Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Музыкальное путешествие по миру
- Любовь АГЕЕВА
- 27 июня 2014 года
26 июня 2014 года на Пушечном дворе Казанского Кремля прошел заключительный гала-концерт III Международного фестиваля духовной музыки «Музыка веры», который начался 12 июня.
Его организатор – Государственный Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева при поддержке министерств культуры России и Татарстана. Креативный продюсер фестиваля – Игорь Зисер, музыкальный руководитель – Лада Лабзина, заслуженная артистка Татарстана, победитель II Международного конкурса органистов имени М.Таривердиева, лауреат международных конкурсов, доцент Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова.
Фестиваль был создан в 2012 году с целью объединения людей разных конфессий, приобщения широкого круга слушателей к сокровищам мирового музыкального искусства, укрепления имиджа республики как центра веротерпимости и мирного сосуществования представителей разных национальностей и религий.
Первый концерт третьего фестиваля состоялся 12 июня, в День России, в Свияжске и был посвящен музыке православия, второй – 14 июня в Болгаре, в рамках официальной церемонии празднования «Изге Болгар жыены» («Собрание в святом Болгаре»), и был посвящен музыке ислама.
Пушечный двор – очень хорошее место для концертов на свежем воздухе. Для кого-то – легкие кресла, но они для тех, кто пришел пораньше, для кого–то – свежая трава, и мест тут – сколько захочешь. И хотя день был не лучший для такого концерта, народу собралось много. Пришли целыми семьями и дружескими компаниями, много было детей самого разного возраста. За четыре часа, пока шел концерт, аудитория частично менялась, но многие оставались до конца.
Идея объединяющей силы музыки, стремления к веротерпимости и добрососедству организаторы фестиваля «Музыка веры» показали в выборе «звёздных гостей» фестиваля 2014 года, пригласив музыкантов, представляющих страны бывшего СССР: украинский вокальный секстет МanSound и коллектив Батырхана Шукенова из Казахстана.
Как и обещали организаторы концерта, открытая сцена собрала исполнителей самых разнообразных стилей и направлений музыки, в которой в разные времена в разных точках земного шара воплощалась тема общения человека и Всевышнего. Нам обещали православные песнопения, музыку лютеранских и католических богослужений, вокализированные суры Корана, иудейские молитвы и даже негритянские спиричуэлс.
Концепция гала-концерта была задумана и воплощена как виртуальное паломничество по известным святым местам. Напутствовали виртуальных паломников имам-хатыб мечети «Рамазан» Султан-хазрат, который начал с молитвы, и настоятель Князе-Владимирсого храма посёлка Октябрьский отец Александр.
Концерт вели Алмаз Ахметзянов и Самира
Позднее был объявлен настоятель Римско-католического прихода церкви Воздвижения Святого креста отец Диогенис, однако к этому моменту он отсутствовал.
А ближе к завершению концерта на сцену поднялся буддийский лама Йонтен Гьялтцо, который приехал в Казань по приглашению продюсерского центра Jive Group – организатора фестиваля Кremlin LIVE – на премьеру этно-проекта «АLMA» Валерия Короткова и Инны Городецкой. Лама прочитал на тибетском языке приветственную молитву благопожелания.
«Я уже был в Казани и меня всегда поражает такое количество гармоничных спокойных людей в городе. Эта красота и умиротворенность заставляет приезжать сюда снова и снова. Меня приятно удивляет, что здесь, в Казани, далеко ходить не надо, православный храм и огромная мечеть находятся буквально в нескольких шагах друг от друга, это очень здорово», – сказал он.
На пресс-конференции художественный руководитель фестиваля Лада Лабзина отметила этот познавательный момент – «одна религия сможет познакомиться с другой религией, с какими-то историческими моментами, а самое главное – с музыкой, хорошими исполнителями».
В соответствии с маршрутом путешествия на сцене менялись музыкальные жанры и стили, одни исполнители приходили на смену другим. Музыку органично дополнял видеоряд на большом экране, который помогал зрителям путешествовать по миру.
Путешествие началось в древнем Болгаре. Популярная татарская певица Ландыш Субханкулова пела Мунаджат, то есть духовный стих, как бы в двух измерениях: на сцене и на фоне возрожденной столицы древнего государства.
Потом прозвучали фрагменты из оперы молодого татарского композитора Эльмира Низамова «Черная палата» («Кара пулат»), созданной на основе сюжета известной легенды из истории древних булгар. Впервые опера, тоже во фрагментах, была представлена на концерте в Болгаре.
Сначала Камерный оркестр «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой исполнил вступление, потом Айгуль Хисматуллина спела «Песню Наргизы», далее прозвучал дуэт «Туган ил» в исполнении Айгуль и Дениса Хан-Бабы.
Оркестр занял практически всю сцену, и потому многих исполнителей не было видно. Айгуль Хайри спела известную татарскую песню «Тафтиляу» в сопровождении … органа.
Наверняка все подумали, что это, как говорят певцы, «минусовка», то есть заранее записанное музыкальное сопровождение. Мало кто догадался, что это живое звучание, а орган – электрический, и его звучание, оказывается, очень похоже на настоящий орган. Уже после концерта я узнала, что аккомпанировала певице Лада Лабзина.
Орган не мог не звучать во время путешествия в Ватикан, столицу католического мира.
Художественный руководитель оркестра «Новая музыка» Анна Гулишамбарова
В этом блоке звучала известные любителям музыки сочинения западно-европейских композиторов. Камерный оркестр «Новая музыка» и Лада Лабзина исполнили «Адажио» Томазо Альбинони. Государственный камерный хор РТ, Камерный оркестр «Новая музыка», Лада Лабзина (орган) представили два сочинения валлийского музыканта и композитора Карла Дженкинса – «Hymn» и «Adiemus» (фрагменты). Здесь же выступал вокальный секстет «ManSound» с Украины.
Мы дважды в этот вечер услышали «Алиллуйя» – фрагмент из оратории «Мессия» Фридриха Генделя. Сначала в исполнении оркестра «Новая музыка», Государственного хора РТ (художественный руководитель – Миляуша Таминдарова) и Лады Лабзиной, потом – в исполнении секстета «ManSound».
Киевские музыканты также исполнили «Арию» Иоганна Себастьяна Баха в необычной джазовой интерпретации и «Менуэт» Луиджи Боккерини. Интересно, что Бахом написано много сочинений на духовную тематику, в том числе более 300 кантат, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя – в виде единственного фрагмента).
Наши гости с Украины выходили в этот вечер на сцену дважды – и дважды срывал овации. Откровением для зрителей стали два Псалма Давида в переводе Тараса Шевченко и две Прелюдии Сергея Рахманинова: первое сочинение мало кто в Казани слышал, а второе поразило оригинальной интерпретацией. Были исполнены также украинская народная песня «Щедрик» Александра Кошица, которая во всем мире воспринимается как народное сочинение.
В завершение прозвучали джазовая композиция It Don’t Mean a Thing Дюка Эллингтона, госпел Everything gonna be alright in Christ – и пришлось расстаться, к неудовольствию публики и самих музыкантов.
Музыканты из Киева поют a capella, но такое ощущение, что на сцене целый оркестр. Каждый из шести музыкантов – первоклассный солист и каждый имел возможность блеснуть перед казанской публикой своим мастерством.
Как я узнала, «ManSound» составляют музыканты с высшим образованием, сегодня они преподают в Киевской консерватории.
Кстати, совсем скоро мы сможем встретиться с украинским секстетом снова: в рамках Международного фестиваля импровизационной музыки «Jazz в усадьбе Сандецкого» «ManSound» даст 10 июля концерт по случаю 20-летия коллектива.
