Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Нуриевский балетный фестиваль в 28 раз
- 15 мая 2015 года
15 мая 2015 года, в день открытия XXVIII Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева в розовой гостиной Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля состоялась пресс-конференция.
В своем вступительном слове директор театра Рауфаль Мухаметзянов напомнил присутствующим, что в последнее время в произошло два важных для театра события.
Обложка буклета
Во-первых, премьерный спектакль на музыку Мессы си минор И.С.Баха «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир») в постановке Владимира Васильева (Любовь соединит две половинки человечества. Лучшее каждой из них станет общим) был показан на сцене Большого театра, во-вторых, 9 мая на телеканале Mezzo прошла трансляция оперы Назиба Жиганова «Джалиль» (Трансляция оперы «Джалиль» прошла на телеканале Mezzo ).
Рауфаль Мухаметзянов старался говорить как можно бесстрастнее, однако скрыть радостные интонации ему не удалось. И есть чему радоваться. Особенно после того, как оперу «Джалиль» в постановке Михаила Панджавидзе казанские коммунисты поставили под сомнение (Театральный спектакль – явление искусства или политический манифест?).
Конечно, московские СМИ могли бы более благожелательно отозваться на работу театра из Казани, но многие телеканалы готовили юбилейные сюжеты заранее и потому даже не сообщили о новой творческой работе Владимира Васильева.
Мы разместили в рубрике «Компас в мире информации» рецензию из газеты «Труд» (Владимир Васильев попросил о мире).
Что касается Mezzo, то директор театра сообщил, что планах театра показать международной публике еще один спектакль, на этот раз балетный – знаменитого «Шурале» Фарида Яруллина. Мухаметзянов заметил, что, судя по прессе, татарская опера произвела на зрителей других стран большое впечатление, хотя, по его мнению, там публика более консервативная и предпочитает смотреть хорошо известные постановки. Так что татарская музыка все более раздвигает территорию своего существования.
Журналисты поинтересовались, а есть еще что-то в планах содружества с французским каналом. Директор театра не скрыл, что такое содружеством стоит больших денег, и пока у театра их нет.
Фото Л. Агеевой
Первый вопрос, который обычно задают журналисты на пресс-конференции в преддверии фестивалей – и Шаляпинского, и Нуриевского: «Что нового в программе?». Наверняка директор театра заранее продумывает свой ответ, чтобы, в отличие от коллег, ответить по-другому.
Как правило, он замечает, что театр не стремится к авангардным постановкам, имея сугубо академический репертуар. Заметим, что поставив спектакль «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»), наш театр показал, что стоит для него за словом «современность».
На этот раз директор театра начал с шутки: «Мы не сидим и не думаем: что бы такое придумать, чтобы всех удивить…» А потом уже серьезно добавил, что главное для театра – сделать такую продукцию, которая будет востребована зрителями.
«У нас нет задачи удивить публику. Наша задача, чтобы зритель пришел и получил наслаждение от увиденного. Наша задача – пригласить хороших, ярких, выразительных артистов, показать разнообразные спектакли», – подчеркнул Мухаметзянов.
Новое, конечно, в фестивальной афише есть. И это не только танцоры, которых мы еще в Казани не видели. Директор театра сообщил, что на Нуриевском фестивале в этом году выступят около 30 приглашенных танцовщиков и дирижеров из России, Великобритании, Германии, Австрии, США, Португалии, Аргентины, Белоруссии и Казахстана, в том числе солисты «Ковент-Гарден», «Нью-Йорк Сити балет», Большого и Мариинского театров.
Новое – это прежде всего премьера балета Л. Минкуса «Дон Кихот». Спектакль, который до последнего времени шел на сцене театра в постановке 1993 года, предстанет обновленным – изменятся декорации и костюмы, произойдут небольшие изменения в музыкальном тексте и хореографических мизансценах (хореография Мариуса Петипа и Александра Горского в редакции Владимира Яковлева).
Художественный руководитель балета театра, балетмейстер-постановщик спектакля «Дон Кихот» Владимир Яковлев отметил, что каждый спектакль рано или поздно устаревает и нуждается в обновлении: «Мы делаем новую редакцию спектакля, потому что считаем, что публика должна видеть художественное произведение очень высокого уровня».
Новый спектакль представил художественный руководитель балета Владимир Яковлев, он же соавтор известных хореографов Мариуса Петипа и Александра Горского. Поскольку мы еще расскажем об этой постановке подробнее, воспользуемся его сообщением на пресс-конференции там.
Говоря о спектакле «Дон Кихот», художник-постановщик Виктор Герасименко (Москва) подчеркнул, что все создатели спектакля стремились показать публике «светлую, чистую любовь»: «Хотелось на фоне сегодняшнего отношения к любви, на фоне последних оперных скандалов, внести чистую струю, представить образ Дульцинеи как хрустальную мечту современного рыцарства».
Новое в рамках Нуриевского фестиваля – это гастроли Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Впервые гастрольные спектакли стали практиковать в рамках Шаляпинского фестиваля, благодаря чему казанские театралы посмотрели два спектакля Мариинского театра. На этот раз знакомство с балетной труппой из Минска. 24 и 25 мая в афише три знакомых балетоманом названия: «Кармен-сюита» (Ж. Бизе-Р. Щедрин), «Болеро (М. Равель) и «Шесть танцев» В.А. Моцарта.
В программу балетного фестиваля вошли лучшие классические спектакли: «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Баядерка» Л. Минкуса. Советская классика XX века будет представлена спектаклем «Анюта». В программу также включены 2 авторских спектакля – национальный балет «Золотая Орда» Р. Ахияровой в постановке Георгия Ковтуна и мистерия «Carmina Burana, или Колесо Фортуны» на музыку Карла Орфа в хореографии Александра Полубенцева.
– Фестиваль обещает быть очень интересным, думаю, казанские зрители будут довольны и получат эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение от увиденного. Будут выступать признанные звезды балета», – сообщил журналистам директор компании-партнера фестиваля по приглашению артистов Айдар Шайдуллин (Москва).
Он оказался в сложном положении, когда его попросили назвать самых-самых участников фестиваля, на которых стоит обратить внимание. Он перечислил самых знаменитых, потом молодых, подающих надежды, напоследок восхищенно представил наших танцовщиков – и получилось, что обратить внимание стоит на всех. Разве что другие участники пресс-конференции все-таки выделили особо выделил двоих: солистов Мариинского театра Анастасию Матвиенко и Кимина Кима. По мнению Мухаметзянова, Кимина Кима сегодня вполне можно назвать самым лучшим танцовщиком России.
Последним слово взял балетный критик из Москвы Сергей Коробков. В отличие от казанских зрителей он смотрит все фестивальные спектакли уже несколько лет, к тому уже он может сравнить Нуриевский с фестивалями в других городах. Впрочем, он избежал каких-либо оценок и сравнений, но особо выделил два события, о которых уже шла речь – постановку Владимира Васильева и премьеру «Дон Кихота», подчеркнув как достоинство нашего фестиваля ежегодное включение в его афишу новых постановок.
Нуриевский фестиваль 2015 года продлится до 29 мая и завершится двумя гала-концертами. В них примут участие такие звезды мирового балета, как Ана-София Шеллер («Нью-Йорк Сити балет»), Мэтью Голдинг («Ковент-Гарден», Лондон), Денис Матвиенко, Оксана Бондарева (Мариинский театр), Рашель Буриасси, Александр Джонс («Штутгарт балет»), Филипа де Кастро, Карлос Пинильос (Национальный балет Португалии), Виктор Лебедев (Михайловский театр), Дмитрий Семионов (Государственный балет Берлина), Моника Фотеску-Юта («Дортмунд-балет»), Людмила Коновалова (Венская государственная опера), Николо Городиски («Театр Колон», Буэнос-Айрес), а также солисты Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля.
Во время фестиваля в фойе театра будут работать две выставки: «Нуриевский фестиваль: история и современность» и «Фарфор на пуантах. Искусство Lladró в лучших театрах мира». «Казанские истории» сочли необходимым рассказать о них в отдельной публикации – «Фарфор на пуантах» из Испании в Казани.
Наш театр в последние годы тщательным образом изучает свои корни. Собственно, это корни другого дерева, но они имеют самое прямое отношение к театру имени Муссы Джалиля. В позапрошлом году перед началом нового сезона нам предложили вести отсчет истории театра с первой оперной постановки, а она была показана 140 лет назад (140 лет казанской опере. Почему бы и нет? ).
На этот раз заговорили о юбилее балетной труппы. И снова не возразишь, поскольку корневая система казанского балета уходит в 1803 год.
Просто надо точнее обозначать события, говоря о 140-летии казанской оперы и 100-летии казанского балета. Потому что история Татарского театра оперы и балета началась все-таки в 1934 году, когда было принято постановление о создании в Казани музыкального театра, либо в 1939 году, когда новый театр показал первый спектакль – оперу Назиба Жиганова «Качкын».
Пользуясь случаем, напомним некоторые факты из истории балета в Казани, о которых рассказано в буклете, изданном к Нуриевскому фестивалю 2015 года.
Императрица Екатерина II, посетившая Казань в мае 1767 года, писала в одном из своих писем: «Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы». Она пожертвовала на обустройство города 250 000 рублей и издала указ, в котором, в частности, писалось: «Содействовать возобновлению в (Казанской) гимназии театральных представлений и сколько возможно склонять к тому здешнее дворянство...».
В 1760-1770-х годах в зале первой Казанской мужской гимназии, наряду с драматическими произведениями, аллегориями, панегириками и пантомимами, давались первые «балеты»,– представлявшие собой, вероятно, небольшие танцевальные сцены-пасторали. В то время гимназия находилась в собственном деревянном доме, купленном в 1761 году у помещика Шахова. Он находился при въезде на Арское поле, на перекрестке современных улиц К.Маркса и Жуковского.
Следующий этап развития театрального дела в нашем городе связан с именем помещика Павла Петровича Есипова – создателя первого коммерческого общедоступного театра в Казани. Основу труппы его театра составили крепостные крестьяне, репертуар был преимущественно драматический, хотя иногда ставились музыкальные спектакли. По некоторым сведениям, в репертуарной афише 1803 года значился балет-пантомима «Тщетная предосторожность, или Худо сбереженная дочь».
В период антрепризы Петра Михайловича Медведева в Казанском театре поочередно ставились драматические и оперные спектакли. Время от времени в афишу включались балетные сцены. Так, в 1867 году казанцы могли видеть фрагменты балетов «Жизель» на музыку А.Адана, «Газельда – испанская цыганка» и «Эсмеральда» на музыку Ц.Пуни, в 1868 году были поставлены картины из балетов «Наяда и рыбак», «Сатанилла» и «Пери» на музыку Ц.Пуни.
Кроме того, танцевальные сцены были непременной составляющей как оперных, так и драматических постановок.
Дальнейшее процветание казанского музыкального театра в дореволюционный период связано с именами М.М.Бородая и Н.И.Собольщикова-Самарине. В начале XX века на казанской сцене танцевал блистательный Томаш (Фома) Нижинский – отец знаменитого Вацлава Нижинского.
Из хореографических событий 1910-х годов следует отметить гастроли передвижной балетной труппы под руководством Надежды Петипа – дочери великого балетмейстера Мариуса Петипа. Артисты показали в Казани фрагменты из классических балетов Чайковского, Глазунова, Делиба.
Летом 1913 года в нашем городе гастролировала Екатерина Гельцер с группой артистов Большого театра России.
В октябре 1914 года в Казани был поставлен балет в двух картинах композитора Белы Келера «Охота за бабочками», ставший первым полноценным балетным спектаклем, показанным в городе. Газета «Камско-Волжская речь» за октябрь 1914 года анонсировала: «Готовится к постановке одноактный балет в 2-х картинах «Охота за бабочками»... Для балета все костюмы сделаны новые. Балетмейстер г. Ковальский. Прима-балерина г. Пухальская. Участвует весь балет».
Месяц спустя, 26 ноября 1914 года, в бенефис балетмейстера Иосифа Иосифовича Ковальского в Городском театре был представлен еще один балет одноактный «Сон балетмейстера».
После Октябрьской революции Казанский городской театр продолжал существовать, но пожар в августе 1919 года поставил финальную точку в его деятельности. Многие солисты труппы покинули Казань, найдя работу в других городах. Среди оставшихся были балетмейстеры Карпович и Минский. Они вели большую педагогическую работу в школах и студиях Казани. Балерины Н.Леонтьева и С.Глинская в 1939 году выходили на сцену в первых спектаклях только что открывшегося Татарского оперного театра. Артисты балета Юлий Муко и Зинаида Чарушина стали первыми постановщиками татарских танцев в музыкально-драматических спектаклях на сцене Татарского драматического театра и первых национальных операх композиторов Г.Альмухамедова, В.Виноградова, С.Габяши «Сания» и «Эшче».
В 1934 году Совет Народных Комиссаров ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра. В 1938 году, за год до официального открытия театра, в штатном расписании казанской балетной труппы насчитывалось лишь 24 артиста. Коллектив возглавлял балетмейстер Гай Тагиров. Начиная с первого спектакля – оперы Назиба Жиганова «Качкын» («Беглец»), балет участвовал в текущем оперном репертуаре театра. А 9 сентября 1939 года артисты балета показали «Тщетную предосторожность» в постановке; Гая Тагирова.
Фото из буклета
Официально именоваться театром оперы и балета Татарский оперной стал лишь в 1941 году.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
15, 16 мая, 18.00
Премьера. Людвиг Минкус
Дон Кихот Балет в 3 действиях
17 мая, 18.00
Петр Чайковский
Лебединое озеро Балет в 3 действиях
18 мая, 18.00
Адольф Адан
Жизель Балет в 2 действиях
20 мая, 18.00
Карл Орф
CARMINA BURANA, или Колесо Фортуны Мистерия в 2 частях
21 мая, 18.00
Валерий Гаврилин
Анюта Балет в 2 действиях
23 мая, 18.00
Резеда Ахиярова
Золотая Орда Балет в 2 действиях
24, 25 мая, 18.00
Гастроли Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Исполнители
Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита
М. Равель. Болеро
В.А. Моцарт. Шесть танцев
26 мая, 18.00
Людвиг Минкус
Баядерка Балет в 3 действиях
28, 29 мая, 18.00
Гала-концерты
Официальный сайт: www.kazan-opera.ru
Facebook: facebook.com/kazanopera
В контакте: vk.com/kazan_opera
Instagram instagram.com/kazan_opera/