Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Евреи в Казани – история в 190 лет
- 05 июля 2022 года
Евреи появились в Казани в конце XIX века. Как это было? Расскажем, используя публикации казанских краеведов.
Казанские евреи не знали, что такое – черта оседлости
Несмотря на существование в VIII-X веках в Нижнем Поволжье Хазарского каганата – уникального тюрко-еврейского симбиоза – и подчинение ему Волжской Булгарии, свидетельств пребывания евреев на территории нашего края в это время нет. Однако это не позволяет нам исключать того, что в дальнейшем могут быть обнаружены источники, подтверждающие более ранее присутствие евреев в нашем регионе.
Евреи в Казани появились в 1897 году, после указа императора Николая I о введении рекрутской повинности для евреев. Действие этого указа было распространено на мальчиков, начиная с 12-летнего возраста, которых отправляли в школы кантонистов, чаще всего далеко от родных мест, где их учили ремеслу, пригодному в армии. Был такой батальон и в Казани.
Из архивных материалов известно, что он появился в 1832 году. Батальон являлся одновременно и воинской частью, и учебным заведением. После достижения 17 лет кантонисты переводились в действующие воинские части Казанского гарнизона и должны были отслужить в царской армии 25 лет.
Бывшие кантонисты после увольнения со службы могли жить только в Казани. Так что других евреев быть не могло, так как законы Российской империи строго запрещали им жить вне черты оседлости.
Большая часть из бывших кантонистов была крещена — архив духовной консистории Казанской епархии содержит множество дел о крещении кантонистов. Но были и твердые в вере отцов, остававшиеся иудеями.
«Именно с этого времени, то есть рубежа 1820-1830-х гг., — пишет казанский историк Игорь Алексеев, — следует вести отсчет существования в Казани так называемой постоянной еврейской диаспоры».
При Александре II после расформирования батальонов кантонистов, а также в связи с общим курсом либеральных реформ у евреев появилась возможность поселяться за пределами черты оседлости. Здесь сыграли большую роль два правовых акта: Высочайше утвержденное решение Государственного Совета от 18 июня 1865 года, расширившего права евреев из числа квалифицированных ремесленников (по определенному списку специальностей), и закон 1867 года, по которому отставным солдатам разрешалось жить в любом месте Российской империи.
К 1865 году в Казани число солдат-евреев, действующих и отставных, превысило 300 человек. В это время в городе стали появляться евреи, занимавшиеся разрешенными для них видами деятельности: купцы, аптекари, врачи. Присутствие «еврейского элемента» стало вполне заметным. Например, с середины XIX века частные предприятия, связанные с аптечным делом, принадлежали в основном евреям.
О численности еврейской общины в XIX веке сведения самые разные. В одном из них указывается, что на 1883 год в городе насчитывалось 176 еврейских семей (без учета солдат срочной службы). В их числе немногочисленные, но играющие заметную роль в жизни общины представители предпринимательского сословия, причем несколько человек уже с высшим образованием. Это купцы Ф.И. Аврах, Ш.Н. Авербах, С.Л Венецианов, А.И. Ратнер, Б.Х. Шлюпер, А.М. Славенский, А.Л. Клячкин (его сын Григорий позже стал известным казанским ученым-медиком), Л.В. Шкловский, врачи Л.М. Мандельштам, Е.М. Игельсон, адвокат М.Н. Струзер, известный землемер М.К. Бурлянд.
Кто жил в Казани в конце XIX века
По данным первой всеобщей переписи населения 1897 года иудеев насчитывалось 1558 человек (или 0,1 проц. от всего населения Казанской губернии). Православных евреев-кантонистов было 996 человек.
По другим сведениям, в 1893 году в Казанской губернии проживало 2807 евреев, из которых 440 — православные, 2367 — иудеи.
Игорь Алексеев утверждает, что в 1899 году в Казани жили 1972 еврея иудейского вероисповедания (1121 мужчин и 851 женщина) и 472 еврея православного вероисповедания (252 мужчины и 220 женщин), причем православные были бывшими кантонистами или их потомками. Подавляющее их число жило в Казани. Но были и те, кто поселился в других городах губернии: в 1884-1885 годах в Чебоксарах было 10 евреев, в Чистополе — 8, в Лаишеве — 6, в Козьмодемьянске — 5, в Тетюшах — 1 еврей.
Лев Жаржевский в своем очерке о еврейской общине Казани назвал имена евреев, занимавшихся предпринимательством. Он перечислил торговые дома и товарищества:
Торговый дом «Вигдорчик, Гольдман и Вебер под фирмою «Кожа».
ТД «Волжско-Камской шапочной мануфактуры» (производство и торговля меховыми, шубными, шапочными и тулупными изделиями). Учредители: выпускник юрфака Казанского университета Александр Гиршевич Пригожин (распорядитель) и могилевский мещанин Исак Аронович Вол.
ТД «Волосова С. И Ко» (мануфактурная торговля). Учредитель: темниковская мещанка Сара Давыдовна Волосова.
ТД «Гавенский Б.Г., Витгенштейн И.Ш. и Ко» (кожевенное производство).
Торгово-промышленное товарищество «Гликин М.М. и братья» (торговля, выделка и разработка на всех рынках России и за границей всякого рода кож, шерсти, конского волоса и других товаров).
ТД «Гольдберг Братья и Ко» (покупка и выработка кож на собственном кожевенном заводе и мастерских и торговля выработанных изделий).
ТД «Голицер И.Я. и Ко» (производство и торговля кожевенных изделий, выделка кож на заводе, расположенном в Адмиралтейской слободе).
ТД «Товарищество Гутман» (торговля стеклянными изделиями, хрусталем, лампами, фабрика металлических изделий в д. Гутмана на Левой набережной Булака).
ТД «Косман Л.С. и сын в Казани» (кожевенная торговля).
«Товарищество строительных работ братьев Магид» (подряды на железной дороге и другие строительные работы, поставка материалов и товаров).
ТД «Мариенштраус и Вульфсон в Казани» (яичная торговля).
ТД «Братья А. и В. Персон в Казани» (лесная торговля, эксплуатация лесопильного завода).
ТД «Г. Розенберг и Ко». («эксплуатация театрального помещения на Большой Проломной улице в доме Меркулова»).
ТД «М. Розенцвейг, Шмулевич и Ко» (торговля готовым платьем и мануфактурными товарами).
ТД «Братья И. и Я. Шерешевские» (торговля галантерейным товаром).
ТД «А.П. Милицын с сыновьями» (торговля обувью, головными уборами, дорожными вещами).
ТД «Р.А. Печатников с сыном» (торговля готовым платьем).
Полноты ради Л. Жаржевский включил в список предприятие с владельцами караимского происхождения: ТД «А.Мичри и Эзра Эгиз». Этот торговый дом был основан в Казани в 1876 году. Купцы Абрам Юфузович Мичри и Эзра Исаакович Эгиз имели сеть табачных магазинов в обеих столицах, в Одессе. Они были владельцами табачной фабрики в Киеве.
В городе было много заведений, принадлежавших евреям. Их рекламу можно найти в адресно-справочных книгах того времени.
В Казани жили ювелиры, часовщики, слесаря, портные, фотографы, типографы, аптекарские служащие. В самом конце XIX века стали появляться присяжные поверенные, врачи, дантисты, акушерки.
Крещеные евреи порой занимали довольно значительные должности. Например, Лев Борисович Мандельштам стал губернским врачебным инспектором в Казани. Кстати, он состоял в родстве с отцом поэта О.Э. Мандельштама. А его сын Михаил, окончивший юрфак Казанского университета, стал весьма известным присяжным поверенным.
Казанские (да и не только казанские) евреи охотно брали строительные подряды и проявляли в этом деле примеры расторопности. Далеко не все знают, что на строительстве Пассажа в Казани сделал себе имя подрядчик инженер М. Брук. Ему же вместе с Л. Бабицким обязан город стремительному возведению Каргопольских казарм (на этом месте сейчас городок танкового училища).
Еще одно сооружение, построенное при участии М. Брука, — это железнодорожная насыпь так называемого Южного подхода с мостами у Архангельского кладбища и на улице Павлюхина.
Собственного молельного дома евреи не имели, и богослужения проводились в арендованных помещениях. По законам того времени, вне черты оседлости строительство синагог запрещалось, допускалось лишь возведение молитвенных домов, и то с большими ограничениями.
В середине 1870-х годов внутри еврейской религиозной общины Казани назрел конфликт между её большинством, представленным бывшими и действующими военнослужащими, и их гражданскими соплеменниками, в число которых входили люди состоятельные и образованные. Они посчитали уровень религиозного отправления в Казани чрезвычайно низким и выразили намерение выделиться в самостоятельную общину со своим раввином.
Учитывая, что официальное оформление и казенная дотация еврейской общины проходили по военной линии и любые изменения статуса неизбежно вызывали прекращение дотации и затяжную бюрократическую процедуру переоформления, на общем собрании большинство общины, в основном отставные солдаты, проголосовали против нововведений.
Община росла, но официально ее как бы не было: все документы о гражданском состоянии (браках, разводах, рождении и смерти) приходилось выправлять у московского или екатеринбургского казенного раввина, а это было неудобно.
18 марта 1897 года евреи получили разрешение устроить «молитвенный дом с хозяйственным при нём правлением». После регистрации общины в помещении Казанской городской думы был избран и утвержден в должности губернатором казанский казенный раввин, которому были выданы метрические книги, избраны также члены хозяйственного правления.
Юридический статус общины в 1889 году изменился. Перемена была связана с отказом военного ведомства и дальше финансировать еврейский молельный дом. Теперь, в соответствии с законодательством Российской империи, во главе общины должны были стоять выбранный общественный раввин и хозяйственное правление молельного дома. Все они избирались на 3 года и утверждались Казанским губернатором.
В Национальном архиве РТ сохранились документы, отражающие регистрацию общины. Первым официальным главой общины – казенным общественным раввином — был избран агент Александровского сахарного товарищества инженер-механик Эдуард Тицнер. Первым председателем хозяйственного правления стал Арон Израилевич Ратнер, которого вскоре сменил купец-лесоторговец Абрам Залманович Персон, занимавший эту должность до 1917 года. Большую роль в общине играл Наум Циммерлинг, казначей и староста молельного дома.
К 1890 году евреев иудейского вероисповедания в Казани было: 1121 душа мужского пола и 851 – женского.
Казанский историк М. Пинегин в книге «Казань в ее прошлом и настоящем» (1890) упоминал две иудейские молельни в городе: первая — молельня ашкинази в доме Ульянова на Булаке; вторая — молельня хасидов в доме Садовского на Московской улице. Выборным духовным раввином в это время был Гершон Менделевич Кассиль, дед писателя Льва Кассиля.
Община в начале XX века
В начале ХХ века в Российской империи стала развиваться благотворительность, которая особенно связана с именами таких крупных меценатов, как Третьяков и Морозов. В Казани состоятельные евреи в 1909 году организовали Общество вспомоществования бедным евреям, которое занималось удовлетворением заявлений просителей о выдаче денежных ссуд на лечение, поездку, обучение, уплату долгов за квартиру, оказанием бесплатной медицинской и юридической помощи, организацией бесплатного кошерного питания и др. Возглавлял эту организацию, просуществовавшую до 1913 года, казанский нотариус Александр Гедеонович Бат.
Благодаря Обществу беднейшие слои еврейского населения Казани смогли получить материальную и духовную поддержку, а сама идея взаимопомощи в условиях национальной дискриминации евреев России в начале ХХ века, ставшая целью этой благотворительной организации, способствовала консолидации диаспоры в Казани, сглаживанию социальных различий между евреями и появлению чувства защищенности и заботы со стороны собратьев по крови и вере.
Серьезным испытанием для евреев стали события первой российской революции 1905-1907 годов. Казань была одним из крупных городов, где было много революционно настроенных людей среди студентов университета и ветеринарного института, а также рабочих с предприятий Заречья.
Крупное столкновение между полицией и толпой, собравшейся у университета и двинувшейся на митинг к кремлю, произошло 16 октября. Горожане требовали сокращения рабочего дня и повышения заработной платы. У Воскресенского собора (на его месте сейчас здание химфака) на демонстрантов неожиданно налетели казаки и конная полиция. Разгоняя демонстрантов, они пустили в ход нагайки.
С утра 17 октября, в день обнародования царского Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», к главному зданию университета со всех концов города снова стали собираться люди. Около четырех часов дня казаки безо всякого предупреждения дали залп по митингующим. Вызванная губернатором П.Ф. Хомутовым рота Свияжского батальона открыла огонь у Александровского пассажа. Было убито и ранено свыше сорока человек. Всюду патрулировали казаки, разгоняя скопление народа.
19 октября началось разоружение полиции и городовых. Появились первые отряды народной милиции. В ночь на 20 октября была создана городская коммуна — первый орган революционной власти в Казани. Хозяином города стал революционный народ.
Днем в сопровождении двадцатитысячной демонстрации прошли похороны жертв кровавой бойни 17 октября. Шествие в сторону Арского кладбища растянулось по всей Грузинской улице (ныне ул. Карла Маркса).
Революционные настроения спровоцировали выступление монархистов. Тысячная толпа с портретами государя и хоругвями двинулась по казанским улицам. Подняли голову черные силы — черносотенцы устроили погромы в магазинах и частных домах евреев по центральным улицам — Воскресенской (Кремлевской), Рыбнорядской (Пушкина), Университетской, Большой Проломной.
В молитвенном доме, который квартировал тогда в доме купца Е.М. Смоленцева на улице Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзная), разбили стекла, разгромили имущество, людей били дубинками. Как утверждают некоторые источники, в ходе казанской смуты, продолжавшейся десять дней октября, было убито и покалечено около полусотни человек.
От молитвенных домов к синагоге
Старую молельню после погрома привели в порядок. Но в 1912 году появилась новая беда: дом Смоленцев был куплен казной для строительства госбанка. Встал вопрос о новом помещении. Возникла идея создания собственного молитвенного дома. В 1903 году был приобретен пустующий участок в районе нынешнего Центрального рынка, который отвечал требованиям статьи 150 Строительного устава, в соответствии с которой еврейские молитвенные дома должны находиться на расстоянии не менее 100 саженей (сажень — 2,13 м) от церквей и быть похожими на обычные жилые дома.
Губернское правление утвердило проект не сразу. Часть участка к этому времени была уже продана, и осуществить проект оказалось невозможно. Община начала искать другое место.
Поступило предложение приобрести для строительства участок Тихомирнова (ранее купца Беленкова), расположенный в 12-м квартале улицы Малой Проломной. Он был расположен на нижней террасе квартала. В марте 1913 года в губернское правление были представлены все строительные документы для переустройства существующего на этом участке здания.
Когда приступили к строительным работам, выяснилось, что при составлении проекта не были учтены существенные особенности строения. Так, под фасадной частью полностью отсутствовал фундамент, что делало невозможным устройство третьего этажа, а само здание было подвержено значительным деформациям. Задняя подпорная каменная стена участка, предохраняющая от сползания горы смежного участка, оказалась выпученной и в верхней части нависла так, что не было гарантии безопасности производства работ.
Все это потребовало существенной корректировки проекта и соответственно удорожания сметы. Были полностью разобраны стены дома и после укрепления фундамента возведены заново. Подпорная стена была выпрямлена и усилена до трехкратной толщины.
Все работы велись под непосредственным контролем и при участии хозяйственного правления общины во главе с председателем А.3. Персоном: товарищем председателя (заместителем) Н.Н. Циммерлингом, членами М.М. Глинкиным, А.Г. Цимхесом, И.Е. Рохманом, И.Б. Бутом, С.М. Левиным, М. Рухманом.
Молельный дом — синагогу — строили на средства прихожан и пожертвования. Часть денег на строительство собиралась оригинальным, путем — состоятельные евреи покупали или арендовали постоянные места в молельном зале. На спинках кресел крепились таблички с именем владельца. Еще долго после закрытия синагоги посетители Клуба еврейской культуры читали латунные письмена: Персон, Гликин, Аврех и т. д.
Интересно смотреть списки жертвователей на молитвенный дом: разница в суммах была очень значительной. Правда, некоторые заведомо богатые люди ограничивались скромными суммами. Содержатель трех кинотеатров и основатель Большого драматического театра Гирш Розенберг пожертвовал лишь 100 рублей.
Постройка обошлась вместе с покупкой места и дома в 85000 рублей. 12 февраля 1915 года комиссия, состоящая из членов губернского правления, произвела внешний осмотр здания, а 12 марта состоялось открытие молитвенного дома (синагоги). Он был освящен кантором из Баку Френкелем. Синагогальный хор пропел русский гимн на древнееврейском, и были посланы телеграммы в адрес государя и верховного главнокомандующего.
Освящение состоялось в присутствии приглашенных лиц из состава администрации города и общественных организаций при большом стечении граждан и прихожан.
Заветная мечта казанских евреев исполнилась. На недолгие 14 лет здание стало центром религиозной и общественной жизни общины.
Кстати, еврейская община на всем протяжении своего существования поддерживала лояльные отношения с властью. Одной из основных причин этого было то, что казанские евреи придерживались канонов традиционного, умеренно ортодоксального направления иудаизма, избегая различных радикальных движений и направлений.
С 1915 года раввинами города были Авром-Гирш Хацкелевич Лейкин и Гершон Менделевич Кассиль. В 1917 году главным раввином Казани стал Бенцион Циони, который взял себе фамилию Зильбер (1870 - 1944).
Во второй половине 1915-го и в 1916 году произошел резкий скачок численности евреев в Казани. В результате военных действий в России появились сотни тысяч беженцев и принудительно выселяемых евреев из Польши и западных приграничных губерний. Основная забота по размещению и обустройству прибывающих легла на хозяйственное правление еврейской общины.
Непорядок — «отсутствие заинтересованной массы»
Февральская и Октябрьская революции 1917 года окончательно уравняли в правах евреев. Однако полученное равноправие не означало свободу вероисповедания и избавления от проблем, которые вскоре встали перед евреями теперь уже Татарской АССР.
Сначала всё было хорошо. В 1917-1918 годах в городе издавались еженедельник «Еврейская мысль», газета «Еврейский голос», в 1919-м — журнал «Гашахар».
Работало несколько общественных организацией иудеев: была еврейская секция при комитете РКСМ. В 1917 году была создана студенческая сионистская организация «Кадима», впоследствии ставшая всероссийской. В 1918-1920 годах функционировали отделения сионистской организации «Ге-Хавер» и движения «Поалей Цион». В городе был рабочий клуб имени Бера Борохова, идеолога рабочего сионизма. В 1923-м появились еврейский клуб имени Карла Либкнехта и клуб национальных меньшинств имени И. Сталина. Работали еврейские школа и детский сад.
В 1918 году Союз евреев-воинов Казани организовал дачи и санаторий для больных бывших евреев-военнопленных. В 1926 году в городе проживало 4 164 евреев. В Казани существовали на тот момент синагога и 6 молитвенных домов в частных домах.
К концу 20-х годов в СССР началось притеснение общины. В середине десятилетия был создан Союз воинствующих безбожников (председатель — Емельян Ярославский), который развернул активную антирелигиозную работу. Не без его участия 3 апреля 1929 года была закрыта синагога.
На заседании Президиума ТатЦИКа 27 февраля 1929 года было принято решение закрыть ряд религиозных храмов, среди которых значилась и синагога. Решение по ней Президиум ЦИКа принял 6 апреля 1929 года:
«…учитывая ряд ходатайств общественных организаций и рабочих о закрытии синагоги… договор, заключенный с еврейской религиозной общиной, расторгнуть, синагогу закрыть, а здание передать Казгорсовету под культурные учреждения трудящихся евреев».
В здании синагоги открыли Дом еврейской культуры. В ходе его проверки выяснилось, что среди евреев существует «отсутствие заинтересованной массы в антирелигиозной работе». Здание синагоги отдали под Дом пионеров, потом под Народный театр. В 1940 году по проекту архитектора Р.М. Муртазина в здании была проведена капитальная реконструкция, в ходе молельный зал разделили на два этажа.
После закрытия синагоги община семь лет снимала квартиру на набережной озера Кабан (ул. Дегтярная, д. 5/30, кв. 4). В сентябре 1937 года органам НКВД было дано предписание проверить и выявить «врагов народа» среди евреев. По доносу председателя Татарского общества землеустройства еврейских трудящихся Вениамина Шмулевича в Отдел агитации и пропаганды Казанского горкома ВКП(б) религиозная деятельность еврейской общины города была прекращена. Однако до 1962 года ещё собирались официально разрешенные миньяны (необходимый кворум для совершения публичного богослужения и проведения ряда религиозных обрядов).
До середины 1960-х годов действовало «Святое братств» общественного призрения (Хевра кадиша). Евреев хоронили на отдельном участке Арского кладбища. В 1939 году в городе проживало 5 278 евреев.
Евреи в едином советском народе
Война внесла коррективы в государственно-религиозные отношения. С наступлением «атеистической оттепели» с 1943 года верующим было дозволено открывать молитвенные дома и перерегистрировать общества. Но после войны началась новая волна антирелигиозных настроений.
Постановлением Совета Министров ТАССР от 13 марта 1953 года действующее в Казани Еврейское религиозное общество лишили регистрации. Даже обращение к депутату Верховного Совета СССР академику А.Е. Арбузову с просьбой восстановить регистрацию и оказать содействие в открытии молитвенного дома не возымело результата.
«Когда знакомишься с документами советского периода, сердце охватывает острое чувство стыда и гнева, — писал в одной из своих статей известный казанский краевед Борис Милицын. — Религиозная политика советского правительства была основана на полном вытеснении религии из жизни общества».
Между тем, в годы Великой Отечественной войны воины-евреи на всех фронтах, в армии и на флоте, сражались в едином строю с представителями других национальностей Советского Союза. Их было свыше 500 тысяч человек. Из них половина погибла. 131 еврей был удостоен почетного звания Героя Советского Союза (среди них житель ТАССР Наум Григорьевич Пейсаховский), 12 евреев стали кавалерами трех степеней ордена Славы. Среди евреев было 9 командующих армиями и флотилиями, 8 начальников штабов армий и округов, 12 командиров корпусов, 30 командиров дивизий, 23 командира танковых бригад, 31 командир полков, 55 тысяч евреев сражались в партизанских отрядах.
Попечительский совет Еврейской общины Казани создал и издал «Книгу Памяти» воинов-евреев Татарстана.
В конце 1980-х — начале 2000-х годов многие евреи Казани эмигрировали в Израиль и другие страны. Так, в 1996 году выехало на ПМЖ в Израиль 166 человек, в 1997-м — 114, в 1998-м — 102, в 1999-м — 262, в 2000-м — 155 человек, в 2001-м — 126, в 2002-м — 64, в 2003-м — 57 человек.
Из Казани уехало много известных людей. Могу назвать знакомых: Ефим Григорьевич Зильберман, редактор газеты «Приборостроитель» в годы, когда я там работала, Георгий Михайлович Кантор, музыковед, педагог Казанской консерватории и многолетний внештатный автор «Вечерней Казани», знаменитые тренеры по фехтованию, два брата - Михаил Львович Шалман и Аркадий Львович Шалман. Очень много уехавших было среди врачей.
Возродила общину скрипка Леонида Сонца
Дальнейшую историю еврейской общины можно представить в виде краткой хроники из Википедии.
В 1988 году из еврейской среды Казани выдвинулись активисты: Соломон Зельдович, Ефим Бернадский, Яков Ковтун, Илья Мазо, положившие начало серьезному изучению еврейской культуры и языка Торы — иврита. Во главе еврейской диаспоры встали такие энергичные и творческие люди, как Олег Горлик, Семен Перель и Леонид Сонц.
В 1989 году в Казани проживало 7 247 евреев. В том году был создан клуб еврейской культуры «Менора» при Татарском общественном центре, который с 1993 года носит название КАЗАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «МЕНОРА». По инициативе скрипача Государственного симфонического оркестра РТ Леонида Сонца был создан клезмерский ансамбль «Симха» (сейчас им руководит Эдуард Туманский). В 1990 году появился детский вокальный ансамбль «Файерлах». С 1991 года в городе действовал студенческий вокально-инструментальный ансамбль «Лехаим».
Религиозная еврейская община была зарегистрирована в 1990 году. С 1991 года в Казани работает филиал Еврейского агентства. В 1993 году были организованы спортивное общество «Маккаби» и еврейский благотворительный фонд «Мост». В 1994-м были созданы общество «Маккаби», клуб «Золотой возраст», еврейский лекторий, женский еврейский клуб, клуб евреев — ветеранов войны и труда; действует молодёжный танцевальный коллектив «Шма Исраэль».
В 1996 году после долгой борьбы еврейской общине вернули здание синагоги, где в течение многих лет размещался Дом учителя. Был официально зарегистрирован еврейский общинно-благотворительный центр «Хэсэд Моше», в котором в конце трудных 1990-х годов получали помощь около двух тысяч человек.
В том же году в Казань приехал раввин Ицхок Горелик, представитель хасидов Хабада.
В 1998 году при деятельном финансовом покровительстве М. Скоблионка открылась средняя общеобразовательная еврейская школа № 12 в Старо-Татарской слободе.
В 2000 году на базе школы №12 был создан Технологический центр всемирной организации «Образовательные ресурсы и технологический тренинг». Появились еврейский детский сад и еще одна школа.
С созданием летом 2001 года Татарстанской еврейской национально-культурной автономии еврейская диаспора окончательно оформила свой правовой статус. Президентом автономии был избран известный предприниматель и меценат Михаил Скоблионок.
Вот как вспоминают это время Анна Шаина и Евгений Леонидовна Пейсахова, дочери Леонида Сонца:
«Подъем у людей был необыкновенный. Это были первые годы, когда евреи начинали чувствовать себя открыто и свободно. У нашего народа появились огромные духовные силы. Я до сих пор не могу понять, как папа смог открыть своей скрипочкой людям душу так, что они воспрянули».
«Это был скорее социальный феномен, когда люди через музыку получали национальное возрождение, и мы поднялись духом. Отец вкладывал всю душу и после каждого концерта он был словно выжатый лимон. Это было часть волшебного процесса».
Клезмерский ансамбль «Симха»
Это уже настоящее возрождение
В 2003 году в Казани проживало около 12 тысяч евреев.
22 июня 2010 года открылось арон-кодеша — место, в котором хранятся свитки Торы.
В феврале 2011 года в городе открылся кошерный ресторан.
2 декабря 2011 года президент Республики Татарстан Рустам Минниханов посетил казанскую синагогу.
В июне 2012 года в Казани прошёл I Международный фестиваль еврейской музыки.
14 февраля 2013 года в Институте востоковедения и международных отношений Казанского федерального университета открыли курсы изучения иврита.
К 100-летию синагоги, которое отмечалось в сентябре 2015 года, при поддержке руководства республики было отремонтировано здание синагоги. Форум еврейской культуры и музыки, проводимый ежегодно с 2012 года и уже ставший для казанцев ожидаемым событием, на этот раз дополнялся торжествами по случаю 100-летнего юбилея синагоги и международной конференцией «Лимуд. Волга-Урал» (лимуд — это еврейский образовательный проект со свободным посещением занятий/сессий и возможностью выбора из нескольких опций).
По данным переписи, в 2010 году в Казани проживало 2200 евреев (в 2002 — 2775). Главный раввин Казани Ицхак Горелик в одном из интервью говорил о двух с половиной тысячах казанцев еврейской национальности.
Еврейская община — одна из самых активных в городе. Ее религиозно-культурный центр – синагога на улице Профсоюзной. При этом деятельность общины, в отличие от других национальных организаций, объединенных в Ассоциацию народов Татарстана, не направлена только на соплеменников. Большим событием для всех казанцев стал Форум еврейской культуры и музыки. Его концерты на открытом воздухе посещают люди всех национальностей. И другие культурные программы реализуются без учета национальности и вероисповедания их участников.
В 1995 году в Казани создан благотворительный центр «Хесэд Менахем», которым руководит Анна Смолина. Это волонтерская организация. Щедрость, самоотверженность, доброта и бескорыстие добровольцев – основной двигатель всей работы «Хэсэда». Ежегодно он оказывает социальных услуг населению республики на сумму порядка 13 миллионов рублей. Дважды центр становился лауреатом республиканского конкурса «Благотворитель года».
При нем работают воскресная школа, клуб «Золотой возраст», женский клуб, семейный клуб, «Бэби-клуб», хоровая, танцевальная студии и другие коллективы творческой самореализации.
В «Хэсэде» есть социальные службы: «Питание», «Уход на дому» (патронаж), «Медицинская программа» (оплачивается приобретение лекарств, изготовление очков, зубопротезирование, консультации врачей). Работает программа экстренной помощи попавшим в беду людям: оплачивается предоперационное лечение, проведение дорогостоящих операций и обследований, приобретение ортопедической обуви, выдача на прокат реабилитационного оборудования. Предоставляются бесплатно услуги парикмахера, электрика, сантехника и оплачивается пользование химчисткой.
Молодежный еврейский центр «Афифон» во главе с Леонидом Усятинским объединяет студенческую молодежь Казани.
Более 10 лет работает Музей истории еврейской общины, который рассказывает об истории появления в Поволжье евреев, об истории создания еврейской общины в Казани.
Более 15 лет издается газета «Еврейская улица», единственное русскоязычное издание еврейской общины в Татарстане, отражающее все стороны жизни еврейского народа в мире, России, Татарстане и Казани. Выходит 1 раз в 2 месяца на 8 полосах. Тираж – 500 экземпляров.
Большим событием для еврейской общины стало решение о создании вероисповедального еврейского кладбища, которое начнет действовать в ближайшие годы.
Сегодня евреев хоронят на всех кладбищах Казани, но по-прежнему предпочтительны отдельные участки на Арском кладбище: католическое, у главного входа, на 4-й и 10-й аллеях.
Приведем в завершение цитату из статьи об истории общины на сайте Ассамблеи народов Татарстана:
«Однако жизнь переменчива и порой бывает несправедлива и жестока. К сожалению, еврейскую общину постигли утраты, которые невозможно восполнить: безвременно ушли из жизни Юрий Плинер — инициатор многих добрых дел (в числе коих открытие в Казанском государственном университете Центра иудаики, издание еврейской газеты, проведение фестивалей еврейской культуры) и незабвенный Леонид Сонц. И как не печально сознавать, радует то, что они оставили после себя замечательных духовных детей. Дети Сонца это — «Симха», вокальный квартет «Ашкеназим» и множество других творческих коллективов, разбросанных по всей нашей стране. Члены еврейской общины убеждены, что все они обязательно будут приезжать на фестиваль еврейской культуры имени Юрия Плинера, который должен стать ежегодным».
Признанным лидером общины долгие годы является Михаил Скоблионок, основатель и генеральный директор ЗАО «ТАКПО» владелец реабилитационного центра «Нехама» и сети гостиниц «Регина». С 2008 года он был одновременно и президентом Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА), и председателем двух религиозных общин Казани.
В 2019 году Михаил Абрамович передал бразды правления 48-летнему бизнесмену Шалве Тетруашвили, генеральному директору ООО «Управляющая компания Вахитовского района». Себе Скоблионок оставил только председательство в Еврейской национально-культурной автономии Татарстана, выполняющей скорее представительские внешние функции общины. Ключевой же фронт работ по управлению делами еврейской общины города приходится на Тетруашвили.
Правление Казанской еврейской организации НКА возглавляет Яков Маргулис, известный предприниматель, учредитель коммерческого медцентра «Март», владелец зданий, в которых работают Центр современной культуры «Смена» и театр «Сдвиг».
При написании материала использованы открытые материалы Интернета, а также публикации Льва Жаржевского, Игоря Алексеева, Раиса Сулейманова
Читайте в «Казанских историях»:
Еще одно путешествие в культуру еврейского народа
Новоселье в обновленной синагоге
Казанская синагога: 100 лет и сегодня
Когда сцена и зал – одно целое
Еврейская конференция «Лимуд» – второй раз в Казани
«Мы всегда стараемся сегодня работать лучше, чем вчера» - интервью Эдуарда Туманского
Концерт Эдуарда Туманского в завершение еще одной «пятилетки»
Шолом алейхем, фестиваль в Казани!
В Казани прошел первый Международный фестиваль еврейской музыки