фильм воспроизводил эпизоды встречи певца с Рахманиновым, Горьким, Коровиным.

В 1982 году состоялся первый фести­валь имени Шаляпина, который, по мысли Нияза Даутова, должен был не только привлечь внимание публики к имени великого пев­ца, но и укрепить творческое положение театра, усилить интерес к классическому репертуару, а самое главное — заложить традиции привлечения на сцену ведущих певцов СССР. В далекой перспективе воз­никала и мысль о конкурсе молодых пев­цов в рамках фестиваля. Мы с Ф. Саллави развили идею Шаля­пинских чтений, опираясь на поддержку музея Горького, на его немалые фонды.

Вначале театр старался включать в Ша­ляпинскую неделю лишь оперы из репер­туара великого артиста, их в творческом багаже театра оказалось тогда пять: «Фа­уст», «Князь Игорь», «Севильский ци­рюльник», «Русалка», «Евгений Онегин». Некоторые спектакли шли дважды, проходил заключительный концерт участни­ков. В дальнейшем репертуар был расши­рен как «шаляпинскими» операми («Бо­рис Годунов», «Алеко», «Демон»), так и другими спектаклями.

В иные годы в программу включались и балеты, но с организацией во второй по­ловине 80-х специального балетного фес­тиваля от этой идеи отказались.

1984 год. Тамара Синявская (слева направо),  Владимир Васильев, Зиля Сунгатуллина и Нияз Даутов после спектакля "Кармен". Фото Владимира Зотова

Фестивали буквально всколыхнули оперную жизнь города. Зал театра стал иным, в нем никогда не оставалось свобод­ных мест. Люди, которые практически никогда не бывали в театре, зачастили в оперу ради встреч с известными артиста­ми. Достать билет на спектакли фестиваля стало трудно, они раскупались за месяц вперед. Случилось невиданное: вдалеке от театра спрашивали лишние билеты.

Такой «оперомании» не было за все года суще­ствования театра оперы и балета. Давно шедшие на сцене и порядком обветшав­шие «Русалка», «Севильский цирюль­ник», «Борис Годунов» благодаря вводу приезжих исполнителей засветились но­выми красками. Некоторые спектакли шли с участием одних лишь гостей, вно­сивших, разумеется, свои индивидуальные трактовки в хорошо известные казанцам партии. Подтянулся оркестр, по-иному за­пел хор (хормейстеры  Н. Джураева и И. Рахимуллин). Старые спектакли заметно помо­лодели.

Казанская публика за несколько лет фестиваля имела возможность увидеть и услышать весь цвет советской вокальной школы. Около двадцати народных арти­стов СССР из театров Москвы, Ленингра­да, Улан-Уде, Риги, Таллинна и других городов предстали перед казанскими лю­бителями оперы. Это басы А. Ведерников, К. Базарсадаев, А. Морозов, А. Эйзен, Н. Охотников, Б. Минжилкнев, В. Гринчен­ко; меццо-сопрано Т. Синявская, И. Архи­пова, Л. Филатова, И. Богачева,  баритоны Л. Сметанников, Ю. Мазурок; сопрано Т. Шогдайбаева. А. Кааль, М. Бнешу и дру­гие.

 1992 год. «Мессия». Дирижер Брайен Давенпорт (США)

Слушательская планка была поднята очень высоко.

География фестиваля чрезвычайно ши­рока. Кроме Москвы, были представлены все волжские оперные города, Урал, союз­ные и автономные столицы, наконец, за­рубежные оперные центры: Вена, Белград. Оркестром театра дирижировали Е. Лацанич ((Львов), М. Кукуш­кин (Ленинград), иностранцы Г. Кюр (Австрия), Б. Давенпорт (США).

Фестивали не просто наполнили театр новой публикой. Каким-то образом полу­чилось, что и без фестиваля в театр стало интересно ходить: посмотреть в обычные вечера сезона те спектакли, о которых так много писала пресса в фестивальные дни. Несомненно, для будущих историков теат­ра просмотр, изучение казанской прессы «шаляпинских» дней представит огром­ный интерес.

Газеты «Вечерняя Казань», «Советская Тата­рия», а с 1992 года «Казанские ведомости» уделяли особое внимание этому событию. Рецензирова­лись практически все спектакли, отмеча­лись яркие гастролеры, появились инте­ресные интервью; казанские музыковеда, театроведы, журналисты были постоянны­ми посетителями всех фестивальных спек­таклей. Оперный форум в значительной степени поднял уровень казанской музыкально-театральной публицистики.   

Солист театра имени Джалиля Юрий Борисенко в роли Гремина. Опера "Евгений Онегин" 

Наконец, в рамках фестивалей сфор­мировались уникальные но широте тема­тики, по географии выступавших ежегод­ные Шаляпинские чтения.  Уже с 1993 года вырисовываются их при­оритетные темы: фонды Шаляпина в му­зеях России; шаляпинские традиции в ре­жиссуре; Шаляпин и русские певцы его времени; Казань времен Шаляпина; новое в изучении биографии певца.

В рамках фестиваля образовались и набирают силы конкурсы, смотры, различ­ные концертные представления. Это есте­ственно, ведь многие молодые, еще не очень именитые певцы не могли быть сразу включены в спектакли. Некоторым из них была предоставлена возможность выступить в сборных концертах, а такие известные мастера, как JI. Сметанников, исполняли сольные программы.

Народный артист СССР Булат Минжилкиев

В 50-летнюю годовщину смерти Шаля­пина вне рамок фестиваля был дан «Парад бесов» (1988), вызвавший большой инте­рес.   .

Наконец, в 1992 году состоялся специ­альный конкурс имени Шаляпина, бук­вально всколыхнувший как публику, так и специалистов (председателем жюри была Ирина Архипова).

Одиннадцатилетняя жизнь ставших международными Шаляпинских фестива­лей глубоко преобразила оперную и кон­цертную жизнь Казани, приковала к нем внимание музыкального мира, а театр имени М. Джалиля обрел второе дыхание и успешно решает свои творческие задачи.