Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Колокольня Богоявления - компромисс наконец найден

21 декабря 2013 года в Государственном музее изобразительных искусств РТ достигнуто историческое соглашение – митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий и директор ГМИИ Розалия Нургалеева подписали двустороннее соглашение о совместном использовании колокольни Богоявленского храма.

Встреча в Музее изобразительных искусств РТ в октябре 2013 года

Это сооружение представляет собой нечто большее, чем просто колокольня. На втором этаже находился довольно большой храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи, освещенный в 1902 году.

Огромная высота колокольни – 74 метра, удачная композиция, искусно выложенный из обычного и лекального кирпича декор сделали колокольню важным градообразующим элементом, одним из архитектурных символов Казани.

Деревянная Богоявленская церковь на этом месте существовала уже в конце XVI века. В 1741 году на средства купцов Ивана Афанасьевича Михляева и Сергея Александровича Чернова был построен каменный пятиглавый храм, сегодня памятник архитектуры в стиле русского барокко.

Уже в XVIII веке сложился своеобразный архитектурный комплекс, включавший кроме главного храма зимнюю церковь во имя Андрея Первозванного (снесен в советское время), стоявшую с северной стороны от Богоявленской, невысокую двухъярусную колокольню с шатровым завершением, стоявшую со стороны нынешней улицы Островского (снесена в 1909 году после пожара), дом причта, построенный в конце XVIII века, расположенный с западной стороны и еще один дом, принадлежавший церкви, фасадом на улицу Проломную (Баумана) (стоял на месте нынешнего памятника Шаляпину).

Колокольня Богоявленской церкви построена в 1895-1897 годах по проекту архитектора Михаила Дмитриевича Михайлова. Средства на её постройку были пожертвованы казанским купцом Иваном Семёновичем Кривоносовым, известным благотворителем (ум. 1892).

Вопрос об авторстве реализованного проекта новой колокольни является дискуссионным, так как чертёж колокольни с подписью автора утерян. По одним сведениям, это архитектор Генрих Руш, а по другим – Михаил Михайлов, архитектор и распорядитель работ. Советские краеведческие издания называли автором проекта колокольни Г. Руша, так как он представлял проект на конкурс и получил премию победителя в 150 рублей. В казанских архивах сохранились документы о тяжбе Руша и Михайлова за авторство проекта.

После исследования известного казанского краеведа Бориса Ерунова, опубликованного в 1986 году, в постсоветских изданиях автором проекта именуют М. Михайлова. Точно известно, что он руководил работами по возведению колокольни. на втором этаже колокольни был освящён храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи.

Читайте в «Казанских историях»:

Он подарил Казани Богоявленскую колокольню

Собор Богоявления в Казани

Вера и деньги: кто кого?

В дореволюционный период приход Богоявленской церкви был одним из самых больших в Казани. Прихожанами были как аристократы и крупные предприниматели, так и простые горожане. 2 февраля 1873 года здесь крестили Федора Ивановича Шаляпина.

В советское время, вплоть до закрытия в 1939 году Богоявленская церковь являлась кафедральным собором.

В 1930-е годы церковь Андрея Первозванного снесли. На этом месте располагался зверинец Казанского зоопарка, пока здесь в 1950-х годах не построили пятиэтажный жилой дом Казанского мехового объединения им. Х. Ямашева.

Помещения главного храма после его закрытия первоначально использовались под склад, а в помещениях колокольни расположились торговые лавки и мастерская оптики.

В 1950-х годах Богоявленскую церковь отдали под спортивный зал Казанского государственного университета, поэтому она была сильно обезображена: декор был заштукатурен, а главы разрушены.

В 1960 году колокольне Богоявленского собора был присвоен статус памятника архитектуры, подлежащего охране как памятник местного значения. В 1973 году колокольня как памятник архитектуры была отремонтирована.

В 1995 году Богоявленский собор был включён в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения как памятник градостроительства и архитектуры.

В 1996-1997 годах Богоявленский собор возвращён Русской православной церкви. Однако без колокольни. Она осталась в ведении Министерства культуры Татарстана. В 2001 году в ней был открыт камерный Шаляпинский зал.

Община Богоявленской церкви вместе с настоятелем отцом Олегом долгое время добивалась возвращения колокольни верующим. Однако этого не случилось. Единственное, в чем пошли общине навстречу – вместо концертного зала открыли здесь выставочный зал древнерусского искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

Однако недовольство верующих не исчезло, хотя их позиция и смягчилась. Так родилась идея о совместном использовании колокольни музеем и Казанской епархией.

Переговоры прошли сначала в музее, где обсуждались вопросы воссоздания иконостаса, а 26 ноября 2013 года разговор о будущем колокольни продолжился уже на месте. В нем участвовали митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, Розалия Нургалеева, а также проректор Казанской духовной семинарии иеромонах Филарет (Кузьмин), преподаватель христианского искусства в Казанской духовной семинарии Виктор Новиков, историк Анатолий Елдашев и заместитель директора музея Марина Николаевна Кутнова. В ходе переговоров договорились о том, что выставочная деятельность музея на данной площадке будет продолжена, в воскресные и праздничные будут проходить богослужения.

А 21 декабря в Государственном музее изобразительных искусств РТ во время торжественного открытия обновленной экспозиции древнерусских икон митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий и директор ГМИИ Розалия Нургалеева подписали двустороннее Соглашение.

Момент подписания Соглашения

Фото Елены Сунгатовой

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить