Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1921 – В Москве во время организации помощи голодающим Поволжья скончался татарский просветитель и реформатор Галимжан Галеев (Баруди)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Новая жизнь старинной усадьбы Боратынских
- Любовь АГЕЕВА
- 29 августа 2015 года
29 августа 2015 года открылось после реставрации главное здание усадьбы Боратынских и состоялась презентация новой экспозиции «Сумерки и рассветы дома Боратынских».
На церемонии открытия присутствовали врио Президента РТ Рустам Минниханов, руководитель Аппарата главы республики Асгат Сафаров, помощник Президента РТ Олеся Балтусова, мэр Казани Ильсур Метшин, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, председатель Государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов и другие официальные лица.
Для почетных гостей провели экскурсию по главному усадебному дому, им представили основные экспонаты новой экспозиции.
Дом с двухсотлетней историей
Усадьба Боратынских является памятником архитектуры и истории федерального значения и относится к уникальным сохранившимся комплексам деревянного гражданского зодчества конца XVIII – начала XIX века.
Она была построена для графини В.Апраксиной в 30-х годах XIX века. В 1836 году его приобрел помещик Мамаев и пожелал, чтобы дом перестроили по проекту известного казанского архитектора Фомы Петонди. В конце 60-х годов усадьбу Мамаева купил Николай Боратынский, сын великого поэта, друга Пушкина – Евгения Боратынского, и въехал в этот дом с женой – красавицей Ольгой Александровной Боратынской, урожденной Казем-Бек, и детьми. В конце 1860-х годов он значительно перестроил усадьбу.
По своему архитектурному решению дом является образцом памятника архитектуры классицизма первой половины XIX века. При перестройке дома архитектор Петонди поставил его не в глубине участка, как это было принято, а в одну линию со стоящими с двух сторон служебными флигелями. Въезд в усадьбу располагался не со стороны главной улицы, а со стороны внутреннего двора.
Внутренняя планировка главного дома четко разделена на парадные помещения, решенные по анфиладной системе и выходящие в сторону главного входа, и жилые, расположенные окнами во двор. В решении интерьера использован типичный для московских особняков прием: центральный зал отделен от основных помещений внутренними спаренными колоннами. Кстати, зал – главная архитектурная ценность дома. Его окна размещены в характерном для XIX века полукруглом выступе. Над карнизом потолок заполнен поясом густой лепки. С появлением нового хозяина – Николая Боратынского – в лепке зала появился герб Боратынских, который сохранился и до нашего времени.
Изображение усадьбы во времена Боратынских не сохранилось. Есть только фото отдельных помещений. На этом снимке скорее всего усадьба уже после революции
Белый зал. Начало реставрации
Дому уже более 200 лет, он свидетель двух веков истории Казани. Это был один из духовных, культурных центров нашего города. С ней связаны имена сына и внука поэта, предводителей казанского дворянства Николая и Александра Боратынских, правнучки поэта, писательницы и поэтессы Ольги Ильиной-Боратынской, профессора-востоковеда А.Казем-Бека, писателя Н. Гарина-Михайловского, художников Н. Фешина, А.Фомина, Н.Сапожниковой, П.Радимова, основателя Казанской художественной школы Н. Бельковича и даже печально известного Григория Распутина.
История музея началась в 1973 году, когда учитель средней школы №112 Вера Георгиевна Загвозкина и члены школьного кружка Любители поэзии Е. А. Боратынского начали собирать материал о семье Боратынских. Около четырёх лет они искали по всему городу сохранившиеся вещи, принадлежащие раньше владельцам большого деревянного дома на нынешней улице Горького: антикварную мебель, портреты членов семьи поэта.
К 1977 году коллекция предметов, связанных с жизнью семьи Боратынских, так разрослась, что пришла пора создать первую экспозицию. И она была создана в новом музее, который был открыт на третьем этаже только что построенной школы №34.
21 марта 1977 года состоялось торжественное открытие музея. Коллекция была столь значительной, что музею был присвоен государственный статус, и с 1981 года он стал филиалом музея А. М. Горького, а с 1983 года – филиалом Государственного Объединённого музея ТАССР, ныне Национального музея РТ. В 1991 году музею передали недавно отреставрированный флигель усадьбы.
Музей Боратынского долгие годы работал во флигеле усадьбы
И с тех пор здание музея ни разу не ремонтировалось. Как и здание главного дома бывшей усадьбы Боратынских, в котором долгие годы работала первая музыкальная школа.
В преддверии новой жизни
Первые шаги по реставрации главного здания, отданного музею Боратынского, были сделаны в 2000-м, но по-настоящему работы начались лишь в мае 2012 года. Работу по реставрации начали с укрепления фундамента, очистили деревянные стены, которые, как оказалось, хорошо сохранились, убрали все поздние перегородки, открыв традиционную для дворянских домов анфиладу комнат.
Как рассказала заведующая музеем Ирина Завьялова в интервью нашей газете в декабре 2014 года, при реставрации главного дома удалось сохранить более чем 80 процентов деревянных конструкций, колонны и уникальную лепнину с гербами рода Боратынских бального Белого зала.
О том, что сделано во время реставрации, корреспонденту информационного агентства «Татар-информ» рассказала старший научный сотрудник музея Е.А.Боратынского Елена Скворцова:
– Сын поэта Евгения Боратынского – Николай расширил бальный зал, украсил лепниной с гербами. Реставраторам пришлось много работать, чтобы понять, как сохранить лепнину.
Были восстановлены печи. К сожалению, не сохранились изразцы. Но теперь облицовка двух печей дома Боратынских аналогична XIX веку. Очень хорошо сработали литейщики, чугунную основу камина воспроизводили по фотографиям.
Как мне рассказывала Ирина Завьялова, при проведении работ в доме была обнаружена ванная комната. Там вскрывали пол и увидели трубы. Возможно, это первый казанский водопровод в доме. Ванна необычная, она находилась в полу.
– Аналог такой ванны я видела только в Юсуповском дворце в Санкт-Петербурге, – сказала Елена Скворцова, добавив, что до нас дошло много мемориальных личных вещей не только детей поэта, но и самого Евгения Боратынского.
А по проекту в этой комнатке хотели сделать гардеробную.
Были и другие неожиданные находки. В 2013 году во время работ на территории усадьбы строители обнаружили две монеты первой половины XIX века. Одна из них – рубль серебром, отчеканенная в 1817 году, найдена недалеко от террасы дома и относится ко времени, когда хозяйкой усадьбы была графиня Вера Апраксина, а фасад дома украшали колоны и венчал мезонин. Позднее, в 1836 году именно деверь Веры Васильевны – генерал-майор Петр Апраксин привез в Казань по просьбе Александра Пушкина экземпляр «Истории Пугачевского бунта» и передал его известной казанской поэтессе Александре Фукс.
Вторая монета – медная, достоинством 5 копеек – была отчеканена в 1831 году. Это время, когда в Казанскую губернию из Москвы приехал вместе с семейством поэт-философ Евгений Боратынский, прожил здесь более года и написал в письме другу о Казани: «Город провинциальный оживленнее столицы…».
Напомним, ранее на чердаке главного дома усадьбы строители нашли уникальный документ – письмо сына поэта Евгения Боратынского, видного земского деятеля Казанской губернии Н.Е.Боратынского (1836 – 1898) к жене Ольге, дочери выдающегося востоковеда, профессора Казанского и Петербургского университетов А.К.Казем-бека. Это единственное сохранившееся письмо Николая Боратынского к жене. Письмо носит частный характер и предварительно датируется 1867-70 годами, временем приобретения усадьбы на ул. Большая Лядская и ее перестройки. Также ранее в ходе строительных работ была обнаружена половина чайной чашки из белого фарфора с изящной позолоченной надписью «В знак любви».
Находки реставраторов были включены в новую экспозицию музея.
«Сумерки и рассветы дома Боратынских»
Представляя его концепцию, Ирина Завьялова сказала в нашей беседе:
«Нам бы хотелось, чтобы это была не интерьерная экспозиция по принципу – здесь стол, стул, кровать, они так жили. Мы, конечно, это тоже должны показать – как напоминание или как наше представление о том, как они жили. Но с другой стороны, мне кажется, что в усадьбе должна быть обязательно восстановлена парковая зона. Это должно быть своеобразное продолжение этой экспозиции».
Конечно, парк в одночасье не создать, но территория под него выделена.
Как рассказывает Ирина Завьялова, к каждой городской усадьбе в Казани полагался садовый участок, маленькая парковая зона. Любая городская усадьба – это сельская усадьба в миниатюре. Зеленая зона была еще и украшением города. Начиная с XVIII века собственники зданий должны были согласовать цвет фасадов в городе, форму металлической решетки… Были очень интересные решения. Но это никогда не были глухие, высокие заборы. Считалось: твой сад или твоя парковая зона должна быть красивой, потому что это часть городского пространства.
– В нашем городе очень много людей, которые узнав, что открывается музей, приносили вещи своих семей XIX века, рассказывали истории этих вещей, – поделилась информацией с корреспондентом Татар-информа Е.Скворцова. – Теперь мы будем обживать дом.
Сейчас у нас есть флигель и главный дом. Они соединены для удобства посетителей теплым переходом.
Еще у главного дома был небольшой пристрой для прислуги. Его планируется воссоздать. Вот там мы хотели бы разместить наши фонды. Еще был и второй флигель – гостевой.
Пока у нас усадьба с одним «крылом», а любая дворянская усадьба должна быть с двумя «крыльями.
Жизнь в усадьбе Боратынских станет еще насыщеннее, еще интереснее. А это не только экскурсии, но и многие культурно-образовательные мероприятия. Каждый месяц предполагается проводить суаре в желто-белом зале – званый вечер с различной тематикой, характерной для образа жизни прошлых веков. Музейные работники задумали проект «День в усадьбе».
– Наша экспозиция называется «Сумерки и рассветы дома Боратынских» – значит можно будет узнать, как здесь протекала жизнь от рассвета до сумерек. Думаю, что наши казанцы сами подскажут, каким будет музей. Будем проводить здесь фестивали, работу Клуба любителей казанской старины», – заключила Е.Скворцова.
«Экскурсоводом» для посетителей усадебного дома сможет стать специальное интернет-приложение, установленное на планшетах, которые имеются в музее. Так Интернет будет интегрирован в реальную жизнь. Такая технология используется пока только в пяти музеях мира. В России Музей Боратынского – первый.
– Мы хотим внедрить технологию во всех бюджетных, культурных учреждениях Татарстана. Это открытие сродни телефонии, сейчас оно только зарождается, – рассказал на церемонии открытия руководитель проекта Артур Сунгатов. – Благодаря специальному приложению на планшете появляется полная информация об экспонате.
Вся экскурсия по музею может быть построена за счет того, что у человека есть планшет, это как навигатор внутри помещения. Планируем сделать единое приложение на всю республику. Нужно будет закупить метки-маячки, которые работают через блютуз-технологии. На комплекс экспонатов ставится одна метка.
Я была в одном таком музее. Это усадьба дочери Ротшильда недалеко от Каннов. На входе тебе дают планшет, который намного лучше экскурсовода. Он позволяет продвигаться по музею в удобном для тебя режиме, возвращаться при необходимости в любое место.
Для каждого помещения – два варианта информации: стандартный – для обычного посетителя, более развернутый – для любопытных.
Реставрация усадьбы Боратынских продолжится. Впереди и новое строительство, и обновление форм работы с посетителями, и совершенствование экскурсий с учетом новых возможностей музейного комплекса.
У музейных работников во главе с Ириной Завьяловой появилось второе дыхание, чтобы справиться с новыми задачами.
Читайте в «Казанских историях»:
Столетний опыт Боратынских – пользуйтесь
Чтобы каждый нашел в музее «свой» интерес
Потомки поэта Евгения Боратынского в Казани
Музей Боратынского стал лауреатом премии «Александр Невский»