Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Киноистория татарских беглецов в армии Пугачева
- 10 сентября 2016 года
27 мая 2016 года в Выставочном зале «Манеж» состоялся показ первого татарского игрового фильма «Булат-Батыр» в живом музыкальном сопровождении.
Премьера фильма, посвященного истории татар, состоялась 22 февраля 1928 года в казанском кинотеатре «Электра». Это была самая большая киносъемка из всех проводившихся до этого в Казани.
В основе сюжета личная драма предводителя качкынларов (беглых) Булат-батыра во время бурных событий пугачевского восстания. Литературный сценарий был написан татарским автором Абдрахманом Шакировым. В качестве ассистентов режиссера в создании фильма участвовал будущий татарский кинорежиссер-документалист Каюм Поздняков. Режиссер картины – Юрий Тарич, оператор – Григорий Гибер. Любопытно, что кинематографисты снимали, в частности, в кремле, на берегу Казанки, где проходили съемки боев.
В связи с Годом кино в Интернете оказалось много старинных фотографий из жизни казанского кинематографа и кинопроката, в том числе – о съемках первого игрового фильма «Булат-Батыр». Публикуем некоторые из них (Kazan Nostalgique).
Есть сведения, что именно этот фильм натолкнул студента Московской консерватории Назиба Жиганова, в прошлом учащегося Казанского музыкального училища, взять темой дипломной оперы сюжет о качкынларах (беглых) участниках Пугачевского восстания.
У нас есть возможность рассказать о съемках этого фильма подробнее, публикуя с разрешения автора главу из книги Елены Алексеевой «Казань. Кинематограф. Из века в век (1897-2014)». Ее презентация состоялась в рамках XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино в сентябре 2016 года.
В 1926 году «Таткино» (Татарское отделение акционерного общества «Востоккино», пайщиком которого была Татарская республика – Ред.), «ощущая острую потребность в разработке художественно-бытового сценария из татарской жизни», объявляет «конкурс на 2 сценария: из жизни и быта татар со времен феодализма, завоевания и до настоящего времени». Победителем стал молодой партийный работник из Агрыза Абдрахман Шакиров. По его заявке известный кинодраматург Натан Зархи написал сценарий фильма «Булат-Батыр», режиссером которого стал Юрий Тарич.
О том, как проходили съемки фильма, вспоминал известный татарский композитор Джавдат Файзи:
«Вот уже несколько дней с языка не сходит весть о том, что группа из Москвы будет снимать у нас фильм «Булат-Батыр». Съемки шли в Кремле, на берегу Казанки. Пошел туда и я. По левой стороне Кремля, по направлению к мосту течет и течет людская река. Возле кремлевских стен, на берегу Казанки, на нижних этажах башни Сююмбеки видны пестро одетые люди, многие в чалмах, в чапанах.
На возвышенностях у ворот – пушки, солдаты в драгунских, с хвостами фуражках времен Екатерины.
Вот подкатывает откуда-то машина с режиссером и главным оператором. Режиссер прокричал в рупор несколько команд и уехал, и тут возле кремлевских стен настоящий бой развернулся! Стреляют ружья, сверкают сабли, летят пики. Повсюду крики «ура!».
О съемках фильма «Булат-Батыр» сохранились воспоминания и актрисы Галины Кравченко.
«Сценарий этого фильма, воскрешавшего события Пугачевского восстания, написали Натан Зархи и Юрий Тарич. Сюжет был, пожалуй, чрезвычайно усложнен, но мастерство талантливого драматурга Натана Зархи сказалось в том, что зрителям интересно было следить за событиями, охватывавшими период в два с лишним десятилетия. Умело и интересно были обрисованы в сценарии и образы главных действующих лиц. Аде Войцик досталась роль Асмы, приемной дочери Булата и участницы восстания. Я же выступила в отрицательной роли фон Брандт, племянницы казанского губернатора.
Тарич с обычной своей доскональностью и точностью в показе обстановки решил снимать картину на местах подлинных событий.
Экспедиция меня радовала, ибо Казань – город, где я родилась. Нам повезло, что прибыли мы в Казань накануне большого национального праздника Сабантуй, который празднуется раз в году, так что мы получили возможность снять такую конную массовку, о какой в Москве не могли и мечтать. Решено было включить актеров в группу конников, танцоров и борцов, чтобы добиться полной жизненной убедительности всего происходящего на экране.
Тарича ожидало большое огорчение. По ходу действия ему совершенно необходимо было заснять большую группу татарок-партизанок, скачущих вместе с пугачевцами. В Москве казалось, что это можно будет сделать просто: кому как не татаркам любить лошадей! Однако наши взгляды устарели, очевидно, лет на двести. В Казани мы с удивлением узнали, что никаким способом мы не сможем уговорить татарок сесть в седло. Вполне возможно, что на селе нужда и большие расстояния заставляют женщину передвигаться верхом, но делается это лишь в том случае, если никто не видит. А вообще сесть женщине на лошадь – большой грех. Так нам объяснили, да и сами мы вскоре убедились, что бесполезно пытаться собрать женщин для этой массовки.
Расстроенный Тарич выехал из Казани с ассистентами И.Пырьевым и В.Корш-Саблиным подыскать в степях натуру для других объектов. Группа осталась в Казани. Как-то в разговоре с руководителями горисполкома, которые с самого начала нам помогали и были в курсе всех наших дел и затруднений, я сказала о том, что окончила школу верховой езды. И тут «хозяева города» предложили следующий план: я приму участие в скачках на ипподроме, и мой пример поможет убедить татарских женщин сесть в седла. Я согласилась с удовольствием».
Актрисе выделили скаковую лошадь, дали возможность потренироваться на ипподроме.
«Риск оправдал себя, массовку мы подобрали, – продолжает Галина Кравченко. – Женщины-татарки самолюбиво заявили, что они умеют ездить верхом не хуже московских киноактрис. По случаю моей победы горисполком устроил банкет, на который пригласил всю нашу группу.
На съемках «Булат-Батыра» произошел еще один смешной и необычный случай. Как-то директор фильма Н.Стешенко и ассистент режиссера В.Корш-Саблин поехали в Куйбышев подыскать натуру и договориться с местными властями о содействии, а Тарич с Пырьевым остались в Казани для съемок эпизода взятия города войсками Пугачева. И здесь началась полоса неудач.
Стояла жара, горели лесные массивы, ветер окутал Казань плотной дымовой завесой. Померкло солнце. Из-за дыма пришлось отложить намеченную съемку, а между тем военные части, которые нам выделили для штурма Казани, не могли больше ждать, так как им следовало отправляться в лагеря.
Сообщая об этом директору группы, Пырьев составил лаконичную телеграмму, использовав обычную киношную терминологию: «Небе молоко войска бузят взятие Казани отменяется».
Времена, когда «бузили» войска и брались волжские города, были еще всем памятны, поэтому в Куйбышеве телеграмма Пырьева произвела должный эффект. Стешенко был приглашен в соответствующие органы, где ему было предложено разъяснить «шифр». Стешенко объяснил, что «молоко» на кинематографическом языке означает отсутствие солнца, «взятие Казани» – это название объекта, эпизод исторического фильма, а слова «войска бузят» означают, что войска больше не могут ждать погоды, так как должны вернуться в лагеря.
Кое-как все уладилось. А у нас в Казани ветер подул с другой стороны, унеся отвратительное «молоко». Мы благополучно завершили съемку, и Казань была «взята».
Из книги Г. Кравченко «Мозаика прошлого (рассказывает киноактриса)», – М.: Искусство, 1971.
Участники съемочной группы кинофильма «Булат-Батыр». Осень 1927 года
Во втором ряду (справа налево): актриса А.Войцик, ассистент режиссера И.Пырьев, ассистент режиссера и актер К.Поздняков, пятый в ряду – ассистент режиссера В.Корш-Саблин, седьмой – режиссер Ю.Тарич, крайняя слева – актриса Г.Кравченко. У кинокамеры – оператор Г.Гибер. (Из личного архива Г.Н. Кравченко, предоставил киновед Р.М.Янгиров).
Снимок из книги «Казань. Кинематограф. Из века в век (1897-2014)»
Фильм «Булат-Батыр», сохранившийся до сего времени, стал первой совместной постановкой киностудий «Совкино» и «Таткино». Кстати, ассистентом режиссера и консультантом фильма был Каюм Поздняков – впоследствии первый профессиональный татарский кинорежиссер.
В фильме поднималась тема отцов и детей, оказавшихся в силу исторических событий в разных лагерях. Лента повествует о судьбе татарского мальчика Асфана, волею обстоятельств попавшего на воспитание к князю Потемкину. Когда Асфан в чине прапорщика является с карательным отрядом в родные места и узнает, что руководит восставшими крестьянами его отец Булат, он освобождает предводителя повстанцев. В финале отец и сын оказываются в лагере пугачевцев.
Картина «Булат-Батыр» не претендовала на глубокое и полноценное отражение исторических событий. Рассказ об отважном свободолюбивом человеке, защищавшем бедняков, снят в приключенческо-романтическом жанре.
Фильм пользовался огромной популярностью как в стране, так и за рубежом. Интересный факт приводится в московском журнале «Кино»:
«В Германии после выхода на экраны «Булата-Батыра» какой-то белый эмигрант Антонов-Иванов, забравшись в проекционную будку, хотел уничтожить фильм».
В казанском кинотеатре «Чаткы» «Булат-Батыр» демонстрировался в течение года. Фильм анонсировался как «грандиозный исторический боевик из жизни поволжских повстанческих татарских отрядов – (качкыннар). В главных ролях: Ада Войцик, Клюквин и Галина Кравчук: Режиссер Тарич».
В конце 70-х годов прошлого века директору Таткинопроката А.А.Беляеву с большим трудом удалось разыскать в Госфильмофонде фильм «Булат-Батыр» и сделать пять копий кинокартины. Фильм «Булат-Батыр» демонстрировали кинотеатры Казани, его показывали по всей республике, в том числе и в Мамадышском районе, несколько жителей которого и стали инициаторами возвращения исторической ленты. В детстве они снимались в массовке фильма и хотели бы вновь посмотреть его, о чем и написали в письме директору Таткинопроката. Именно это послание и подтолкнуло Ахата Беляева к возвращению фильма зрителям.
Читайте в «Казанских историях»:
История кино в Казани от Елены Алексеевой
Ранний период развития кинематографа в Казани
Предпосылки возникновения кинотеатров в Казани