Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1918 – Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Деревянная Казань – уникальное явление мировой культуры
- 19 февраля 2015 года
19 февраля 2015 года в здании Института археологии прошла презентация книг профессора КНИТУ-КХТИ Владимира Курашова.
В 2015 году при поддержке Министерства культуры РТ вышло из печати две его книги: «Деревянная архитектура старой Казани» (Идель-пресс) и «Размышление о старой Казани: живопись и графика» (Москва, издательство «Книжный дом университета» (КДУ).
Это не первые издания Владимира Курашова об истории нашего города. В 2009 и 2010 году издательство Московского государственного университета выпустило два издания его альбома «Казань деревянная» (серия «Архитектура России»), в 2015 году в Казани увидело свет третье издание, расширенное и дополненное, с новым названием – «Деревянная архитектура старой Казани».
Стоит отметить, что это не первая презентация книг о Казани, которую проводит республиканская организация Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. И всегда они вызывают большой интерес. В зале были замечены многие известные краеведы, в том числе Анатолий Елдашев.
Презентация началась с выступления Владимира Курашова, который рассказал о причинах, побудивших его посвятить своё время сохранению деревянной архитектуры Казани.
Автора книги представляет Фарида Забирова, заместитель председателя ТРО ВООПиК
Владимир Игнатьевич родился в Казани. Закончил физический факультет Казанского государственного университета, аспирантуру КХТИ и докторантуру в Институте философии Российской Академии наук. В его лице мы видим не часто встречающееся сочетание научных интересов – по образованию он физик, кандидатскую диссертацию защищал по химии, докторскую – по философии. Профессор заведует кафедрой философии и истории науки в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, преподает в консерватории и медицинской академии. Опубликовал более 200 работ в областях физики, химии, биотехнологии и биохимии, вакуумной техники, философии, методологии науки и философской антропологии, а также 20 монографий и учебных пособий. Если эти исследования представляют интерес для узких специалистов, то книги о Казани адресованы самой широкой аудитории.
В. Курашов – лауреат международной премии Дж. Темлтона (1995), Государственной научной стипендии Российской академии наук для выдающихся ученых (1997-2000, 2000-2003).
В 2007 году в ознаменование 10-летия возрождения Казанской духовной семинарии он награжден орденом святителя Иннокентия Московского III степени.
По мнению Курашова, деревянное зодчество в России – это уникальное явление, такого нет в других странах, что немаловажно, когда мы приглашаем туристов из-за рубежа. Владимир Игнатьевич отметил, что даже когда старая историческая среда в целом остается, но вокруг производится высотная застройка, все равно теряется очарование древнего города.
Когда презентация завершилась, вокруг стола с книгами собрались все ее участники с надеждой получить бесплатный экземпляр. Альбом «Деревянная архитектура старой Сразу было заявлено, что преимуществом обладают члены ВООПиК, но и остальные надежды не теряли.
Снимки памятников казанского деревянного зодчества В. Курашова хорошо известны любителям старины. Тиражи его книг по современным понятиям приличные – в 2009 году 4 тысячи экземпляров, в 2015 – 3 тысячи. Но более всего, конечно, по Интернету. Долгое время на сайте Казанской духовной семинарии была размещена в полном объеме книга, изданная в 2009 году.
Владимир Курашов в своих альбомах представляет себя скромно – составитель. И не забывает называть тех, с кем работает. Его главный деловой партнер – известный казанский краевед Евгений Григорьев. Кстати, он присутствовал на презентации. В третьем альбоме есть снимки В. Сепешвари и Ф. Зиятдинова.
Тем не менее мы смотрим на Казань глазами Курашова, и он изредка выходит на первый план как автор текстов. Альбом «Казань деревянная» начинают две его статьи: «Деревянная архитектура России с точки зрения теории и истории культуры» и «Архитектурное своеобразие Казани: состоявшееся прошлое, неопределенное настоящее и неизвестное будущее».
Поскольку этой книги уже не сыскать, а с сайта духовной семинарии ее почему-то убрали, мы воспроизводим фрагмент второй статьи. Она во многом перекликается со статьей в книге «Деревянная архитектура старой Казани», где автор представляет свою теорию антропологической соразмерности:
«Архитектура являет нечто близкое духу народа в конкретное время и конкретном месте, – пишет он. – Можно сказать, что «архитектура жилища» – это понятие, имеющее смысл не только технический, исторический, искусствоведческий, культурологический, этнокультурный, но и философский, метафизический. Деревянная архитектура России с ее разнообразной резьбой и растительным окружением – уникальное явление культуры. В ней в гармоничной целостности живет красота – природная и рукотворная, которую в каменно-железобетонной архитектуре XX – XXI веков вытеснил голый эстетизм в формах, характеризующихся такими понятиями, как «прагматизм», «утилитаризм», «конструктивизм», «функционализм» и т.п….
Как человек видит мир, так он и строит свое жилище и организует пространство вокруг него».
Все дома, которые мы видим в альбоме, были построены во второй половине XIX – начале XX века. В предисловии Курашов напоминает, что от более древних времен в Татарстане сохранились только Троицкая церковь в Свияжске и часть городской усадьбы Боратынских на улице Горького в Казани (читайте в «Казанских историях» – Новая жизнь старинной усадьбы Боратынских) .
По сравнению с изданием 2009 года объем нового альбома увеличился почти в два раза. Снимки 2001-2009 годов, а потому некоторых зданий на казанских улицах уже нет.
В первом альбоме были опубликованы работы учащихся детской архитектурно-дизайнерской школы «Дашка» при Казанском архитектурно-строительном университете. А в третьей книге появились и работы казанских художников. Здесь представлены пейзажи Александра Бусыгина, Рустема Фаттахова, Евгения Канева, Геннадия Архиреева, Григория Эйдинова, Евгения Уткина, Елены Баймяшкиной, Зуфара Гимаева, Равиля Айдарова. Есть несколько работ самого Владимира Курашова.
Органично в структуре книги существуют стихи Вероники Тушновой, Елены Бурундуковской, Любови Горбачевой, четверостишие Велимира Хлебникова, а также поэтические строки Татьяны Журавлевой и Артура Меречина, появившиеся под впечатлением от первого издания книги «Деревянная Казань».
В новом альбоме¸ как и раньше, деревянная Казань представлена по территориям – Адмиралтейская, Архангельская, Старотатарская, Академическая, Суконная слободы. Есть несколько снимков деревянных памятников из древнего села Кадышево, а также несколько фотографий старинной части Елабуги.
Интерес представляют глава «Повседневность деревянного дома», предваряемая статьей, а также небольшой раздел «Возрождение деревянной архитектуры».
«Я занимаюсь историей немножко, не как специалист – как философ, культуролог истории России, – говорит Владимир Курашов. – Увы, наши горожане не ценят деревянную архитектуру, а ведь это уникальное явление мировой культуры. Может быть, это спорный момент, но в профессиональной литературе по истории архитектуры написано, что в России только два периода в архитектуре признаны достижением: это деревянное зодчество и конструктивизм 20-х годов прошлого века. Всемирно признано».
Альбом «Деревянная архитектура старой Казани» сделан в двух форматах: 500 с лишним страниц – это полная версия, около 250 страниц – уменьшенная, подешевле. Снимков в каждом разделе меньше, но все разделы сохранены.
Нам не удается сохранить древнюю Казань. Спасибо тем, кто сохраняет ее в нашей памяти. Как верно замечено в последнем альбоме, без памяти невозможно ни самосознание отдельного человека, ни самосознание народа.
Любовь Климова
Снимки с презентации – rustem_akhunov
Архитектурное своеобразие Казани:
состоявшееся прошлое, неопределенное настоящее и неизвестное будущее
Могут спросить, почему авторы избрали в качестве темы этого издания деревянную архитектуру Казани. Ведь ни один из нас не является специалистом ни в строительном деле, ни в архитектуре. Ответ прост. Взяться за работу нас заставили, во-первых, любовь к родному городу, а во-вторых, те впечатляющие изменения облика Казани, которые все жители наблюдают в последнее десятилетие и которые коснулись в первую очередь деревянной части столицы Татарстана.
Мы надеемся, что мнение неспециалистов, по сути простых городских жителей, по поводу городской казанской культуры сможет влиться в хор многочисленных высказываний об истории, настоящем и будущем Казани и, вероятно, поможет профессионалам от политики, экономики, строительства, архитектуры лучше обустроить наш любимый город.
Сегодня главный город Татарстана превращается в настоящую столицу – реставрируются и реконструируются старинные здания и особняки, преобразился Казанский кремль, интенсивно возводятся новые строения и в центре Казани, и на ее окраинах, устанавливаются новые памятники и восстанавливаются утраченные. Но все эти отрадные явления коснулись лишь каменных, кирпичных и железобетонных строений. Деревянные дома исчезают с лица Казани особенно быстро, и с ними подчас уходят в небытием памятники архитектуры…
Происходящее сейчас исчезновение деревянной Казани, по сути, является фактором психологического стресса для многих казанцев. Осознание потери значительного пласта памятников казанской культуры придет, видимо, позднее, когда уже не будет возможности что-либо сохранить для потомков.
Западные столичные города построены из камня, кирпича и железобетона. Это связано не только с доступностью тех или иных природных строительных материалов, но и с ценой на землю. Поэтому превращение Казани в современный город, в один из крупнейших российских промышленных, культурных и научных центров понимается, видимо, у нас как строительство в ней исключительно железобетонных и кирпичных сооружений. Массовый снос деревянных строений (тем более что большинство из них не пригодны для современного жилья) воспринимается как естественная закономерность трансформации древней Казани в современный город. Позволим себе с этим не согласиться.
Во-первых, Казань возникла как деревянный город. Во-вторых, на протяжении практически всей своей истории она, как и все города России, строилась преимущественно из дерева (лишь со второй половины XIX в. кирпич, а затем и бетон стали преобладать).
В материальной и, что еще важнее, в духовной жизни жителей нашего города дерево играло огромную роль. Жилье строилось преимущественно из этого материала и им же отапливалось. Храмы и крепостные укрепления сооружались из дерева. Из него изготавливались средства передвижения (телеги, кареты, речные и морские суда), мебель, посуда, дороги и дорожки также были деревянными (торцевые мостовые и дощатые тротуары). Разнообразие деревянного декора архитектурно однотипных зданий придавало каждому из них неповторимость. Постоянный контакт русского, российского человека с деревом и изделиями из него был отличительной чертой российской культуры.
В Казани, одном из крупнейших промышленных и культурных российских центров, России, процесс вытеснения дерева кирпичом протекал ускоренно, но все же губернская Казань, если учитывать ее окраины, еще оставалась деревянным городом. То же было и в социалистической Казани до 1950-х гг.
В 1950-х-начале 1990-х гг. Казань отстраивалась в основном типовыми домами повышенной этажности. При этом деревянные дома и в центре, и на окраинах оставлялись в неприкосновенности. С середины 1990-х гг. начался массовый снос деревянных домов и строений, и в первую очередь – в центре Казани. Сейчас он приближается к «победоносному» завершению.
Исчезновение старых или строительство новых городских зданий и сооружений в любом городе приводит к изменению привычной жизненной среды горожан и тем самым к изменению их душевного состояния и ментальности.