Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Октябрь 2024 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 2002 – После 12-летнего строительства открыта первая очередь мостового перехода через Каму у села Сорочьи Горы. Общая протяженность конструкции – 14 км

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Место вечного покоя последователей закона Моисея

Могилы евреев можно встретить на разных аллеях Арского кладбища, но более всего их на 4-й аллее, ближе к оврагу, и на католическом участке, слева от главного входа.

Иудейские захоронения на 4-й алее могли появиться середине XIX века, после императорского указа от 26 августа 1827 года о введении рекрутской повинности для людей этой национальности.

Именно тогда в Казани создали батальон кантонистов для детей евреев. Его воспитанники, поселившиеся в городе после окончания службы в царской армии, могли упокоиться здесь первыми. Ясно, что их могил не сохранилось.

Нам точно не известно, был ли у иудеев отдельный участок, как у католиков, лютеран или старообрядцев. Исследователь казанских погостов Евгений Липаков отвечает на этот вопрос утвердительно, однако никаких доказательств в книге «История казанских кладбищ» (Е.В. Липаков Е.В. Афонина. Казань, 2005) не приводится.

Более убедительное свидетельство находим в книге Анатолия Елдашева «Арский православный некрополь». Он приводит цитату из газеты «Казанский биржевой листок» 1875 года:

«На дняхъ намъ привелось быть на еврейскомъ кладбище, расположенномъ на отведенной для него земле въ северо-западной стороне большаго казанскаго кладбища, носящаго названiе «Куртина».

Высокiй заборъ, сделанный из плотно другъ къ другу вбитыхъ толстыхъ кольевъ, съ заостренными верхушками, окружаетъ место вечнаго покоя последователей закона Моисея. Могилы на кладбище расположены правильными рядами, покрыты дерномъ; дорожки между нихъ посыпаны пескомъ.

Смотря на эту новую ограду, воздвигнутую евреями, на это благоустройство и чистоту на еврейском кладбище, грустно становится за наши кладбища, находящiеся въ самомъ плачевномъ виде».

Е. Овсянниковъ

Казанскiй биржевой листокъ. 10 августа 1875 г., № 63.

Однако других подробностей у Анатолия Елдашева, к сожалению, нет. Нет и у Льва Жаржевского, который бы точно их нашел, поскольку долго и тщательно работал в архивах. В своей книге «О казанской старине и не только» (Казань, 2019), глава III) он рассказывает о городских кладбищах, но в кратком обзоре («Несколько слов о казанских кладбищах»).  Есть в нем и упоминание об Арском кладбище. Краевед называет первый официальный документ, который удостоверяет его наличие в пригороде Казани план города, составленный в 1766 году архитектором Василием Кафтыревым, пишет об участках для инославных (лютеран, католиков), старообрядцев разных толков и для иноверцев (иудеев).

Это вовсе не значит, что не существовало никаких документов, подтверждающих факт выделения такого участка. Ведь указ императора Павла 1 от 20 февраля 1800 года, согласно которому «для погребения иноверцев кладбища отводятся в городах близ кладбищ, при православных церквах находящихся», касался и лиц иудейского вероисповедания. Но мы знаем, что во время страшного пожара 1815 года количество документов XVIII века в местном архиве сократилось до минимума.

Самые древние еврейские захоронения наверняка находятся на отдаленном участке 4-й аллеи. О его существовании я узнала в конце 80-х годов, когда здесь была захоронена Елизавета Матвеевна Хайрутдинова (урожденная Геллер). Хорошо помню, что ее могила была за руинированным сооружением из красного кирпича, напоминающим входную арку.

В 90-х годах этой арки уже не было. Сегодня начало еврейских захоронений можно узнать только по надписям надгробных памятников. В основном они на идиш.

«Судя по разрухе, царящей здесь, сегодня они никем не посещаются и потихоньку  разрушаются. В начале еврейского участка на этой аллее – не работающая еврейская часовня, которая тоже скоро превратится в руины», ― писала я, рассказывая об Арском кладбище в 2018 году.

О жизни евреев могу судить по одной казанской семье, правда, довольно большой. Наблюдала, как дружны родственники, как крепки семьи, как заботятся в общине о своих предках.  Потому, увидев много поверженных памятников и надгробий с нечитаемыми надписями, была этой картиной поражена.

Четко прочитала лишь несколько старинных надписей, в том числе А.Р. Гуревич. Он скончался в феврале 1916 года.   

Надгробный памятник до сих пор в хорошем состоянии, хотя сделан, если не ошибаюсь, из гранитной крошки. Но были и заброшенные захоронения советского времени.

Объяснение такому святотатству нашла только одно здесь похоронены родственники тех, кто уехал на ПМЖ в другие страны, чаще в Израиль. Но кто-то уже упокоился в земле обетованной, кто-то потерял связь с Казанью и не имел возможности заботиться о родных могилах.

Услуга по благоустройству захоронений и уходу   за ними появилась в ритуальных службах недавно, и заказать ее можно дистанционно, по телефону.

Не так давно снова навестила это место на 4-й аллее, и увидела  перемены. Во-первых, появились свежие захоронения, во-вторых, некоторые старинные могилы приведены в порядок.

Кирпичное сооружение, которое краеведы мне отрекомендовали как часовню, на самом деле оказалась склепом. Есть надежное подтверждение, что на этом месте стояло два склепа. Второй не сохранился, от него слева осталась горка кирпичей. Я вряд ли бы узнала, кто тут похоронен, если бы Анатолий Майданчик, рассказывая мне о казанских евреях у могилы своего деда, старосты еврейской общины Казани Михаила Лейбовича Майданчика, участника Великой Отечественной войны, не сказал, что в неказистой деревянной пристройке к уцелевшему склепу упокоился раввин по фамилии Зильбер.

Фамилия была мне уже известна. Когда мне предложили отредактировать книгу о казанских евреях, Феликс Маркман и Георгий Персон передали для нее серию биографических очерков и список будущих героев книги, где я нашла имена Майданчика и Зильбера.

Поиск биографических подробностей в таких случаях начинаю в интернете. Внука Михаила Майданчика обнаружила быстро, «ВКонтакте». А могила Зильбера нашлась в… Израиле.

Правда, как оказалось, в Казани похоронен не тот, о котором я прочитала массу публикаций в израильском русском интернете, а его отец, Бенцион Хаим Зильбер (Циюни), главный раввин Казани в 1914-1944 годах. 

На днях размещу на сайте историю этой семьи и подробно расскажу и о семье Зильберов, и об их знаменитом сыне, выпускнике КХТИ, духовном отце русскоязычных евреев Израиля. В 2000 году Ицхак Зильбер создал организацию «Толдот Йешурун», занимающуюся религиозным образованием русскоязычного еврейства в Израиле и руководил ее до смерти в 2004 году.

Анатолий Майданчик показал мне не только место захоронения Зильбера-старшего, но и надгробный камень его жены Леи Гиты Шапиро. Она упокоилась тоже на Арском, но в другом месте   на католическом кладбище, на семейном участке Майданчиков. На католическом похоронен и его дед, Михаил Лейбович.

Если бы не людская память, могилы Зильберов затерялись бы во времени, как это довольно часто случается, хотя реально еще существуют. Ведь на надгробии жены Зильбера надписи нет, а у него самого и надгробия нет. Как мне сказали, его могила в пристройке.

Собирая фактический материал об этой семье, я прочитала в сети воспоминания раввина Ицхака   Зильбера, в том числе о казанском периоде его жизни. И нашла в них очень важную подробность. Его отца похоронили между двумя благочестивыми евреями. И знаменитый рав называл их имена: раввин Гершон Менделевич Кассиль и некий Персон.

Приведу цитату из воспоминаний рава Ицхака Зильбера:

«Отец умер в сорок четвертом году. Вместе с еще одним человеком я пошел на кладбище искать место для могилы. Не следует хоронить праведника рядом с тем, кто нарушал законы. Мы искали место рядом с могилой такого человека, кто хоть что-то соблюдал: субботу или кашрут, и не нашли.

Это было большое, плотно заполненное еврейское кладбище. Я знал тех, кто там похоронен. Тот женат на нееврейке, этот коммунист...

Трижды обошли кладбище. Только одно место могло бы подойти отцу узкое пространство между двумя склепами над могилами рава Кассиля (он умер в 1890 г.; кстати, писатель Лев Кассиль - его внук, я писал ему, и он подтвердил это родство) и некоего Персона, о котором говорили, что он был очень знающий, почти как рав, и очень добрый человек. Во время Первой мировой войны он устраивал на работу евреев, попавших в Казань».

Эти вспоминания я прочитала много позднее. А в 2018 году мы с Львом Георгиевичем Персоном искали остатки склепа на могиле его прадеда, Абрама Залмановича Персона, предпринимателя, купца 1-й гильдии, общественного деятеля и благотворителя, потомственного почетного гражданина Казани. Семья долго считала ее утерянной, и вдруг появилась надежда, что хотя бы надгробный камень отыщется, если точно известно, что склеп был недалеко от могилы Майданчика.

Кстати, здесь же захоронение с гранитной пирамидой отца Льва Георгиевича Георгия Моисеевича Персона, участника Великой Отечественной войны.

И вот теперь появилась уверенность о месте захоронения Абрама Залмановича Персона, многолетнего председателя хозяйственного правления казанской еврейской общины. По мнению Аркадия Дмитриевича Плискина, руководителя региональной организации Российского еврейского конгресса, Абрам Залманович захоронен скорее всего в уцелевшем склепе. Это большая радость для Льва Георгиевича и его семьи.

Разрушенный склеп, скорее всего, место упокоения Гершона Менделевича Кассиля, который был одним из казанских раввинов в 1915 году. Кроме того, что он был поневежским мещанином из Ковенской губернии, я о нем ничего не узнала.  Леонид Абрамов обещал связаться с потомками писателя Льва Кассиля...

Недавно мне стало известно, что еврейская община намерена создать в этом месте 4-й аллеи мемориальный участок, восстановив оба склепа и соседние захоронения и поставив надгробный памятник Бенциону Хаиму Зильберу. Аркадий Дмитриевич сказал, что свое содействие ему обещал руководитель городского управления по организации ритуальных услуг Марат Ишкин.

На надгробных памятниках 4-й аллеи много знакомых фамилий. Здесь упокоился знаменитый музыкант, создатель клезмерского ансамбля «Симха» Леонид Сонц (1945-2001). Мимо его могилы не пройти мимо, и не только потому, что она на красной линии.  На мраморной стеле, укрепленной на гранитной основе, изображена скрипка на нотном стане. Та самая скрипка, которую мы видели много лет в руках у Леонида Давидовича, к сожалению, рано ушедшего от нас (Вспоминая Леонида Сонца).  

Недалеко захоронен заслуженный деятель искусств РТ Борис Вольфович Каплун (1937–2003), еще один скрипач, с 1960 года преподаватель Казанской консерватории, которую сам окончил в 1955-м.  

Тот, кто хорошо знает историю Казанского государственного университета, обязательно остановится рядом с тремя надгробными памятниками, на которых одна фамилия. Это семейное захоронение Векслиных: Залман Иделевич, умерший в 1938 году (как удалось выяснить музыкант-капельмейстер, преподаватель музыки, его сыновья Исаак и Носон-Бер, Ревекка Борисовна, жена Носон-Бера,  их сын  Илья.

Как указано на небольшом памятном камне, Векслины: Носон-Бер, Исаак, Илья погибли в 1937-1943. Это так называемый кенотаф, то есть надгробный памятник без могилы.

Кстати, в последнее время кенотафы встречаются на Арском кладбище всё чаще. Это крохотная доля компенсации родным за потерю близкого человека, сгинувшего далеко от дома, место, где можно помолиться, почтить их память.

Профессор Носон-Бер Залманович Векслин, рожденный 11 марта 1897 года, заведующий кафедрой экономической географии, был директором (так тогда называли ректоров) Казанского университета, назначен 14 января 1931 года. А в 1932 году по совместительству стал первым директором нового Казанского авиационного института. 7 мая 1935 года был уволен из университета, в январе 1937 года арестован и приговорен к 10-ти годам лишения свободы. Умер в Заполярье через 5 лет, 17 октября 1942 года, «до конца веря в торжество справедливости», продолжая заниматься своей любимой экономической географией (Носон-Бер Векслин: «Хочу быть оптимистом...»).

Его сын Илья, рожденный в 1923 году, тоже домой не вернулся. Красноармеец Илья Векслин, студент Казанского медицинского института,  отдал жизнь за Родину, похоронен в 1943 году в Воронежской области, город Семилуки.

Исаака Залмановича Векслина, рожденного в 1906 году, постигла та же участь, что и брата. Выпускник КГМИ, он работал ассистентом кафедры социальной гигиены. Был членом ВКП(б) с 1932 года. Его обвинили в троцкистской деятельности и расстреляли 7 августа 1938 года. В 1956 году Исаак Залманович Векслин, как и брат, был реабилитирован.

Кенотаф установила дочь Носон-Бера Залмановича Галина Борисовна. Мы успели с ней пообщаться до ее кончины.

На 4-й аллее захоронены: Ластин Лев Леонидович (16.06.1925  05.03.1998), инженер-технолог, организатор промышленного производства: в 1956-1985 гг. директор Казанского завода искусственных кож, участник Великой Отечественной войны, Фейгин Владимир Аронович (Евелье-Гершевич) (05.01.1947 03.09.2002), актер и руководитель труппы Казанского театра юного зрителями,  народный артист РТ (1991), профессор Шульман Хаим Моисеевич (06.12.1929 07.01.1998), нейрохирург, заслуженный врач ТАССР (1979), профессор Эпштейн Товий Давыдович  (15.12.1895 25.10.1969), гигиенист, доктор медицинских наук (1935), заслуженный деятель науки ТАССР (1945), Милицын Борис Рафаилович (25.07.1931 — 01.09.2019), о котором не могу не сказать особо.

Он родился в еврейской купеческой семье, у которой на 4-й аллее большое семейное захоронение (История России в личной биографии Бориса Милицына).  В 1951 году окончил Казанский электротехникум связи. После окончания учебы занимал должность начальника радиостанции на Чукотке (1951-1954), старшего инженера Управления связи ТАССР (1954-1956), начальника смены Татарского радиоцентра (1956-1963), старшего инженера Института органической и физической химии им. А.Е. Арбузова Казанского филиала Академии наук СССР (1999). Где бы не работал, везде имел большую тягу к изучению истории родного края. Его заинтересованность привела к тому, что он стал участником краеведческих конкурсов, а это привело к углубленному погружению в историю Казани. Он опубликовал более 350 статей и очерков в казанских газетах и журналах, в том числе в газете «Казанские истории», издал  нескольких книг об истории Казани.

В книге «Милициногорье», вышедшей в свет в 2006 году, Борис Рафаилович рассказал о своей родословной, которая начиналась с  Пейсаха Милицына, сына старого кантониста, николаевского солдата, в 1840-1860 годах ставшего видным казанским купцом. «Много «безлошадных» евреев ради получения документа «Вида на жительство» и права на образование детей служили солдатами по 20 лет верой и правдой царю и отечеству», писал Б. Милицын. У торгового дома «Абрам Милицын с сыновьями» были магазины на Большой Проломной, Гостинодворской улицах.

«Абрам Милицын окончил свой жизненный путь 14 августа 1923 года в возрасте 53 лет от инсульта.  Верная спутница Лея пережила мужа на полтора года и умерла от рака в возрасте 57 лет 20 января 1925 года. Даты точные, по фотографиям. Могила деда еще сохранилась на четвертой аллее Арского кладбища, а прах бабушки вместе с камнями ушел в овраг. Ограды обеих могил были очень красивые из витых цепей на невысоких металлических  столбиках. Всё стало достоянием кладбищенских вандалов», ― еще одна цитата из главы «Откуда есть, пошел наш Род».

Из большой родни Бориса Рафаиловича меня особо интересовал его отец, виолончелист Рафаил Абрамович Милицын (1903 ― 12.02.1976).  Он, имея профессиональное музыкальное образование, играл в первом казанском симфоническом оркестре республиканского Радиокомитета, которым руководил А.А. Литвинов, был и музыкантом оркестра Олега Лундстрема. В составе музыкальных ансамблей играл в кинотеатрах перед сеансами и  и в театрах оперы и балета, драматическом и ТЮЗе.

Кстати, Александр Александрович Литвинов (Александр Литвинов, дирижер, педагог, скрипач) тоже захоронен на Арском кладбище, на Хохряковской тропе, которая начинается от центральной аллеи, недалеко от церкви.

Это семейное захоронение. Вместе с А.А. Литвиновым захоронены: его жена Елизавета Митрофановна Литвинова (1864-1923), их  дочери: Любовь Александровна Покровская (1890-1947), выпускница Петербургской консерватории, арфистка в оркестре Мариинского театра; Вера Александровна Литвинова (1899-1967), выпускница Казанского музыкального училища, долгие годы преподававшая в музыкальных школах Казани, внуки:  Эльза Борисовна Литвинова, заслуженный деятель искусств РТ, известная пианистка и педагог (1929-2014), и Глеб Борисович Покровский, радиофизик, кандидат физико-математических наук (1925-2005).

«Профессор КФУ Климовицкий Евгений Наумович» написано на надгробной стеле (1947-2010). Мы были знакомы. Он был доктором химических наук, защитив диссертацию в 1989 году, работал в НИХИ имени А.М. Бутлерова. Однако многие казанцы, читавшие в то время газету «Вечерняя Казань», знали его как активного внештатного автора, по сути, почти штатного спортивного репортера. Захоронение находится на пересечении с 4-й поперечной тропой, слева по направлению к 1-й аллее.

Могил на еврейском участке 4-й аллее очень много, но в список исторических захоронений попадают только те, кто имеет большие заслуги перед государством и обществом.

На Арском кладбище есть еще одно место, где можно увидеть много иудейских захоронений, это католический участок. Время его образования известно точно: постоянный католический приход в Казани появился в 1835 году. Участок был отгорожен деревянной решеткой между каменными столбами. Распланирован в 1881 году, когда были устроены дорожки, удобные подходы к могилам, посажены молодые клены. Ежегодно община выделяла специальные средства для ухода за кладбищем. Ограда ремонтировалась, старые деревья укреплялись кольями, могилы ежегодно чистились, дорожки посыпались песком.

Католический участок болеет теми же болезнями, как всё Арское кладбище захоронения в основном хаотичные. Хотя несколько аллей, идущих от дорожки вдоль основной ограды кладбища, угадываются.

На участок можно зайти с двух сторон: через калитку у центрального входа и со стороны офисного здания, в котором находятся службы управления по организации ритуальных услуг и МУП «Ритуал». От этого входа к бывшей католической каплице из красного кирпича ведет асфальтированная дорожка.

Хоронили на католическом участке в основном поляков, а их до революции жило в Казани много (Католический некрополь). Здесь были похоронены выдающиеся ученые своего времени, работавшие в Императорском Казанском университете: Ромуальд Осипович Блажеевский (1849-1916), профессор кафедры чистой математики (1849-1896);  Иосиф Федорович Готвальд (1813-1898), ученый-арабист; Иван Михайлович Догель, (1830-1916), ученый-фармаколог, профессор; Франц Осипович Елачич, профессор по кафедре хирургии (умер в 1888); профессор астрономии Мариан Альбертович Ковальский (1821-1884); профессор классической филологии Николай Вячеславович Крушевский (1851-1887). Ни одна из могил не сохранилась.

В книге Е. Липакова и Е. Афониной названы несколько известных казанцев, захороненных на еврейском кладбище, чьи могилы тоже утеряны. В том числе Симановский Залман Арьевич (ум. 1881). отставной солдат, кузнец. в 1845-1878 гг. был первым казанским раввином, и Тицнер Эдгар Львович (ум. 1914, инженер, много лет был общественным раввином иудейского молельного дома.  

Одну могилу из этого списка я нашла за приметным склепом профессора Николая Андреевича Виноградова на 2-й пешеходной аллее. Это скромное захоронение профессора Казанской духовной академии, доктора церковной истории Терновского Сергея Алексеевича (08.08.1847, Москва - 04.02.1916, Казань).

Сегодня католический участок порой называют еврейским, и это соответствует истине, поскольку там в разные годы было захоронено много представителей этой национальности.   Не знаю, когда этот участок претерпел такую трансформацию. Возможно, способствовали этому польские евреи, которых в Казани было много. Но, скорее всего, это случилось позднее, в 20-30-х годах прошлого столетия, когда казанцев хоронили без учета их национальности.

Особое место среди еврейских могил католического участка занимают три захоронения.  Много знаменитых советских ученых из Москвы и Ленинграда оказались в Казани в годы Великой Отечественной войны в эвакуации. Они приезжали с родителями и семьями. И некоторые тут остались навечно. Мы не знаем всех имен, поскольку, как утверждают руководители ритуальной службы города, журналов учета того времени не сохранилось.

На католическом участке упокоились: российский физикохимик, член-корреспондент Академии наук СССР Адольф Иосифович Рабинович, историк-медиевист, профессор, академик АН СССР Дмитрий Моисеевич Петрушевский и математик, историк воздухоплавания, профессор   Михаил Людвигович Франк.

Не так давно познакомилась с его внуком профессором, физиком Александром Ильичем Франком (Казань в биографии семьи Франков). Он привез в Казань новый надгробный памятник на могилу своего деда. Тот приехал с семьей в Казань с эшелоном Физико-технического института. К весне 1942 года очень ослаб из-за суровых условий жизни и 9 сентября 1942 года скончался от обострения туберкулеза.

Будете на четвертой аллее, найдите могилу Бориса Наумовича Зельдовича (она недалеко от захоронения Леонида Сонца), поклонитесь ему. Он приехал к нам из Ленинграда во время войны вместе со своим сыном, уже тогда известным ученым. Яков Зельдович ―крупнейший физик-теоретик с мировым именем, академик РАН, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, один из создателей советской научной школы горения, детонации и ударных волн, автор фундаментальных трудов по ядерной физике, физике элементарных частиц, современной релятивистской космологии. Вместе с сыном, который работал тогда в Институте химической физики АН СССР, он был эвакуирован в Казань из Ленинграда. По воспоминаниям внуков, в это время Борис Наумович был уже болен, 17 ноября 1943 года скончался ― и остался в Казани навечно (Борис Зельдович: благодарность через десятилетия).

Назову еще несколько захоронений известных казанских евреев на католическом участке.

Сигал Мойше Зельманович, более известный как Михаил Семёнович (1920-1990)  доктор медицинских наук, профессор, основатель казанской хирургической школы онкологов. С 1967 по 1990 год заведовал кафедрой хирургии и онкологии №2 Казанского медицинского института. Долгие годы возглавлял Общество онкологов Татарстана. Его могила недалеко от бывшей католической каплицы.

Недалеко от брата, ближе к входу на Арское кладбище,  Иосиф Зельманович Сигал, профессор кафедры фтизиатрии КГМУ, заслуженный врач РТ (1923-2001).

Семья Ратнеров отдала медицине более 200 лет. На католическом участке похоронен Александр Юрьевич Ратнер (1934-1994), заслуженный деятель науки РТ и РФ, детский невропатолог, который оставил после себя всемирно известные научные исследования, детскую клинику в Советском районе Казани, десятки учеников, которых он учил в Казанском ГИДУВе (Ратнер Александр Юрьевич, врач, ученый, педагог).

Александр Юрьевич Ратнер и его ученики создали новое направление в детской неврологии, связанное с родовыми повреждениями центральной нервной системы, разработали пути профилактики, предложили оригинальные методики лечения. В 2004 году по случаю 70-летия учёного городской детской клинической больнице №8 было присвоено имя профессора А.Ю. Ратнера.

На семейном захоронении он рядом с матерью – Евой Александровной Ратнер (1907-1978), невропатологом, и отцом – Юрием Александровичем Ратнером, хирургом, одним из основателей казанской школы онкологов (1895-1972). 50 лет Юрий Александрович оперировал в городской больнице №5. Был главным хирургом госпиталей Поволжья, а после войны основал в Казани первые кафедры онкологии и проктологии.

Известный казанский теоретик музыкального искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984) Яков Моисеевич Гиршман похоронен в 1990 году на 10-й аллее, рядом с женой Софьей Затуловской. Пережил ее всего на год. В разные годы он заведовал кафедрами истории музыки, теории музыки и музыковедения. Занимался исследованиями в области теории пентатоники, писал о творчестве Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова и других татарских композиторов.

Недавно на этой алле был похоронен известный ученый-историк Алтер Львович Литвин (18.12.1931  06.03.2023), доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки ТАССР и РФ. Долгие годы мы звали его Алексеем Львовичем. Среди его научных исследований особое место занимали работы по истории гражданской войны в Поволжье.

В списке исторических захоронений люди самых разных профессий, более всего ученых и медиков. На первой аллее упокоились: Аксянцев Моисей (Мовша-Янкель) Израилевич (01.09.1897 -  10.01.1965), патофизиолог, доктор медицинских наук, профессора, замнаркома здравоохранения и ректор ГИДУВа;  Лепские, оба знаменитые в свое время медики, доктора наук – Ефим Моисеевич, педиатр, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (кто из старожилов Казани не знает Лепскую детскую больницу?!), и его жена Ревекка Израилевна, заслуженный деятель науки ТАССР, с 1930 по 1952 год – заведующая кафедрой внутренних болезней  Казанского ГИДУВа.

Старожилы знают и Клячкинскую больницу, хотя в этом здании уже давно не больница, а Министерство здравоохранения РТ.  Клячкин Григорий (Гирш-Давид) Абрамович ― основатель Казанской научной школы фтизиатров. До революции  у профессора  Клячкина была    большая частная  клиника. Именно здесь была организована первая в Казани бесплатная «Скорая помощь». Он был знатоком физиотерапии,  её методы широко применялись в его клинике. Видимо, не случайно в начале 1913 года именно к Г.А. Клячкину пришли за помощью друзья тяжело больного татарского поэта Габдуллы Тукая.

Очень часто на могиле Григория Наумовича Вульфсона (22.04.192 Новосибирск  04.11.2002, Казань) бывают его ученики (Его имя останется в истории России). Их у него много. Под его руководством защищено 2 докторских и 39 кандидатских диссертаций. Но навещают своего Учителя не только они. Профессора Вульфсона помнят все, кто бывал на его лекциях.

Григорий Наумович был одним из создателей мемориальной зоны в Казанском университете, мемориальных музеев И.И. Шишкина в Елабуге, В.И. Ленина в Кокушкино и в Казани.  В конце 1980-х годов он выступил с инициативой издания биобиблиографического словаря преподавателей и воспитанников Казанского университета.

Летом 2002 года вышел в свет первый из трех томов. А всего их три. Результатов своего труда он уже не увидел. Для меня сегодня этот трехтомник  незаменимый источник информации о Казанском университете за многие десятилетия его существования.

Не могу не назвать захоронение Исаака Борисовича Брена (29.05.1917 – 24.08.2006). Его могила на второй аллее. Я знала его как известного спортивного организатора, много лет отдавшего обществу «Динамо». В 1966 году его назначили директором детской спортивной школы №3 (школы фехтования), ученицей которой была легендарная фехтовальщица Ольга Вощакина.

О том, что у него была еще одна фамилия, узнала только сейчас. Как и о том, что он был на войне. Правда, недолго. Финскую, по сути, не увидел. Когда в составе своего подразделения был переброшен в район Карельского перешейка с боевой задачей взять укрепленный район неподалеку от Хельсинки, финны сдались без боя. А в самом начале Великой Отечественной попал в окружение возле станции Жабинка, неподалеку от Брест-Литовска, узнал, что такое концлагерь (видел два), из плена все-таки сбежал, после второй попытки.

Вот тогда и звали его не Исааком Бреном. Судьба евреев в то время нам известна. Спас его земляк, правда, ценой собственной смерти: «Меня тогда звали Борис Аксенов, так было написано и в военном билете, и в медальоне. Боря был очень известным казанским боксером, его фамилию я и взял, чтобы уберечься от нацистского эшафота».

Не так давно могилу режиссера и общественно-культурного деятеля, заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР (1946) и ТАССР (1953) Литвинова (Гуревич) Льва Марковича (10.04(29.03).1899 -  21.03.1963) на центральной аллее навестили артисты Национального театра имени Янки Купалы из Беларуси, которые приезжали в Казань на гастроли. Оказывается, они не знали, где похоронен Литвинов, который возглавлял их театр (в то время он назывался Первый Белорусский драматический) в 1932-1937 и 1943-1948 годах. Режиссером Казанского драматического театра имени Качалова Литвинов работал с 1950 по 1962 год. 

Рядом с отцом и матерью Эммой Ефимовной Дрейзиной, актрисой (1904–1952), в 2000 году похоронили Игоря Львовича Литвинова (род. 18.08.1928), языковеда,  кандидата педагогических наук (1967), доцента (1969), долгие годы заведовавшего кафедрой иностранных языков Казанского ветеринарного института.

В 90-е годы, когда появилась возможность для широкого распространения двуязычия, он разработал методику обучения татарскому языку как иностранному, которая гарантировала быстрое и успешное освоение второго языка. К сожалению, она не стала массовой, и в результате со временем пришлось признать, что двуязычия, по сути, в Казани нет до сих пор, хотя многие годы татарский язык учили во всех школах.

Семейное захоронение семьи Феликсонов. В 2016 году здесь упокоился мой коллега заслуженный работник культуры РТ Феликс Феликсон, известный среди спортсменов и деятелей культуры внештатный корреспондент "Вечерней Казани" 

Если будете входить на кладбище с южной калитки, то увидите там захоронение Шулутко Лазаря Ильича 24(11).06.1897 02.12.1971), знаменитого травматолога-ортопеда, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача РСФСР, заслуженного деятеля науки ТАССР и РСФСР (1970); Шнеппа Владимира Борисович (17.06.1924  ―21.03.1997),доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РФ, 28 лет возглавлявшего Специальное конструкторское бюро по компрессоростроению (с 1985  НИИтурбокомпрессор); двух рентгенологов, профессоров и докторов медицинских наук с одной фамилией: Гольдштейна Дмитрия Ефимовича (08.11.1897 - 06.03.1967), заслуженного врача ТАССР  и Гольдштейна Моисея Исааковича (05.01.1894 - 01.09. 1974, заслуженного деятеля науки ТАССР. 

Стоит сказать, что на Арском кладбище много людей, о судьбах которых стоит рассказать отдельно, чтобы их помнили не только близкие и друзья.  

Около 600 казанцев иудейского вероисповедания похоронены в Самосырово. Но исследователи казанских некрополей туда еще не дошли.

Благодаря проекту «ЛеДор ваДор», организаторы которого в 2007 году задумали каталогизацию всех  еврейских захоронений в России и странах бывшего Советского Союза, по этому  адресу http://toldot.ru/urava/cemetery/?show_result=1&country=165&city=%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C&cemetery=6&curPos=10 можно найти в интернете место любого еврейского захоронения, обладая минимальной информацией. Дистанционно можно заказать  услуги по благоустройству захоронений.

Сейчас в базе проекта размещена информация о более чем 110 тысячах захоронений на 44 кладбищах в 27 городах России, что составляет около 73% сведений о могилах в указанных регионах. В базе есть краткие сведения о месте захоронения и фото надгробного памятника.  Например, база 4-й аллеи Арского кладбища насчитывает более двух тысяч захоронений.

Скоро в Казани появится новое еврейское кладбище, которое строится за счет городского бюджета. Расходы на проект по плану – 50 млн. рублей. Под новое иудейское вероисповедальное кладбище выделен участок почти в 10 гектаров. Начало захоронений планировалось на 2016 год, однако, по сведениям главного раввина Казани и Татарстана Ицхака Горелика, который дал интервью информационному агентству «Татар-информ», полное обустройство территории пока не завершено. 

Согласно Порядка деятельности вероисповедальных кладбищ, утвержденного Исполкомом Казани в феврале 2015 года, новое еврейское кладбище будет поделено на два участка — для евреев и неевреев по Галахе (евреев по отцу). Расстояние между ними должно быть не менее пяти метров. Дата смерти на надгробном памятнике может быть указана по еврейскому календарю. 

Согласно еврейской традиции, кладбище как священное место никогда не может быть потревожено. Тем не менее вандалы чаще всего посещают именно еврейские могилы. Поэтому на новом еврейском кладбище будет охрана.

Еврейские захоронения — это не просто кладбище, это особое место, святое место, куда евреи приходят перед праздниками Рош-а-Шан и Йом-Кипур, а кто-то ­– каждое воскресенье. Вообще-то по традиции достаточно навещать могилы предков раз в год, в день погребения.

 

Об истории еврейской общины Казани читайте в «Казанских историях»  - Евреи в Казани – история в 190 лет

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить