Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1999 – В Казани, на улице Карбышева, открылась первая очередь Межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ). 

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Детские поэты, они на века востребованы. Просто меняются читатели…

5 сентября на доме 16а по улице Толстого открыли мемориальную доску в честь народного поэта РТ, лауреата Государственной премии имени Тукая, депутата республиканского парламента четырех созывов Роберта Миннуллина. Он жил здесь 20 лет вплоть до своей смерти в марте 2020 года.

Почтить память известного татарского литератора пришли его родственники, друзья по перу и республиканскому парламенту, студенты КФУ. Одним из первых прибыл госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, придав церемонии еще более высокий статус.

Восстановлю некоторые подробности этой церемонии благодаря публикации в электронной газете «БИЗНЕС Online» и релизу пресс-службы Государственного Совета РТ.  

«В татарском мире нет человека, который не знал бы его стихотворений, - сказал Минтимер Шаймиев. - Его поэзия отличается лиричностью, сердечностью и поистине народным духом. Он был автором огромного количества душевных песен. Если мы взглянем на его творческий путь, то в нашей культуре не осталось литературных премий, которые бы он не завоевал. Он не делил республики, а, наоборот, объединял нас. Роберт оставил очень глубокий след в нашей литературе».

К удивлению многих, Шаймиев прочел стихи собственного сочинения, посвященные Миннуллину -  о том, что Роберт Миннуллин как поэт был образцом справедливости, добродетели и стал большим божьим подарком для башкирского и татарского народов.

Әдәпле, зур йөрәкле, тыйнак, тирән фикерле 

Шундый шагыйрь Роберт безгә үрнәк түгелме? 

Татар-башкорт халкына син Ходайдан зур бүләк! 

Роберт иҗат чишмәсе эчеп туймас гаделлек.

 Вежливый, великодушный, скромный, глубокий

Роберт, такой поэт — разве это не образец для подражания для нас?

Татарско-башкирскому народу ты от Бога большой подарок,

 Роберт — источник творчества, ненасытная справедливость.

«Чувствовал, что до конца дело не довели, когда в последний путь проводили Роберта Мугаллимовича», — начал свое выступление Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Видимо, он имел в виду то, что памятная доска устанавливается спустя два года после смерти поэта. Он отметил, что деятельность Миннуллина пришлась на сложные годы распада СССР и становления новой России. 

«Несомненно, Роберт Мугаллимович был достойным представителем своего народа, - сказал руководитель парламента. - В самые сложные годы становления новой России твердая позиция Татарстана опиралась на мнение таких депутатов, как Роберт Миннуллин. Работая руководителем профильного парламентского комитета, председателем комиссии по идентичности текстов законов на государственных языках республики и, конечно, заместителем Председателя Государственного Совета, тихий и уравновешенный депутат Роберт Миннуллин становился твердым и принципиальным в вопросах сохранения и развития татарского языка, в отстаивании прав творческих сообществ и интересов простых людей, в обеспечении межнациональной и межконфессиональной стабильности в республике».

Когда я работала в пресс-центре парламента, наши кабинеты были рядом. Знакомы были задолго до встречи в парламенте. Он приносил в редакцию, Володе Рощектаеву, свои стихи. Не раз встречались на каких-то культурных мероприятиях. До избрания в профессиональный парламент в 1995 году, Роберт работал редактором детской газеты «Яшь ленинчы».  

Подтверждая слова Фарида Мухаметшина, не могу не заметить, что в сложных национальных и межнациональных вопросах Роберт Миннуллин никогда не рубил с плеча, не отличался радикальными требованиями, какие порой звучали от его коллег по комиссии. Из-за этого у него порой случались недопонимания с коллегами.

Думаю, что он как поэт татарский, как никто другой в парламенте, понимал важность укрепления татарского языка, расширения сферы его функционирования, но при этом понимал и то, что нельзя сделать это силой. Будучи поэтом известным, адресуя свои стихи детям, он видел в этом один из надежных мотивов изучения родного языка.

В депутатской деятельности он выделялся взвешенностью и последовательностью. И не только потому, что как один из руководителей должен был сдерживать эмоции, которые порой перехлестывали через край. Он понимал, что нельзя одним махом сделать то, что не получалось многие годы. К тому же, как мне кажется, он был таким по характеру. Про таких говорят – не трибун.

Но это не мешало ему быть причастным ко многим решениям республиканского парламента, которыми определялась жизнь республики в те годы.  

При всей своей популярности, Роберт был очень скромным человеком. Даже будучи заместителем председателя парламента, в общении с пресс-центром никогда не злоупотреблял своей должностью. Не однажды приходилось сожалеть, что мы узнавали о каком-то мероприятии с его участием постфактум.

«Его смерть — большая утрата для нас. Но такие личности навсегда останутся в нашей памяти. И установление мемориальной доски — еще один знак того, что мы помним, следуем его заветам, и он придает нам из потустороннего мира свои силы и пожелания. Никогда не забудем, пусть душа его будет в раю», — сказал Мухаметшин.

Председатель союза писателей РТ Ркаил Зайдулла посетовал на то, что дом-музей поэта в деревне Шамметово не открыт до сих пор. «Почему-то башкортостанское правительство смотрит на этот вопрос безразлично. Пользуясь случаем, хочу выразить надежду, что руководители двух республик смогут прийти к соглашению», — сказал он.

Последней на церемонии открытия выступила вдова поэта Клара Миннуллина:

«Почти три года, как не стало Роберта. Но мы ни на секунду его не забывали. Он прожил недолго, всего 71 год. Роберт не успел состариться, его болезнь только резко состарила»

Она вспомнила, каким муж был простым и добрым человеком, несмотря на свой высокий общественный статус и государственные премии.

Завершая выступление, поблагодарила всех за то, что пришли почтить память мужа и помогли открыть памятную доску. Отдельной благодарности удостоился ее автор скульптор Тимофей Тюрин.

Могу предложить нашим читателям интервью, которое Роберт Миннуллин дал мне в 2003 году в преддверии своего 55-летнего юбилея. Вы найдете его по ссылке - Роберт Миннуллин: «Меня каждый татарин знает с детства»

https://history-kazan.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8701

Я спросила у него тогда, как ему удается сочетать такие разные занятия поэзию и государственную деятельность, какие чувства он испытываете, когда не до стихов. Он ответил яркой шуткой:

«На самом деле работа в парламенте – это тяжелая ноша. Вспоминаю такой анекдот: обезьян построили и сказали им: красивые обезьяны – на левую сторону, умные – на правую. Все переместились, и только одна на месте осталась. Ее спросили: «А ты чего стоишь?». «Я же не могу разорваться на две части. Я и умная, и красивая». Я тоже в таком положении.

Политика и поэтика – звучит почти одинаково. Но не больше… И поэт, и государственный деятель – это очень тяжело. Стиль у каждого занятия совсем разный. Разный образ жизни, разный подход к работе, даже стиль письма разный.

Я всегда завидовал Сибгату Хакиму. Он после войны почти нигде не работал – только занимался творчеством. Для него стихи – прежде всего. Он прежде всего – поэт. Он мне как-то сказал: «Если хочешь быть большим поэтом, то бросай все и сиди дома». Скажем, как Шаукат Галиев, который тоже после Литературного института нигде не работал – только писал стихи. И стал выдающимся детским поэтом. У меня так не получилось».

Приведу цитату из интервью, для тех, кто поленится пройти по ссылке:

Иногда думаю, что если вообще перестанут читать, что-то все равно останется. Жизнь зря не прожита. Столько написано!..

– Может быть, ваш оптимизм от того, что вы детский поэт? У вас всегда будет своя аудитория.

– Вы правы: у детских поэтов – вообще счастливая судьба. Детские поэты, они на века востребованы. Просто меняются читатели…

– Какая часть вашего творчества приносит вам большую популярность? Вы больше популярны как детский поэт или как поэт-песенник?

– Я во всем – самый популярный. Шучу, конечно. Но и на самом деле меня каждый татарин знает с детства. Люди поют мои песни – и порой даже не знают, что это мои стихи.

– Вы пишите стихи или тексты для песен? Как это получается?

– Многие мои стихи стали песнями. В последнее время стал писать и тексты. Теперь я знаю, как писать песни. Все-таки стихи – это другое.

– Отрадно, что в татарском музыкальном искусстве песня как жанр сохранился. А вот в русском искусстве он, по-моему, умирает. Попса все забивает…

– А у татар они параллельно идут. Попса идет своим путем, но параллельно существует и традиционная песня. Я же сказал, что татары – народ консервативный. Консерватизм – благое дело. Он спас и наш язык, и нашу культуру, спасает и настоящее музыкальное искусство.

– Глядишь – пробьемся, переживем.

– Конечно. А то зачем же я сижу в Государственном Совете, пишу стихи, песни и законы?..

Грустно очень, когда вместо людей, с которыми ты работал, общался, появляются мемориальные доски на домах, где они жили. Но таков закон природы – мы всего лишь звенья в длинной цепочке человеческой истории.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить