Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Октябрь 2024 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1956 – Начало работы в Казани Выставки народного хозяйства Татарской АССР

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

2018 – Год Льва Толстого в Татарстане

2018 год в Татарстане посвящен классику русской литературы Льву Николаевичу Толстому. Это решение Президент РТ Рустам Минниханов озвучил в своем ежегодном послании Государственному Совету РТ. 21 сентября 2017 года был подписан соответствующий указ.

Казань занимает в биографии Льва Толстого заметное, если не решающее место. Этот период – с 1841 по 1947 год – имел большое значение в жизни молодого графа Толстого, которому суждено было прославить русскую литературу во всем мире. Основной целью для всех Толстых в годы жизни в Казани было получение образования, и город предоставлял для этого прекрасные возможности. Все братья: Николай, Сергей, Дмитрий и Лев, учились в Императорском Казанском университете, сестра Маша - в Родионовском институте благородных девиц. 

Как ни прискорбно, но большинство казанцев мало что знает об этом, а современные школьники и студенты могут даже не назвать романы, которые Толстой написал. В Интернете полно материалов, в которых рассказывается, что будущий писатель был плохим студентом, и его выгнали из университета за неуспеваемость. А ведь казанские годы жизни, несмотря на любовь Льва Толстого к балам и пропускам учебных занятий, были годами формирования великого писателя, великой личности.

Полноценный музей мог бы помочь лучше узнать биографию студента Толстого, понять, что и кто повлиял на формирование его характера, его интересов. Как делают уже много лет музеи Евгения Боратынского, Габудуллы Тукая, Мусы Джалиля. Музею Толстого в этом смысле не повезло, хотя трудно переоценить значение сопричастности истории нашего города с судьбой Льва Николаевича. 

Как известно, Музей Льва Толстого появился в Казани 29 августа 2015 года.

Почетными гостями церемонии открытия были Рустам Минниханов, Ильсур Метшин, руководители министерств и ведомств республики. На церемонии было зачитано приветственное письмо, адресованное создателям музея праправнуком Льва Толстого –  советником Президента России по культуре Владимиром Толстым: «Такой центр духовного воспитания является лучшим памятником Льву Толстому», – отмечалось в его письме.

Однако мы увидели совсем не то, что было задумано.

Не скоро решения принимаются...

Первым заговорил о необходимости музея  Льва Толстого еще в 1950-х годах  прошлого года профессор КГУ Ефим Бушканец, автор книги о юности Толстого. Еще школьником, в 1939 году, Ефим Григорьевич нашел документы о Толстом в казанских архивах. В 1952 году он издал первый небольшой путеводитель по толстовским местам Казани.

Вторая попытка была сделана в 2000 году по инициативе Казанского университета, конкретно – директора его музея Стеллы Писаревой, которая обратилась к Президенту Минтимеру Шаймиеву и мэру Казани Камилю Исхакову с письмом, которое подписали многие казанские профессора и деятели культуры. Попытка была удачной.

Решение о создании музея великого русского писателя в бывшем Доме Горталова Кабинет министров РТ принял 27 октября 2001 года. В 2003 году молодые активисты «Единой России» провели на территории бывшей усадьбы первый субботник: выкопали деревья и кустарники, которые росли из фундамента, вывезли горы мусора.

В 2006 году силами студентов филологического факультета КГУ на территории будущего музея были проведены археологические раскопки, в ходе которых было найдено около 300 раритетов, очень ценных для мемориальной экспозиции. В том, что музей должен быть мемориальным, сомнений не было, ведь это было первое место жительства Толстых в Казани.

Научные сотрудники Национального музея РТ, которому было поручено создание музея, подготовили и обсудили с участием широкой общественности концепцию будущего музея. Ее авторы предполагали не только рассказать о казанской жизни будущего писателя, и прежде всего – о его учебе в Императорском Казанском университете, но и показать вклад рода Толстых в историю, культуру, общественную и политическую жизнь Казани и нашего края, представить культурно-исторический облик Казани того времени.

Как известно, после смерти отца Льва Толстого в августе 1841 года заботу о детях взяла на себя его младшая сестра  – Пелагея (Полина) Ильинична Юшкова. Она была единственная из семьи Толстых, которая осталась в Казани. И в ноябре 1841 года Юшкова перевезла детей Николая Ильича из Ясной Поляны в Казань.

Для обустройства жизни Юшковых и Толстых потребовался наем дома. Первым местом их жительства стал дом Ивана Кузьмича Горталова на Поперечно-Казанской улице (бывшая Красина, ныне Япеева, 15), недалеко от кремля (крепости, как говорили в ту эпоху). В нем-то и решили открыть мемориальный музей Льва Толстого.

После жизни в доме Горталова Толстые еще дважды меняли место жительства. Вторым казанским адресом стал дом Киселевского на углу улиц Большой Красной и Односторонки Арского поля, напротив Родионовского института благородных девиц (ныне ул. Толстого). В сентябре 1846 года Толстые поселились отдельно от Юшковых на квартире, снятой в доме Ф.Петонди на углу Черноозерской и Поперечно-Казанской улиц  (ул. Дзержинского, 11), в нескольких кварталах от дома Горталова. Братья занимали шесть комнат. Где они были точно, установить не удалось - есть разные точки зрения.

Дом, в котором жили Юшковы и Толстые. Вид на парадный вход

Двухэтажный дом Горталова в семь окон по фасаду размещался в глубине небольшой усадебной территории Горталовых. Здание было построено в начале XIX века, в 1812 году, в строгом классическом стиле по проекту казанского архитектора А. Шмидта.  

Нетрудно заметить, что дом в ходе реставрации в значительной степени переделан. Дело в том, что восстанавливали его по уцелевшим чертежам. Между тем особняк по разным причинам перестраивался. Это было и до революции, и после нее.

Реставрация бывшего дома Горталова растянулась на многие годы. Наша газета не раз писала об этом, и по ссылкам вы найдете эти публикации.

Даже две юбилейные даты 2003 года – 650-летие служения рода Толстых Отечеству и 175-летие со дня рождения великого писателя – больших последствий в судьбе будущего музея, к сожалению, не имели. А когда работы подошли к завершению, случилось непредвиденное.

Музея нет, есть культурно-образовательный музейный центр имени Льва Толстого

Решение, принятое Президентом РТ Р. Миннихановым в декабре 2014 года – передать восстановленную усадьбу Горталова в ведение средней общеобразовательной школы №39, которая находится по соседству, и открыть здесь культурно-образовательный музейный центр имени Льва Толстого, стало большой неожиданностью для тех, кто ждал открытия музея. Общественность заверили, что создание центра позволит реализовать уникальный инновационный проект, не имеющий аналогов в Татарстане и России. Так обещала новая концепция.

Пространство музейной экспозиции сильно сократилось. В здании не нашлось места даже личной библиотеки доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля культуры РФ Константина Николаевича Ломунова, посвятившего исследованию жизни и творчества Л.Н. Толстого более 70 лет своей жизни. Эту уникальную коллекцию на условиях целостности и неделимости передала в дар будущему музею дочь ученого – Анна Константиновна Ломунова, известный специалист музейного дела.

Зато реконструкция здания и двух флигелей пошла быстрее. Всего на финансирование работ по реконструкции, реставрации и приспособлению главного здания и усадебных флигелей было затрачено 114029,66 тысячи рублей.

Оправдывая перемены в статусе музея, те, кто еще вчера работал над созданием полноценной экспозиции, говорили о полезности такого симбиоза: деятельность музея-центра базируется  на соединении школьного и внешкольного образования, на самообразовании и лучших достижениях современной педагогики и творчества, взаимодействии школы и музея. И вообще, это завтрашний день музейной деятельности...

Однако сотрудники дома-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне не разделили этого оптимизма. Наша редакция тоже оказалась в числе пессимистов. Конечно, мы радовались за школу №39, которая получила много дополнительных площадей и теперь имеет все условия, чтобы организовать, как надо, и учебный процесс, и внешкольную работу, и даже продленку.

Наш пессимизм оказался оправданным. Прошло полтора года, а «Школа Толстого» так и не стала открытым культурно-образовательным музейным центром. Сначала сотрудникам Национального музея РТ, которые совместно с коллегами из других музеев страны, разрабатывали концепцию музея, в 2015 году вежливо дали понять, что в их услугах больше не нуждаются. Правда, со временем, когда выяснилось, что музею рядом со школой трудно стать общедоступной территорией, музейщиков пригласили снова, и они взяли на себя организацию экскурсий для организованных групп. А вот одиночный турист музейную экспозицию увидеть не может.

Помнится, в 2015 году на «деловом понедельнике» в мэрии Казани свое мнение о новом статусе музея высказал Ильсур Метшин, который сообщил о появлении «ходатаев», которые возражают против присоединения музея к школе.

– Поэтому я прошу, чтобы мы проявили твердость и все это стало бы единым комплексом. К чему нам музеи, где пыль? Что может быть лучше, чем в музее детский шум, топот детских ног? Интерес детей к обучению, к нашим великим классикам? К человеку, который когда-то жил в нашем городе и творил с памятью о Казани? Наверное, есть желающие, которые хотят там чай пить в тиши, любуясь в окошко красивой погодой. В обстановке, которая царила в то время, когда Толстой у нас жил. Но у нас несколько другие задачи.

По словам Метшина, «любой музей должен быть насыщен помимо экспонатов еще и содержательной работой».

– Наша мечта, чтобы наши дети интересовались историей, чтобы жили этой историей, чтобы она в буквальном смысле бурлила нашими детьми, юношами со всей Казани. Они мечтают, чтобы школа называлась именем Толстого. Сам Бог велел, на одной территории, пусть дети и педагоги будут хозяевами этого музея. И тогда будет совместная работа в рамках музейного проекта.

Дело задумывалось благое. Действительно, традиционные музеи мало интересны молодежи. На базе музейной экспозиции планировалась интересная, насыщенная жизнь для всех школьников Казани. Предполагалось, что экспозиция станет основой для реализации программы «Круг чтения» для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев города. Планировалось разработать специальную программу, направленную на знакомство с творческим наследием Л.Н. Толстого, углубленное изучение русского языка.

В принципе музейная экспозиция многое позволяет. Она занимает несколько комнат первого этажа главного здания – буфетная, комната тётушки Пелагеи Юшковой, Толстого и братьев. Антикварная мебель XIX века была закуплена для музея на средства Министерства культуры России.

В экспозиции также несколько традиционных настенных витрин с копиями фотографий, документов, которые помогают сделать рассказ об обитателях дома нагляднее.

Помогают создать настроение росписи стен, которые напоминают о той эпохе. Есть тачскрины с историей рода Толстых, в интерактивной библиотеке - издания на трех языках.

Лестница в мезонин, где была комната Льва Толстого

Но всё это мало кто видит. Выставочный проект на территории школы, да еще такой престижной, как 39-я, даже если он хорош сам по себе, в наше время изначально был обречен на неизвестность. Газета «Вечерняя Казань» зафиксировала это в декабре 2017 года, уже после указа Р.Минниханова (Музей Льва Толстого в Казани никому не нужен?).

Хорошо, что вспомнили о Школе имени Льва Толстого хотя бы в преддверии 190-летия писателя. Как говорилось в официальных комментариях, заодно привлекут внимание к русскому языку. В свете последних разногласий с федеральным центром по поводу татарского языка – жест нелишний.

Что нас ждет в Год Толстого?

Мы постараемся сделать толстовскую тему постоянной, расскажем о событиях, которые будут проходить в течение года. План, согласно президентскому указу, уже должен быть разработан, однако в Интернете мы его не нашли. 

Можно предположить, что Казанский федеральный университет проведет традиционный Международный научно-образовательный молодежный фестиваль имени Льва Толстого. Наверняка какую-то программу предложит музейно-образовательный центр имени Толстого в школе №39. Насколько нам известно, не так давно там прошла презентация возможностей центра для знакомства с казанской жизнью студента Льва Толстого для широкой аудитории. Национальный музей и школа №39 договорились о сотрудничестве, подписав 9 сентября межведомственное соглашение об организации экскурсионного обслуживания по Музейно-образовательному центру имени Л.Н. Толстого. Разработаны экскурсионные программы, с которыми познакомили представителей крупнейших туристических компаний Казани.

Планируется, что экскурсии для организованных групп будут проходить каждую субботу с 10:00 до 14:00. Сотрудниками Национального музея РТ разработаны классическая обзорная экскурсия по экспозиции музея, экскурсия с элементами театрализации с участием учеников школы №39, а также пешеходная экскурсия по Толстовским местам в Казани с посещением Музейно-образовательного центра Л.Н. Толстого. Прием заявок и продажа билетов на экскурсии от организованных групп осуществляется в Национальном музее с понедельника по четверг.

«Казанские истории» не раз писали о казанском периоде жизни Льва Толстого, при желании каждый прочитает написанное по ссылкам.

 Читайте в «Казанских историях»:

Мемориальный музей Льва Толстого в Казани все-таки появился

Музею Льва Толстого – быть! А у нас – сомнения…

Лев Толстой в Казани: правда о «беспечном» студенте

Душа Льва Толстого остается в Казани

Образ незабвенный: Лев Толстой и Зинаида Молоствова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить