Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1977 – С 12 по 18 октября в Казани проходили концерты Владимира Высоцкого. Он выступал во Дворце спорта и Молодежном центре. Был еще один концерт, бесплатный – в Доме актера
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Казанская композиторская школа. Диалог поколений»
- 09 марта 2023 года
Так назывался концерт, который 9 марта состоялся в Государственном большом концертном зале имени Салиха Сайдашева.
Его программу составили произведения, созданные разными поколениями композиторов республики. Их объединяет то, что они учились или работали в Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова.
Концерт «Казанская композиторская школа. Диалог поколений» стал первым творческим проектом консерватории в рамках Года педагога и наставника, объявленного в 2023 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
«Для музыкального искусства наставничество имеет особое значение, потому что в передаче секретов профессионального мастерства важнейшую роль играет творческое общение с педагогом», – подчеркнул ректор Казанской консерватории, профессор Вадим Дулат-Алеев.
По его словам, в Казанской консерватории студентам-композиторам предоставляется возможность исполнения их сочинений симфоническим оркестром консерватории, что, конечно же, не сравнится с распространенной практикой компьютерного озвучивания партитуры.
В концерте прозвучали сочинения ведущих профессоров кафедры композиции, ушедших из жизни в последние годы: Анатолия Луппова (1929-2022), Леонида Любовского (1937-2021), Бориса Трубина (1930-2021) и Александра Руденко (1947-2013).
Анатолий Борисович Луппов, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, лауреат Государственной премии Марийской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая, ушел из жизни в 2022 году, 8 августа. В 1956 году он окончил Казанскую консерваторию как пианист (класс В.Г. Апресова), в 1959-м — как композитор (класс А.С. Лемана). В 1954-1956 годах работал концертмейстером в консерватории. В 1956-1959 годах преподавал фортепиано (1956-1959), затем — композицию, с 1977 года — профессор. В 1970-1991 годах заведовал кафедрой композиции. С 2015 года — профессор кафедры теории музыки и композиции.
У него было много учеников, которые отзываются о своем учителе с большой благодарностью. В «Казанских историях» можно прочитать не одно мнение о нем. «Анатолий Борисович – учитель от бога. Главное его качество – не мешать, не ломать. Все его ученики очень разные, в них не слышно Луппова, но все они отличаются грамотностью и профессионализмом», - так вспомнила своего учителя композитор Гульнара Тимербулатова («Моё творчество – это моя жизнь»). А это мнение композитора Елены Анисимовой, которая теперь сама преподает в консерватории:
«Я преклоняюсь перед Анатолием Борисовичем как композитором и педагогом. Самое ценное его качество – это умение заметить, выявить в студенте его индивидуальность и усилить её. Поэтому все его ученики не похожи друг на друга. Мне он всегда говорил: «Не отрывайся от своих корней». Он видел, что мне близко пересечение академической музыки и фольклора, и развивал меня в этом направлении. Его установки – сочинять яркую, образную музыку, любить оркестр – стали и моими. В педагогическом плане я также многое взяла у него.
Он – уникальный педагог, потому что за 60 лет своей работы в Казанской консерватории воспитал 63 выпускника. Из них 90 процентов – члены Союзов композиторов, лауреаты конкурсов, заслуженные деятели и т.д. Его дело ученики принимали и продолжали» (Композитор-женщина: жизнь в профессии).
Творчество заслуженного деятеля искусств Татарстана, заслуженного деятеля искусств России Леонида Любовского, который преподавал в консерватории с 1967 года (с 1985 года — доцент, с 2000 года – профессор), представлял финал из балета «Сказание о Йусуфе»: интермедия, апофеоз, «Звезды». За этот балет, поставленный в Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля, композитор Леонид Любовский и автор либретто поэт Ренат Харис в 2005 году были удостоены Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Перспективного вузовского педагога разглядел в молодом композиторе Борисе Трубине его учитель – профессор А. Леман. Он пригласил его в 1961 году для преподавательской работы в Казанской консерватории после пятилетней работы в Томском музыкальном училище. Интуиция Лемана не подвела: Борис Николаевич Трубин, заслуженный деятель искусств ТАССР, лауреат премии имени Д. Шостаковича подготовил плеяду ярких композиторов, среди них – Р. Калимуллин, Н. Кошелева, С. Терханов, Б. Нухов. Своему учителю благодарный ученик посвятил одно из самых проникновенных своих сочинений — Пятую симфонию.
Заслуженный деятель искусств ТАССР Александр Михайлович Руденко окончил Казанскую консерваторию в 1972 году (класс композиции А.С. Лемана и А.Б. Луппова), преподавал с 1975 года, профессор с 2002 года. В стенах консерватории и средней специальной школы-лицея он подготовил 31 лауреата различных конкурсов, в том числе 12 лауреатов международных конкурсов. Особое значение имеют работы Александра Руденко по подготовке юных композиторов: им разработана авторская методика развития творческих способностей юных музыкантов.
Слушателям концерта была предоставлена возможность вновь услышать музыку авторитетнейших наставников композиторской школы республики.
Прозвучали также произведения выпускников кафедры композиции 2023 года. Ряды профессиональных композиторов в нынешнем году пополнят 4 молодых композитора: Кирилл Куликов и Всеволод Сарандов, студенты класса доцента Елены Анисимовой, Лилия Исхакова (класс доцента Виталия Харисова) и Анастасия Костюкова (класс доцента Эльмира Низамова).
Все произведения, исполненные в концерте, прозвучали в исполнении Симфонического оркестра консерватории под управлением Евгения Афанасьева.
Диалог поколений состоялся и у дирижеров: за дирижерский пульт, помимо маэстро Евгения Афанасьева, вставали выпускники кафедры оперно-симфонического дирижирования Иван Веретельный, Ильназ Дудкин, Лю Тинтин, обучающиеся в классе профессора Сергея Ферулева. Партию органа исполнила Фарида Нуруллоева.
Как вспомнил композитор Эльмир Низамов, в Казанской консерватории традиция оркестрового исполнения студенческих сочинений существовала еще при первом ректоре – выдающемся композиторе Назибе Жиганове. У него не было своих учеников, но он пестовал молодых композиторов как заботливый отец. Потом эта традиция на долгие годы была забыта. Она возрождена по инициативе нового заведующего кафедрой композиции Эльмира Низамова, в прошлом году возвращена к жизни приказом ректора Вадима Дулат-Алеева, который поддержал эту идею.
«Это очень хорошее начинание. Потому что для молодого композитора очень важно, чтобы его музыка звучала, это важный стимул для творчества, колоссальный опыт для дальнейшей работы», — сказал перед концертом Эльмир Низамов.
Он отметил особую важность подобного концерта для нынешнего концертного сезона в консерватории. Поскольку за последние пять лет ушли из жизни сразу четыре профессора консерватории. «Нашей кафедре захотелось сделать ушедшим педагогам наше музыкальное приношение, — подчеркнул он. — Важно, что в концерте будут звучать произведения представителей двух поколений. Мы, композиторы среднего поколения, являемся мостом между ними.
Еще вчера учили нас, а сегодня уже учим мы. Этим концертом хотелось отдать дань нашим учителям, сказать, что мы помним чему вы нас учили и мы стараемся передать это нашим студентам.
Когда я был студентом, мы только могли мечтать чтобы оркестр играл нас, и я рад, что сегодня такая возможность есть. Спасибо, родная Alma mater, и искренние поздравления нашим выпускникам!».
Слева направо: Всеволод Сарандов, Лилия Исхакова, Эльмир Низамов, Елена Анисимова, Кирилл Куликов, Анастасия Костюкова
Следует отметить, что многие выпускники-композиторы Казанской консерватории уже к выпускным экзаменам становятся лауреатами и дипломантами авторитетных и представительных всероссийских композиторских конкурсов.
За дирижерским пультом Лю Тинтин
Вадим Дулат-Алеев отметил, что молодые композиторы и кафедра композиции нуждаются в особой поддержке, особенно сейчас, когда Казанская консерватория постановлением Правительства Российской Федерации включена в список музыкальных вузов страны, в которых можно бесплатно получить второе высшее образование по специальности «Композиция».
«Казанская консерватория – единственный региональный вуз России, которому предоставлено такое право наряду с Московской и Санкт-Петербургской консерваториями и РАМ имени Гнесиных», – подчеркнул ректор.
Фото Нины Кондратьевой
Программа концерта
Анатолий Луппов. Симфоническая увертюра «Фанфары». Дирижер – Иван Веретельный
Лилия Исхакова. Симфоническая картина «О чем поет ветер». Дирижер – Евгений Афанасьев
Александр Руденко. «Музыка для струнных, рояля, трубы и ударных». Дирижер – Евгений Афанасьев
Анастасия Костюкова. Симфоническая картина «Волны с кораблем играли». Партия органа – Фарида Нуруллоева. Дирижер – Евгений Афанасьев
Леонид Любовский. Финал из балета «Сказание о Йусуфе»: интермедия, апофеоз, «Звезды». Дирижер – Евгений Афанасьев
Кирилл Куликов. Симфоническая поэма «Истое». Дирижер – Лю Тинтин
Всеволод Сарандов. Триптих для симфонического оркестра «Осень», 1 часть - «Сентябрь». Дирижер – Евгений Афанасьев
Борис Трубин. Увертюра-гимн «Моя Казань» Дирижер – Ильназ Дудкин