Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1947 - На сцене Татарского театра оперы и балета состоялась премьера оперы Н. Жиганова «Шагыйрь» на либретто А. Файзи.

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Сергей Рахманинов: мозаика юбилейных событий

Казань, по улицам которой когда-то ходил композитор и пианист Сергей Рахманинов, не могла пройти мимо  его 150-летнего юбилея.

Выдающийся музыкант выступал в Казани дважды ― в 1910 и 1916 годах. Играл в большом зале Дворянского собрания (ныне Ратуша). Исполнял только собственные сочинения. На здании есть мемориальная доска, напоминающая об этих событиях.

В его честь Государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Сладковского проводит ежегодный Международный фестиваль «Белая сирень». Впервые он состоялся в 2011 году по совместной инициативе Александра Сладковского и пианиста Дениса Мацуева как дань памяти одного из самых великих композиторов и пианистов ХХ века Сергея Рахманинова.

«Для меня Рахманинов с детства, с до-диез минорной прелюдии абсолютный Бог. Вся моя жизнь прошла под светом его музыки. Одним из первых в Казани возник фестиваль «Белая сирень», посвященный Рахманинову, на открытие которого, благодаря Денису Мацуеву, приезжал внук композитора Александр Борисович Рахманинов, согласившийся стать почетным президентом фестиваля.

Для меня музыка Сергея Рахманинова океан, в который мы сейчас погружаемся и пробуем, есть ли там дно. За 10 лет мы с оркестром переиграли всю его музыку, она постоянно в нашем репертуаре. В этой музыке вся жизнь: и слезы, и радость, и печаль, и величие, и скорбь, и, конечно, Восток, что очень важно для Казани», ― считает Александр Сладковский.

Последний, двенадцатый по счету фестиваль «Белая сирень», проходил в мае-июне нынешнего года. Фестиваль по-прежнему сохраняет статус международного. На этот раз в Казань дали согласие приехать дирижеры Владимир Федосеев, Кристофер Чен (Австралия - Китай), Кристиан Кнапп (США - Россия), Ян Латам-Кёниг (Великобритания), Антон Шабуров, а также пианисты Денис Мацуев, Шио Окуи (Япония), Ева Геворгян, Максим Могилевский (Россия - США), Иван Бессонов, Анна Цыбулёва.

В концерте-открытии, на котором прозвучали рахманиновские Вторая симфония и Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, приняли участие лауреаты первого международного музыкального конкурса имени С. Рахманинова: пиа­нист Константин Хачикян и дирижер Хаожань Ли (Китай).

А первый концерт памяти Рахманинова в нынешнем году состоялся в Казани в марте. Сочинения Рахманинова оркестр под управлением Александра Сладковского исполнял также в январе в поселке «Сириус» (Сочи)  и в марте в Москве.

В год 150-летия со дня рождения композитора симфонический оркестр выпустил виниловый диск с поздними сочинениями композитора: Третьей симфонией и «Симфоническими танцами».

Локальных событий в музыкальной сфере в 2023-м, который официально назван Годом Рахманинова, было много, но два из них, случившихся в октябре, можно назвать главными в юбилейной программе нашей республики.  

Музыкальный фестиваль «Рахманинов.Грани», который начался 13 октября концертом солистки Большого театра России Альбины Латиповой и профессора Московской консерватории имени П.И. Чайковского Юрия Мартынова в Государственном большом концертном зале имени С. Сайдашева, проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Идея фестиваля в честь Сергея Рахманинова и его программа принадлежит небольшой группе молодых музыкантов. В роли руководителя выступила Ярослава Балянина, выпускница Казанского музыкального колледжа имени И.В. Аухадиева и ГИТИСа. У нее уже есть опыт продюссирования музыкальных проектов.

В программе фестиваля ― несколько концертов,  в также образовательные мастер-классы, просветительские лекции. В рамках образовательной программы в Казанском музыкальном колледже имени И.В. Аухадеева запланированы два мастер-класса для молодых музыкантов от Альбины Латиповой и Петра Лаула. К фестивалю совместно с Музеем А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина подготовлена переносная выставка на семи планшетах, посвященная творческим и дружеским связям Рахманинова с  Шаляпиным и Горьким.

30 октября любителям музыки будет представлена премьера литературно-музыкального спектакля «Мастер и Маргарита. Симфонические танцы».

«Нам показалось интересным выстроить диалог музыки и слова, ―пояснила пресс-секретарь фестиваля Елена Ваганова. – И роман Михаила Булгакова, и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова были завершены в 1940 году, когда бушевала Вторая мировая война, и во многом стали отражением настроений в обществе.

Борьба добра и зла, которую раскрывают в своих сочинениях и Булгаков, и Рахманинов, будет интерпретирована фортепианным дуэтом Петра Лаула и Павла Райкеруса (Санкт-Петербург). Фрагменты романа «Мастер и Маргарита» прочтет народный артист России, актер театра и кино Валерий Баринов (Москва). Над сценарием этого спектакля сейчас вместе с известным артистом работает руководитель литературной части Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Жанна Мельникова».

13 ноября состоится необычный концерт «Этюды-картины. Песочная медитация». Во время своего приезда в Казань в 1916 году Сергей Рахманинов в зале Дворянского собрания (ныне Ратуша)  показал несколько только что написанных им этюдов-картин. Их исполнят молодые музыканты ― выпускники и преподаватели Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова: Егор Павловский, Даниил Малюта, Ирина Морозова, Зульфат Фахразиев, Екатерина Михайлова и Екатерина Браздой. Каждая пьеса будет сопровождаться песочной анимацией на экране Ляли Явкиной.

В заключительном концерте фестиваля 4 декабря на сцену Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля выйдет хор этого театра, не так часто балующий любителей музыки своими выступлениями помимо спектаклей. В его исполнении прозвучит полная версия «Всенощного Бдения» Сергея Рахманинова. Концерт будет предварен выступлением Ярослава Тимофеева, лектора Московской филармонии, музыковеда, кандидата искусствоведения, главного редактора журнала «Музыкальная академия». Дирижер ― Юрий Карпов, главный хормейстер театра.

Если фестиваль «Грани» ― это задумка и реализация казанских музыкантов, то музыкальный марафон «Мой Рахманинов» ― проект федеральный. Он тоже приурочен к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова

Концерт в Казани, который состоялся 24 октября в ГБКЗ, ― один из многих, которые проходят в разных городах страны, во всех федеральных округах. Он стартовал в июле в Новосибирске, Красноярске и Иркутске.

Организаторы проекта из московской продюсерской фирмы «Новый век» нашли ему емкую, запоминающуюся характеристику: это 25 концертов и 65 часов музыки. Как оказалось, никакой символики тут нет ― цифры сложились произвольно, когда была определена программа всего цикла концертов. Приглашение принять участие в фестивале получили 10 ведущих музыкальных коллективов страны, 18 солистов и дирижеров.

Заметим, что по итогу время звучания музыки Рахманинова наверняка будет превышено, поскольку гала-концертов точно не получился – в списке участников марафона много знаменитых музыкантов.

В Казани выступали молодой, но уже известный пианист Арсений Тарасевич-Николаев и оркестр Государственной академической симфонической капеллы под управлением Валерия Полянского, лауреата Государственной премии России, народного артиста РФ, кавалера орденов Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Сергея Радонежского. Почти 40 лет маэстро Полянский возглавляет созданный им камерный хор, с 1991 года к нему прибавился симфонический оркестр. Так родился уникальный коллектив, способный спеть и сыграть всё, даже оперу, правда, в концертном исполнении.

Журналисты 24 октября имели возможность пообщаться перед концертом и с маэстро Полянским, и с Арсением Тарасевичем-Николаевым. Оба говорили о Сергее Рахманинове. Арсений назвал его одним из любимых композиторов. Но при этом заметил:

«Это стандартная история когда пианисты любят Рахманинова. Мне очень сложно представить пианиста, тем более российского, который бы не любил Рахманинова или относился к нему по принципу «тепло хладно». Просто кому-то что-то удается лучше, кому-то хуже. Есть какие-то вещи, даже чисто технические: например, одному пианисту, может быть, сложнее играть Рахманинова, другому Шопена, третьему Бетховена».

По его мнению, вопрос музыканту о том, любит ли он Рахманинова, ― всё равно, что вопрос, кого он любит больше ― маму или папу?

«Поэтому я сразу скажу, что любимых композиторов у меня много. Я всё время говорю, что пианистам очень повезло в плане количества абсолютно гениального репертуара. Того, что есть в академической музыке, не переиграть. Невозможно всё успеть:  весь Бетховен, весь Чайковский, весь Шопен — это такая музыка, что  можно посвятить каждому композитору всю жизнь.

Для меня любой проект, связанный с именем Рахманинова – возможность делиться со всеми тем, что по-настоящему составляет русскую культуру. Рахманинов слишком гениален и любим, чтобы выбрать одно, два или десять произведений, а другие поставить на ступеньку ниже. Поэтому сложно ответить на вопрос, какое произведение Рахманинова самое любимое. Моим любимым произведением становится то, которое я играю в данный момент это самый приближенный к правде ответ.

Я за всю свою жизнь, наверное, ни разу не играл музыку, которую терпеть не могу, и надеюсь, что так будет и в будущем».

Валерий Кузьмич сожалел, что у композитора мало симфонической музыки. Но он воспринимает его юбилей не только как дирижер, но и как президент Фонда содействия сохранения наследия Сергея Рахманинова «Рахманиновское общество». Этот фонд является учредителем еще одного музыкального фестиваля – «Народный Рахманинов». Его ключевым событием стал всероссийский онлайн-конкурс «Народный Рахманинов» для музыкантов, поэтов, артистов, художников и мастеров декоративно-прикладного творчества из всех регионов России.

Фестиваль открылся 10 октября в новом частном музее Москвы в Доме Рахманинова на Большой Ордынке. Первой экспозицией Музея Сергея Рахманинова стала выставка «Я — русский композитор», подготовленная совместно с Российским национальным музеем музыки. Концерт с участием Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского в рамках этого фестиваля прошел 15 октября.  

Как пояснил художественный руководитель и главный дирижер большого творческого коллектива, где есть оркестр, хор и солисты, Госкапелле были предложены для исполнения во время фестиваля «Мой Рахманинов» два конкретных сочинения. А вот города, где предстояло выступать оркестру, и солиста выбирал РОСКОНЦЕРТ. Симфоническому оркестру Валерия Полянского достались три города. Он уже выступал в Уфе, после Казани предстоит концерт в Нижнем Новгороде. Три города – три солиста, в каждом городе разный.

В Казани любители музыки услышали Арсения Тарасевича-Николаева, лауреата Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова (вторая премия и серебряная медаль). Этот конкурс, учрежденный Правительством России и Министерством культуры РФ, проходил с 14 по 27 июня 2022 года в Москве. Его художественным руководителем был народный артист РФ Денис Мацуев, автор идеи устроить в Год Сергея Рахманинова своеобразный смотр молодых музыкантов страны.  

Кстати, победитель конкурса пианистов, обладатель золотой медали Иван Бессонов выступал в Казани 14 мая нынешнего года в одном из концертов фестиваля «Белая сирень».

Как пояснил маэстро Полянский, Арсений, как все лауреаты этого конкурса, получил возможность принять участие в марафоне «Мой Рахманинов». По программе фестиваля, у каждого по несколько концертов в разных городах.

Казанцы услышали в концерте 24 октября Второй концерт для фортепиано с оркестром и Вторую симфонию, которую специалисты называют «гениальной поэмой о Родине».

Аншлага в зале не было, но почти все места были заняты. Причем, публика была знающая. Это Валерий Полянский заметил при первом общении с казанскими меломанами во время концерта на фестивале «Конкордия», когда дирижировал нашим симфоническим оркестром. Он отметил, что оркестр у нас хороший, похвалил Александра Сладковского. Вспомнил, что бывал в Казани, но давно, когда симфоническим оркестром руководил Фуат Мансуров.

Аплодисментов между частями не было, и не только потому, что ведущая концерта напомнила об этом. Сочинения Рахманинова звучат в Казани часто, в том числе те, которые были в программе фестивального концерта.

Зато после исполнения каждого сочинения были не аплодисменты, а овации. И оркестру, которых поразил всех своей мощью, и солисту, который понравился зрителям так, что ему после многих поклонов пришлось сыграть на бис. Снова прозвучал Рахманинов ― Музыкальный момент №4 ми-минор.

Благодарность дирижера главному концертмейстеру оркестра

Не все зрители в зале знали, что слушают внука знаменитой пианистки, композитора и педагога Московской консерватории, народной артистки СССР Татьяны Николаевой. Не можем не заметить, что она не раз выступала в Казани, поддерживала связь с казанскими музыкантами, композиторами и педагогами нашей консерватории. Татьяна Петровна воспитала многих из тех, кто сегодня составляет славу отечественного фортепианного искусства.

Насколько фактов из творческой биографии Арсения Тарасевича-Николаева.

Можно сказать, что он ― музыкант в четвертом поколении. Его прадедушку, Петра Николаевича Николаева, знали в городке Бежице не только как провизора, но и как скрипача и виолончелиста.

Арсений начал учиться игре на фортепиано в возрасте четырех лет. Ему было с кого брать пример, ведь бабушка села за инструмент в трёхлетнем возрасте. Правда, отвечая на вопрос, повлияла ли она на выбор профессии, Арсений сказал так:

«Мне хочется верить, что свободу воли никто не отменял. Поэтому сказать, что мой выбор был предопределен, не могу. Но, безусловно, у меня была музыкальная семья. Бабушку я фактически не застал: я родился в феврале 1993 года, она умерла в ноябре.

Разумеется, с детства видел, что ее имя в нашей семье всегда почиталось. Что, наверное, могло повлиять на мой выбор, по крайней мере, косвенно – это огромная коллекция записей, которые у бабушки были. Это и граммпластинки, и CD-диски. Она была фанат этого дела, как сейчас говорят ―  аудиофил. И я с двух, наверное, лет или, может быть, даже раньше, очень любил их слушать».

 Он заметил, что  скорее можно говорить о влиянии матери ― Татьяны Вячеславовны, профессионального музыканта, тоже пианистки, она преподает в Московской консерватории.

Впервые Арсений выступил на сцене в возрасте пяти лет в Брянске. Этот город занимал особое место в жизни Татьяны Николаевой ― она родилась в 1924 году в городке Бежице,  с 1956 года это уже Брянск. Уже получив мировую известность, не теряла связи с малой родиной. Закономерно, что в 1999 году музыкальной школе №1, в которой она училась и делала первые шаги в музыкальной карьере, было присвоено ее имя.

В декабре 1996 года в этой школе состоялся первый конкурс имени Татьяны Николаевой, который собрал в двух возрастных группах 30 юных пианистов из России, Украины и Белоруссии. В церемонии его торжественного открытия принимал участие сын Николаевой ―  Кирилл Тарасевич-Николаев, а на открытии второго конкурса выступил ее пятилетний внук Арсений. В девятилетнем возрасте он играл в Брянске уже с городским камерным оркестром. Мало кто тогда предполагал, что спустя  19 лет на церемонию открытия X юбилейного конкурса  приедет уже известный музыкант, победитель престижных  музыкальных конкурсов.

Арсений ― выпускник Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, в консерватории учился у Николая Луганского,  ученика Татьяны Николаевой. Диплом получил в 2016 году. С 2021 года он сам преподает в Московской консерватории ― ассистент в классе своего учителя, профессора А. Мндоянца.

Первая победа была у Арсения в 2003 году, на конкурсе пианистов «Муза» в Италии. В 2005 году он стал обладателем Гран-при Международного конкурса пианистов в Калининграде. В 2008-м было сразу два первых места: на Международном конкурсе инструментальщиков и вокалистов имени Ровере д'Оро (Италия) и на конкурсе «Новые имена» в Москве. Далее было 1 место на V конкурсе пианистов имени Скрябина (2012), 2 премия и специальный приз на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (2013), 2 премия на Международном конкурсе пианистов имени Эдварда Грига в Бергене (Норвегия, 2014). 

В 2015 году Тарасевич-Николаев записал дебютный диск с произведениями Дебюсси и Равеля для лейбла Acousence. В 2016 году получил 2-ю премию на Международном конкурсе пианистов в Сиднее. Его выступление на этом конкурсе привело к заключению контракта на совместную запись российского пианиста с Decca Classics и Universal Music Australia. Он играл тогда русскую музыку XX века. В программе была и фамилия композитора Татьяны Николаевой. В 2017 году Арсений был удостоен престижной премии Академии Киджана (Сиена, Италия), как один из самых многообещающих молодых музыкантов в мире.

Он выступал в крупнейших залах Москвы и других городов России, много гастролировал в странах Европы, Азии, Северной Америки, в Австралии. Ближайшие планы связаны с Германией, Францией и Италией.

Арсений играл со знаменитыми оркестрами мира. В списке оркестров есть и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Запущенность сайта оркестра не дает возможности уточнить, когда и где это было. Возможно, в Москве.

«Я с огромным удовольствием вернусь в Казань, это очень теплый и гостеприимный город с богатейшей музыкальной культурой. Что пожелать слушателям? Единственное слушать музыку с открытым сердцем. Не стоит себя утруждать мыслями о величии, об историческом контексте и прочем подобном ― это может быть очень интересно, но гениальная музыка тем и прекрасна, что говорит с тобой напрямую», ― так Арсений предварил свое выступление на сайте фестиваля «Мой Рахманинов».

А при встрече с журналистами уточнил, что уже бывал в Казани ― на концертах в филармонии пару раз играл. Приезжал еще с друзьями на матч Чемпионата мира по футболу. У него есть друзья в Казани.

Надеемся, что слушатели, собравшиеся 24 октября в концертном зале имени Сайдашева, наших гостей не разочаровали.

Фото от пресс-службы ГБКЗ

Читайте в «Казанских историях»:

Сергею Рахманинову ― благодарные казанцы

«Скрещенья судеб» Сергея Рахманинова и Александра Скрябина

В Ратуше можно увидеть рояль, на котором могли играть Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов

Первый фестиваль имени Сергея Рахманинова в Казани

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить