Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Махмутовские чтения: образование вчера, сегодня, завтра
- 08 апреля 2016 года
С 12 по 14 апреля 2016 года в Елабужском институте КФУ будут проводиться VI Махмутовские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения Мирзы Исмаиловича Махмутова.
Махмутовские чтения проводятся регулярно, начиная с 2008 года, на базе научно-исследовательского института АН РТ «Прикладная семиотика» (директор – академик АН РТ Д.Ш. Сулейманов) один раз в два года в различном формате. При этом широко используется интернет-пространство, где есть Виртуальный музей-библиотека Академии наук Республики Татарстан, а в нем персональная страница академика Махмутова (http://vml.antat.ru/oldvml/index.php/publikatsii/na-rus-yaz).
Первые Махмутовские чтения проводились с 14 по 16 июня 2006 года, вторые – 15 и 16 мая 2008 года, третьи – 12 и 13 мая 2010 года), четвертые – с 20 марта по 1 июня 2012 года, пятые – с 23 апреля по 23 мая 2014 года. Шестые совпали с 90-летним юбилеем ученого.
В последние годы чтения проводятся в два этапа – очном, когда ученые встречаются для коллективного обсуждения заявленной темы, и заочного, в электронном формате, когда свое выступление может представить любой желающий.
Махмутовские чтения посвящены уникальному ученому, педагогу-теоретику и организатору образования, востоковеду и лексикографу Мирзе Махмутову (1926-2008). Потому их тематика всегда имеет междисциплинарный характер и посвящается вопросам философии, методологии и практики образования, формирования интеллектуального потенциала общества, теории и технологии работы с одаренными детьми и молодежью, проблеме формирования бесконфликтного диалога культур. Так, V международная научно-практическая конференция была посвящена теме «Филология в полиэтнической и межконфессиональной среде: состояние и перспективы».
В 2012 году в повестке дня были мировые проблемы: нужна ли мировой и российской системе образования новая парадигма образования? Каждый ли подход становится парадигмой? Образ современного преподавателя вуза, школы, какой он?
Обсуждаемые проблемы, как правило, отражают содержание научных интересов академика М.И. Махмутова. Для участия в чтениях приглашаются философы, религиоведы, ученые и практики в области образования и все заинтересованные специалисты, которым есть, что предложить научному сообществу и сфере образования по повышению устойчивости развития современного Мира и Человека.
На пленарном заседании, открывающем юбилейные чтения, прозвучат два доклада, посвященные академику Махмутову: «Вклад М.М. Махмутова в развитие науки» – В.В. Хоменко, вице-президент Академии наук РТ, член–корреспондент АН РТ; «Общественная дипломатия академика М.И. Махмутова: история длиною в 90 лет» – И.Ф. Сибгатуллина, директор международных программ Института содействия интеллектуальным интеграциям IFIE (Вена, Австрия).
В рамках научной конференции пройдет презентация книги, посвященной М.И. Махмутову. Ее автор – Георгий Рудик, директор Центра современной педагогики (Монреаль, Канада). Участники чтений познакомятся со специальным выпуском журнала «Казанское образование», посвященном юбиляру – «Ученый, педагог, наставник».
В программе юбилейных чтений – 11 тематических площадок: управление образованием, потребности инновационной экономики Республики Татарстан, актуальные проблемы отечественной философии образования; интеграционные процессы и интеллектуальные интеграции в образовании; проблемное обучение и современные образовательные технологии; концептуальные идеи и модели работы с одаренными; гуманитарное знание сегодня…
На одной из тематических площадок содокладчиком выступит Диляра Мансуровна Шакирова, заведующая лабораторией интеллектуального потенциала и одаренности НИИ «Прикладная семиотика» АН РТ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, которая продолжает дело мужа и единомышленникам. Это будет дискуссия на тему «Проблемно-ориентированный конструктивизм в подготовкеучителя» (Смена парадигм образования и подготовка учителя)». С основным докладом выступит Мурат Аширович Чошанов, профессор Техасского университета в Эль-Пассо (США).
В рамках чтений – три публичные лекции:
«ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ АВСТРИИ» – Михаэла Шиннерль,главный администратор международных программ и проектов, Институт содействия интеллектуальным интеграциям IFIE (Австрия, Вена);
«ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ В США» – Мурат Чошанов, профессор кафедр математических наук и подготовки учителя Техасского университета в Эль-Пасо;
«ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОЦЕНКА, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» – Ибрагимов Гасангусейн, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань.
Круглый стол с ведущими специалистами будет посвящен теме «Проблемно-ориентированное образование в современном мире».
Завершит программу научных дискуссий научно-методический семинар «Инновации и традиции в современном школьном образовании: теория и практика».
Методисты кафедр Елабужского института КФУ проведут мастер-классы для молодых учителей.
Читайте в «Казанских историях»:
Мирза Махмутов: «Культура – это благо незримое»
Мирза Махмутов: «Язык – это инструмент, который помогает познать культуру народа»
Биография
МАХМУТОВ Мирза Исмаилович, академик Российской академии образования и Академии наук Татарстана, профессор, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, заслуженный деятель науки РФ и РТ, лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки, лауреат премии им. Н.К. Крупской
Он окончил экстерном школу – шла война. Затем учеба в Иркутском военном авиатехническом училище, потом в уникальном вузе – Московском военном институте иностранных языков Советской Армии, где изучал арабский, немецкий, английский и турецкий языки.
С 1944 по 1956 г. служил в Советской Армии в Азербайджане, Грузии, на Дальнем Востоке, в Латвии, в последний год довелось участвовать в Великой Отечественной войне.
Его мирная трудовая деятельность началась в Казанском государственном университете в качестве преподавателя арабского языка, где он сразу начал научную работу в области арабистики и лексикографии. Так лейтенант стал преподавателем, молодым ученым и очень скоро самым молодым министром просвещения ТАССР. 18 лет он был министром и, как сказал М.Ш.Шаймиев, «остался министром на все времена». Но при этом всегда оставался УЧЕНЫМ.
Основные труды – в области теории и практики педагогики. М.И. Махмутов обосновал новую парадигму учебного процесса – Теория проблемного обучения, которая, по словам академика Я.Лернера, являлась еще и энциклопедией подходов к развитию мышления и проблемному обучению в советской и мировой науке.
12 лет был экспертом ЮНЕСКО по проблемам ликвидации неграмотности в странах Арабского востока и Юго-восточной Азии, членом Советского комитета Всемирного Совета мира. Он побывал в 53 странах мира во времена железного занавеса и позднее, владел семью языками свободно. Встречался с Джавахарлалом Неру, Сальвадором Альенде, архиепископом Кипрским Маккариусом, беседы с которыми оставили уникальный след в его душе.
С 1976 г. М.И. Махмутов организовал исследования по проблемам профессионально-технического образования в созданном с его участием и руководимом им в течение 18 лет НИИ профтехпедагогики АПН СССР.
На Европейском конгрессе в Берлине в 1991 году Мирза Исмаилович был назван среди пяти крупнейших ученых в области профессионального образования в мире. Он сделал там часовой пленарный доклад на английском языке.
В 1992 г. создал с коллегами новый тип высшего учебного заведения – Татарско-американский региональный институт (ТАРИ) и до 1995 года был его ректором. Впервые предложил создать в России новый тип профессионального учебного заведения – региональный колледж по западному образцу.
В 2001 г. стал одним из учредителей Центра арабской культуры «Аль-хадара» в ТАРИ, который сейчас успешно работает в КФУ.
Известны работы М.И. Махмутова как лексикографа и востоковеда. Он автор «Школьного русско-татарского словаря», «Арабско-татарско-русского словаря заимствований» (в соавторстве), «Толкового словаря русского языка для нерусских учащихся» (в соавторстве) и книги «Пророк Мухаммед» – учебного пособия по исламу для российских школ.
Под редакцией М.И. Махмутова издан Коран в переводе на татарский язык (переводчик Батулла). Он автор фундаментального труда – «Мир ислама» (2006 г.). Учебное пособие по страноведению – его последняя работа.
Им опубликовано более 500 работ, сделано более 20 докладов на международных конференциях за рубежом, в том числе на арабском и английском языках. Под научным руководством М.И. Махмутова подготовлено более сорока кандидатских и десяти докторских диссертаций. Он был членом ученых советов по защите докторских диссертаций в КГГПУ и Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Мирза Исмаилович был одним из учредителей Академии наук РТ, членом Комитета по государственным премиям РТ в области науки и техники, академиком-секретарем отделения социально-экономических наук АН РТ.
М.И. Махмутов участвовал в создании Российского исламского университета и был первым заведующим кафедрой филологии и страноведения, написал Концепцию развития этого университета.
Мирза Исмаилович много писал на социальные темы, о проблемах сохранения интеллектуального потенциала России и РТ, глобализации образования и национального татарского образования, сохранения татарского языка. В последние годы жизни его беспокоило возникновение военных очагов на арабском востоке.