Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Май 2024 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1998 – В. Лихачев, указом Президента РФ назначенный постоянным представителем Российской Федерации при Европейских сообществах в Брюсселе, досрочно снял с себя полномочия Председателя Государственного Совета РТ. Руководителем республиканского парламента во второй раз стал Ф.Мухаметшин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Скрещенья судеб» Сергея Рахманинова и Александра Скрябина

Мемориальный музей А.Н. Скрябина привез в Елабугу выставку, посвященную великим русским композиторам: Сергею Рахманинову и Александру Скрябину.

Этот музей уже более ста лет, с 17 июля 1922 года, находится в тихом московском переулке между старым и новым Арбатами, в старинном двухэтажном доме (Большой Николопесковский переулок, дом 11).  Это  один из немногих в мире музеев, где удалось сохранить обстановку квартиры начала XX века.

С 1912 года Скрябин арендовал одну из них на втором этаже. Здесь он провел последние годы своей жизни и закончил свой недолгий жизненный путь 14 (27) апреля 1915 года. В экспозиции музея находятся копия домашнего календаря из квартиры Скрябиных, который его близкие остановили на этом скорбном дне, и слепки его рук.

Юбилеи двух композиторов разделяют несколько месяцев, поэтому организаторы выставки решили вспомнить сразу обоих. Выставка называется «Скрещенья судеб… От 150-летия А.Н. Скрябина к 150-летию С.В. Рахманинова». Выставка, основанная на документальных свидетельствах – фотографиях и документах, рассказывает о творческих путях А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова, их учебе, педагогах и первых концертах. Она стала частью V Международного  фестиваля Бориса Березовского «летние вечера в Елабуге».

 

Экспозиция размещена в Библиотеке Серебряного века, работающей в Мемориальном комплексе Марины Цветаевой. На открытие 30 июня пришли постоянные читатели этой библиотеки, представители музыкальной общественности города, прибыли казанские журналисты.   

Собравшихся приветствовали заведующий библиотекой Андрей Николаевич Иванов и директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Ракиповна Руденко.

В церемонии также принял участие лауреат первого конкурса исполнителей музыки Скрябина, ныне народный артист РТ, заслуженный артист РФ, профессор Казанской консерватории, заведующий кафедрой специального фортепиано РФ Евгений Владимирович Михайлов, член Ученого совета Мемориального музея композитора.

Но внимательнее всего было выслушано выступление заслуженного работника культуры РФ Александра Ивановича Лазарева, директора музея Скрябина.

Он обратил внимание присутствующих на то, что в разных источниках композиторов считают недругами, однако реальные факты их творческой деятельности опровергают это суждение. Да, это были композиторы с совершенно разным восприятием жизни, но у них было много общего. И прежде всего то, что они учились музыке у знаменитого педагога Николая Зверева, затем вместе поступили в Московскую консерваторию.

В экспозиции представлены портреты композиторов, фото их учителей. Работники московского музея рассказали участникам церемонии открытия о нескольких примечательных фактах их консерваторской жизни.

Особое место в экспозиции занимает портрет матери Скрябина. Это единственный подлинный экспонат из постоянной экспозиции музея, который привезли в Елабугу.

Любовь Петровна (урождённая Щетинина) была талантливой пианисткой. Окончила с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию 

Скрябин и Рахманинов исполняли свои произведения на одних и тех же концертных площадках в России и за рубежом. Известно, что Рахманинов неоднократно дирижировал произведениями Скрябина, а после безвременной кончины автора «Прометея» исполнял в сольных концертах и его фортепианные сочинения. После смерти коллеги он дал несколько благотворительных концертов памяти Скрябина в пользу семьи композитора.

Профессор Михайлов, который имел доступ к афишам московских концертов Рахманинова, подтвердил, что в их программе непременно бывала музыка Скрябина.

Александр Иванович, будучи очарован елабужским фестивалем Бориса Березовского и встречей на его первом концерте 29 июня с раисом республики Рустамом Миннихановым, не скрыл, что принял предложение Гульзады Руденко о выставке в Елабуге с опаской – московский музей, как он сказал, избалован тем, что показывал свои экспонаты в больших городах, где жил и выступал композитор ―  8 или 10 стран мира. А тут музей небольшого города…

Теперь сомнений нет. Как он понял, выставка московского музея ― не разовое мероприятие, приуроченное к музыкальному фестиваль, а один из выставочных проектов, которые Библиотека Серебряного века реализует с 2006 года.

Кстати, с 20 мая до 18 июня выставка Мемориального музея Скрябина демонстрировалась на старом Арбате, у дома 28, под открытым небом. Экспозиция в Елабуге, конечно, скромнее.

Разговор и судьбах двух композиторов продолжился непосредственно в выставочном зале, где размещены экспонаты Мемориального музея Скрябина. Александр Иванович Лазарев давал пояснения к ним, отвечал на вопросы участников церемонии открытия.

На них отвечал также Денис Хоров, заведующий отделом творческих проектов. Наш корреспондент не мог не спросить о том, знают ли в Мемориальном музее казанский НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» и профессора Булата Галеева. Оказалось, о том, что Скрябинская симфоническая поэма «Прометей» звучала в Казани, в Москве знают, иногда даже вспоминают на научно-практических конференциях.

Как известно, история проекта «Прометей» начиналась с первого в Советском Союзе исполнения в 1962 году сочинения Скрябина, где композитор прописал  партию света. Он обладал свойством цветного слуха, и хотел, чтобы его музыка была не только слышима, но и видима, он вставил в партитуру своего сочинения световую строку (luce) ―  пучки света разных цветов должны были сочетаться с музыкой. Именно так он прозвучал на совместном вечере студентов Казанской консерватории и КАИ.

У истоков этого проекта стоял художник Константин Васильев. Булат Галеев тогда окончил физический факультет пединститута. Узнав о деятельности студентов КАИ в области светомузыки, он устроился в институт преподавателем физики и присоединился к их работе. Позже первопроходцы перестали заниматься светомузыкой, а Галеев продолжил развивать это направление. Группа Галеева создала свето-музыкальные инструменты, которые использовались затем при исполнении известных музыкальных сочинений композиторов-классиков. 

Интересно было узнать, что реализацией идеи «световой симфонии» занималась Мария Александровна Скрябина, дочь композитора от первого брака, в 1941-1957 годах ―  научный сотрудник Мемориального музея. В содружестве с инженером Е.А. Мурзиным она создала студию электронной музыки, где работали молодые композиторы, в будущем музыканты с мировым именем, в том числе Э. Артемьев, А. Шнитке, Э. Денисов и С. Губайдулина. Официально Московская Экспериментальная Студия электронной музыки открылась в 1966 году. Со временем в Студии был создан «Сферический Скрябинский зал» для проведения цветомузыкальных сеансов. Но с кончиной Е.А. Мурзина в 1970 году деятельность Студии стала постепенно угасать и к концу десятилетия она прекратила свое существование.

 За роялем Евгений Михайлов

Завершают фотовыставку воспоминания современников великих композиторов, галерея их портретов и портретов знаменитых русских и зарубежных пианистов ХХ и ХХI, исполнявших и исполняющих музыку Скрябина и Рахманинова в наши дни.

 

Читайте о фестивале в «Казанских историях:

Борис Березовский, Эмир Кустурица и другие

В Елабугу, на фестиваль Бориса Березовского

Эмир Кустурица, творец, поцелованный Богом

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить