Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Август 2022 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1930 – Опубликовано постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 30 июля 1930 о передаче клиник высших медицинских учебных заведений и медицинских факультетов университетов в ведение местных органов здравоохранения

    Подробнее...
Finversia-TV

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Шапяпинский фестиваль в сороковой раз

30 января в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М.Джалиля начнется XL Международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина.

В афишу юбилейного фестиваля вошли 11 спектаклей. Программу откроет премьера оперы «Тоска» Дж. Пуччини (музыкальный руководитель постановки – Ренат Салаватов, режиссер Юрий Александров, художник-постановщик Вячеслав Окунев). Премьерный спектакль будет показан дважды (30 и 31 января). Главные партии исполнят: Зоя Церерина, Елена Михайленко («Геликон-опера»), Ахмед Агади (Мариинский театр), Федор Атаскевич (Михайловский театр), Эвез Абдулла (Германия), Станислав Трифонов (Большой театр Республики Беларусь).

«Я буду ставить «Тоску» за свою карьеру, мягко говоря, не в первый раз. Но каждый раз я ставлю о том, что меня волнует в данный период моей жизни. И поэтому мои спектакли никогда не похожи друг на друга», – рассказал Александров.

Он подчеркнул, что спектакль, как и все его репертуарные работы, будет ориентирован прежде всего на зрителей, а не на критиков. Ведь только реакция публики на постановку – показатель успешности спектакля.

Создавая сценическое решение спектакля «Тоска» в Казани, художник Вячеслав Окунев вдохновлялся воспоминаниями об Италии:

«Все архитектурные строения: церковь Сант-Андреа, замок Сант-Анджело – сделаны детально и подробно, чтобы зрители впечатлялись реалистичностью и красотой Вечного города».

Творческий тандем Александрова и Окунева казанскому зрителю известен не понаслышке – осенью прошлого года в стенах театра прошла премьера оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло.

«С Вячеславом Окуневым мы сотрудничаем очень давно и понимаем друг друга буквально с полуслова. Надеюсь, что и в этот раз наша задумка попадет в самое сердце татарстанского зрителя», – заметил Александров.

Репортер информационного агентства «Татар-информ» напомнил, что предшественница готовящейся версии оперы «Тоска» шла на сцене Татарского театра почти 30 лет. Она была поставлена швейцарским режиссером Кристофером Гроссером в сотрудничестве с художником-постановщиком Игорем Гриневичем в 1993 году.

Со вступительным словом к опере «Тоска» выступит известная оперная певица Любовь Казарновская. Ровно сорок лет назад, в феврале 1982 года, она приняла участие в первом Шаляпинском фестивале, в рамках которого исполнила партию Татьяны в спектакле «Евгений Онегин».

Программу фестиваля составят наиболее яркие, масштабные постановки театра: «Пиковая дама» П.Чайковского (4 февраля) и «Борис Годунов» М. Мусоргского (15 февраля), «Травиата» и «Аида» Дж. Верди (6 и 8 февраля соответственно), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (17 февраля), а также премьера сезона 2021/2022 – «Паяцы» Р. Леонкавалло (11, 12 февраля).

Участниками фестиваля станут около 40 приглашенных певцов и дирижеров, представляющих ведущие театры России: Большой, Мариинский, Михайловский, «Новая Опера», Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, «Санктъ-Петербургъ Опера», а также участники из Белоруссии, Казахстана, Германии, Италии, Украины и Азербайджана. В партнерстве с ними в спектаклях выступят ведущие солисты оперной труппы театра имени М. Джалиля.

Национальный репертуар в программе фестиваля представлен оперой Р. Ахияровой «Сююмбике», которая будет показана дважды – 21 и 22 февраля. Исполнители:

Сююмбике – Гульнора Гатина

Кошчак – Артур Исламов

Шах Али – ИЛЬГАМ Валиев (Башкирский театр оперы и балета)

Иван Грозный – Ахмед Агади (Мариинский театр)

Анастасия – Екатерина Сергеева (Мариинский театр)

Бибарс – Ирек Фаттахов

Князь Петр Серебряный – Юрий Ившин

Чичаны – Илюс Гильманшин, Фанис Мухтаров

Дирижер – Ренат Салаватов

Подробная афиша с именами исполнителей – на официальном сайте театра kazan-opera.ru.

Фестиваль продлится до 22 февраля.

К юбилейному фестивалю театр выпустил буклет, рассказывающий об истории Шаляпинского фестиваля и его участниках. О том, как все начиналось, вспоминает журналист Любовь Агеева.

В рамках параллельной программы фестиваля состоятся два камерных концерта, которые пройдут 7 и 13 февраля в ГБКЗ имени С.Сайдашева. Зрителей ждут также показы опер в кинотеатре «Мир» (спектакли проекта TheatreHD – «Фауст», «Дон Карлос» и «Итальянка в Алжире»), открытые репетиции и публичные лекции об оперном искусстве. Подробная информация – ниже.

 Параллельная программа фестиваля

ОПЕРА В КИНО/совместная программа с проектом TheatreHD

3 февраля, 19.00, кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30) – показ оперы «Фауст» Ш.Гуно (постановка Парижской оперы). Вход по билетам.

Билеты: https://kazan.theatrehd.com/ru/films/faust-onp-21#tickets

 

10 февраля, 19.00, кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30) – показ оперы «Дон Карлос» Дж.Верди (постановка Зальцбургского фестиваля). Вход по билетам.

Билеты: https://kazan.theatrehd.com/ru/films/don-carlo-2013#tickets

 

19 февраля, 19.00, кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30) – показ оперы «Итальянка в Алжире» Дж.Россини (постановка Зальцбургского фестиваля). Вход по билетам.

Билеты: https://kazan.theatrehd.com/ru/films/l-italiana-in-algeri#tickets

 КАМЕРНЫЕ КОНЦЕРТЫ

7 февраля, 18.30, Камерный зал ГБКЗ (площадь Свободы, 3) – концерт «Поэзия Серебряного века в вокальных циклах русских композиторов».

Исполнители – Венера Протасова, Артур Исламов

Концертмейстер – Алсу Барышникова

 

13 февраля, 15.00, Камерный зал ГБКЗ (площадь Свободы, 3) – концерт «Приношение Шаляпину». Исполнители – Алексей Тихомиров, Владимир Целебровский, Дамир Закиров, Валентина Феденева, Любовь Добрынина, Ирек Фаттахов.

Концертмейстер – Алсу Барышникова, ведущий – Эдуард Трескин

Вход по билетам. Билеты: https://tickets.gbkz-rt.ru/event/?id=1222

 

ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

30 января, 15.00, Национальная библиотека РТ (ул.Пушкина, 86) Лекция музыкального критика Владимира Дудина «Комплекс: «Тоски»: от Каллас до Нетребко».

Вход по регистрации. Ссылка на регистрацию: https://kazanopera.timepad.ru/events/

31 января, 14.00, КГК имени Н.Г. Жиганова (ул.Б.Красная, 38) – круглый стол «Фестивальное движение в России и мире». Вход по пригласительным

 2 февраля, 14.00, фойе ТАГТОиБ им.М. Джалиля – презентация выставки «К 40-летию Шаляпинского фестиваля». Вход по пригласительным.

 

ОТКРЫТЫЕ РЕПЕТИЦИИ

Возможность понаблюдать за процессом подготовки спектакля – увидеть, как взаимодействуют приглашенные артисты с дирижером, хором, ощутить неповторимую атмосферы генеральной репетиции.

5 февраля, 18.00 – «ТРАВИАТА»

10 февраля, 11.00 – «ПАЯЦЫ»

16 февраля, 18.00 – «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК»

Вход по регистрации – https://kazanopera.timepad.ru/events/

Регистрация на репетиции открывается за три дня до мероприятия в 10.00.

13 февраля, день рождения Федора Шаляпина

11.00 - торжественное возложение цветов к памятнику знаменитого земляка на улице Баумана. Далее бесплатная экскурсия по Шаляпинским местам Казани

13.30 - бесплатная экскурсия по экспозиции Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина, посвященной великому певцу. Далее презентация программы "Великий Шаляпин"

16.00 - презентация в музее выставки Союза художников РТ "Город Шаляпина и Горького"

19.00 - "Приношением Ф.И. Шаляпину" - концерт с участием Государственного камерного хора РТ под управлением заслуженного деятеля искусств РТ Миляуши Таминдаровой.

  Сезон паломничества в оперу

Источник – альманах «Казанские истории», посвященный газете «Вечерняя Казань» и ее редактору Андрею Гаврилову

«Вечерняя Казань» была причастна к организации многих культурных событий. Особое место среди них занимают фестивали Шаляпинский, Нуриевский, «Джазовый перекресток», классической музыки «Вечерняя Казань».

Подшивка «ВК» за 1982 год сохранила дух первого Шаляпинского оперного фестиваля. «Вечерка» рассказывала о фестивале каждый день, начиная с 8 февраля. По заголовкам можно видеть, что фестиваль сразу был замечен публикой: «Город живет музыкой» – 10 февраля, «Каждый день – аншлаг» – через два дня.

Фестиваль начался торжественно. Его участников и зрителей приветствовал заместитель министра культуры Ренат Харисов. Оперу «Князь Игорь» предварило выступление Георгия Кантора. Он будет выходить на сцену многие годы, удивляя казанцев своими познаниями в области истории мировой музыки, сообщая немало любопытных фактов из истории музыкального театра Казани. В 2012 году Георгия Кантора пригласили повторить опыт прошлых лет. На пару с ним в роли ведущего выступал известный оперный певец, в прошлом солист театра имени Джалиля Эдуард Трескин.

Все что писалось и снималось о фестивале накануне вечером, утром надо было сдать в секретариат. Это были заметки и фоторепортажи, интервью участников фестиваля и первого конкурса вокалистов, проходившего в его рамках. По итогам каждого фестиваля обязательно публиковалась целая полоса. Конечно, силами сотрудников отдела культуры: Любови Агеевой, Анны Миллер, Евгения Макарова, трудно было бы удержать планку, которую газета задала на первом фестивале. Помогали внештатники: Маргарита Файзулаева, Гузель Сайфуллина, Танзиля Алмазова, Галина Синева и другие музыковеды, кучковавшиеся вокруг нашей газеты. Семен Гурарий и Георгий Кантор в разные годы каждое утро приносил в редакцию небольшие, но емкие рецензии для первой полосы. Фоторепортер Владимир Зотов сохранил самую большую фототеку по фестивалю. И не только Шаляпинскому.

В фестивальных спектаклях принимали участие такие звезды, как И. Архипова, Т. Синявская, И. Богачева, М. Биешу, Л. Филатова, Л.Сметанников, Ю. Марусин, А. Масленников, Ю.Мазурок, В. Пьявко. В рамках фестиваля 1989 года был организован сольный концерт Д. Хворостовского, тогда уже лауреата двух конкурсов. В подшивке «Вечерки» есть интервью со всеми.

В театре узнали, что такое аншлаг. Люди будто соскучились по театру, и возможность увидеть в Казани известных певцов выманила их из дома. Пользуясь авторитетом газеты, редакция помогла театру решить вопрос с транспортом. После того, как к концу спектаклей на площадь Свободы стали подаваться автобусы, казанцы  ходили в театр чаще. И не только в феврале.

В 1985 году фестиваль получил статус всероссийского, в 1999 году – статус международного. Шаляпинский фестиваль, как и предполагали его организаторы, помог увеличить число зрителей не только на фестивальных спектаклях. В нашем городе появился клуб любителей оперы.

«Фестиваль окреп, лишился суеты. Он стал более деловит. Нет уже былого фейерверка всяческих церемоний и вступительных речей. И организаторы, и публика начинают диалог непосредственно с музыки. И те, и другие словно бы привыкли к этим ежегодным праздникам, перестали удивляться самому факту оперного бума в эти дни. Интерес к опере в нашем городе заметно растет, и это, пожалуй, главное обретение Шаляпинского фестиваля» – это цитата из итоговой статьи к 7-му фестивалю музыкального обозревателя «Вечерки» Семена Гурария (8.02.1988).

Конечно, Шаляпинский фестиваль – прежде всего заслуга самого театра. Но кирпичики в его фундамент закладывали многие, в том числе и «Вечерняя Казань». Газета целенаправленно приучала город к Шаляпинскому фестивалю, активно формировала музыкальные вкусы своих читателей. По инициативе Георгия Кантора в «ВК» появилась рубрика «Уроки музыки».

Такое же внимание газета уделяла фестивалю классического балета имени Рудольфа Нуриева, который проводится в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля с 1987 года.

 Шаляпинский фестиваль. Каким он был в 1988 году?

Юбилей Шаляпинского фестиваля в Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля – в 2022 году он проводится в сороковой раз – позволяет вспомнить его историю. Предлагаем вашему вниманию два материала, подготовленных музыкальным обозревателем «Вечерней Казани» Семеном Гурарием в 1988 году. Наш постоянный автор поделился своими впечатлениями о VII Шаляпинском фестивале, а также побеседовал с главным дирижером театра, заслуженным деятелем искусств РСФСР В. Васильевым. Они начали беседу до его открытия, а продолжили, когда уже подводились итоги. Фестиваль стал основной темой этого разговора.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  Издательский дом Маковского