Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – В деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина родился поэт, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая Хасан Фахриевич Туфан
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Надобно, однако ж, дать им такое платье, которое бы годилось для всех...»
- Любовь АГЕЕВА
- 11 мая 2016 года
В апреле 2016 года мы получили еще одно доказательство того, как легко разделить людей, сделать их позиции непримиримыми. Увы, у нас в стране нет практики спокойных общественных дискуссий на темы, которые задевают разные интересы людей. Сразу или скандал – или баррикады. Пусть даже и не на улицах – в головах.
Читаем одно, а понимаем по-разному
Небольшое пояснение для тех наших читателей, которые остались в стороне от бурного обмена мнениями по поводу постановления Мэрии Казани о творческом конкурсе на памятный знак «Тергезү («Возрождение»), итоги которого планируется подвести 1 июля.
Намерение у тех, кто принимал решение о памятном знаке, было наверняка самое благое. Не исключаю, они не ожидали, ЧТО последует за сообщением о конкурсе.
Прочитаем, однако, внимательнее начало этого постановления:
«В целях увековечения памяти исторического события 1767 года в Казани – указа Императрицы Екатерины II, разрешающего татарским купцам строить каменные мечети и оказавшее огромное влияние на возрождение и развитие ислама в России, отражения самобытности и благоустройства города…»
Как я понимаю, предлагается увековечить вовсе не Екатерину, а память об историческом событии 1767 года – подписании указа, оказавшего огромное влияние на возрождение и развитие ислама в России.
Экспозиция Национального музея РТ
Председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин прочитал постановление по-другому, став с помощью моих коллег-журналистов инициатором дискуссии в СМИ.
– Когда мы поняли, что этот вопрос волнует многих, мы решили, что мы должны донести до тех, кто инициировал этот конкурс, аргументы, почему этот памятный знак нежелателен, – рассказал он корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online».
Он подчеркивает, что не является сторонником установки монументов вообще, отдавая предпочтение свободным пространствам. Но когда речь заходит о памятниках, Табрис Яруллин считает, что это все-таки та область, где несправедливость проявляется наиболее отчетливо: несмотря на то что власти неоднократно говорили о необходимости увековечить имя того или иного татарского деятеля, на деле каждый раз повторяется одна и та же ситуация: оказывается, что на установку памятника не хватает финансирования.
Позднее на сайте Всемирного форума татарской молодежи появилось письмо, правда, без указания адресата, но в СМИ сообщалось, что оно – для Президента Р. Минниханова, где были сформулированы другие доводы, кроме финансовых. Привожу его полностью:
Письмо по поводу установки памятного знака
Мэрией города Казани объявлен открытый конкурс на создание памятного знака «Тергезү (Возрождение)» на набережной оз. Кабан, который должен содержать образ Екатерины II и быть связан с её визитом в Казань в 1767 г.
По нашему глубокому убеждению, есть немало историко-политических и ценностных факторов, которые делают идею памятника Екатерины II неуместной для Казани.
Прежде всего, любой памятник должен вызывать одобрение абсолютного большинства общественности, горожан, должен быть вписан в городскую среду, исторический контекст и общее духовное пространство города. Памятник же Екатерине не отвечает этим условиям.
Во-первых, набережная озера Кабан атмосферно и исторически связана с татарской культурой – напротив расположена Татарская слобода, душа татарской Казани, рядом находится Закабанная мечеть и Татарский драматический театр им. Г.Камала (здания ХХ века). С Татарской слободой связаны десятки видных представителей татарской интеллигенции, фигуры не просто известные, но знаковые. Это и Ш. Марджани, и К. Насыйри, и С. Садыкова и многие другие меценаты и религиозные деятели, политики и деятели искусства, писатели и поэты – все те, кто, будучи достоин памятника, так и не оказался увековечен «в камне».
Во-вторых, роль Екатерины II не столь однозначна в трагической истории народов России. Бесспорно, указы Екатерины положительно повлияли на положение мусульман в Поволжье. Однако она же олицетворяет собой расцвет самодержавия и крепостного права, которые являлись режимом дискриминации и бесправия. Именно при Екатерине случилось Пугачевское восстание, которое было потоплено в крови. Фактом установки её памятника мы обеляем одну сторону в «гражданской» войне и забываем о сотнях тысячах предков русского, татарского и других народов, которые вместе противостояли гнёту самодержавия и крепостному праву.
Кроме того, вопрос имеет сложный межнациональный контекст: ставя памятник Екатерине, мы противопоставляем себя братскому башкирскому народу, национальным символом которого является Салават Юлаев; упускаем гонения на еврейский народ, факт создания дискриминационной черты оседлости; забываем о трагическом исходе крымских татар с родных территорий; мы также закрываем глаза на жестокое уничтожение по указу императрицы ногайского народа, чья история связана тесными узами с татарами (например, царица Сююмбике была из ногай).
Нужно учитывать и тот факт, что в Республике Татарстан, в основу которого заложены принципы межнационального баланса и демократии, нет, и не было памятников, связанных с самодержавием. Тем самым, создается нехарактерная для нашего общества новая историческая память с потенциалом конфликтности. В этом свете обращает на себя внимание, количество и характер комментариев граждан, оставленных после соответствующей новости о памятном знаке в электронной газете «БИЗНЕС Online».
В-третьих, в Казани уже есть памятники, связанные с приездом Екатерины II в Казань: «карета Екатерины» на пешеходной улице Баумана и макет галеры империатрицы на пешеходной улице Петербургская. Поэтому можно сказать, что архитектурно запечатленных следов исторического пребывания императрицы в Казани более чем предостаточно.
В связи с вышеизложенным, мы – представители Всемирного форума татарской молодежи, жители Казани и Республики Татарстан, выражаем своё категорическое несогласие с установкой памятника Екатерине II на набережной озера Кабан.
Убедительно просим Вас приостановить открытый конкурс, связанный с созданием памятного знака в честь Екатерины, обстоятельно изучить мнение разных групп горожан, научно-экспертного сообщества и обсудить разные точки зрения в СМИ, при необходимости провести общественные слушания.
А общественность – против
Жесткое противостояние решению Мэрии Казани установить в городе памятный знак в честь указа Екатерины Великой меня лично удивило. Никак не ожидала, что российская императрица вызовет такое неприятие.
Вспоминаются возражения против появления на Петербургской улице памятника Петру I. Правда, массовых выступлений не помню, были протесты авторитетных представителей общественности, и они были приняты во внимание. Скорее всего по принципу «Как бы чего не вышло». Негоже было перед большим праздником ссорить татар и русских. По счастью, наша власть, и в лице Минтимера Шаймиева, и в лице Рустама Минниханова, в таких вопросах всегда ведет себя весьма аккуратно.
Помню и то, что часть горожан такого решения не поняла и не приняла. Это хорошо видно по комментариям к публикациям в газете «БИЗНЕС Online» о памятном знаке, вокруг которого сыр-бор. Один из них:
ПЁТР 1– созданием адмиралтейства и суконной слободы сделал для развития Казани так много, что не установив ему памятник казанцы покрыли себя позором, как неблагодарные люди.
Я была среди тех, кто отнесся к замене памятника Петра Великого на бюст Льва Гумилева спокойно. Потому что мир между людьми важнее всякого памятника.
Сожалею об одном: небольшой бюст на высоком постаменте, наверняка оставшемся от запланированного памятника, на мой взгляд, – не лучшее украшение одной из центральных улиц города.
Да, император Петр поспособствовал развитию Казани как промышленного центра империи – здесь работало адмиралтейство, российская армия одевалась в мундиры из казанского сукна…
Но с другой стороны – страдания лошманов – государственных крестьян, заготавливающих корабельный лес для постройки флота, трагедия татар при строительстве Санкт-Петербурга. Правда, среди лошманов были люди разных национальностей, в том числе русские, и в топях на месте будущей столицы Российской империи погибали не только татары.
Фигура этого российского самодержца в исторической памяти людей соткана из противоречий. Время их существенным образом сгладило, и сегодня чаще вспоминается позитивное, а не то, какими страшными мерами Петр I «прорубал окно в Европу».
Эпоха просвещенного абсолютизма
Екатерине Великой в этом смысле повезло. Вспоминая ее, мы чаще воспроизводим в памяти ее добрые дела. Она разделяла стремления своего предшественника сделать Российскую империю европейской державой, что было вполне естественно для немецкой принцессы, волею судьбы, а точнее – русской царицы Елизаветы Петровны, оказавшейся на царском престоле. Заняв его в 1762 году, уроженка крошечного провинциального немецкого княжества царствовала более 30 лет.
Картина Федора Рокотова. 1763 год
С именем Екатерины II связаны многие важные события в истории России, впечатляющие реформы и грандиозные военные победы. Это было в истории России время просвещенного абсолютизма.
Да, она потопила в крови Пугачевское восстание, способствовала укреплению крепостничества, сурово подавляла инакомыслие. Но по ее глубокому убеждению, «нужно просвещать нацию, которой должно управлять». И можно привести не один пример такой политики.
Рост населения во время ее царствования в значительной мере был результатом насильственного присоединения к России территорий, на которых проживало почти 7 миллионов человек. Но это укрепило империю, ее авторитет в мире.
Еще в школе мы узнаем, что София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская пришла к власти через государственный переворот, ценой убийства мужа – Петра III. Но кого этим удивишь в дореволюционной России?
Екатерина II оставила потомкам «польский», «еврейский» и прочие национальные вопросы, однако бесспорны ее заслуги в поддержке мусульман. Об этом написано много и подробно, в том числе в «Казанских историях». Вряд ли стоит повторять…
История на каждом шагу
Так думала я до вчерашнего дня, пока не поговорила об этом со своими студентами. Как оказалось, у них самые обрывочные представления о Екатерине Великой, впрочем, как об истории нашего государства вообще.
Отвечая на вопрос, что полезного сделала императрица для татар, они первым делом вспомнили котов, которых она получила в подарок от Казани. Потом про каменные мечети, которые разрешила строить. И это было все, что студенты знают.
На этой галере прибыла в Казань высокая гостья
Так встречали императрицу в Казани
В этой связи не могу не заметить, что инициаторы дискуссий на исторические темы часто набирают сторонников из-за элементарного невежества людей. Как по-другому можно оценить такой комментарий в Интернете?
В моей журналистской деятельности есть опыт проведения дискуссий на болезненные национальные темы. Привычка с тех лет – в спорные ситуации обращаться за комментарием к авторитетной фигуре другой, чем у меня, национальности. На этот раз я узнала мнение известного казанского историка, профессора Булата Файзрахмановича Султанбекова. Вот что он сказал:
– Екатерина Великая, единственная из российских императоров, заслуживает такой знак внимания в Казани. Она по-настоящему понимала, что такое национальный вопрос, и в годы своего правления никогда не решала его силой давления, как делалось до и после нее. Эта позиция заслуживает уважения, и я не разделяю мнения тех, кто выступает против памятного знака в ее честь.
Важно отметить, что в Интернете, в частности, после публикаций в газетах «БИЗНЕС Online» и «Реальное время», в основном представлены мнения против будущего знака памяти Екатерины Великой. Их много. Однако не потому, что в Казани сторонников такой точки зрения больше. Скорее всего других решение казанской Мэрии никак не задело. Например, мои студенты задумались об этом только после моей настойчивой просьбы.
За что благодарить Екатерину Великую?
Посмотрим, каковы доводы тех, кто возражает.
Авторы некоторых комментариев оценивают, что называется, в принципе. Приведу два таких поста:
Никому из политических деятелей не надо ставить памятники! Пожалуйста, пусть ставят поэтам, театральным деятелям, артистам, научным деятелям, ученым. Но не политикам. Вообще даже постановка вопроса, что был указ Екатерины II, разрешающий татарским купцам строить каменные мечети унизителен. Т.е. она разрешила то, что и так должно быть нормой. За что благодарить? Никаким политикам нельзя ставить памятники. Уже стоят у нас на площадях памятники убийцам и палачам. Хватит.
***
Царистский режим для нас – это режим актов геноцида, уничтожения нашей государственности и дискриминации.
Как может хоть один его деятель пользоваться почестями на государственном уровне в Татарстане? Вне зависимости от имён: мы видим этот режим в целостности – и по отношению к нашим землям он таким и был.
Выступая против любой дискриминации по национальному, религиозному и прочим признакам, мы имеем моральное право выступать против увековечивания памяти деятелей режима, который был построен на дискриминации. У нас тут внутренних противоречий нет.
Имеет право не связываться с этим и Татарстан в целом. В отличие от некоторых постсоветских и не только стран, у нас в основу государственности был заложен принцип равноправия и мультикультурализма. Это значит, что у татарстанского государства есть моральное право полностью отмежеваться от царистского режима, вне зависимости от сиюминутных тенденций в России.
Некоторые предъявили претензии в виде обвинительного заключения:
– Именно Екатерина устроила геноцид ногайцев своим именным указом. А это братский народ, который дал татарам царицу Нурсултан и Сююмбике и мн.др.
– Именно Екатерина потопила в крови Пугачевское восстание. Вместо того, чтобы бороться с причиной, она боролась со следствием.
– Именно Екатерина использовала татар для дальнейшей экспансии в Среднюю Азию (где эта территория, спрашивается). То есть это был чисто прагматичный подход – привлечь на свою сторону татарское духовенство (им стали платить жалование), оставшуюся элиту, чтобы выйти на богатые рынки Средней Азии и Казахстана.
Именно Екатерина среди всех остальных императоров и императриц славиться большим списком фаворитом (а это, извините, аморально).
– Именно Екатерина захватив Крым, сделала многое, чтобы начался массовый исход крымских татар в Турцию
– Именно Екатерина пришла к власти путем государственного переворота, дав группе заговорщиков убить своего мужа.
Воспользуемся этим списком, как примером, и приведем доказательства от противного.
– Именно Екатерина II в 1773 году инициировала принятие закона о терпимости всех вероисповеданий. В частности, она запрещала православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий.
– Именно Екатерина позволила мусульманам возводить каменные мечети. (Правда, некоторые авторы комментариев считают это решение унизительным).
– Именно Екатерина создала Оренбургское магометанское духовное собрание (ныне Центральное духовное управление мусульман России в Уфе). По мнению Рустама Батрова, первого заместителя муфтия Татарстана, в условиях отсутствия государственности оно выступило тем каркасом, в котором сформировалась современная татарская нация.
– Именно Екатерина отменила указ императрицы Анны Иоанновны об основании Конторы новокрещенских дел, которой было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. Как известно, глава этой конторы архиепископ Казанский и Свияжский Лука Конашевич стал для татар фигурой нарицательной. Из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418. Лука Конешевич был выслан из Казанской губернии в другую епархию, и политика насильственного крещения была прекращена.
– Именно личное участие Екатерины II позволило издать в 1787 году в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге, впервые в России, полный арабский текст Корана.
– Именно Екатерина в 1763 году подписала Указ, разрешающий татарским купцам свободно торговать на всей территории Российской империи, тем самым уравняв их в правах с русским купечеством. Мы знаем немало татарских купцов и промышленников, которые вели дела по всей России.
– Именно Екатерина привлекала татар в состав Уложенной комиссии, которая должна была сделать Россию государством, которое живет по законам. Уложенная комиссия Екатерины, которая работала в 1767-1768 годах, свою миссию не выполнила. Однако ей удалось совершить одно важное дело – обратить внимание общества на проблемы мусульман России.
Увидев, как мало в Казани каменных домов в Казани, Екатерина указом от 4 июня 1767 года установила правило «для спошествования к устроению каменных домов в Казани».
3 сентября 1767 года Екатерина подписала указ, которым были увеличены средства на содержание Казанской мужской гимназии. Скорее всего это произошло потому, что она узнала о бедственном положении учебного заведения от своих приближенных, которые побывали в гимназии и имели беседу с ее директором Фон-Каницем.
Н. Загоскин в книге «Спутник по Казани» пишет, что узнав о прекращении в гимназии театральных зрелищ, которые прежде здесь постоянно устраивались, императрица выразила сожаление и поручила губернатору Квашнину-Самарину «содействовать возобновлению в гимназии театральных представлений и сколь возможно склонять к тому здешнее дворянство, которое посредством сих представлений могло научиться приятному обращению и необходимой в свете ловкости».
А еще Екатерина Великая утвердила первый генеральный план Казани, повелела построить здесь пороховой завод...
С Екатерины Великой для ислама в России началась новая эпоха
Мне понравился комментарий в газете «БИЗНЕС Online» Рустама Батрова,первого заместителя муфтия Татарстана:
«Екатерина Великая для всех мусульман России сделала очень многое. По сути, с ее правления начинается новая эпоха, когда ислам из гонимой религии превратился в терпимую. Она открыла врата для веротерпимости! Именно с ее эпохи начинается современная Россия в смысле ее многокультурья и разнообразия. Тогда все народы начали учиться признавать друг друга, уважать друг друга. Сегодня все конфессии равны, законы пишутся для всех граждан безотносительно их религиозных убеждений – это во многом ее заслуга, это огромная роль. Неизвестно, что было бы без ее правления.
…Общественное пространство предназначено для того, чтобы маркировать их кодами, которые для нас важны. Если мы будем убирать из общественного пространства те маркеры, которые в наших интересах, которые нужны татарам, Татарстану, казанцам, будут появляться другие маркеры»
Царская честь: поставят ли татары памятник Эби патше на Кабане?
В этом смысле представляется не только возможным, но и необходимым делом установка памятного знака. Совсем не обязательно в виде скульптуры, тем более что форма будущего памятника организаторами конкурса не уточнена. И это будет важный маркер общественного пространства Казани.
В конечном итоге этот знак будет напоминать нам не только о российской императрице Екатерине, но и о важных вехах в истории татарской нации.
Давайте думать вместе
Вопрос, где поставить памятный знак, – предмет для спокойной дискуссии. Ясно, что надо учесть все мнения и предложения. Давайте думать вместе!
Предложенный вариант – на улице Марселя Салимжанова (набережная Кабана) – не кажется мне удачным. Хотя бы потому, что людей больше всего настроило против памятного знака именно место его установки. Хотя набережная Кабана со стороны улицы Марселя Салимжанова – это еще не Татарская слобода.
А если и Татарская слобода…
Вспомним, как относились к императрице ее жители до революции. Профессор Булат Султанбеков рассказал мне об истории улицы Екатерининской в татарской части города (ныне улица Габдуллы Тукая). Название улицы – от приходской церкви великомученицы Екатерины. А жители слободы звали ее Эби-патши урамы, а саму царицу – Эби-патша Екатерина, добрая бабушка Екатерина.
В Интернете высказываются пожелания о том, где можно установить памятный знак. Есть и предложения считать таковыми копию кареты возле Качаловского театра или галеру «Тверь», которую планируется восстановить. Но это объекты для туристов, а памятный знак, о котором идет речь – для нас, жителей Татарстана.
Карета, на которой ездила по Казани высокая гостья (оригинал). Экспозиция Национального музея
Екатерининская карета на улице Баумана
По мнению Булата Файзрахмановича, лучшее место для памятного знака в честь Екатерины – Болгар, поскольку заботами мусульман она прониклась скорее всего не в Казани, где могла наблюдать не только почтение к царственной особе, но и лизоблюдство, а именно на месте древнего поселения. Она встретилась здесь с простыми паломниками-мусульманами, которые рассказали ей о своей жизни. Историки наверняка могут определить, в каком месте произошла эта историческая встреча.
Вслед за Петром Великим, который первым приказал сохранить Великий Булгар для потомков, Екатерина II позаботилась о его дальнейшей судьбе, приказав впредь придерживаться указа своего предшественника о сохранении архитектурных памятников.
Предвижу раскол и по поводу этого предложения. Радикально настроенные татары с трудом смирились с присутствием в Болгаре православной церкви, а тут еще одно свидетельство иной веры.
Как же в таком случае быть? Что ставить во главу угла?
Ответ на это вопрос мне дала сама Екатерина Великая. В письме, отправленном ею из Казани Вольтеру, она написала о своих впечатлениях по поводу театральных представлений в Казанской гимназии. Императрица посчитала их одним из средств «слить разноплеменное население».
«Я угрожала вам письмом, – писала Екатерина, – из какого-нибудь азиатского селения, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою. Надобно, однако ж, дать им такое платье, которое бы годилось для всех...
Это почти то же, что сотворить, устроить, сохранить целый мир!»
Екатерина II – ее звали Аби-патша
Так что главная задача в разноязыкой России на все времена – сохранить мир, дав народам платье, «которое бы годилось для всех...»
На мой взгляд, памятный знак в честь Екатерины II – совсем не повод для раздора. Давайте будем искать в нашем совместном историческом прошлом не то, что разъединяет, а то, что объединяет.
И еще: я поддерживаю мнение Булата Султанбекова – вернуться к идее памятника татарским воинам, защищавшим Казань в далеком 1552 году. Много на сей счет было дискуссий, но окончательного решения до сих пор не принято. И не потому, что русские возражают. На мой взгляд, при появлении такого памятника спадет острота дискуссий на национальные темы, ведь на сегодня это главный раздражитель.
У нас есть опыт симметричных решений – строительство мечети Кул Шариф и реставрация Благовещенского собора в Кремле; восстановления собора Казанской иконы Божией матери, и создание Болгарской исламской академии.
Может, и здесь прибегнуть к симметричному решению: памятный знак в честь Екатерины Великой и памятник защитникам Казани?
Читайте в «Казанских историях»:
Екатерина II уехала, а галера «Тверь» осталась
Карета возле Качаловского театра