Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Резеда Ахиярова крупным планом

В серии «Жизнь Творчество Судьба» издана книга, посвященная композитору Резеде Ахияровой.

Это литературно-художественное издание из серии «Жизнь Творчество Судьба». Сборник статей под общей редакцией заслуженного деятеля искусств РФ и РТ, профессора Казанского государственного института культуры, музыковеда Маргариты Файзулаевой. Составители сборника: Маргарита Файзулаева и Рамзия Усеинова, — музыковед, заслуженный работник культуры РТ, лауреат Премии правительства РФ в области культуры.

Серия существует с 2013 года, за 10 лет вышло 6 книг. Это своего рода книжная летопись жизни и творчества известных композиторов Татарстана: Лоренса Блинова, Бату Мулюкова, Мирсаида Яруллина, Шамиля Тимербулатова, Рашида Калимуллина. И вот теперь – книга о Резеде Ахияровой.

Сборник содержит рецензии и очерки из СМИ, отзывы коллег – поэтов, драматургов, композиторов, дирижеров, исполнителей, общественных деятелей, всех, кто соприкасался с ярким и многогранным творчеством талантливой и успешной Резеды Ахияровой, заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, народной артистки РТ, лауреата Государственной премии имени  Г Тукая. Могу назвать несколько имен: поэты Ренат Харис, Разиль Валеев и Роберт Миннуллин (архивный материал), композиторы Рашид Калимуллин и Эльмир Низамов, дирижеры Ренат Салаватов и Рустем Абязов, артисты Ахмед Агади и Гульнора Гатина.

Маргарита Павловна Файзулаева обратилась и ко мне с просьбой рассказать о моем восприятии Резеды Ахияровой. Но время было не очень удачное, а сроки поджимали, да и писать о композиторе, не сделав ни одного интервью с ним – занятие не очень продуктивное. Даже если мы довольно часто с Резедой Закиевной  общаемся. Правда, все время на бегу. К тому же журналистами о ней уже многое написано.

Мы договорились, что в книгу войдут мои рецензии на два спектакля Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля: балет «Золотая Орда» и оперу «Сююмбике». Но, как это часто случается, конкретный повод, как камень в горах, вызвал размышления на более общую тему, которая долго вызревала в голове.

Так получилось, что долгие годы развитие татарского сценического искусства происходит на моих глазах. Это было уверенное поступательное движение, можно сказать, начавшееся с опер Назиба Жиганова, затем на какое-то время замершее, лишь изредка дающее о себе знать отдельными примерами, и не всегда удачными: не хотели зрители ходить на татарские оперы и балеты. И в музыкантской среде стали все увереннее говорить о том, что это жанры, чуждые татарам, предпочитающим драматические спектакли, насыщенные музыкой.  

Ясно, что в это время немногие композиторы решались работать в театрально-сценических  жанрах. Прервал долгое молчание после Бату Мулюкова композитор Рашид Калимуллин, написавший рок-оперу «Ерактагы кәккүк авазы» («Крик кукушки»), одну из первых национальных рок-опер в СССР. Она была поставлена на сцене оперного театра в 1989 году. Далее поиск нового, более современного языка татарской оперы продолжили Резеда Ахиярова и Эльмир Низамов.

Когда появился балет Леонида Любовского «Сказание об Йусуфе» (автор либретто – Ренат Харис), ее оценили не только зрители, но и высокие специалисты. Как известно, композитор и автор либретто были удостоены Государственной премии Российской Федерации. Затем был большой успех оперы «Любовь поэта» Резеды Ахияровой, тоже на либретто Рената Хариса.

Теперь театр имени М. Джалиля уже не обвиняют в отсутствии татарского национального репертуара. С появлением спектаклей, в основе которых музыка композитора Резеды Ахияровой и либретто поэта Рената Хариса, татарская тема стала значимой частью его репертуара.

Сейчас они работают над новым балетом. Подробности держат в тайне, но уже известно, что это очередное погружение в историю татарского народа.  Премьера намечена на 2023 год.

Это удивительно слаженный тандем, который радует зрителей регулярно. «И на татарской опере может быть аншлаг» – так назвала я свой материал об опере «Сююмбике», который вышел за рамки отзыва на конкретный спектакль. Естественно, в книге о Резеде Ахияровой, которая в совокупности разных материалов представляет творческий портрет композитора, аналитическая статья по большой важной проблеме, выросшая из рецензии, появиться не могла. Сегодня ее можно прочитать в газете «Казанские истории».

Журналистские материалы рецензиями можно назвать условно. Опера, балет – жанры синтетичные, и надо очень много знать, чтобы оценить такой спектакль в полной мере. Спасибо Резеде Закиевне и Ренату Магсумовичу – они посвящали меня в тонкости своих постановок.

В таких случаях помогают и казанские музыковеды. С некоторыми из них я знакома со времен «Вечерней Казани», когда газета давала широкую картину музыкальной Казани. В том числе Маргарита Файзулаева, которая сегодня изредка пишет для «Казанских историй».

Теперь конкретно о новой книге. В богато иллюстрированном издании прослеживается творческое становление Ахияровой-композитора, эволюция ее эстетических взглядов и их отражение в музыкальном творчестве. Для меня важно признание не музыканта, но человека, довольно долгое время работающего с Резедой Закиевной - поэта Рената Хариса.

Он считает, что творчество Резеды Ахияровой – одно из самых значительных, но недооцененных явлений в музыкальном мире страны.

«Я не припомню ни одного композитора-женщины, написавшей в XX-XXI веках две оперы, балет, несколько симфоний, симфонических и вокально-симфонических поэм, кантат, более двухсот песен и романсов, а также музыки к двух десяткам спектаклей.

Отрадно и то, что все эти произведения уже не один десяток лет находятся в активном репертуаре театров, музыкальных коллективов, самых знаменитых исполнителей-вокалистов», - пишет народный артист РТ Ренат Харис.

Он рассказывает о творчестве Ахияровой как непосредственный участник создания многих произведений, как автор либретто крупных музыкально-сценических жанров, а также как автор слов песен и романсов. 

Сочинения Резеды Ахияровой не имеют национальных ограничений. Она одинаково успешно создает и авангардную музыку, с которой участвует на различных фестивалях современного искусства, и на глубоких татарских, русских и европейских корнях. По мнению Рената Хариса, ее любят слушатели, сегодня она сама – органичная часть музыкальной культуры республики.

Таким образом, в оценке современников предстает портрет неординарной личности, открытой миру, как открыта  и музыка Резеды Ахияровой, олицетворяющая подлинно художественный уровень татарского профессионального музыкального искусства.

 Читайте подробнее:

«Золотая Орда»: о реальном и вечном

 И на татарской опере может быть аншлаг

Резеда Ахиярова: «Я стараюсь избегать такой узнаваемой татарской «сувенирности» - БИЗНЕС Online»

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить