Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Фестиваль всколыхнул город
- Георгий Кантор
- 01 февраля 2024 года
Идея проведения оперных фестивалей, посвященных Федору Шаляпину, возникла в 1981 году (более подробно — Сезон паломничества в оперу).
Создалась инициативная группа, куда вошли главный режиссер театра имени М. Джалиля Н. Даутов, главный дирижер театра В.Куценко, заведующий музеем театра Ф.Саллави, заведующая литературной частью Р. Такташ и доцент Казанской консерватории Г. Кантор.
Известный музыковед, доцент Казанской консерватории Георгий Кантор в номере газеты «Казанские ведомости» от 9 февраля 1993 года вспоминал, как все начиналось.
Еще за 8 лет до этого, в феврале 1973 года, по моей инициативе театр впервые провел большой вечер-концерт к 100-летию со дня рождения великого певца. В концерте приняли участие ведущие солисты театра и оркестр (дирижер — главный дирижер оперного театра Ю. Кочнев). Собственно, тогда зародился и прообраз будущих Шаляпинских чтений.
В казанском Доме актера выступили О. Мартынова (музей имени Бахрушина), профессор Института мировой литературы Б. Бялик из Москвы. Центральным событием этого вечера стало выступление дочери Шаляпина Ирины Федоровны. Она подарила музею Горького, где уже тогда имелась «комната Шаляпина», несколько ценных экспонатов. Казанцы впервые увидели документальную киноленту, снятую сыном Шаляпина Федором Федоровичем в конце 20-х годов. Фильм воспроизводил эпизоды встречи певца с Рахманиновым, Горьким, Коровиным.
В 1982 году состоялся первый фестиваль имени Шаляпина, который, по мысли Нияза Даутова, должен был не только привлечь внимание публики к имени великого певца, но и укрепить творческое положение театра, усилить интерес к классическому репертуару, а самое главное — заложить традиции привлечения на сцену ведущих певцов СССР. В далекой перспективе возникала и мысль о конкурсе молодых певцов в рамках фестиваля. Мы с Ф. Саллави развили идею Шаляпинских чтений, опираясь на поддержку музея Горького, на его немалые фонды.
Вначале театр старался включать в Шаляпинскую неделю лишь оперы из репертуара великого артиста, их в творческом багаже театра оказалось тогда пять: «Фауст», «Князь Игорь», «Севильский цирюльник», «Русалка», «Евгений Онегин». Некоторые спектакли шли дважды, проходил заключительный концерт участников. В дальнейшем репертуар был расширен как «шаляпинскими» операми («Борис Годунов», «Алеко», «Демон»), так и другими спектаклями.
В иные годы в программу включались и балеты, но с организацией во второй половине 80-х специального балетного фестиваля от этой идеи отказались.
1984 год. Тамара Синявская (слева направо), Владимир Васильев, Зиля Сунгатуллина и Нияз Даутов после спектакля "Кармен". Фото Владимира Зотова
Фестивали буквально всколыхнули оперную жизнь города. Зал театра стал иным, в нем никогда не оставалось свободных мест. Люди, которые практически никогда не бывали в театре, зачастили в оперу ради встреч с известными артистами. Достать билет на спектакли фестиваля стало трудно, они раскупались за месяц вперед. Случилось невиданное: вдалеке от театра спрашивали лишние билеты.
Такой «оперомании» не было за все года существования театра оперы и балета. Давно шедшие на сцене и порядком обветшавшие «Русалка», «Севильский цирюльник», «Борис Годунов» благодаря вводу приезжих исполнителей засветились новыми красками. Некоторые спектакли шли с участием одних лишь гостей, вносивших, разумеется, свои индивидуальные трактовки в хорошо известные казанцам партии. Подтянулся оркестр, по-иному запел хор (хормейстеры Н. Джураева и И. Рахимуллин). Старые спектакли заметно помолодели.
Казанская публика за несколько лет фестиваля имела возможность увидеть и услышать весь цвет советской вокальной школы. Около двадцати народных артистов СССР из театров Москвы, Ленинграда, Улан-Уде, Риги, Таллинна и других городов предстали перед казанскими любителями оперы. Это басы А. Ведерников, К. Базарсадаев, А. Морозов, А. Эйзен, Н. Охотников, Б. Минжилкнев, В. Гринченко; меццо-сопрано Т. Синявская, И. Архипова, Л. Филатова, И. Богачева, баритоны Л. Сметанников, Ю. Мазурок; сопрано Т. Шогдайбаева. А. Кааль, М. Бнешу и другие.
1992 год. «Мессия». Дирижер Брайен Давенпорт (США)
Слушательская планка была поднята очень высоко.
География фестиваля чрезвычайно широка. Кроме Москвы, были представлены все волжские оперные города, Урал, союзные и автономные столицы, наконец, зарубежные оперные центры: Вена, Белград. Оркестром театра дирижировали Е. Лацанич ((Львов), М. Кукушкин (Ленинград), иностранцы Г. Кюр (Австрия), Б. Давенпорт (США).
Фестивали не просто наполнили театр новой публикой. Каким-то образом получилось, что и без фестиваля в театр стало интересно ходить: посмотреть в обычные вечера сезона те спектакли, о которых так много писала пресса в фестивальные дни. Несомненно, для будущих историков театра просмотр, изучение казанской прессы «шаляпинских» дней представит огромный интерес.
Газеты «Вечерняя Казань», «Советская Татария», а с 1992 года «Казанские ведомости» уделяли особое внимание этому событию. Рецензировались практически все спектакли, отмечались яркие гастролеры, появились интересные интервью; казанские музыковеда, театроведы, журналисты были постоянными посетителями всех фестивальных спектаклей. Оперный форум в значительной степени поднял уровень казанской музыкально-театральной публицистики.
Солист театра имени Джалиля Юрий Борисенко в роли Гремина. Опера "Евгений Онегин"
Наконец, в рамках фестивалей сформировались уникальные но широте тематики, по географии выступавших ежегодные Шаляпинские чтения. Уже с 1993 года вырисовываются их приоритетные темы: фонды Шаляпина в музеях России; шаляпинские традиции в режиссуре; Шаляпин и русские певцы его времени; Казань времен Шаляпина; новое в изучении биографии певца.
В рамках фестиваля образовались и набирают силы конкурсы, смотры, различные концертные представления. Это естественно, ведь многие молодые, еще не очень именитые певцы не могли быть сразу включены в спектакли. Некоторым из них была предоставлена возможность выступить в сборных концертах, а такие известные мастера, как JI. Сметанников, исполняли сольные программы.
Народный артист СССР Булат Минжилкиев
В 50-летнюю годовщину смерти Шаляпина вне рамок фестиваля был дан «Парад бесов» (1988), вызвавший большой интерес. .
Наконец, в 1992 году состоялся специальный конкурс имени Шаляпина, буквально всколыхнувший как публику, так и специалистов (председателем жюри была Ирина Архипова).
Одиннадцатилетняя жизнь ставших международными Шаляпинских фестивалей глубоко преобразила оперную и концертную жизнь Казани, приковала к нем внимание музыкального мира, а театр имени М. Джалиля обрел второе дыхание и успешно решает свои творческие задачи.