Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Тайн на Арском кладбище станет меньше
- 21 сентября 2017 года
21 сентября 2017 года в Институте истории имени Ш. Марджани на очередном заседании Татарстанского республиканского отделения ВООПИиК вновь говорили о проекте «Казанские некрополи».
В повестке очередного собрания Татарского республиканского отделения ВООПИиК было два вопроса: 1) отчет о проведении фестиваля фестиваля «Том Сойер Фест» в Казани; 2) о проекте «Казанские некрополи». Оба вызвали широкий обмен мнениями, обсуждение привело к общим решениям по всей повестке.
Работу по организации фестиваля «Том Сойер Фест» одобрена, Казань, возможно, будет выбрана местом проведения всероссийского форума этого важного движения. Время его проведения – 24–26 ноября.
По второму вопросу после выступления главного редактора газеты «Казанские истории» Любови Агеевой принято решение изучить вопрос о расширении списка исторических захоронений – памятников культурного наследия федерального и регионального уровня и о включении в него памятников муниципального уровня. Конкретные предложения предполагается сформулировать к 1 февраля 2018 года, когда планируется в основном завершить работу над республиканским каталогом исторических захоронений.
Рассказывая об обсуждении второго вопроса, процитируем две публикации информационного агентства «Татар-информ». Читайте также комментарий куратора проекта «Казанские некрополи» Любови Агеевой.
Активисты РТ намерены расширить список захоронений, отнесенных к объектам культурного наследия
(Казань, 21 сентября, «Татар-информ», Оксана Романова). Составить каталог исторических захоронений Арского кладбища и существенно расширить перечень могил, отнесенных к объектам культурного наследия, – таковы ближайшие задачи общественного движения «Казанские некрополи». Обе они были озвучены сегодня на заседании Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры куратором движения, членом ТРО ВООПИиК Любовью Агеевой.
«Очень хорошо, что наши планы совпали с тем движением, которое начала Республика Татарстан по каталогизации захоронений Татарского кладбища. С поддержкой Института истории Марджани Академии Наук и с привлечением научных и общественных сил люди по-другому относятся и к нашей инициативе: здорово, когда власть и общественность заодно», – отметила Любовь Агеева.
«Когда по совету Сергея Саначина я разослала письма с просьбой предоставить списки выдающихся сотрудников, захороненных в Казани, во все базовые организации и вузы, мне позвонил, в том числе, лично президент КНИТУ КАИ и сказал, что они были бы рады, если мы поможем им составить такую базу. Понимаете, какой вопрос мы подняли, если при запросе списка мне звонит сам президент вуза?
Также она сообщила, что в настоящее время всего лишь 38 захоронений по РТ имеют статус объекта культурного наследия. Их перечень был утвержден в 1968 году Советом министров РСФСР и в дальнейшем не пересматривался.
«Конечно, больше всего таких захоронений на Арском и Ново-Татарском кладбищах, среди них есть как регионального значения, так и федерального. Например, могила Лобачевского – памятник федерального значения, а Арбузова, представляете, – только республиканского. При этом могила Марджани вообще не внесена в этот список! Но есть закон, который позволяет вносить захоронения в этот реестр. Я предлагаю инициировать расширение этого списка. Каждая группа исследователей может вносить свои предложения о захоронениях, которые могли бы пополнить этот список», – сказала инициатор движения «Казанские некрополи».
Единственным условием для внесения в каталог исторических захоронений Любовь Агеева назвала явные достижения захороненного любого рода. Полная база будет размещена на сайте МУП «Ритуал» в открытом доступе.
«Я довольно часто вношу исправления в статьи Википедии, например. Иногда может быть написано, что человек захоронен в Москве или «место захоронения неизвестно», а на самом деле его могила в Казани», – констатировала член ТРО ВООПИиК.
Также она сообщила, что на основе каталога исторических захоронений будет выпущена книга, а, вероятно, что и несколько книг не только с указанием места захоронения, но с информацией о личности умершего. Отдельно общество «Казанские некрополи» намерено составить список утерянных и коллективных могил.
«В Казани достаточно коллективных могил, например, могилы летчиков на Архангельском кладбище (речь шла об Арском кладбище - Ред.), есть семейные могилы – их мы тоже решили выделить. Вид статей в будущей книге и общие параметры, кого берем, кого не берем, согласовали. Желающие тоже могут сообщать нам информацию о могилах своих предков – будем вносить в базу», – резюмировала Любовь Агеева.
В октябре, после того, как опадут листья, активисты движения намерены пройти все Арское кладбище, чтобы зафиксировать все имеющиеся там захоронения.
Общественное движение «Казанские некрополи» и МУП «Ритуал» договорились о сотрудничестве
(Казань, 22 сентября, «Татар-информ», Оксана Романова). Общественное движение по выявлению и каталогизации захоронений видных деятелей и безымянных могил «Казанские некрополи» смогло договориться о сотрудничестве и оказании посильной помощи с МУП «Ритуал». Об этом сообщила накануне на заседании Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) куратор группы – член ТРО ВООПИиК Любовь Агеева.
Напомним, ранее, на июньском собрании ТРО ВООПИиК, члены организации высказывали сомнения в поддержке своей инициативы городской похоронной службой.
«У нас было много сомнений, будут ли нам помогать кладбищенские сотрудники. Оказалось, они согласны нас поддержать. «Ритуал» за свои средства взялся сделать таблички (68 штук – прим. Т-и, 38 могил - прим. Ред.) на могилы, у которых они утеряны, обещали и поправить брошенные захоронения. Я сама плотно работаю с организациями и предприятиями по каталогизации могил их выдающихся сотрудников, и кладбищенские работники уже очень серьезно помогли мне – показали две могилы полных кавалеров ордена Славы (в советское время приравнивались к Героям Советского Союза – прим. Т-и), о которых даже я, к своему стыду, до этого не знала», – рассказала Агеева.
«В октябре, когда опадет листва, сделаем фронтальный обход всей территории кладбища, чтобы точно зафиксировать все могилы. Подготовим базу и разместим ее на сайте МУП «Ритуал» для свободного доступа. Когда доделаем эту карту, кладбище обещает нам поставить еще и большие щиты на аллеях (речь шла о картах-схемах у входов на кладбища - Ред.) указанием мест захоронений», – обрисовала ближайшие планы куратор движения.
Кроме того, активисты намерены привлечь к работе студентов, которые с помощью специального состава будут обрабатывать надгробные плиты, восстанавливая таким образом утерянные надписи. С руководством кладбища достигнута договоренность о помощи в обозначении безымянных могил.
Из надгробных камней, со временем утративших привязку к конкретному погребению и буквенно-цифровое обозначение, предлагается насыпать курган. Однако с данной идеей согласились не все присутствовавшие на заседании члены ТРО ВООПИиК.
Комментарий Любови Агеевой
Прежде всего, исправлю ошибки коллеги. Я не говорю о произвольном цитировании – этим грешат сегодня многие журналисты, хотя у каждого в руках надежное средство - диктофон. Речь о фактических ошибках, которые имеют существенное значение для восприятия информации, да и для моей репутации, в том числе.
Во-первых, вспомнив КНИТУ-КАИ, я сообщила о том, что этот вуз очень серьезно отнесся к нашему предложению, здесь составлен полный перечень не только известных преподавателей, но и знаменитых выпускников. Судя по тексту информационного сообщения, составить такой список еще только предстоит.
Перечень объектов культурного наследия РСФСР был утвержден Советом Министров не в 1968, а в 1960 году. Удивление по поводу того, что в нем нет имени Марджани, высказала не я, а одна из участниц собрания. Хотя я могу к ней присоединиться. Впрочем, в этом списке отсутствуют много выдающихся людей нашей республики. Собственно, именно об этом и шла речь. Собрание поддержало меня в том, что список из 38 исторических захоронений (он приведен в «Казанских историях» полностью) необходимо расширить.
Правда, это не такое простое дело, как кажется. И не только потому, что надо определить четкие критерии, по которым историческое захоронение может быть признано объектом культурного наследия. Скорее всего, в данном случае будут приниматься во внимание не сами захоронения, например, характеристика надгробья, а общественные заслуги усопших. Как говорят специалисты, нужно собрать кучу документов, заказать довольно затратную экспертизу, и только потом соответствующие государственные органы примут решение по каждой персоне.
Так что, возможно, мы пойдем по другому пути. Как сообщила мне Фарида Забирова, в настоящее время инициирована процедура по признанию достопримечательным местом старинного кладбища в Адмиралтейской слободе. Специалисты полагают, что его вполне можно признать объектом архитектурного наследия. Учитывая этот опыт, можно будет применить статьи федерального закона к Арскому и Новотатарскому кладбищам.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;
достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
1. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
2. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также – земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Из федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации»
На собрании я кратно подвела итоги нескольких месяцев работы исследовательской группы при Институте истории имени Марджани по Арскому кладбищу. Организационно эта группа оформилась на совещании в этом институте, которое состоялось 23 июня. Мы уже сообщали, что акцию редакции «Казанских историй» на собрании Татарстанской республиканской организации ВООПИиК 15 июня было решено преобразовать в общественное движение (Когда власть и общественность объединяют усилия). Протокол с решением этого собрания был направлен возможным деловым партнерам специальной программы ТРО «Казанские некрополи».
Идет изучение истории Арского кладбища в целом, пополняется каталог захоронений. Пока в него заносятся все предлагаемые персоны. Кстати, с помощью Интернета сегодня нетрудно проверить, известна она или нет. И тут как не похвалить сайт Казанского государственного медицинского университета, где есть история всех кафедр и научных медицинских школ, а также очерки обо всех знаменитых медиках – выпускниках медицинского отделения Императорского Казанского университета и КГМИ.
На сегодня в общем списке, который хранится у меня, как у руководителя группы, около тысячи захоронений. В нем зафиксированы результаты исследований доцента КФУ Валентина Семеновича Королева, издавшего в 2007 году «Университетский мартиролог. 1804-2007» («In memoriam» – мартиролог Казанского университета); известного казанского краеведа Анатолия Елдашева, много сделавшего для изучения истории русской православной церкви в нашем крае; мои собственные исследования (я совершаю путешествия по Арскому погосту уже два лета).
Присланы по нашей просьбе аннотированные списки усопших из Казанского вертолетного завода, медицинского университета, КНИТУ-КАИ, Казанской государственной архитектурно-строительной академии, театров – Татарского академического, академического оперы и балета имени Джалиля, имени Тинчурина, Татарской государственной филармонии имени Тукая. Аннотированные – это значит, что кроме кратких данных, есть энциклопедического вида статья о заслугах персоны. Краткие списки поступили от немецкой общины, от старообрядцев старопоморского согласия, Казанского драматического театра имени Качалова. Илья Шалман представил много фотоснимков еврейских захоронений, и сейчас занимается составлением их каталога.
С этими списками еще много работы. Тем более что у многих персон не указано место захоронения.
Мы обратились через социальные сети ко всем казанцам с просьбой сообщать о своих предложениях в этот список, и предложения уже начали поступать. Например, моя коллега, журналистка Вероника Домрачева предложила сразу несколько кандидатур, в том числе своего деда – Алексея Васильевича Алексеева, заведующего военным отделом Казанского горкома КПСС, педагога, мастера спорта, который в годы войны подготовил и лично сопроводил на фронт сотни стрелков и снайперов. В Казани он был известен как организатор первой школы рабочей молодёжи и ее директор. Алексей Васильевич был похоронен на Арском кладбище в 1972 году.
Радует, что молва о проекте «Казанские некрополи» втягивает в общую орбиту многих, так что, возможно, сбудется наш прогноз – что это станет делом всего города.
Однако наш проект теперь не только казанский. Если распоряжение Президента РТ о составлении республиканского каталога выполняется на местах, то аналогичной работой сейчас занимаются во всех городах и районах Татарстана. Уже сейчас ясно, что такой каталог не уместится в одной книге. Скорее всего, Арскому кладбищу будет посвящен отдельный том. Поступают просьбы издать каталог на двух государственных языках.
Но это дело будущего. Пока нужно создать единую базу данных и со временем войти в электронный каталог Российской Федерации. Такую задачу поставил перед собой федеральный Минстрой (В России появится электронная карта кладбищ). На сайте кладбищароссии.рф в ближайшие годы должна появится база захоронений всех регионов, но пока там есть данные только по кладбищам Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Pomnin.pro — база, в которую частично внесены данные о захоронениях крупнейших московских кладбищ: Востряковского, Люблинского, Кузьминского, Перловского, Перепеченского, Ваганьковского и Новодевичьего. Пока в ней только 189 тысяч могил, но регулярно появляются сведения о новых. Также в базе есть кладбища Тюмени, Екатеринбурга, Киева, Минска и других городов России, Украины и Республики Беларусь. Мы уже писали о том, что электронная каталогизация проведена на еврейских участках России, в том числе и в Казани. Один из адресов – https://toldot.ru/life/cemetery/.
Казань пока в самом начале этого пути, хотя и у нас уже есть подвижки в этом направлении. Довольно большой объем данных есть по адресу https://cemetery.kzn.ru/search, на сайте МУП «Ритуал».
И последнее – о чем не могу не сказать, хотя Оксана Романова этот факт отразила. Нас очень радует, что мы нашли общий язык и с руководством Управления по организации ритуальных услуг города Казани (Марат Адгамович Ишкин), и с генеральным директором муниципального унитарного предприятия (МУП) «Ритуал» (Павел Викторович Чепиленко).
Подробнее – В поле зрения – Арский некрополь, «Если мы этот пласт поднимем – значит, жизнь свою прожили не зря»).
Отдельное спасибо хотелось бы сказать работникам администрации Арского кладбища Евгению Владимировичу и Тимуру Мансуровичу.
У нас тесный контакт с Институтом истории имени Марджани, рабочая группа которого в настоящий момент занимается каталогизацией Новотатарского кладбища. Подробнее – в интервью заместителя директора института Радика Римовича Салихова (Не забыть ни одного человека).
Нам помогает Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Лобачевского КФУ, где хранится рукопись о казанских захоронениях Николая Яковлевича Агафонова.
В настоящий момент на кафедре истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ и в Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ идет формирование студенческого волонтерского отряда, который уже в конце октября начнет фронтальное обследование Арского кладбища. Мы надеемся, что сможем по его результатам найти старинные могилы, о которых еще не знаем, и определить фронт работ на кладбище во время весенних субботников и воскресников с привлечением широкой общественности. Ведь составить список выдающихся усопших – это только полдела. Как говорил великий русский философ Бердяев, «народ – это не только ныне живущие, но и умершие люди».
Добавлю, что это хорошая возможность реального воспитания патриотизма, надежный способ объединения людей разных поколений. К сожалению, у нас на эту тему много говорят, причем не всегда удачно, много формализма. А в данном случае есть хорошая возможность действительно объединить историю страны с историей конкретных семей и людей.
Фото: Салават Камалетдинов, Татар-информ