Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Подарок Зинаиде Ушковой. И всем нам
- Любовь АГЕЕВА
- 01 августа 2008 года
Нет, пожалуй, казанца, который со мной не согласится: особняк на улице Кремлевской, в котором находится Национальная библиотека Татарстана, – одно из лучших зданий, дошедших до нас с начала XX века.
Я попала в него впервые летом 1965 года, когда готовилась к вступительным экзаменам в Казанский государственный университет. Здание сразу привлекло мое внимание, и несколько дней я проходила мимо, двигаясь с улицы Тельмана в главное здание КГУ. Потом не утерпела, и, как это ни странно, мне разрешили зайти в здание.
Я очень люблю этот снимок Владимира Зотова: библиотека и в каком-то необычно золотистом цвете второе здание университета, где долгие годы находилась кафедра журналистики. Я тут не училась - я тут работала
Ничего подобного я еще не видела. А когда попала в грот, вообще потеряла дар речи.
Все время, пока училась, занималась именно здесь, в Республиканской научной библиотеке имени В.И. Ленина, хотя в КГУ своя библиотека. Но мне хотелось сидеть в этих замечательных залах, смотреть по сторонам, восторгаясь всем – полом, потолком, расписанными стенами, даже ручками на двери…
Читальный зал, бывшая парадная зала
По этой лестнице поднимаешься на второй этаж
Потом впечатления, конечно, притупились, но до сих пор посещение здания вызывает во мне неизменное восхищение.
У нас в газете есть небольшой рассказ об этом здании (Национальная библиотека Республики Татарстан), но после посещения выставки в Национальном музее, где показывают мебель из Дома Ушковых, захотелось узнать о нем подробнее. И я нашла в Интернете довольно полный материал, созданный работниками библиотеки. Так что в достоверности сомневаться не приходится.
Украшение под потолком в зеленой гостиной
Итак, экскурсия как во времени, так и по зданию.
Лучшее творение Карла Мюфке
Здание входит в Свод памятников России с названием бывший особняк Ушковых. Особняк построен в стиле модерн и отличается от аналогичных казанских построек особым изяществом и декоративностью. Построил это чудо в 1908 году архитектор Карл Мюфке (1868-1933), умело объединив три отдельно стоящих строения купца Романова в единый ансамбль. Архитектор Карл Мюфке построил в Казани несколько оригинальных здание, но дом Ушковых по праву можно считать лучшим его творением.
Путем стилизации он органически усиливал черты различных эпох и стилей. Как отмечают специалисты, архитектурная композиция, декоративное убранство фасада и интерьера, несмотря на разнохарактерность стилей, отличаются высоким мастерством.
Стиль модерн позволяет наполнить искусством всю окружающую человека среду, формирует интерьер как единое целое вплоть до мельчайших деталей. Именно таким, органично соединяющим архитектуру, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство, Карл Мюфке создал это удивительное здание, сохранившее до настоящего времени атмосферу таинственно-романтической экзотики и роскоши.
Дореволюционные интерьеры (1912 год)
Дом отличается великолепным фасадом, с большим количеством декоративных лепных элементов (орлы, ангелочки, растительный орнамент), его угол украшен круглым эркером, увенчанным куполом. Эркер – выступающая из плоскости наружной стены, остекленная часть помещения – улучшает освещенность и увеличивает площадь дома, его зрительную связь с окружающей средой. Он обогащает пластику здания и художественную выразительность пространства интерьера.
Для того чтобы гармонично вписать свое детище в уже существующий архитектурный ансамбль, Карл Мюфке повторил форму куполов стоявшего в то время напротив Воскресенского собора, ныне, к сожалению, не сохранившегося. На его месте построено здание химического факультета КГУ, где на четвертом этаже была наша кафедра журналистики.
По архивным документам владелицей здания была Зинаида Ушкова, о чем напоминает красивый вензель «ЗУ» над входной дверью.
Сохранилась первоначальная внутренняя планировка дома. Парадные комнаты и бывшие торговые залы нижнего этажа построены по анфиладной системе и отделены коридорами от подсобных помещений.
Верхний этаж занимали владельцы дома, а в помещениях нижнего этажа располагались магазин музыкальных инструментов и книжная лавка с мини-типографией.
Интересно внутреннее убранство дома, для которого характерна эклектика – сочетание различных архитектурных стилей.
Высокое мастерство роскошной отделки здания поражает воображение. Здесь использованы мрамор и бронза, черное дерево и цветное стекло, позолота и зеркала, кованые металлические украшения в художественном единстве с украшением стен.
Представляет большой интерес интерьер парадной лестницы в духе «Шинуази», оформленный как вход в дворцовые покои восточного властелина: позолоченные, резные драконы на стенах, дверях, потолке, в деревянном, ограждении лестницы, бронзовые и лепные украшения, изображения японских божков и т.п. Красочные росписи вестибюля напоминают Китай, Японию.
Здесь заметна имитация древнекитайской и японской живописи, роспись панно и стен под драгоценную шелковую ткань.
Легкие живописные панели с изображением бытовых сценок из восточной жизни обрамлены имитацией бамбука, на стенах и полу запечатлены иероглифы.
Дверные ручки разнообразной формы – настоящие произведения искусства. Все двери, выходящие на парадную лестницу, оформлены ручками в виде бронзовых дракончиков.
На окнах великолепно выполнены витражи из французского цветного стекла с экзотическими пейзажами, редкостными птицами и растениями, где по сей день сохранилась авторская роспись на французском языке «Ш. Шампиньоль, Париж».
На мраморном полу перед главной лестницей инкрустация мрамором и позолотой. Это веточки цветущей вишни (любимый японский мотив) и ирисы.
Не желаете в мавританский зал?
Согласно вкусам конца XIX – начала XX века каждое помещение отделано в одном стиле (неоготика, бонапартистский ампир, рококо, псевдовосточная стилистика). Мебель в комнатах была подобрана соответственно стилям. Полы почти во всех помещениях из наборного паркета.
Находящийся на втором этаже парадный зал (в настоящее время читальный зал) выполнен в стиле ампир, с его торжественностью и военной атрибутикой, потолки покрыты богатым орнаментом с изображением щитов, мечей, флагов, орлов, крылатых львов и коней и т.п. Интерес владельцев дома к Наполеону выразился в латинском вензеле № на потолке. Высокие лакированные двери украшены горельефами орлов и изображением медузы Горгоны. Изображения в горельефе выступают над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
Стены бывшей столовой обшиты панелями из морёного дуба, а потолок обработан в виде кессонов, в готических мотивах.
В помещении бывшей гостиной, отделанной под рококо, сохранился камин из тёмного мрамора, в ампирных формах.
Настоящей жемчужиной особняка является зимний сад – павильон, оформленный под сталактитовый грот, где всё напоминает естественную пещеру: в расщелинах между неровными, крупными блоками облицовки стен из естественного ракушечника пробивается зелень, вьющиеся растения.
С потолка свисают сталактиты, в огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы. Наружную стену почти целиком занимают окна, и освещенный в вечернее время грот особенно красиво смотрится с улицы – как окно в сказочный мир.
Одна из комнат, включающая в себя эркер, отделана в мавританском стиле. Главным украшением этого зала являются двери, покрытые арабской вязью.
В эркере есть круглое помещение, имитирующее минарет мечети. Мавританский стиль – это условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV веках в Северной Африке и Южной Испании. Оно складывалось на основе слияния художественных традиций Арабского халифата и других народностей.
Комната, отделанная в мавританском стиле
В постройках этого стиля применялись стрельчато-подковообразные и фестончатые арки, резьба по дереву, повышенно-декоративный орнамент, насыщенный растительными, геометрическими и эпиграфическими мотивами. Своеобразием мавританского зала являются двери, украшенные арабской вязью, где стилизован и зашифрован главный постулат ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха...».
Во времена Ушковых мавританский колорит этого зала подчеркивали развешанные по стенам ятаганы, сабли, кинжалы. Это бывшая курительная комната, а в настоящее время зал выставок.
В восточном кабинете хранилась коллекция холодного оружия. Кованные решётки выполнены на Петербургском заводе Сан-Гали.
Стены бывшей столовой, оформленной в несколько сумрачном готическом стиле средневековых немецких замков, обшиты панелями из черного мореного дуба. Раньше на них располагалась коллекция фарфора. Потолок разделен на кессоны, большие арочные окна, наверху небольшие хоры для оркестра. Сейчас здесь располагается сектор технической и сельскохозяйственной литературы.
Празднично-легкое воздушное рококо использовано в оформлении гостиных.
Маленькая розовая гостиная (отдел абонементов) – это нарядная комната со светлыми расписными дверями и потолком с виньетками, амурчиками, медальонами с цветами и т.п.
Роспись потолка в розовой гостиной
В помещении большей по площади бывшей зеленой гостиной (ныне сектор литературы по гуманитарным наукам) сохранились камины ампирной формы из зеленого итальянского мрамора с бронзовыми украшениями и венецианскими зеркалами.
Роспись потолка в зеленой гостиной
Другая вариация такого же камина (без верхней части) находится в кабинете хозяина (сектор юридической литературы), на нем можно увидеть старинные бронзовые канделябры и художественную отливку «Зубр», оставшиеся от бывших владельцев, они до сих пор стоят на том же месте. В оформлении потолка кабинета также использован латинский вензель N.
Удивляет богатство фантазии архитектора: сколько комнат в доме, а рисунки, цвет, украшения потолка ни разу не повторяются.
Полы в парадных комнатах – из наборного паркета, а на первом этаже – пол из керамических плиток (плитки производства собственного завода владельцев дома). Об этом свидетельствует оборотная сторона каждой плитки.
В фондах Национального музея РТ сохранилась коллекция мебели из особняка З.Ушковой. Ее-то и показывали на выставке.
В подарок - особняк в Казани
Здесь всё задумано так, чтобы поразить воображение обывателя богатством отделки и изящностью интерьеров. Столь великолепный дом Ушков заказал как подарок.
Существует несколько мнений насчет адресата. Одни считают, что проект особняка заказал крупный капиталист, владелец кожевенных заводов в Бондюге (ныне Менделеевск) П.М.Ушков. Предназначался он его сестре Зинаиде – как свадебный презент.
Другие полагают, что хотел поразить воображение своей будущей жене другой Ушков, Алексей, и именно ей, тоже Зинаиде, он сделал этот презент. Есть и третья точка зрения, но я остановлюсь на второй, поскольку именно так считает известный казанский краевед Лев Жаржевский, а у меня нет оснований ему не доверять.
Во время учёбы на естественном факультете Казанского университета Алексей Ушков (1879-1948), один из сыновей владельца предприятий «Товарищества химических заводов П.К. Ушкова и К°» К.К. Ушкова и внук чайного магната А.С. Губкина, женился на Зинаиде Николаевне Высоцкой – дочери Николая Фёдоровича Высоцкого (1843-1922), профессора хирургической патологии Императорского Казанского университета.
В качестве свадебного подарка для жены Алексей Константинович заказал архитектору-строителю Казанской художественной школы и Казанского университета Карлу Людвиговичу Мюфке проекты перестройки домов в Москве (особняк Ермолова на Пречистенке, 20) и в Казани (два здания на Воскресенской улице).
О том, кто занимался перестройкой московского здания, точных сведений нет. Реконструкцию казанских зданий осуществил сам Мюфке. Полученной за работу над домом Ушковой суммы архитектору хватило на строительство собственного дома: «особняка Мюфке» на Кирпично-Заводской улице (ныне – улица Хади Атласи, 28).
Дом Ушковых был реконструирован в 1904-1908 годах (по другим сведениям, в 1903-1907 годах) из трёх домов, располагавшихся рядом на Воскресенской улице.
Интересно, что Зинаида Николаевна и Алексей Константинович Ушковы расстались через три года после свадьбы, решив предоставить друг другу полную свободу. А.К. Ушков женился повторно на Александре Михайловне Балашовой, прима-балерине Большого театра. Они жили на Пречистенке в доме по соседству с З.Н. Ушковой.
Интересные совпадения порой встречаешь в Интернете. Оказывается, Наталия Константиновна Кусевицкая (1 октября 1881, Москва – 11 января 1942, Бостон), жена известного музыканта Сергея Кусевицкого, была сестрой Алексея Константиновича. Их отец – московского миллионера Константина Капитоновича Ушкова, известного в Казанской губернии крупного заводчика, в Москве знали как мецената и почётного директора Московского филармонического общества, одного из первых пайщиков Московского художественного театра. Ушков, женившись на наследнице чаеторговца А.С. Губкина получил большое приданое, которое многократно приумножил.
Нигде нет сведений, чтобы когда-то в казанском особняке действительно жил кто-то из Ушковых. Большая часть помещений здания с момента постройки сдавались внаём – под жильё и коммерцию.
Об интересном факте сообщает Лев Жаржевский. С особняком тесно связано имя Евгения Константиновича Завойского – он жил в одной из комнат двухэтажного, ныне снесённого флигеля во дворе. Именно на время жизни в этом флигеле падает открытие выдающимся физиком явления ЭПР – электронного парамагнитного резонанса.
С 1919 года в особняке Ушковых находится библиотека. Это намного лучше, чем типография, которая работала здесь в первые годы после революции.
Этому зданию повезло. Оно почти сразу было передано в заботливые руки, и хотя зданию уже много лет, оно сохраняется в первозданном виде. В последнее время можно записаться на экскурсию. Цена, говорят, 200 рублей, но впечатления, которое экскурсанты получают, того стоят.
Кстати, в Интернете полно восторженных откликов...