Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Второе путешествие ТУ-144 по улицам Казани
- Любовь АГЕЕВА
- 17 апреля 2017 года
Сегодня пришла на работу – и увидела возле нашего, второго, здания КНИТУ-КАИ самолет, о котором «Казанские истории» уже рассказывали. Пока не весь самолет, но его главную часть.
Оказывается, операция по перемещению фюзеляжа весом 50 тонн и длиной 60 метров от здания №6 в Соцгороде, на улице Дементьева, до КАИ-града на улице Четаева прошла в ночь с пятницы на субботу, 15 апреля. Еще осенью прошлого году между двумя зданиями, вторым и восьмым, подготовили постамент, перевезли носовую часть, крылья и двигатели самолета.
Как и ожидалось, операция потребовала больших усилий и большой слаженности многих служб. Подробнее о том, как это было, в газете KazanFirst рассказала Кристина Иванова, кстати, выпускница кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ.
Снимки пресс-службы вуза. Два фото мы нашли в сообщении Ильнара Шафигуллина на нашем паблике «ВКонтакте» https://vk.com/kazanhistory
Как в Казани перевозили Ту-144
Самолет планировали доставить на Четаева еще в 2013 году к 125-летию со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева, имя которого носит КНИТУ-КАИ. Но лишь в 2015-м руководству вуза удалось добиться финансирования проекта. По словам проректора по научной и инновационной деятельности вуза Сергея Михайлова, сложно оценить, во сколько обошлась операция по передислокации летательного аппарата с учетом всего комплекса работ.
Непосредственно на перевозку самолета решением президента Татарстана Рустама Минниханова 3 млн рублей выделили из резервного фонда. Ответственность за реализацию проекта была распределена между вузом, Казанским авиазаводом и Гипронииавиапромом. Авиазавод разбирал и в последующем будет собирать самолет, вуз помогал авиастроителям и готовил новую площадку для машины — сваи были вбиты на глубину 12 метров, а НИИ подготовил проект установки и продумал схему перевозки.
Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолет. Первый и один из двух в мире тип сверхзвукового авиалайнера, который использовался в гражданской авиации для коммерческих перевозок. Является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер. Это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11 000 метров.
Первый серийный Ту-144 был собран весной 1971 года в Жуковском. В 1972 году началось производство на Воронежском авиазаводе. Всего было построено 16 самолетов. 1 июня 1978 года руководство компании «Аэрофлот» приняло решение об отмене пассажирских рейсов Ту-144.
Сам процесс переезда самолета начался лишь осенью 2016 года. А до основной «тушки» дело дошло только накануне Пасхи. Журналисты собрались на Дементьева задолго до намеченного на полночь старта провоза самолета. Ректор вуза Альберт Гильмутдинов назвал сегодняшний день «историческим» и позировал перед конструкцией, раскинув руки, как делают это дети, изображающие самолет.
Самолет должны были провезти по следующему маршруту за полтора-два часа: ул. Дементьева — ул. Миля — Авторынок — ул. Амирхана — ул. Гаврилова — ул. Ямашева — кольцо у «Казань Арены» и через улицу Чистопольская заезд в «КАИ-Олимп». Однако процесс растянулся до самого утра.
Сама спецоперация началась с часовым опозданием, а загнать махину в первый поворот удалось и вовсе в третьем часу ночи. Колеса платформы, на которую был водружен фюзеляж, никак не хотели вылезать из углубления, где находились. После подкладывания листов фанеры удалось это сделать, затем наконец-то сдвинуть Ту-144 с места.
Выход на поворот с Дементьева на Миля занял чуть ли не большую часть всего времени — листы фанеры пришлось укладывать и на поребрики, чтобы вписаться в поворот. В этот момент самолет опасно накренился, но Сергей Михайлов заверил, что «тушка» надежно прикреплена к платформе (лафету) металлическими тросами.
В ночь с пятницы на субботу проходил сверхсложный финальный этап операции по перебазированию 90-тонного «учебного пособия» — самолета Ту-144 — из Авиастроительного в Ново-Савиновский район Казани.
Махину предстояло провезти от 6-го здания КНИТУ-КАИ на Дементьева ко 2-му зданию вуза на Четаева, где даже пришлось срезать часть забора. Осенью прошлого году там предварительно забили сваи и перевезли носовую часть, крылья и двигатели самолета. «На закуску» оставили самое сложное — фюзеляж весом 50 тонн и длиной 60 метров.
Большие проблемы возникли и на финише маршрута. Для того, чтобы самолет прошел в поворот, пришлось срезать часть забора КАИ. В интервью KazanFirst Сергей Михайлов признает, что перевозку «тушки» планировали на начало года, но процесс осложнился.
— Демонтаж систем был очень затруднительным при практически полном отсутствии документации, — говорит он.
Благодаря отстыковке от самолета всех возможных деталей удалось снизить высоту махины до 6 метров, а вес — до 50 тонн. Самолет сопровождали службы, которые при необходимости поднимали троллейбусные линии, чтобы лайнер мог проехать под ними. Также по мере необходимости на пути следования перекрывалось движение автотранспорта. Для погрузки привлекли два 150-тонных крана.
— Если бы мы так его не разобрали, то перевозка потребовала бы съема большого числа коммуникаций по пути следования. Это было бы очень затратно для города, электротранспорта и всех участников движения, — говорит проректор.
Над проектом работали около 50 человек. На финальном этапе большой проблемой стало снятие шасси.
— Машина 32 года стояла, все системы приказали долго жить. Мы вызывали специалистов из Жуковского, которые занимались установкой самолета в немецком Зинхейме (он был продан в частный музей техники. — Ред.). Они запустили гидросистему на ручном приводе, вклинились в нее в зоне шасси. Были вопросы и с электрозамком, который пришлось отключать, — перечисляет лишь некоторые из этапов работы Сергей Михайлов.
Со съемом четырех двигателей проблем не возникло — процесс занял около двух недель. А вот судьба этих частей самолета довольно любопытна. Один двигатель длиной 8 метров и весом в 4,5 тонны планируется установить рядом с будущим авиамузеем, который расположится в Ту-144, — он будет своеобразным натурным экспонатом. Второй отправят на кафедру двигателей. Два оставшихся ждут своей участи — вопрос по ним пока не решен.
Идея передислоцировать самолет и открыть в нем интерактивный музей принадлежит ректору КНИТУ-КАИ Альберту Гильмутдинову. Он признается, что в процессе демонтажа возникали сотни технических моментов.
— Когда мы пытались отсоединить киль, он не отсоединялся. Потом крылья не отстыковывались. Когда все это отсоединили, были сложности с разборкой шасси. Но мы преодолели все эти трудности, — не без гордости говорит ректор.
После передислокации самолета и сборки всех деталей вместе на новой площадке предстоит реализовать второй этап плана. Непосредственно внутри самолета Ту-144 планируется открыть технический интерактивный музей для детей. Сделать это хотят в 2018 году: к 50-летию первого полета Ту-144. Предварительная стоимость проекта — 30 млн рублей. Вуз надеется на финансовую помощь Минобрнауки России.
— Музей будет показывать подрастающему поколению, что быть инженером — это очень-очень круто, — заявляет ректор в интервью журналистам. — Планируется восстановить кабину пилота, штурманское место, выставить красивые экспонаты. У самолета нос опускается, передние крылья выпускаются — постараемся, чтобы дети могли этим управлять из кабины.
Площадка под самолет выбрана между 2-м и 8-м корпусами университетского комплекса не случайно.
— Мы посчитали это самым правильным местом для самолета — ровно посередине между двумя зданиями. Вы знаете, что эмблема нашего вуза — распахнутые крылья, а на обоих зданиях изображен герб. Вот между ними и установим самолет с распахнутыми крыльями. Нам показалось это очень красивым, — объясняет ректор.
В кампусе КАИ самолет хотят собрать к 11 мая, когда будут проходить основные торжества в честь 85-летия вуза.
— Мы очень надеемся, что к этой дате борт будет стоять в собранном виде между двумя зданиями. Наверное, он будет не в лучшем виде — обшарпанный, чумазенький, непокрашенный. Но в дальнейшем мы восстановим первозданную красоту этой машины, — уверен Альберт Гильмутдинов. — Поверьте, самолет будет жемчужиной Казани. Люди будут приезжать в Казань, чтобы посмотреть Кремль и Ту-144.
Ректор убежден, что, несмотря на все сложности, проект стоил того.
— Наши отцы подняли эту машину в небо, а мы уж его на постамент должны поставить. Конечно, сложно, но нет ничего нерешаемого. Надо просто работать.
Сегодня на территории России осталось порядка семи самолетов Ту-144. Но в Казани будет первый в России самолет, где создадут музей. В Германии (Зинхейме) подобный объект есть, а вот в России до недавних пор не было. В некоторых городах эти самолеты стоят как памятники, но чтобы создать внутри машины музейную экспозицию — такое будет впервые.
Напомним нашим читателям, что на территории Казани в советское время стояло три самолета.
В мае 1985 года один из них – тот самый Ту-144 – последний раз приземлился на аэродроме 22-го завода (ныне — Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев»). В том году КАИ присвоили имя Андрея Николаевича Туполева. Поэтому было решено передать один из самолетов Ту-144 Казанскому авиационному институту.
Читайте в «Казанских историях» историю этого самолета – Ту-144 вновь – команда на взлет! Только не в небо...
Еще один самолет, не такой могучий, как Ту-144, стоял в парке Урицкого. В материале об истории этого парка (Островок природы средь шумного города) вы можете прочитать о необычном казанском кинотеатре, устроенном в салоне Ан-10.
В августе 2015 года Наталия Фишман, в ту пору помощник Президента РТ , которая занималась организацией мероприятий в рамках Года скверов и парков в Татарстане, пообещала, что легендарный самолет-кинотеатр, скорее всего, будет возрожден. Она сказала, что сам летательный аппарат уже есть, осталось найти деньги на его переоборудование. Реконструкция парка, по планам, будет продолжаться три года. Поживем – увидим, сбудутся ли эти планы.
И совсем недавно мы нашли на нашем паблике «ВКонтакте» сообщение о третьем самолете, который, оказывается, стоял в Дербышках (https://vk.com/derbo).
Самолёт Ту-124 был установлены там в 1979-1980 годах, простоял несколько лет и был уничтожен пожаром, после чего демонтирован.