Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Август 2025 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
  • 1926 – Вышел первый номер журнала «Азат хатын» – органа отдела по работе среди работниц и крестьянок ЦК и Татарского обкома ВКП(б)

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Персоны — одна семья из еврейской общины Казани

На четвертой аллее Арского кладбища был похоронен Абрам Залманович Персон, успешный казанский купец и общественный деятель еврейской общины начала XX века.

Его могила долгие годы считалась утерянной. Обнаружить ее местоположение помог случай. Пытаясь найти информацию о Бенционе Хаиме Зильбере, отце знаменитого израильского проповедника, я нашла в сети воспоминания о казанском периоде жизни его сына Ицхака Зильбера, духовного руководителя русских евреев, искавших счастья на земле обетованной. И узнала от него, что в 1944 году он похоронил отца, Бенциона Хаима Зильбера, казанского раввина с 1917 года, в узком пространстве между двумя могилами: раввина общины и резника (человек, который резал скот для общины) Гершона Менделевича Кассиля, умершего в 1890 году (кстати, это дед писателя Льва Кассиля), и Абрама Залмановича Персона, председателя Хозяйственного правления Казанского еврейского молитвенного дома. Точной даты его смерти нет, последние сведения, которыми располагает семья, относятся к 1919 году.  

В это время я уже была знакома с правнуком А.З. Персона — мы познакомились в 2018 году, когда они с Феликсом Нухимовичем Маркманом решили издать что-то наподобие энциклопедии казанских евреев и пригласили меня быть ее литературным редактором. Среди рукописей, которые передал мне Лев Георгиевич Персон для книги, был очерк о его прадеде — Абраме Залмановиче Персоне, который сегодня предлагаю вашему вниманию.

Лев Георгиевич был очень огорчен, что могила прадеда утеряна. Предполагал, что погребли его на еврейском участке в конце 4-й аллеи, где позднее, в 1910 году, похоронили его деда — врача Моисея Абрамовича Персона, выпускника медицинского факультета Императорского Казанского университета 1902 года. 10 марта тот скончался от сыпного тифа — заразился от пациента.

Книга не состоялась. Сначала уважительная причина была у меня, потом мои деловые партнеры отказались от своей затеи, скорее всего, потому, что уже не было средств для этого. Но материалы для нее остались, и время от времени некоторые публикации появляются в «Казанских историях».

Лев Георгиевич очень обрадовался моему сообщению о том, что могила его прадеда нашлась. Хотя на самом деле определить, где она была точно, трудно. Найти могилу помогло знакомство с Анатолием Майданчиком, у которого на 4-й аллее похоронен отец — Михаил Лейбович.

Он и сообщил мне, что неподалеку от его могилы погребен Бенцион Хаим Зильбер. И показал это место, немало удивив меня.

Я увидела невысокую пристройку к неизвестному кирпичному зданию, которое уже давно вызывало у меня вопросы. Некоторые краеведы определяли его как еврейскую часовню для прощания с умершими. Хотя хорошо сохранившееся сооружение слишком мало для этого.

Скорее всего, это был склеп над могилой. Такой чести на кладбище обычно удостаиваются особо уважаемые члены еврейской общины, щедрые благотворители. Прадед Льва Георгиевича вполне такой характеристике соответствовал.

Старые евреи вспоминали, что склепов тут было два. От второго, который был слева, осталась куча битых кирпичей. Если раввина Зильбера захоронили между равой Кассилем и купцом Персоном, то уцелевшее сооружение  вполне может быть местом упокоения кого-то из них. Кого конкретно, без эксгумации теперь не определить.

Как я узнала от Аркадия Дмитриевича Плискина, председателя правления Региональной общественной организации «Еврейская национально-культурная автономия Республики Татарстан», еврейская община намерена облагородить это место как общую могилу трех известных казанских евреев.  

Любовь Агеева, главный редактор «Казанских историй»,

заместитель председателя Экспертного совета

по памятным захоронениям РТ

 ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ

Всегда трудно начинать. Особенно о том, чего не видел, не участвовал. Для того, чтобы понять почему я пишу этот очерк, несколько слов о себе (это очень по-еврейски).

Я родился в Казани за полгода до начала Великой Отечественной войны. Отец, Георгий Моисеевич Персон, был призван 26 июня 1941 года и прошел всю войну механиком-водителем самоходной артиллерийской установки. Был награжден медалью «За отвагу». К счастью, вернулся живым. Из детских впечатлений запомнилось его появление нашей квартире в октябре 1945 года...

Георгий Моисеевич Персон (21.03.1907 — 21.02.1964) и его жена, Нина Федоровна Полянская (22.03.1909 — 06.06.1976)

Военное и послевоенное время не было легким, но мы воспринимали его как должное. Мы не знали другого, да и все вокруг жили так же. Всё было предопределено — школа, пионерия, комсомол, институт, работа. В этом советском прошлом как-то не было места далеким, как тогда казалось, предкам, тем более, если они были, мягко говоря, не пролетарского происхождения. Да и национальность для нас не имела существенного значения, за исключением бытового антисемитизма, с которым приходилось сталкиваться, и не всегда безболезненно. Конечно, дома слышал несвязанные разговоры о чем-то древнем, дореволюционном, но всё это проходило мимо.

В середине 80-х годов прошлого века в Казани приобрел известность ансамбль «Симха» под руководством скрипача Леонида Сонца. Считалось очень престижным его участие в различных торжественных и частных мероприятиях. С Лёней мы были знакомы и раньше, но после этого наше знакомство стало более тесным. От него я услышал о планах возрождения еврейской общины Казани, о попытках вернуть молельный дом на улице Профсоюзной еврейской общине. И здесь всплыла фамилия Персона как одного из главных действующих лиц при постройке этого культового для евреев здания в 1910-1913 годах прошлого века.

Нельзя сказать, что это как-то сильно меня заинтересовало. Я не был готов окунуться в далекое прошлое. После трудных и длительных переговоров в 1996 года здание Дома учителя было передано, уже официально, возрожденной еврейской общине. Его состояние было весьма плачевным, и потребовались значительные средства и силы для восстановления. Лёня Сонц и другие активные члены общины приложили огромные усилия для сбора материальных средств и организации капитальной перестройки здания.

В процессе реставрации было решено организовать небольшой музей истории еврейской общины Казани. Ко мне обратились с предложением передать в музей какие-либо материалы о семье моего прадеда. Кроме нескольких фотографий, к сожалению, ничего в наличии не было.

В 2017 году мне позвонил незнакомый мужчина. Представился — Борис Аронзон  — и предложил встретиться. При встрече рассказал, что занимается сбором материалов для книги о евреях города Казани и предложил принять участие и этом проекте. Предполагалось собрать воспоминания об ушедших и современных людях еврейской национальности, достойных памяти потомков. Из дореволюционных фамилий одной из наиболее известных была фамилия Персон.

Борис дал мне информацию о материалах в республиканском Национальном архиве и познакомил с порядком работы в этом учреждении. Мне, действительно, захотелось узнать хотя бы что-то о своем прадеде. Когда я начал знакомиться с дореволюционным архивом, неожиданно обнаружил массу интереснейших документов, которые и послужили основой для дальнейшего изложения.

Всё, что касается непосредственно моих предков, неразрывно связано с общей историей еврейской общины города Казани. Из архивных материалов известно о появлении евреев в Казани после учреждения здесь в 1832 году батальона кантонистов, который являлся одновременно и воинской частью, и учебным заведением. Еврейские дети, учившиеся в нем, после достижения 17-ти лет переводились в действующие воинские части Казанского гарнизона и вместе с немногочисленными евреями, ставшими солдатами в зрелом возрасте, составляли основу формирующейся еврейской общины. В соответствие с законодательством солдаты-евреи, у которых заканчивался срок службы, могли селиться только в тех городах, в которых проходили службу.

В 1847 году казанская иудейская община получила определенное юридическое оформление. К этому времени число евреев достигло несколько десятков. Все они являлись либо солдатами, либо вышедшими в отставку воинскими чинами. Других евреев в Казани быть не могло, так как законы Российской империи строго запрещали их поселение вне черты оседлости.

В своде военных постановлений (ч.III. кн.1. стр.384), в частности, отмечалось: «Там, где нет ни синагоги, ни раввина, там начальство дозволяет им собираться для молитвы в указанном месте под наблюдением одного надежного товарища, избранного ими для исполнения должности раввина. Место для их собрания назначается начальством».

К 1865 году число евреев — солдат и отставников — превысило 300 человек. А во второй половине 1860-х годов община стала быстро расти. Это было обусловлено двумя законодательными актами, позволившими значительному количеству российских евреев проживать вне черты оседлости. Первый нормативный акт — Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 18 июня 1865 года, дозволял это квалифицированным ремесленникам по определенному списку специальностей. Второй — закон 1867 года, который позволял отставным солдатам поселяться в любом месте Российской империи. Кроме того, повсеместно могли проживать евреи, получившие высшее образование, купцы первой гильдии и их приказчики.   

На 1883 год в Казани насчитывалось уже 176 еврейских семей (без учета солдат срочной службы). В их числе немногочисленные, но играющие заметную роль в жизни общины предприниматели и несколько человек с высшим образованием. Это были купцы Ф.И. Аврах, Ш.Н. Авербах, С.Л Венецианов, А.И. Ратнер, Б.Х. Шлюпер, А.М. Славенский, А.Л. Клячкин (его сын Григорий позже стал известным казанским ученым-медиком), Л.В. Шкловский, врачи Л.М. Мандельштам, Е.М. Игельсон, адвокат М.Н. Струзер, известный землемер  М.К. Бурлянд.

К этому времени относится и прибытие в Казань сына санкт-петербургского купца Персона Абрама-Неуха Залмановича. Произошло это в 1877 году. Ему было тогда 24 года.

Почему Казань? Для этого было несколько причин. При отсутствии в то время развитой системы железных дорог одним из основных путей сообщения были водные пути и реки. Волга была главной среди них в европейской части России. По реке осуществлялось пассажирское и грузовое движение, а также шел сплав основного строительного материала — леса.

Среди волжских городов выделялись два — Нижний Новгород и Казань. Казань была губернским городом с развитой деловой и культурной жизнью. Наличие университета позволяло получить высшее образование даже при наличии пяти процентов нормы для евреев. И главное, здесь уже проживал старший брат — Вульф Персон, купец 1-й гильдии.

Энергичный молодой человек с молодой женой Рахилью (брак был заключен в августе 1876 г. в городе Динабурге (Двинск, Даугавпилс), младенцем — сыном Давидом (1877 г.р.) и его младшей сестрой Бейлой (18 лет) имел разрешение на проживание от Санкт-Петербургской купеческой управы. Губернские власти осуществляли жесткий контроль за проживающими в Казани и окрестностях евреями. Ежегодно составлялись списки, как тогда писалось — людей иудейского вероисповедания, с указанием оснований для нахождения вне зоны черты оседлости. При малейших отклонениях от разрешающих условий евреи немедленно принудительно выселялись по месту проживания, как правило, в черте оседлости.

Как следует из этих переписей, Персон Абрам Залманович имел домашнее образование. Отец, Залман Персон, купец 1-й гильдии, проживал в Санкт-Петербурге с 1859 года. В графе «занятие» у Абрама Залмановича указывается — лесоторговля. В собственности — лесопильная, расположенная на Булаке (приблизительно на месте современного цирка). Названы важные даты в жизни семьи — появление детей: 1878 год — сын Моисей, 1879 — сын Мейлах (Михаил), 1881 — дочь Берта, 1883 — дочь Любовь, 1885 — дочь Ева.

В это время приобретается вторая лесопильня, строится кирпичный завод, осуществляются строительные и конные подряды, ведется хлебная торговля. В декабре 1893 года оформляется Торговый дом «Братья В. и А. Персон». Это была набиравшая тогда популярность в России форма ведения предпринимательской деятельности. Торговый дом Персонов быстро становится одной из самых успешных строительных компаний Казани.

В 1889 году особая комиссия Министерства образования Российской империи приняла решение открыть в Казани учебное заведение, готовящее техников, — Объединенное промышленное училище. Первый камень будущего учебного корпуса был заложен 12 июня 1896 года. Контракт на строительство был заключен с Торговым домом «Братья В. и А. Персон».

Одно из учебных зданий Казанского национального исследовательского технологического университета

В январе 1894 года умирает старший брат — Вульф Залманович Персон. Единоличным главой Торгового дома становится Абрам Персон. На него ложатся все обязанности и расходы по обеспечению работы фирмы и содержанию семьи брата. В августе 1895 года Абрам Залманович Персон переходит в Казанское купеческое сословие по 1-й гильдии.

В середине 1870-х годов внутри еврейской религиозной общины Казани назрел конфликт между её большинством, представленным бывшими и действующими военнослужащими и вновь прибывшими, гражданскими, соплеменниками, в число которых входили, как уже отмечалось, люди состоятельные и образованные. Вторая группа считала уровень религиозного отправления чрезвычайно низким и предлагала выделиться в самостоятельную общину с аттестованным раввином.

Учитывая, что казенная дотация еврейской общины проходила по военной линии и любые изменения статуса неизбежно вызывали ее прекращение и затяжные бюрократические процедуры, на общем собрании большинство общины (отставные солдаты) проголосовали против нововведений. Произошел неформальный раскол общины, который просуществовал до 1889 года, когда ее юридический статус изменился. Связано это было с отказом военного ведомства финансировать содержание молельного дома.

Теперь, в соответствии с законодательством Российской империи о молельных домах евреев за пределами черты оседлости, во главе общины должны были стоять выбранный общественный раввин и члены хозяйственного правления молельного дома. Все они избирались на 3 года и утверждались губернатором Казанской губернии.

К 1889 году евреев иудейского вероисповедания в Казани насчитывалось уже 1121 душа мужского и 851 душа женского пола. В архивных документах Казанского Губернского Правления (сохранена орфография документа — Ред.) имеется «Постановление» от 28 июня 1897 года, направленное в Казанскую Городскую Управу об учреждении в Казани еврейского общественного раввина и избрании Хозяйственного Правления еврейской молельни: «Об этом 1-е отделение Губернского Правления имеет честь уведомить Городскую Управу для сведения».

Постановлением Губернского правления от 24 июня 1897 года были утверждены на трехлетие: инженер-механик Эдуард Львов Тицнер — раввином города Казани, потомственный почетный гражданин Арон Ратнер, казанские купцы Неох Циммерлинг, Абрам Персон, Хонен Кроль, юрбурский мещанин Арон Левин — членами Хозяйственного правления, коллежский секретарь Марк Бурлянд и московский 1-й гильдии купец Берк Шлюпер — кандидатами в члены правления.

К этому времени относятся первые попытки получить разрешение на строительство синагоги как духовного центра религиозной жизни еврейской общины. На все обращения были получены отрицательные ответы со ссылкой на законодательство Российской империи и Высочайший Указ от 17 апреля 1905 года: «Вне черты еврейской оседлости предусматривается лишь устройство молелен, но не сооружение синагог, возведение коих согласно 1302 ст. того же Устава, допускается лишь в черте оседлости».

Председателем Хозяйственного правления еврейской общины с 1901 года был А.З. Персон. Вся переписка шла за его подписью.

Еврейский молельный дом с Хозяйственным правлением вплоть до 1912 года размещался в одном из флигелей домовладения Е.С. Смоленцева на Малой Проломной улице (ныне Профсоюзная). В октябре 1912 года общество арендовало помещение в двухэтажном каменном доме Е.Л. Тихомирновой на этой же улице, доставшемся ей по закладной от купца Ф.Л. Беленкова,

Учитывая, что новое здание удовлетворяло всем требованиям Строительного Устава и всем запросам еврейской общины, казанские евреи обратились к министру внутренних дел с просьбой разрешить выкупить здание в собственность общины. 10 ноября 1912 года получили ответ за №10591 из министерства, где сообщалось, что оно не возражает против сделки между общинной и Е.Л. Тихомирновой. 21декабря 1912 года Губернское правление дало разрешение на приобретение этого дома. Сумма сделки составила 26 639 рублей 35 копеек.

В марте 1913 года архитектором Андреевым был сделан проект молельного дома, утвержденный строительным отделением Губернского правления и переданный известному строительному подрядчику — А.3. Персону, председателю правления.

Проект предусматривал использование уже существующего двухэтажного каменного дома с последующей надстройкой его третьим каменным этажом и пристройкой к нему кирпичного объема молельного зала со стороны двора. Когда весной 1913 года приступили к строительным работам, выяснилось, что при составлении проекта не были учтены существенные особенности строения. Так, под фасадной частью полностью отсутствовал фундамент, что делало невозможным устройство третьего этажа. Да и всё здание было подвержено значительным деформациям. Задняя подпорная каменная стена участка, предохраняющая от сползания горы смежного участка, оказалась выпученной и в верхней части настолько нависала, что не было гарантии безопасности производства работ.

Всё это потребовало существенной корректировки проекта и соответственно удорожания сметы. Были полностью разобраны стены дома и после укрепления фундамента возведены заново, подпорная стена была выпрямлена и усилена до трехкратной толщины.

Все работы велись под непосредственным контролем и при участии Хозяйственного правления общины во главе с председателем А.3. Персоном, товарищем председателя Н.Н. Циммерлингом, членами М.М. Глинкиным, А.Г. Цимхесом, И.Е. Рохманом, И.Б. Бутом, С.М. Левиным, М. Рухманом.

Несмотря на то, что за ходом строительства наблюдали губернский инженер и губернский архитектор, 13 февраля 1914 года от лица губернатора казанский полицмейстер приостановил постройку здания, поскольку она не соответствовала данному на нее разрешению.

11 марта 1914 года от имени Хозяйственного правления Казанского еврейского молитвенного дома его председатель А.3. Персон обратился с прошением к казанскому губернатору. Вот выдержки из этого документа:

«Устройство собственного Молитвенного Дома, благоустроенного, составляет давнишнюю мечту Казанской Еврейской Общины, состоящей главным образом из ремесленников и потомков так называемых Николаевских солдат, среди которых особенно сильно развиты религиозныя начала и стремление воспитать в религиозном духе и своих детей. Разделяются эти настроения и остальной частью еврейского общества г.Казани, принадлежащего преимущественно к среднему купеческому классу. Но материальная недостаточность значительной части членов Казанской  Еврейской Общины не давала возможности в течении долгого времени осуществить эту заветную мечту и лишь путем долгих усилий оказалось возможным приступить к осуществлению этой задачи нашей только в настоящем году».

Далее подробно описывались все трудности, возникшие непосредственно в ходе работ и приведшие к изменениям в первоначальном строительном проекте. И в заключение:

«Принимая во внимание всё изложенное мы позволим себе обратить внимание Вашего Превосходительства, что при всех этих вынужденных отступлениях от плана о заинтересованности Еврейской Общины не может быть и речи, так как, перерасходовав несколько тысяч рублей, Община в результате этих отступлений получила лишь только то помещение, которое всецело соответствует разрешенному плану.

В виду изложенного Хозяйственное Правление от имени всей Казанской Еврейской Общины имеет честь всепокорнейше просить ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО войти в то безысходное положение, в котором сейчас очутилась Еврейская Община и не отказать в разрешении приступить к работам для окончания постройки Молитвенного Дома, чем осуществиться давно лелеянная мечта Казанской Еврейской Общины иметь возможность молиться им самим и их детям в собственном благоустроенном Молитвенном Доме, для каковой цели Общиной затрачены так много материальных средств, энергии и труда».

Письмо подписали председатель Хозяйственного правления  А.3. Персон, общественный раввин Э.Л. Тицнер, секретарь Владимир Тицнер.

Письмо возымело действие, и работы было разрешено продолжить. Сколько сил и средств стоило строительство еврейской общине, архивные документы умалчивают. Из них видно, что все работы выполнялись на средства еврейской общины. Всего на постройку было затрачено 83 827 рублей (примерно 67 061 600 руб. в ценах 2017 г.). Источниками средств стали: накопления Хозяйственного правления в сумме 13 000 рублей, единовременные пожертвования — 34 000, продажа мест в молельном зале — 34 000, аренда мест в молельном зале — 1 023 рублей.

В опубликованных отчетах особо отмечались усилия при организации строительных работ, роль в успешном завершении строительства А.З.  Персона, Э.Л. Тицнера, А.Г. Соколовского

Всего в сохранившихся списках евреев, пожертвовавших свои средства на постройку молитвенного дома, более 400 фамилий. Вносили от нескольких рублей до нескольких сотен и более. Это была, как говорилось в более позднее время, поистине всенародная (всееврейская) стройка. В архиве сохранилось обращение членов Правления со словами «искренней сердечной благодарности» всем «жертвователям, всем принесшим свою лепту на это вечное дело, всем потрудившимся при создании храма».

12 марта 1915 года состоялось открытие синагоги, о чем полицейское управление известило Губернское правление.

Казанская еврейская община на всем протяжении существования поддерживала лояльные отношения с местными властями. Одной из основных причин этого было то, что община всегда придерживалась традиционного, умеренно ортодоксального направления иудаизма, избегая различных радикальных движений и направлений.

По еврейским традициям, помощь нуждающимся есть дело благое и необходимое. Казанская община не была исключением. В архиве хранится «Дело о проведении среди Казанских евреев сбора денежных пожертвований в пользу их единоверцев, пострадавших от неурожая на юге России. 1900- 1901 г.». Среди фамилий внесших вклад — Персон А.З. В 1908 году создается «Общество пособия бедным евреям г.Казани», которое вплоть до 1917 года оказывало реальную помощь малоимущим евреям.

Из «Справки из дела Казанского Губернского Жандармского Управления»:

«... 19 апреля 1908 г. за №5191 и 31 декабря 1908 г. за №18389 Казанский Губернатор запрашивал сведения о политической благонадежности купца Абрама Залманова Персона, ходатайствовавшего о регистрации Казанского общества пособия бедным евреям. В обоих случаях сообщено было Господину Губернатору 30 апреля 1908 г. за №6486 и 14 января 1909 г. за № 412 о неимении об Абраме Персон неблагоприятных сведений».

Одним из основных меценатов этого Общества был А.З. Персон. Он также основал персональный фонд в 500 рублей для льготного кредитования мелких предпринимателей.

В 1910 году Абраму Залмановичу Персону присваивается звание «Потомственный Почетный Гражданин», что символизировало «исключительную форму выражения признательности и благодарность общества за деятельность на пользу государства, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством».

Во второй половине 1915 и в 1916 году произошел резкий скачок численности евреев в Казани, когда в результате военных действий в России появились сотни тысяч беженцев и принудительно выселяемых евреев из Польши и западных приграничных губерний. Основная забота по размещению и обустройству прибывающих легла на Хозяйственное правление еврейской общины Казани.

Одним из видов предпринимательской деятельности Торгового дома «Братья В. и А. Персон» были конные подряды, по современному — грузовые перевозки. По контракту с Окружным Артиллерийским Управлением производились перевозки боеприпасов между артиллерийскими заводами и железнодорожными станциями и пристанями, а также Уральскими горными заводами.

Необходимо отметить, что данные работы требовали особых условий по оборудованию транспортировочных подвод — усиленной конной тяги и специального состава возчиков. К моменту начала 1-й мировой войны 1914 года этим работам придавалось особое значение.

В той же «Справке из дела Казанского Губернского Жандармского Управления» есть следующая запись: «... 27 июня 1914 года за №7009 Г. Казанский Губернатор запросил о политической благонадежности Абрама Персона на предмет награждения его орденом св. Станислава 3 степени по ходатайству, возбужденному заведывающим Артиллерийской частью Казанского военного округа, на что сношениями от 4 июля 1914 года сообщено о неимении неблагоприятных сведений об Абраме Персон, хотя награждение его означенным орденом является нежелательным потому, что дочь Персон Любовь привлекалась, как личность политически неблагонадежная, к дознанию политического характера».

К середине 1915 года положение Русской Армии на театре военных действий было весьма тяжелым. Одной из причин этого была катастрофическая нехватка артиллерийских снарядов. Страну захлестнула волна шпиономании, основным предметом которой стало еврейское население. И это отразилось на семье А.3. Персона. В донесении Казанского Губернского Жандармского Управления губернатору упоминалась уже не только Любовь Персон, но и ее сестра Ева, брат Моисей. Все они общались с видными деятелями, принадлежащими к партии социал-революционной направленности.

Губернатор отослал это донесение главному начальнику Казанского военного округа, и тот предложил исключить А.З. Персона из числа желающих заключить новый контракт с Артиллерийской частью, и вообще отдать его человеку русской национальности. Другого претендента на этот подряд не оказалось, и, судя по Рапорту казанского полицмейстера от 17 октября 1915 года, работы остались за Торговым домом «А. Персонъ въ Казани». Однако за семьей Абрама Залмановича и служащими его конторы было установлено негласное наблюдение.

Еврейская община составляла весьма малый процент в общей численности населения Казани, но играла заметную роль в деловой жизни города. Достаточно посмотреть на вывески торговых и различных частных заведений в центре города на старинных фотографиях.

На недолгие 14 лет синагога была центром религиозной и общественной жизни Казанской еврейской общины. В 1929 году по представлению НКВД о ее закрытии Президиум ТатЦИКа постановил расторгнуть договор с общиной, закрыть здание и передать его Казгорсовету под культурное учреждение трудящихся евреев. Синагога стала использоваться клубом юных пионеров.

Многие годы в здании синагоги был Дом учителя

И это была не единственная утрата казанских евреев. В 1905 году А.3. Персон купил у купца П.Е. Пермякова трехэтажное каменное здание по улице Покровской  (ныне ул. Карла Маркса, 36). Первый и второй этажи были жилыми, 3-й этаж арендовал Почтово-Телеграфный округ. Это был один из красивейших особняков в центре города. Естественно, что этот дом стал одним из первых объектов, реквизируемых новой властью в 1918 году.

Это здание сегодня принадлежит Национальной библиотеке РТ

В советский период нашей истории в этом здании длительное время размещался Областной комитет ВЛКСМ, затем — техникум связи. В 1991 году здание было передано на баланс Национальной библиотеки РТ. До наших дней особняк дошел без значительных утрат, за исключением парадной двери, парапетного ограждения, водосточных труб и некоторых лепных элементов фасада.

Последняя запись о купце 1-й гильдии Абраме Залмановиче Персоне приведена в «Списке купеческого сословия» на 1 июня 1918 года. На этом известные записи о дореволюционной еврейской общине Казани обрываются.

Вот так на страницах архивных документов я увидел полувековую дореволюционную историю евреев города Казани и то место, которое занимал в ней мой прадед Абрам Залманович Персон.

 Читайте в "Казанских историях" — Место вечного покоя последователей закона Моисея 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить