Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Октябрь 2024 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1973 — Сдан в эксплуатацию высотный корпус физического факультета Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Севильский цирюльник» — событие не только для театра, но и для консерватории

21 сентября в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля давали «Севильского цирюльника» Дж. Россини, и на этот раз интерес к спектаклю был особый.

Партию графа Альмавивы в опере впервые исполнил заслуженный артист Татарстана Рузиль Гатин, выпускник Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова. В афише его представили солистом Большого театра России. Он пел в этом театре партии Эрнесто в «Доне Паскуале» Доницетти, графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини, продолжает петь графа Либенскофа в «Путешествии в Реймс» Россини. Из интервью, которое он дал Анне Тарлецкой в январе 2022 года, я узнала, что он живет во Флоренции, поет в театрах Италии, и не только в Ла Скала.

В пресс-релизе театра перед спектаклем есть творческая биография певца. Не могу ее не привести.

Имя уроженца Набережных Челнов, выпускника Казанской консерватории (класс Нины. Варшавской) и РАТИ-ГИТИС (курс Михаила Борисова) Рузиля Гатина хорошо известно казанскому зрителю.

Рузиль – обладатель гран-при фестиваля «Созвездие-Йолдызлык», участник многих культурных проектов. В 2015 году он был приглашен в качестве солиста в Словацкую Национальную оперу (Братислава), где в рамках молодежного проекта исполнил партию Сандрино в опере Дж. Паизиелло «Король Теодор в Венеции».

В 2016 году Рузиль одержал победу на конкурсе молодых оперных певцов AsLiCo (Италия), а в 2017 году стажировался в летней Россиниевской академии в Пезаро, после чего его европейская оперная карьера стала развиваться стремительно.

Партия Альмавивы – одна из наиболее ярких и знаковых в творческом багаже Гатина. Именно в этой партии Рузиль дебютировал в миланском театре Ла Скала в 2017 году. Позже роль Альмавивы он исполнял в Королевской Датской опере (Копенгаген) и Большом театре России.

С Большим театром Рузиль Гатин сотрудничает с 2018 года. Сегодня на главной сцене страны он поет партии Альмавивы, Графа Либенскофа («Путешествие в Реймс» Дж.Россини), Дона Оттавио («Дон Жуан» В.А.Моцарта), Князя Синодала («Демон» А.Рубинштейна), Эрнесто («Дон Паскуале» Г.Доницетти).

Также в репертуаре певца – Тибальд («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), партия исполнена в театре Ла Скала; Феррандо («Так поступают все женщины» В.А. Моцарта), Дон Рамиро («Золушка» Дж. Россини), Линдор («Итальянка в Алжире» Дж. Россини), Дон Нарчизо («Турок в Италии» Дж.Россини) и другие работы.

Партия Альмавивы — одна из наиболее ярких и знаковых в творческом багаже Гатина. Именно в этой партии Рузиль дебютировал в миланском театре Ла Скала в 2017 году. Позже роль Альмавивы он исполнял в Королевской Датской опере (Копенгаген) и Большом театре России.

Добавлю, Рузиль раньше довольно часто выступал в Казани, в основном в концертных программах. Сейчас его рабочий график расписан по дням и, наверное, по годам, так что в Татарстане, в том числе и у родителей в Набережных Челнах, судя по интервью, он бывает нечасто.

Я увидела его впервые еще студентом, в оперетте «Сильва», поставленной Эдуардом Трескиным в оперной студии консерватории в 2013 году. На следующий год он сыграл Тибальта в другом спектакле студии – «Ромео и Джульетта».

В этой студии начиналась творческая карьера многих сегодня знаменитых певцов. Спектакли в ней в разные годы ставили разные режиссеры. Рузиль учился, когда постановщиком всех опер и оперетт студии был ведущий солист оперной труппы Эдуард Трескин, который работал в консерватории с 2005 по 2015 год. Это он сообщил мне, что у него 21 сентября то-то вроде праздника — из семи исполнителей четверо участвовали в его спектаклях.

Оказывается, в «Севильском цирюльнике» 21 сентября, кроме Рузиля Гатина, были заняты еще три выпускника консерватории, певшие в оперной студии в 2005-2015 годах: Венера Протасова была Розиной, Артур Исламов исполнял партию Фигаро, Ирека Фаттахова зрители увидели в роли Бартоло (все учились у Мнира Соколова). Другие партии в спектакле исполняли Михаил Казаков, Юрий Ившин и Вера Позолотина (Урал опера).

Михаил Казаков, исполнитель роли Дона Базилио, — тоже выпускник Казанской консерватории. Он закончил ее в 2001 году (класс Галины Ластовки). Мог бы остаться в Казани. Еще студентом второго курса дебютировал на сцене Татарского театра имени Джалиля, исполнив тяжелейшую партию баса в «Реквиеме» Дж. Верди. Его взяли в штат, и он до сих пор солист нашего театра. Партию Годунова в одноименной опере Мусоргского он поет в нашем театре уже 20 лет.

Но больше Михаил Казаков поет все-таки не в Казани. Ныне он — солист Большого театра. Приезжая в Казань, всегда встречает здесь теплый прием. И не потому, что он наш земляк.

Кстати, Михаил пел партию Базилио в премьерном спектакле Шаляпинского фестиваля прошлого года. Тогда была показана новая постановка, осуществленная итальянским режиссером Джузеппе Морасси (он же — художник-постановщик). Музыкальный руководитель спектакля — итальянский дирижер Марко Боэми (за дирижерским пультом театрального оркестра 21 сентября стоял маэстро Антон Гришанин их Большого театра России).

Это замечательно, когда казанцы становятся известными всей стране и даже в мире певцами. Таких много сегодня. Но если при Ниазе Даутове лучшие выпускники оперной студии начинали свои творческие биографии непременно в театре имени Джалиля и не очень рвались в другие театры, даже если их звали, но сегодня чаще всего приезжают сюда уже как именитые гости.

Рузиль Гатин в интервью «Вечерней Казани» рассказал, что после окончания консерватории тоже в 2012 году прослушивался в труппу театра оперы и балета имени Джалиля, но получил отказ: «Говорили, рановато мне еще. И я тогда сосредоточился на конкурсах и проектах за рубежом. При этом не терял надежды выйти на сцену татарского оперного театра». Он считает главной точкой отсчета своей биографии – фестиваль «Созвездие-Йолдызлык». 

Как мне кажется, в последнее время ситуация начала меняться. В премьерных спектаклях всё больше казанцев, даже в главных партиях. Сегодня в театре успешно работают несколько выпускников Казанской консерватории, и они не пришли в оперную труппу новичками. Кафедра музыкального театра консерватории, которой руководит Альфия Заппарова, и оперная студия, работающая под ее руководством, дают студентам хорошую сценическую подготовку, в которой вокал сочетается с мастерством драматического актера. Оперная студия была создана в 1993 году по инициативе Светланы Жигановой. В ее становлении принимал участие маэстро Ниаз Даутов.

В завершение одно интересное наблюдение. Сужу по себе — трудно бывает предугадать, каким будет будущего твоих студентов. Лентяй во время учебы становится знаменитым, и, наоборот, отличница выбирает работу по другой профессии, поскольку видит, что на практике нужны не только отличные оценки, но и талант.

Не знаю, каким студентом был Рузиль Гатин, но в публикации «Казанских историй» 2015 года, посвященной юбилею Казанской консерватории  (Оперная студия консерватории – кузница вокальных кадров), ни один преподаватель кафедры музыкального театра и режиссер оперной студии не назвали его среди лучших выпускников. А вот Веру Протасову и Артура Исламова назвали.

Но этот факт не вызывает удивления. Талантливый человек — не куст томатов. Творческое созревание у всех разное. А вот что у всех одинаково — так это стремление к самосовершенствованию, без которого даже гений будет зрителям интересен.

Фото предоставлены пресс-службой Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить