Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1921 – В Москве во время организации помощи голодающим Поволжья скончался татарский просветитель и реформатор Галимжан Галеев (Баруди)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Ренат Салаватов: «Обычно все стремятся в Москву, а мне было хорошо в Казани»
- Любовь Агеева
- 05 ноября 2024 года
5 ноября свой 75-летний юбилей отмечает главный дирижер Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля, заслуженный артист России, народный артист Татарстана, заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии РТ имени Г. Тукая Ренат Салаватов.
Ренат Салаватович возглавляет оркестр театра на протяжении более чем 20-ти лет. Он окончил факультет симфонического дирижирования Ленинградской консерватории по классу Константина Симеонова и Ильи Мусина, аспирантуру Московской консерватории под руководством Л.М. Гинзбурга. В 1974 году возглавил Камерный оркестр Казахского радио. Позднее был главным дирижером Казахского государственного театра оперы и балета имени Абая и Государственного академического симфонического оркестра Республики Казахстан.
В 1979-1985 годах Ренат Салаватов работал главным дирижером Государственного симфонического оркестра ТАССР, возглавив коллектив в трудное для него время. Кто бы не пришел тогда за дирижерский пульт, его неизменно сравнивали бы с ушедшим Натаном Рахлиным. Это был серьезный экзамен для молодого дирижера. Помогло то, что он успел поработать с легендарным Рахлиным в качестве ассистента.
Ренат Салаватов и Назиб Жиганов. Фото Владимира Зотова
Ренат Салаватович так вспоминает это время:
«Со мной захотел работать оркестр. Музыканты сказали, что верят в меня. И мы вместе проработали шесть лет. Оркестр прекрасно играл, и важно было не опустить планку. И мы вместе проработали шесть лет…
Можно сказать, что я выбрал судьбу, встретившись с Натаном Григорьевичем. Обычно все стремятся в Москву, а мне было хорошо в Казани».
В 1989 году Валерий Гергиев пригласил Салаватова в Мариинский театр. Конечно, его сокурсник тогда еще не был так известен, как сегодня, но это была знаменитая сцена в культурной столице России.
В Мариинке. Фото из личного архива дирижера
Однако в Мариинке Салаватов работал недолго, до 1991 года. Необычайные возможности, которые открылись перед музыкантами в 90-е годы, заманили его за границу. Так что на знаменитой сцене он потом выступал уже в качестве приглашенного дирижера. В 2000 году Ренат Салаватович осуществил здесь постановки балетов «Манон» Ж. Массне (хореография К. Макмиллана) и «Петрушка» И. Стравинского (хореография М.Фокина, реконструкция С.Вяхирева).
До 2001 годы маэстро работал за рубежом. Сначала как пианист и дирижер Национального балета Баварии. В Мюнхене познакомился с Майей Плисецкой. По ее рекомендации в 1996 году получил приглашение на пост дирижера Шведской Королевской оперы, работал в Стокгольме до 2001 года.
Ренат Салаватов и Майя Плисецкая. Фото из личного архива дирижера
С 2003 года Ренат Салаватов – главный дирижер театра оперы и балета имени Джалиля. Маэстро дирижирует всеми спектаклями текущего репертуара, выступает как музыкальный руководитель новых постановок, выезжает с труппой театра на гастроли.
Ренат Салаватов – обладатель множества государственных и общественных наград, почетный профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и Казахского национального университета искусств, член Союза театральных деятелей РФ. В 2020 году он был удостоен Государственной премии РТ имени Г. Тукая – за постановку оперы «Сююмбике» Резеды Ахияровой в качестве музыкального руководителя и дирижера.
Фото Владимира Зотова
5 ноября на телеканале ТНВ был показан документальный фильм режиссера Алексея Барыкина «Руки маэстро», посвященный жизни и творчеству Рената Салаватова. Картина была удостоена приза XX Международного кинофестиваля «Алтын минбар» в номинации «Лучший документальный национальный фильм».
Название фильма – тот концептуальный стержень, который позволил режиссеру рассказать о Ренате Салаватове прежде всего как о творце. Получилась не просто биографическая лента – их называют байопиками, а размышление о том, как непросто живется таланту. Но как прекрасен мир, который они вокруг себя создают.
Фото Владимира Зотова
Мы слышим самого маэстро – его снимали в знаковых местах: у театра, в театре, в Ленинском саду; о нем говорят дирижер, народный артист РФ, директор Мариинского и Большого театров Валерий Гергиев, директор Татарского театра оперы и балета, заслуженный работки культуры РФ Рауфаль Мухаметзянов, оперный режиссер, народный артист России Юрий Александров, композитор, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, народная артиста РТ Резеда Ахиярова, премьер балетной труппы театра имени Джалиля, заслуженный артист РТ Олег Ивенко, дирижер, ученик Рената Салаватова, заслуженный деятель Казахстана Нуржан Байбусинов… И в их восприятии создается портрет неординарной личности, с которой нам посчастливилось жить в одном городе.
Ренат Салаватов и Валерий Гергиев. Фото Владимира Зотова
Мало кто в Казани знает, что Ренат Салаватович сочиняет музыку. Он рассказал мне об этом в 2014 году:
«У меня есть два балета. Это национальный балет-сказка «Алкисса», поставленный в 2006 году в Астане, на сцене театра оперы и балета имени Байсеитовой, а также балет «Снежная королева в Астане». Его премьера состоялась в нынешнем году. Он написан по мотивам сказки Андерсена, но ситуация современная, действие разворачивается в новой столице Казахстана.
В Казахстане популярны мои песни. В свое время на радио «Маяк» звучала моя песня «Выпускной вечер». Несколько песен исполняет Роза Рымбаева, звезда казахской эстрады. Еще была музыка к нескольким казахстанским фильмам.
Я не считаю себя композитором. Просто хотел проявить себя и в этом деле, мне было интересно, смогу ли я написать хоть что-то. И у меня получилось. Больше сочинять не хочу. Я так устроен, что если достиг каких-то определенных целей, то в дальнейшем мне становится неинтересно».
Фото Владимира Зотова
А еще я узнала тогда, что в 2004 году в Санкт-Петербургском издательстве «Аврора» вышла в свет книга «Шведский дивертисмент России», написанная Салаватовым в содружестве с журналистом Николаем Вуколовым, в которой рассказывается обо всех выдающихся деятелях искусств России, так или иначе связанных со Швецией: Федоре Шаляпине, Анне Павловой, Михаиле Фокине, Рудольфе Нуриеве, Майе Плисецкой, Родионе Щедрине, Геннадии Рождественском, Евгении Светланове.
Как и все казанцы, я могу видеть Рената Салаватовича чаще всего со спины. Его место в театре — оркестровая яма. На сцену маэстро выходит лишь в день премьерных спектаклей. Но я имела однажды беседу с ним и поразилась, сколь не похож он на собратьев по искусству. Никогда не замечала в нем желания выделиться, ему чуждо всё, что связано с пиаром. И это не просто проявление скромности, как может показаться на первый взгляд.
Больше всего при нашей беседе меня поразила его уверенность в том, что творческий человек реализует себя на любом месте и при любых обстоятельствах. «Я не раб своих амбиций», — сказал он мне тогда. И я вынесла эти слова в заголовок интервью (Ренат Салаватов: «Я не раб своих амбиций»).
Очень часто деятели культуры любят себя в искусстве. Но встречаются и такие, как маэстро Салаватов. Он любит искусство в себе.