Православную религию представляли: на экране – Троице-Сергиев монастырь, на сцене – два совершенно разных коллектива. Ансамбль духовной музыки «Благовест» из Лаишева исполнил песню Романа Тамберга «Русь называется святою» и песню Владимира Мартынова «Заповеди блаженства», заводной фольклорный ансамбль «Красная горка» из Казани – русские народные песни «Ай ты, Россия» и «Оренбуржцы-казаки».
Плавный переход из католического мира в иудейство мы совершили с помощью известной казанской певицы Юлии Зиганшиной – в ее исполнении прозвучал «Золотой Иерусалим (музыка стихи Наоми Шемер, русский текст Алексея Гомазкова). Но сначала в сопровождении Александра Лаврентьева она спела романс «О, Матерь Божья» (музыка Э. Галеевой, стихи – С. Есенина).
Любимый публикой Клезмерский ансамбль «Симха» исполнил попурри на самые известны еврейские песни – «Аидише Маме» и Хава Нагила».
В исполнении оркестра «Новая музыка» прозвучало Скерцо из Симфонии №3 Людвига ван Бетховена. А Ольга Бочкарёва перенесла нас в мир джаза, исполнив композицию Элтона Джона «Can you feel the love tonight» из мультфильма «Король-лев».
Сочетание этники и актуального саунда представляет новый этно-проект «АLMA» продюсерского центра Jive Group Production. Прозвучали татарская народная песня «Эх, алмагачлары») и композиция «Dance of rukh» Р. Салимова и В. Короткова. Это была, можно сказать, презентация проекта.
В полном виде он предстанет перед публикой завтра, когда в Кремле начнется Международный фестиваль современной культуры «Kremlin LIVE».
Специальным гостем фестиваля стал также экс-солист группы «А-студио», известный российский и казахский музыкант, посол ЮНИСЕФ Батырхан Шукенов, больше часа исполнявший как всем известные хиты, так и песни на родном казахском языке.
Его выступления многие ждали, в том числе и немало представителей Казахстана, проживающих в Казани. «Идея фестиваля замечательная. В наше неспокойное время такие фестивали с красивыми песнями разных народов являются большим объединяющим фактором, – считает Батырхан Шукенов. – Казань очень яркий пример того, как можно с любовью в сердце развивать столь исторически богатый, в том числе и традициями, город».
В программе блок Батырхана Шукенова был представлен следующими сочинениями: «Нашей любви корабли» (муз. Б. Шукенов, сл. Э. Шакеева), «Душа» (муз. П. Есенин, сл. Э. Чантурия), «Кайран Көңiл-ай» (муз. К. Шилдебаев, Б. Шукенов, сл. И. Исаев), «Ревнивая» (муз. В. Ковалёва, сл. Э. Шакеева), «Твои шаги» (муз. В. Ковалёва, сл. Э. Шакеева), «Отан ана» (муз. К. Шилдебаева, сл. Т. Молдагалиева), «Нелюбимая» (сл. и муз. Э. Шакеева), «Джулия» (муз. Б. Шукенов, Б. Серкебаев, сл. В. Миклошича), «Косни корлан» (казахская народная песня).
Планировалось, что эпилогом концерта станет исполнение всеми его участниками известной композиции Леонарда Коэна «Hallelujah» на стихи в переводе Алексея Гомазкова. Я этой минуты не дождалась… Но мне сказали, что концерт завершился выступлением Батырхана Шукенова. Концерт затянулся, и на улице стемнено...
Как уверяют создатели фестиваля, любую музыку, которая заставляет сердце открыться, глаза – улыбаться от счастья, а мысли направить на общение со Всевышним, можно назвать духовной. А будут это православные молитвы, русские народные песни, мелодии лютеранских и католических богослужений, world music или вокализированные суры Корана, не имеет значения. Поэтому особое место в программе было отведено фольклору, представленному также в широкой панораме стилей – от аутентичных народных песен до современных композиций в жанре world music.
В целом показанная программа, судя по теплому приему, публике понравилась. Прежде всего, конечно, понравились исполнители.
Но сидящие рядом со мной завсегдатаи фестиваля «Музыка веры», а также другие знакомые зрители, которых я встретила потом в Кремле, с ностальгией вспоминали концерты предыдущих двух фестивалей. Их программа точнее ложилась в название проекта – «Музыка веры». Что и говорить – в одну телегу организаторы «впрягли коня и трепетную лань», если так можно выразиться, никого не обидев.
У меня, например, вызвало сожаление то, что очень мало были представлены Государственный камерный хор РТ Миляуши Таминдаровой и ансамбль духовной музыки «Благовест». Я до сих пор под впечатлением от их выступления в Свияжске, в соборе Всех скорбящих Радости. А ведь в Свияжске побывать на этом концерте могли немногие.
К тому же «Благовест» плохо сочетался с фольклорным ансамблем «Красная горка», хотя мне было интересно познакомиться с этим коллективом. Клезмерский ансамбль «Симха» в программе был заявлен «Хасидской музыкой», но исполняли музыканты совсем другое. А ведь в репертуаре коллектива есть и религиозные песнопения.
Конечно, при желании всё можно подверстать под определение «духовная музыка», тем более что организаторы фестиваля собрали 26 июня в Кремле классных исполнителей.
Но есть у этого суждения еще один аспект. Сегодня в Казани проводится несколько музыкальных фестивалей, и организаторам хорошо бы четче их позиционировать, чтобы зритель знал, куда он идет и что услышит. Тем более, если фестивали идут один за другим, как нынешним летом.
На официальном сайте Мэрии Казани я нашла интервью Лады Лабзиной, которое дает представление о творческих замыслах организаторов.
Лада Владимировна, от зарождения идеи к реализации фестиваля была долгая дорога?
Л.Л.: Идея проведения фестиваля духовной музыки витала в воздухе уже много лет. Речь идет об объединении конфессий и дружеском сосуществовании разных религий, ведь только на территории Поволжья живут представители более 100 национальностей. Мы слышим пение на латыни, арабском и других языках, видим различные религиозные обряды, при этом у христианства, ислама и иудаизма немало общего.
Важно, что Татарстан – место, где представлены различные конфессии, и это исключительно дружеское взаимодействие. В последние годы эта часть культуры действительно развивается – строительство католического храма, новых церквей и мечетей, восстановление Болгара и Свияжска. Это и идеи единения веры художника, архитектора Ильдара Ханова, его необычный Храм всех религий.
Но своему появлению фестиваль «Музыка веры» в большей степени обязан Игорю Зисеру: ему удалось реализовать идею, донести ее до соответствующих ведомств. Этот человек, хотя и не является профессиональным музыкантом, много сделал для развития в Казани джазовой музыки, дискотечного движения. Такие люди, как Игорь Зисер, настолько увлечены музыкой, что сведущи по каким-то направлениям больше, чем профессионалы.
Что такое духовная музыка?
Л.Л.: Духовность в названии фестиваля означает поиск себя, гармонии, красоты и чистоты в человеческой душе и своего места во внешнем мире. В данном случае это происходит через музыку.
Можно сказать, современная профессиональная музыка зародилась в церкви, которая долгое время собирала лучшие таланты – музыкантов, композиторов, исполнителей. Поэтому духовная музыка проникнута наибольшим совершенством и дает возможность очищения искусством, катарсиса, осмысления себя в этом мире и своего развития, воспитания нравственных основ.
Мир сегодня очень агрессивен. Эта музыка дает нам возможность остановиться, понять, чего мы хотим и куда идем.
Может, и нет оснований для ностальгии... Ведь концерт публике понравился.
Основная фотосъемка Ильи Шалмана. Несколько снимков Любови Агеевой