Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1918 – Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Наталья Топал: Я тяготею к жанру «реал-док»
- Любовь Агеева
- 20 сентября 2021 года
Лучшим документальным фильмом в специальной номинации «Национальный конкурс» Казанского международного фестиваля мусульманского кино 2021 года была признана лента «Будьте же счастливы».
XVII Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК) проходил с 5 по 10 сентября. Всего в номинации «Национальный конкурс» было представлено 10 фильмов самых разных жанров.
Мы решили задать несколько вопросов режиссеру фильма «Будьте же счастливы» Наталье Топал.
Наверное, наши общие знакомые не поймут, если я буду общаться с Наташей официально. Мы друг друга знаем давно. Несколько лет работали вместе на кафедре истории и связей с общественностью технического университета имени А.Н. Туполева. Сейчас у нас есть общее дело в рамках защиты памятников культурного наследия: я – член Совета ТРО ВООПИиК, Наташу не так давно избрали заместителем председателя. После кончины Фариды Забировой она исполняет обязанности председателя.
Мы познакомились через ее мужа – фотокорреспондент Михаил Соколов когда-то работал в редакции газеты «Казанские ведомости», где я была главным редактором.
Наталья Топал и Михаил Соколов на красной дорожке. 5 сентября
Много общались с ней в 2005 году, когда она в преддверии 1000-летнего юбилея сделала несколько фильмов на телеканале «Казань» с общим названием «Моя Казань». Наташа уже тогда интересовалась историей города, его культурным наследием. Мы побродили с ней по старинным казанским улицам, застали еще «живым» дом №10 по улице Тельмана с прекрасным резным эркером. Я снимала квартиру на этой улице, когда приехала поступать на отделение журналистики КГУ.
Во общем наши отношения были не только творческие, но и дружеские. Поэтому когда нам понадобился специалист по телевидению, я пригласила Наташу. Она до сих пор преподает в КНИТУ-КАИ. Удивляюсь, как ей удается совмещать столько разных довольно трудоемких занятий. К тому же Наташа готовится к защите диссертации на степень кандидата исторических наук. Ее исследование посвящено культурному наследию республики в историческом аспекте.
Серьезный интерес к профессиям продюсера (свои первые фильмы она сняла в этом качестве) и режиссера наверняка появился у нее на кафедре ИСО. Она возглавляет специализированную лабораторию, которая была создана для практики студентов, сначала журналистской, потом производственной. Они изучали курс «Теория и практика массовой информации». Ребята под ее руководством знакомились с миром телевидения, учились быть репортерами, сценаристами, операторами, монтажерами. На занятия мы приглашали и Мишу, который проводил мастер-классы по фотожурналистике.
Вокруг Наташи всегда собирались студенты, которые особо интересовались телевидением, им она уделяла особое внимание. Они снимали фильмы, которые отмечались на разных конкурсах как лучшие. Так, команда телевидения «СтудNEWS» заняла I место в Республиканском конкурсе патриотических видеороликов «Наша Победа», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Виктория Иващенко, студентка 2 курса, заняла II место на Всероссийском конкурсе студенческих видеоработ «Слово о Победе» (сюжет «Книга памяти КАИ»). Ролик-победитель обошел 63 конкурентов и стал бесспорным лидером в номинации «Хроника Памяти».
Кстати, некоторые студенты стали потом телевизионщиками, работают в СМИ.
Я по себе замечала, что, взявшись за обучение студентов, ты, прежде всего, учишься сам. Так, скорее всего, было и с Наташей. Поэтому когда она стала профессионально работать в кино, я не удивилась. К этому времени она была готова к этому. Могла при необходимости даже камеру взять в руки. В ее фильмографии – короткометражная лента «Гыйшык алмасы» режиссера Фирюзы Зинатуллиной, взявшая статуэтку лучшего короткого метра в индийском Бхубанешваре, картины «Капка» и «Инсаф» Фарида Давлетшина.
Она удивительным образом умеет сочетать в своей работе все навыки и профессии, с которыми ей пришлось столкнуться. Помню, она вела для студентов занятия по культуре речи, используя свои знания, полученные на актерском отделении Казанского театрального училища. Она работала на радио, на телевидении, прошла школу информационной журналистики в информационном агентстве «Татар-информ». Знакомство с коллегами-историками, в том числе с профессором Ириной Алексеевной Гатауллиной, способствовало ее интересу к этой науке. Что очень важно, интерес к разным занятиям подкреплен постоянным самосовершенствованием. Она получила профессии педагога и актера, окончила аспирантуру Института международных отношений Казанского федерального университета.
Об ансамбле «НеЗаМи» уже снято немало телевизионных сюжетов. Во-первых, необычен его состав. Музыканты принадлежат к людям с ограниченными возможностями. Во-вторых, ребята активно гастролируют, записывают альбомы.
Я спросила Наташу, была ли такая высокая оценка их фильма неожиданной. Вот что она ответила:
– Если бы я сейчас сказала, что такая оценка фильма была для меня неожиданной, это было бы лукавством. Тем более до Казанского фестиваля киноработа нашей творческой группы уже была замечена на других конкурсах и получила признание авторитетных жюри. На Международном православном Сретенском кинофестивале «Встреча» в Обнинске лента была отмечена Почетной грамотой от митрополита Калужского и Боровского Климента и министра культуры и туризма Калужской области Павла Суслова. Жюри кинофорума «КрымДок» наградило фильм специальным дипломом. Картина участвовала в конкурсной программе Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» в Москве, где получила много положительных отзывов профессионалов и зрителей.Так что я приблизительно уже оценивала свои шансы на Международном фестивале мусульманского кино.
Фильм «Будьте же счастливы» показывали 9 сентября в кинотеатре Родина. После этого состоялась встреча зрителей и творческой группой и героями киноленты
Фильм «Будьте же счастливы» не оставляет зрителей равнодушными. Всегда комок к горлу подступает во время просмотра даже у меня, хотя я это кино сама делала и знаю наизусть каждый кадр. Это простая истории о судьбе незрячих молодых людей, их мам и идейного вдохновителя и руководителя ансамбля «НеЗаМи» Дмитрия Андреевича Бикчентаева.
Мне кажется, что кинолента подкупает своей искренностью, правдой и, конечно же, обаянием героев. С ними, я считаю, мне особо повезло. Таких людей не так много, и они являются примером для нас.
– Что подтолкнуло тебя к выбору героев фильма? Как рождался замысел?
– Для телеканала «Спас» я делала телефильм «Огненная душа» с участием Михаила Семеновича Казиника о детской студии «Дивертисмент». На один из ее концертов пригласили ребят из группы «НеЗаМи». Я впервые видела, как они за руку с мамами идут к сцене. Там же встретила их наставника – известного казанского музыканта Дмитрия Андреевича Бикчентаева. Он рассказал о том, как создал этот ансамбль. Наблюдая за тем, как музыканты готовятся к выступлению, репетируют в гримерке, я почувствовала огромное желание сделать о них фильм. Для меня это был абсолютно закрытый мир, хотелось понять, как эти люди сосуществуют между собой, как общаются с внешним миром.
Мамы ребят: Таня Ненастина, Флера Залялиева и Юля Минуллина, показались мне очень закрытыми в тот момент. Спустя некоторое время мы даже подружились и продолжаем общаться после съемок фильма. Кстати, они организовали одноименный благотворительный фонд «НеЗаМи» и вместе со своими детьми ведут активную общественную деятельность.
Дружная семья «НеЗаМи» во время съемок в лагере «Юность». В верхнем ряду: Флера Залялиева, Диляра Залялиева, Булат Минуллин, Володя Ненастин, бабушка Булата Валентина Андреевна. В нижнем ряду: режиссер Наталья Топал, Юлия Минуллина, Татьяна Ненастина. Фото: Михаил Соколов
Мамы для меня – это отдельная история. О настоящем жертвоприношении, почти по Тарковскому. В свое время в детстве меня очень взяла за душу книга писателя Закруткина «Матерь человеческая» о судьбе женщины, приютившей во время войны нескольких детей, оставшихся в живых после бомбежки поезда. Я думаю, что мои героини и есть – матери человеческие. Быть может, Бог специально дал им таких детей, чтобы раскрылись на земле их лучшие качества? Может, они пришли в мир для того, чтобы послужить для других примером того, как не впасть в отчаяние?
Многие профессионалы меня даже упрекают: почему у тебя так мало ребят в фильме? Почему мамы? Но у меня и не было задачи показывать только ребят. Я хотела дать честную объективную картину их жизни. Она вот такой получилась.
Название ансамбля сложилось из начальных слогов фамилий его участников – Володи Ненастина, Диляры Залялиевой, Булата Минуллина. Начинали когда‑то именно таким составом. Позже к ним присоединился челнинец Вадим Чагин, и они стали «НеЗаМи+».
А Дмитрия Андреевича я знала с юности. Он у меня преподавал игру на гитаре в театральном училище. В свое время я закончила там актерское отделение.
За жизнью коллектива «НеЗаМи» моя творческая команда с камерами в руках наблюдала в течение пяти лет. Ездили вместе с ними на концерты и фестивали, снимали репетиции и бытовые сценки, записывали интервью юных музыкантов. В месяц у ребят из «НеЗаМи» было примерно по два мероприятия, соответственно – съемки шли примерно в таком ритме.
В первые два года я думала, что у меня ничего не получится. Казалось – это провал! Включалась камера, мамы тут же предупреждали ребят: вас снимают! – и вся живость кадра, а вместе с ней естественная привлекательность героев сразу куда-то терялись. По-настоящему они стали раскрываться и проявляться во время нашей поездки в молодежный лагерь «Юность» под Димитровградом, где снималась сцена дискотеки. Ребята стали больше мне доверять, а я, в свою очередь, пообещала, что если какие-то моменты они не захотят обнародовать, мы не будем их показывать. Ведь часто бывает, что герой и режиссер документального кино остаются после премьеры врагами.
Мне очень хотелось пройти по тонкой грани дозволенного как можно аккуратнее, чтобы никого не обидеть и в то же время не сделать слащавого кино. Фильм должен был вызывать противоречивые чувства. Мои собственные внутренние ощущения после пяти лет знакомства и работы с ребятами также не остались однозначными.
Для меня документалистика – это долгое погружение, проникновение, искреннее понимание и передача объективной информации зрителю. У нас ведь как снимают: получают, условно говоря, триста тысяч гранта и осваивают его в течение небольшого периода. Часто получаются довольно поверхностные фильмы-однодневки. Мне же близка школа советской документалистики. Я тяготею к жанру «реал-док», когда в основе работы – твое наблюдение за происходящим, без вмешательства закадрового авторского текста. Документалистика – от слова «документ». Это – подлинность.
В фильме показаны разные стороны жизни ансамбля – общение со зрячими сверстниками, первый медленный танец на дискотеке, занятие плаванием в бассейне, когда один из незрячих героев неожиданно обращается к другому: «Смотри!» – и ныряет под воду…
Зрители увидят, как ребята рассматривают полотна великих художников на выставке тактильных картин, распеваются во время репетиций, отправляются на машинах, за рулем которых мамы, на отдых в лагерь.
Хорошо, что у них еще достаточно молодые мамы, Дмитрий Андреевич рядом. А дальше-то что будет? Я решила, что этот фильм – только начало. Хочу следить за ними дальше, мне интересно посмотреть, какими они станут через пять лет, как сложится их судьба.
– Я хотела попросить тебя рассказать о твоей команде, но меня упредила Айсылу Мирханова. Поэтому с вашего разрешения приведу твой ответ из журнала «Казань»:
– Первые годы на меня «работала» семья – мой муж оператор-постановщик Михаил Соколов, сын Родион Топал. Когда нужно было несколько камер, я нанимала за свои деньги других операторов. В съемках фильма участвовали Хайдар Миндубаев, Альберт Габидуллин, Сергей Камский, Евгений Анисимов. Но у меня всегда была уверенность, что как только съемочный материал соберется, то появятся и средства на завершение картины. Так и случилось! Мне позвонила продюсер Светлана Бухараева, которая тоже хотела снять фильм о «НеЗаМи». Дмитрий Андреевич рассказал ей обо мне. Светлану мой материал заинтересовал, и в итоге у нас сложился хороший тандем, хотя и споры возникали. Картина была сделана на государственную субсидию Министерства культуры Российской Федерации.
Самое дорогое в производстве кино – пост-продакшн. С нами работал очень хороший монтажер Владислав Марков, имеющий музыкальное образование и обладающий тонким слухом. Мы вместе проводили за монтажным столом по десять-двенадцать часов. Сложно было соединить работу пяти операторов, пять разных камер.
Звуком занимался звукорежиссер «номер один» в Татарстане (и не только) Игорь Сиденко. У нас ведь не всегда были микрофоны-»удочки» – звук часто писался интершумом, то есть с реальными звуками. Но Игорь сделал так, что это можно слушать в кинотеатре. Фильм удалось довести до фестивального качества.
– В пресс-релизе фестиваля написано, что 9 сентября ты представила фильм из историко-документального цикла «Хранители». Помимо обычных зрителей, на премьеру пришли студенты КНИТУ-КАИ. На презентации побывал профессор, доктор исторических наук Денис Давыдов.
В фильме он выступил не только консультантом, но и снялся в качестве героя. Расскажи об этой задумке подробнее.
– Работу над историко-документальным циклом «Хранители» я начала с 2017 года. Это будет серия фильмов о людях, чье детство проходило в довоенные и военные годы. Им сейчас уже много лет. Их жизнь подходит к концу, они могут уйти от нас в любой момент. Поэтому мы торопимся их снять. Двух героев этого фильма уже нет в живых.
Чем удивительны эти люди – несмотря на всю противоречивость эпохи, которая им выпала, они не обижаются на советское прошлое. А ведь прошли через раскулачивание, голод… На всё это они говорили, что просто времена такие были…
Мне хотелось бы, чтобы в моих фильмах, возможно, это будет трилогия или серия очерков, присутствовали люди разного статуса и социального уровня. У меня уже снималась простая женщина, бывшая колхозница из Нижнего Услона.
Она вспоминает о том, как их раскулачивали, рассказывает, какие в ее родных краях были великолепные сады – кормили всю республику!
Для своего фильма я взяла трехчасовое интервью у Минтимера Шариповича Шаймиева. В его семье в тридцатые годы тоже была своя драма: дед и отец не разговаривали всю жизнь только потому, что первый был кулаком, а второй стал председателем колхоза.
Мы поехали в деревню Аняково Актанышского района, где родился Шаймиев. Были в его доме, отсняли музей. Нас встретили дружелюбно. Причем, Минтимер Шарипович не знал о том, что мы туда поехали. Это была чисто наша инициатива. Никто нас не продвигал, не пробивал. Мы даже нашли на старой лесопилке школу, где учился Шаймиев.
Во время съемок исторического проекта «Хранители» в деревне Аняково. В кадре – операторы Михаил Соколов и Фарид Галеев
Съемка в родной деревне М.Ш. Шаймиева
В проекте снималась еще одна замечательная героиня – Дина Федоровна Муреева из Набережных Челнов. Она Сталина в детстве видела. Ездила с мамой в Москву на демонстрацию. На всю жизнь запомнила, как вождь махал с мавзолея рукой, а она двигалась вместе с колонной, сидя на плечах у отца.
Все эти люди вспоминают о том, во что они играли, что ели, как одевались, какие у них были мечты, желания, как переносили голод, нищету. Это сильные и светлые люди, с которых нам надо брать пример. Думаю, этот проект особенно важен для воспитания нашего будущего поколения.
Снимаем с мужем Михаилом Соколовым на свои средства, занимаем деньги, ищем разные возможности для съемок. Пока дождемся денег, снять своих героев не успеем. А это очень важно для истории. Я подавала на конкурс киносубсидий с 2017 года уже два раза. Надеюсь, на третий раз дадут.
В съемках также принимал участие оператор Фарит Галеев. И сына своего Родиона привлекала. Сейчас многие кинематографисты уже знают про этот проект и готовы в долг работать. Это же очень ценно. Это наша история. Фильм предназначен для молодого поколения, чтобы избежать различных фальсификаций.
– Последний вопрос – о тебе лично, о твоем творческом движении от телеканала «Казань» до продюсера и режиссера документального кино. Естественно, стоит рассказать о Мише. Если прибавить Родиона, семейный подряд получается.
– На самом деле всё началось гораздо раньше. До телеканала «Казань» у меня в творческой биографии еще были радио «Пассаж», телеканал «Вариант», информационное агентство «Татар-информ», а после много разных телепередач, где я была автором и ведущей.
В один момент я стала понимать, что мне стало тесно в рамках телевидения, потому что там есть формат, диктующий границы. К этому времени мой супруг тоже исчерпал себя в журналистике. Он проработал во многих известных изданиях более 25-ти лет – от фотографа до руководителя фотослужбы издательского дома «Коммерсант» в регионе Волга-Урал и тоже оказался на перепутье. Оба мы решили попробовать себя в кино. Начали с татарских игровых картин и параллельно занимались документалистикой. Как время показало, переход оправдал себя. Вдвоем легче работать, но есть и большой минус– домашние завтраки и ужины стали превращаться в планерки… (смеется). Но нас это ничуть не пугает. Есть серьезные планы на будущее. Кроме «Хранителей», вынашиваем в мечтах еще игровую национальную картину.
Биографическая справка
Наталья Михайловна Топал – старший преподаватель кафедры социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, Казанского государственного института культуры, Федеральной школы радио, исполняющий обязанности председателя Татарстанского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, руководитель молодежного движения «Наследие в юном сердце».
Образование: Казанское театральное училище, актер драматического театра (1995), Академия социального образования (Казанский социально-юридический институт), культуролог (2012), Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), реклама и связь с общественностью (переподготовка 2017), Казанский (Приволжский) федеральный университет. Институт международных отношений. Аспирантура (отечественная история, 2019.
Журналистская деятельность: автор и ведущая программы «Казань кабацкая» (радио «Пассаж»), корреспондент программы «Времечко», редактор и ведущая программы «ЖКХ патруль» (т/к «Вариант»), режиссер цикла телеочерков «Моя Казань», выпускающий редактор программы «Столица» (ТРК «Казань»), редактор видеостудии в информационном агентстве «Татар-информ» («Точки на i», «ВКазани»), редактор и ведущая отраслевой программы «Квадратные метры» (ВГТРК «Татарстан»), а также режиссер двух десятков телефильмов и авторской короткометражки «Огненная душа» (2015), автор публикаций в журналах «Казань» и «Татарстан», федеральном издании «Аргументы недели», на сайтах ИА «Татар-информ» и др. Создала «Свой продюсерский центр»
Автор: текста иллюстрированного издания «Православные храмы Татарстана» (Казань: Издательский дом Маковского, Центр инновационных технологий, 2013), «Мечети Татарстана» (Издательский дом Маковского, Центр инновационных технологий, 2013), сценариев и режиссер более 50-ти представительских фильмов, рекламных роликов и телепередач, а также мастер-классов по технике речи, созданию видеоконтента, журналистике и др.
Режиссер и продюсер: режиссер документального фильма «Будьте же счастливы» (Золотая статуэтка XVII Казанского международного кинофестиваля мусульманского кино (2021, «Лучший национальный документальный фильм»), «Лучший музыкальный фильм» Международной Киноассамблеи на Днепре (2021), Специальный диплом жюри III Крымского фестиваля документального кино «КрымДок» (2020), Грамота за сохранение традиций и вклад в развитие современного православного искусства от Митрополита Калужского и Боровского Климента и Министра культуры и туризма Калужской области Суслова П.А. (2020)
Продюсер фильмов: «Инсаф», полнометражный художественный фильм – продюсер, 2019 (Международный фестиваль мусульманского кино, 2019); «Гыйшик алмасы» («Яблоко любви»), короткометражный художественный фильм – продюсер, второй режиссер, (Казанский фестиваль мусульманского кино, основная программа, 2016, Международный фестиваль «Фреска» в Ереване, основная программа, 2017, «Золотая звезда» международного кинофестиваля «Золотой треугольник» (Индия)); «Капка» («Ворота») короткометражный художественный фильм – продюсер, второй режиссер, 2016;
Награды: медаль «За сохранение наследия отечества» (2019), нагрудный знак Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «За активное участие в работе общества» (2017), многочисленные благодарственные письма и грамоты министерств, ведомств и организаций.
Читайте о фестивале в «Казанских историях»:
Фестиваль мусульманского кино в Казани в 17 раз
В сентябре в Казани все разговариваем на одном языке – на языке кино
На мусульманский кинофестиваль казанцы ходили, как на работу – Людмила Колесникова
То, что победу отдали фильму «18 килогерц», поднимает фестиваль на более высокий уровень
Красная дорожка 17-го Казанского фестиваля мусульманского кино – фотосъемка Розы Садриевой
То, что победу отдали фильму «18 килогерц», поднимает фестиваль на более высокий уровень