Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Март | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
31 |
-
1990 - Совет Министров ТАССР принял постановление о прекращении строительства атомной станции в республике. Однако его мало кто заметил, поскольку решение об АЭС принималось не в Казани, а в Москве
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Самое надежное средство — перестройка
- Любовь Агеева
- 25 апреля 2024 года
Предлагаем очередной материал о «казанском феномене» из газеты «Вечерняя Казань».
После убийства Саши Степанова (Людмила Колесникова. «Обвиняются в убийстве». Вечерняя Казань, 08.12.1987) в «Вечерке» была опубликована подборка писем, которая зафиксировала резкую смену общественных настроений. Если раньше люди больше думали, как оттащить подростков от пропасти, теперь они требовали ужесточить их наказание. Город стал напоминать плохую мать, которая вдруг, увидев, что ребенок отбивается от рук, не нашла ничего умнее того, чтобы регулярно стегать его ремнем. Как будто сама не имела никакого отношения к формированию характера дитяти.
В это время в стране шло обсуждение проекта Основ уголовного законодательства СССР и республик, и редакция по традиции подключила казанцев к этому важному разговору. Ожидаемо в Казани, где криминальная тема была в центре внимания, больше всего говорили о борьбе с преступностью несовершеннолетних. Общие настроения хорошо выразили предложения горожан, которые удивляли своей жестокостью. Круг наказаний, предлагаемых для подростков, был широкий — от резиновых дубинок и ружей, заряженных солью, на вооружении милиционеров до содержания в колониях, похожих на концлагеря. Писали даже о необходимости публичных судебных процессов.
Чтобы как-то утихомирить волну агрессии, редакция попросила прокомментировать письма читателей доктора психологических наук Рафаила Шакирова («Самое надежное средство — перестройка». Вечерняя Казань, 09.08.1988). Предлагаем беседу с ним Любови Агеевой.
Самое надежное средство — перестройка
Весьма значительную часть редакционной почты последнего времени занимают письма с категоричным требованием ужесточить наказания подростков. Круг мер, предлагаемых горожанами, широкий — от резиновых дубинок и ружей, заряженных солью, которыми надо снабдить милиционеров, до содержания в колониях, похожих на концлагеря. Кое-кто пишет о необходимости публичных судебных процессов и публичных казней. Один из читателей предлагает ввести в Казани комендантский час, другой призывает к «красному террору».
Попытка редакции напомнить о том, что жестокость жестокостью не победишь, повернула гнев горожан против журналистов, которых обвинили в излишней мягкотелости, в потакании преступникам,
Вот тогда и появилась мысль показать всю эту почту специалисту, который мог бы оценить разные точки зрения. Свой выбор мы остановили на докторе психологических наук, профессоре НИИ профтехпедагогики АПН СССР Рафаиле Хайрулловиче ШАКУРОВЕ, в область научных интересов которого входят и психология, и педагогика.
СУРОВЫЕ МЕРЫ: ЗА И ПРОТИВ
Начиная долгую беседу с нашим корреспондентом Л. Агеевой, он сказал:
— Я хорошо, понимаю людей, приславших в редакцию эти гневные письма. Особенно матерей, чьи дети пострадали в нелепой дворовой войне. Сам недавно испытал такие же чувства, когда рядом с домом ни за что ни про что избили моего сына. Первой мыслью помню, тоже была мысль о суровой каре. Но потом пришла другая: а какой должна быть кара, чтобы она помогла справиться с этим злом? Вот в чем вопрос.
И тут, как бы ни было сильно наше негодование, мы должны признать: пресечь преступность среди молодежи при помощи одних суровых мер, в принципе, невозможно. Сошлюсь на опыт борьбы с пьянством. Были приняты очень суровые, даже шоковые меры. Психологи в самом начале предупреждали: эти меры больших результатов не дадут, если за ними не последуют действия, способные переломить ситуацию иным путем. Получилось так, как мы и предполагали. Вначале пьяницы стали вести себя осторожнее, а потом приспособились к ситуации – и сейчас пьянства стало не меньше, в массовом порядке развернулось самогоноварение.
Такие же процессы, уверен, будут наблюдаться и в молодежной среде, если мы станем уповать исключительно на суровые меры. На какое-то время мы, конечно, нагоним страху на подростков, они притихнут. Но потом в других формах, по другим каналам негативные явления снова всплывут на поверхность и получат, возможно, более опасное развитие. И пресечь их будет уже труднее.
Однако я, как специалист в области социального управления, знаю также другую закономерность. Методы управления меняются в зависимости от ситуации. Вспомним Ленина: подчинение может при идеальной сознательности и дисциплинированности напоминать мягкое руководство дирижера. Оно может принять жесткие формы диктаторства, если нет такой сознательности и дисциплинированности.
Так бывает всегда: как только наступает критическая ситуация, сознательно или бессознательно методы управления становятся жесткими. А разве сейчас в Казани не такая ситуация?
В нашем правосудии, на мой взгляд, наблюдается чрезмерная и неоправданная статичность. Во все времена и везде — в спокойных местах и там, где преступления буквально захлестывают, — неизменно применяются одни и те же законы. Может, в прошлом это было оправдано, но в наше динамичное время, когда социальные ситуации меняются быстро, когда так же быстро меняется нравственность, — вряд ли. Мне кажется, надо ввести новые законы, которые учитывали бы эти процессы.
А пока мы уговариваем подростков: не шалите, это нехорошо... Как можно заниматься уговорами, когда нам уже грозят карами! Посмотрите, что написал один из «мотальщиков» в редакцию: «Мы махаемся между собой по своей воле, а вас не трогаем. Ну, а если будут приняты более жесткие меры против пацанов (дубинки, усиленные наряды и т. д.), то все пацаны в конечном счете объединятся и сделают перемирие против вас».
— Я тоже обратила внимание на это письмо, конечно же, анонимное. Вот только его авторы — некие М.И. и М.К. —преувеличивают число «мотающихся». Подавляющее большинство казанских подростков в группировки не входит. К тому же многие группировки создаются просто с целью самозащиты. Судя по почте, сами подростки страдают от драк. Вот что пишет один из них: «Многие мои сверстники против применения шаров и арматур. Но если другие «заряжены», то тебе ничего не остается, как вооружаться».
Взрослые во гневе обрушиваются на всех подростков вообще. Не зря в ряде писем задается один и тот же вопрос: а не помешает ли этот всеобщий настрой взрослых на жестокость нащупать подлинные причины происходящих событий? В одном из писем читаем: «Ваши статьи типа «Даешь Казань без «основных» только отдаляют вас от молодежи. Попробуйте без «даешь!».
Парень оказался прав. Как только в газете появились письма с предложениями крайних мер, подростки практически прекратили к нам обращаться. И это в то время, когда им действительно очень нужны помощь и поддержка.
В одном из писем читаем: «Есть в «конторах» настоящие фанаты — им бы подраться. Но большинство — нормальные ребята. Пришли по глупости, а теперь боятся уйти». В другом — просто крик о помощи: «Спасите двенадцати-четырнадцатилетних, они в опасности!».
А мы их всех под одну гребенку. И лидеров-фанатов, и слабовольных исполнителей чужих приказаний.
Удивительное дело, но очень многие ребята совсем не приучены сопротивляться обстоятельствам.
— Во-первых, никто не приучил. Во-вторых, такова специфика этого возраста. Не зря его называют переходным. Как иногда получается? Учится в школе хороший, очень надежный мальчик. Никто не сомневается, что из него выйдет достойный человек. А в подростковом возрасте всё хорошее вдруг исчезает куда-то. Во всем неустойчивость — нравственная, волевая.
ВНИМАНИЕ — ПОДРОСТОК!
— Вы замечали, когда человек сверхэмоционален, возбужден, все тормоза куда-то летят? А у подростков такое состояние наблюдается постоянно. Они часто не учитывают нравственную сторону дела. Для них важна лишь внешняя сторона. Помните мысль Макаренко? Для подростков все равно что грабить сад, что охранять его.
— Когда особенности возраста не учитывают старушки на скамейках — полбеды. Но когда об этом забывают педагоги, работники правоохранительных органов и правосудия — это настоящая беда. Я с интересом прочитала в одном из номеров журнала «Молодой коммунист» предложение выделить уголовные дела несовершеннолетних в отдельное судопроизводство. По-моему, правильно будет. А наши читатели иного мнения. Вот что пишет будущий педагог Юля С.: «В наше время нельзя делить молодежь на совершеннолетних и несовершеннолетних. Раз они убивают друг друга, они не могут считаться несовершеннолетними».
— Но ведь когда начинается драка, подростки не ставят своей целью кого-то убить, однако вожаки групп, которые организовали драку (как правило, люди далеко не подросткового возраста), понимают, к каким последствиям онa может привести. На них и должна быть направлена вся сила чрезвычайных законов. По отношению к ним надо применять самые суровые меры, вплоть до расстрела.
— Об этом же пишет читатель Р. Фахрутдинов: «Есть исполнители, слепая, послушная масса, идущая за лидерами-«авторами». В большинстве своем это ребята, которые в иных условиях могут быть и неплохими.
Главный механизм, толкающий их в группировки, —страх. И борьба за этих ребят — наш фронт. Но есть и другой фронт. Главный, суровый удар должен быть направлен в мозг явления — по организаторам, уголовникам, «дрессирующим» молодежь. Это фронт бескомпромиссной борьбы против врагов (не побоимся этого слова), ибо они — на одной доске с фашистами».
Но в том-то и проблема, что ни один вожак еще по заслугам не получил. Потому что ребята их не выдают. Я убеждалась в этом на конкретных уголовных делах. Вожаки уходят от ответственности, а на скамью подсудимых идут как раз те — из слепой, послушной массы.
— Это и есть наша самая большая неудача. Пока мы не будем точно знать, кто управляет антисоциальными группировками, пока мы не изолируем их от всех подростков, мы с драками не покончим. Главари должны знать: если драка закончилась трагически, ответственность падет прежде всего на них.
— Пока они знают другое. В той нравственной (вернее, безнравственной) атмосфере, которая процветает сейчас в «конторах», они в полной безопасности. Судите сами. В Уголовном кодексе РСФСР есть несколько статей, которые сегодня практически не работают: 17-я — соучастие, 181-я — заведомо ложное показание, 1903 — организация или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок, 210-я — вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.
Многие казанцы спрашивают в своих письмах, почему в отношении участников групповых драк не применяется 77-я статья. По мнению специалистов, для этого нет оснований, поскольку группировки возникают, как правило, стихийно и не с преступными целями. Так что назвать их вооруженными бандами никак нельзя.
— Но ведь и без этой статьи есть возможность наказать. Раз законы не работают, надо думать, как их изменить. Наши законодатели всегда отстают от жизни. Сейчас речь идет о судебной реформе. Вот и надо, составляя новые законы, учесть требования дня.
— Многие читатели пишут об излишней гуманности наших законов. Но мне кажется, что ближе к истине Фахрутдинов, письмо которого я уже цитировала. Он пишет: «Следует просто по всей строгости применять законы, предусматривающие ответственность за все правонарушения и преступления каждой группировки и ее организаторов».
Права и К. Вафина, когда заявляет, что распущенность среди молодежи порождена именно безнаказанностью. Долгое время понятие неотвратимости наказания было для подростков пустым звуком. Но можно ли сегодня вразумить одним страхом?
Беспокоит и вот что. Не всегда подростки и их родители воспринимают наказание как справедливое. И порой для этого есть основания. Уголовные дела о групповых драках разбираются с большим трудом. Ребята часто меняют показания. Свидетелей, как правило, нет. В таких обстоятельствах очень сложно определить меру ответственности каждого. А если учесть, что в драке сошлись десятки подростков, а судят троих-пятерых, то приговор в таком случае вряд ли будет восприниматься как справедливое возмездие. Как правило, после каждого такого процесса следует апелляция в вышестоящие органы.
Но может ли приговор, который воспринимается как несправедливый, способствовать перевоспитанию?
— Конечно, нет. Он может вызвать только отрицательные последствия. Но так ли уж несправедливо наказание, которое следует после групповых драк, как это кажется родителям их участников? В нашей, казанской, обстановке суд не может не учитывать опасности подобных преступлений против закона и спокойствия горожан. Спрос тут должен быть особый, повышенный.
— И он есть. В 20-й статье УК РСФСР сказано:
«Наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами».
И все-таки, думается, при определении наказания должна быть адекватная оценка ситуации. Создается впечатление, что в определенный момент на суд оказывается давление. И наказание то ужесточается, как было в 1986 году, то смягчается, как в 1987-м.
Мне кажется, суд должен как можно тщательнее анализировать мотивы того или иного преступления несовершеннолетних. Нельзя не учитывать, что сама обстановка в городе иногда толкает подростков на противоправные действия. Не будь долголетней вражды группировок, уверена, многие ребята не вступили бы в конфликт с законом.
ЧЕЛОВЕК И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
— Виноваты обстоятельства, говорите? Эта проблема волнует философов и правоведов уже много веков. Если человек — результат влияния обстоятельств, среды, то можно ли спросить с преступника по крупному счету? Ведь виновата среда...
Такие представления в научном плане несостоятельны. Человек — не пассивный продукт среды, он сам активен. А отсюда и собственная ответственность за свои поступки.
Когда суд определяет меру наказания, он стремится воздать должное за совершенное преступление. Но одновременно преследуются и педагогические цепи: если человек будет знать, что он ни за что не отвечает, это развяжет ему руки и сознание.
— Показательно в этом отношении письмо Залуманиса Нормунда: «Я тоже дрался, безобразничал до тех пор, пока меня, как говорят, не поймали за руку. Дали год условно. Немножко помогло, но все равно продолжал. Но уже когда нависла угроза тюрьмы, вдруг образумился. Это бывает, наверное, с каждым».
Однако мне приходилось убеждаться в том, что подростки не осознают всей тяжести наказания. Специалисты говорят, что это приходит к ним позднее, к 18-ти годам. Может, потому, что они слабо представляют, как изменит их жизнь колония.
— Я не очень хорошо знаю положение дел в колониях для несовершеннолетних преступников, но, по имеющимся сведениям, условия содержания и окружение там таковы, что мало способствуют перевоспитанию. Значительная часть осужденных выходит оттуда с еще более преступными намерениями.
— Или морально-сломленными…
— Определяя режим, надо исходить из тяжести совершенного, из моральных качеств заключенных. Есть окончательно испорченные, есть и нормальные. Содержать их вместе никак нельзя. К сожалению, содержат.
Конечно, в колонии нет комфортабельных условий — это не курорт. Но там должны быть более или менее человеческие условия. Пусть будет тяжелый физический труд, какие-то жизненные неудобства, но персонал должен обращаться с заключенными гуманно. В противном случае человеческое достоинство не воспитаешь.
Если с подростками всё время обращаться, как с преступниками, можно направить их развитие в негативное русло. У них будет другая самооценка.
— Поэтому так беспокоит общий недоброжелательный настрой в отношении к подросткам. В каждом видят прежде всего плохое.
— Уровень преступности среди несовершеннолетних впрямую зависит от воспитания. В конечном счете личность формируется не просто системой наказаний, а системой воспитания, в целом условиями жизни. И было бы наивно уповать в нашей ситуации лишь на правоохранительные органы, как это делают многие читатели. Как бы ни были сильны группировки, большинство подростков в них не вступает. Потому что у них воспитаны другие интересы.
Читатели правы, когда отмечают, что главенствующая роль здесь принадлежит семье.
— Судя по почте, пришедшей после публикации писем двух матерей, казанцы отказывают матери осужденного подростка не только в сочувствии, но и в понимании. Многие требуют ужесточить наказание родителей, чьи дети совершают противоправные действия. Но вот что настораживает.
Читательница Н. Назипова из 10-го микрорайона Горок пишет: «Если бы у меня была возможность, я бы сказала этим «группировочникам»: деритесь между собой, убивайте, калечьте друг друга, если вам так хочется. И страдать от этого будут только ваши родители. И мне их нисколько не жалко, потому что они так воспитали своих детей».
Каждый родитель уверен. что его сын лучше всех. А в «конторах» — другие, чужие. Откуда такая святая уверенность? Практически все убийства подростков последнего времени, кроме одного, совершены в драках, где, как мы уже говорили, каждый может стать или убийцей, или жертвой.
Спросить бы родителям в первую очередь с себя, а уж потом с других — со школы, с милиции...
— Сейчас часто говорят и пишут о недостатках семейного воспитания. Многие упреки справедливы. Но я бы не возлагал на плечи родителей всю полноту ответственности за то, что происходит сейчас с молодежью. Во-первых, не одна семья воздействует на ребенка, а вся совокупность общественных отношений. Во-вторых, почти нет родителей, которые бы не хотели воспитать сына или дочь достойным человеком. Просто они не нашли нужных способов воздействия. В подавляющем большинстве случаев мы имеем дело именно с такими семьями. Родители сами глубоко страдают. Если мы еще начнем их наказывать, выгонять с работы, это будет сплошь и рядом неправильно
— А ведь наказывают, публично обсуждают и осуждают...
— Пусть те, кто наказывает, посмотрят на себя: всегда ли они сами могут оказать на своего ребенка нужное воздействие? Особенно в подростковом возрасте. Сколько мы ни говорим о необходимости педагогического всеобуча, многие родители имеют весьма слабое представление о педагогике и психологии.
Конечно, есть другая категория родителей, которые пьянствуют, дерутся, воруют. Ясно, что таких надо наказывать решительнее.
— Нас наверняка упрекнут в том, что мы в таком большом разговоре не занялись анализом причин подростковых драк, не предложили конкретных рекомендаций.
— Не объять необъятного. Это тема отдельного разговора.
И все-таки в современных условиях я бы не уповал на одну только педагогику. Самый действенный способ ликвидировать преступность среди молодежи — ускорить перестройку. Честно говоря, я сейчас больше думаю об общих проблемах нашей жизни, чем о бедах школы. Потому что все педагогические средства настолько ограничены, локальны, что, пока мы не перестроим общество, все его институты и отношения (производство, распределение, политическую атмосферу, народное образование, средства массовой информации и пропаганды), результата не будет. Так что, повторю: самое надежное средство воспитания подрастающего поколения — это перестройка.