Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
София Губайдуллина: «Я всё время иду в глубину своей собственной души»
- Любовь АГЕЕВА
- 03 ноября 2016 года
24 октября 2016 года выдающийся композитор современности София Асгатовна Губайдуллина отметила свое 85-летие. К этой дате в Казани были приурочены сразу два знаменательных музыкальных события.
Государственный симфонический оркестр под управлением Александра Сладковского провел уже шестой Международный фестиваль современной музыки ее имени Concordia, и в его рамках один из концертов был целиком посвящен творчеству Софии Губайдуллиной (дирижер Александр Сладковский).
28 октября в Большом концертном зале имени С. Сайдашева прозвучали ее сочинения: симфоническая поэма для оркестра «Сказка», Концерт для альта с оркестром (солист Юрий Башмет) и концерт «Всадник на белом коне» для симфонического оркестра и органа.
Интересно, что хедлайнеры нынешнего музыкального праздника в честь Софии Губайдуллиной: композитор Александр Чайковский и Юрий Башмет – были участникам первого фестиваля Concordia, который состоялся в 2011 году, когда София Азгатовна праздновала 80-летие.
Фото: https://kazanfirst.ru/photo/342816
Мэрия Казани и Центр современной музыки Софии Губайдуллиной тоже организовали фестиваль, который назвали Te salutant, Sofia. В его программу вошли самые разные по характеру мероприятия.
Автор многих симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра и кино родилась в Чистополе, а ее становление как музыканта и творческой личности произошло в Казани. В 1935 году София поступила в музыкальную школу №1 имени П.Чайковского, в 1949 году окончила ее по классу фортепиано и композиции. В 1954 году завершила учебу в Казанской консерватории по классу фортепиано у Григория Когана и по классу композиции у профессора Альберта Лемана.
Разглядеть в душе своей источник, который способен дать силу противостоять злу
В Казань София Губайдулина прибыла накануне вечером, 1 ноября, из Дрездена, где под управлением эстонского дирижера Андреса Мустонена прошла премьера посвященного ему сочинения «О любви и ненависти» для симфонического оркестра, хора и четырех солистов.
На встрече в Ратуше она не раз называла эту фамилию, а в документальном фильме, фрагменты которого были показаны в этот день в Ратуше, мы увидели самого Андреса. Создатели документальной ленты: режиссер Степан Белов и директор Центра современной музыки Софии Губайдуллиной Ляйля Гарифуллина, которая выступила в роли продюсера, сделали частью киноповествования репетицию оркестра концерта Губайдуллиной для симфонического оркестра и органа «Всадник на белом коне» с участием Софии Асгатовны. Оркестром дирижировал Андрес Мустонен. Концерт проходил в Минске.
Фильм «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани» был показан в рамках конкурсной программы XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино и получил специальный приз Мэрии Казани.
Встречу в Ратуше назвали пресс-конференцией, однако в банкетном зале собрались не только журналисты. Встретиться с нашей великой землячкой пришли музыканты – композиторы и исполнители, а также художники, писатели и поэты, преподаватели музыкальных учебных заведений Казани. Впрочем, были не только казанцы. Так, один из вопросов задал наш гость из Чистополя.
Как известно, София Губайдуллина родилась в этом городе. Её отец – Губайдулин Асгат Масгудович, был инженером-геодезистом, мама – Федосия Федоровна, урождённая Елхова, работала педагогом.
«Мой отец татарин и моя русская мать образовали такую пару, которую нельзя было разделить ничем. Это любовь на всю жизнь, до старости…», – сказала София Губайдулина в одном из интервью.
София Асгатовна уточнила, что в Чистополе она только родилась, и честно призналась, что больше никогда не была в этом городе. Но чистопольцы ее помнят, ее именем там названа школа искусств.
Отвечая на вопросы собравшихся в течение часа, София Асгатовна была предельно искренна. Было видно, что вопросы, которые задавали, ей нравились.
«Я просто потрясена, безумно, – сразу призналась она, – такая теплая встреча. Не знаю, смогу ли я ответить на ваши ожидания, но для меня это событие является очень ярким. Я никогда не могла себе представить, что к 85 годам смогу предстать перед такой взыскательной аудиторией. Благодарю вас за ваше внимание».
Вопросы задавали самые разные. Один блок вопросов был посвящен ее отношению к искусству. Задавали их не журналисты. Председатель правления Союза художников РТ Зуфар Гимаев спросил, кто ее любимый художник. Она ответила – Эль Греко. Поэта Рената Хариса интересовало отношение Софии Асгатовны к поэзии.
Губайдулина призналась:
«Я очень люблю читать. В моем творчестве много работ, которые связаны с поэзией... Это настолько объемный вопрос, что я даже не знаю, на чем тут сосредоточиться. Я люблю стихи Марины Цветаевой, Мандельштама и Ахматовой, люблю Райнера Марию Рильке и Томаса Элиота... Но самым главным в моей жизни было обращение к сакральной поэзии. И вот последнее мое сочинение как раз берет тексты из сакральных текстов Библии, русского молитвослова и сборников молитв различных конфессий».
Замечу, журналисты терпеливо ждали, когда иссякнут вопросы от другой части зала, тем более что в диалогах звучало много ценной для них информации. Например, Лидия Малясова вспомнила, как они с Софией учились в музыкальной школе. Тогда им не хватило места в классе, и девочкам пришлось заниматься дома у педагога.
Отдельной темой прозвучали вопросы о миссии художника в современном мире. Молодой композитор Эльмир Низамов именно так сформулировал свой вопрос. И хотя София Асгатовна наверняка не раз отвечала на подобный вопрос, она поразмышляла на наших глазах и на эту тему:
«Очень глубокий вопрос! Его часто задают композиторы молодого поколения: «Что нам делать дальше? Как должна проходить наша композиторская судьба?».
Я много думала о том, что нужно принять как самое главное. Каждая эпоха создает определенную звуковую ситуацию, в которой мы живем и на которую должны ответить. Это как бы заказ нашей деятельности. В этой ситуации надо найти недостатки, которые мы, композиторы, могли бы преодолевать - это самое главное с моей точки зрения.
Мне кажется, в современной ситуации интеллектуальная деятельность намного превышает интуитивную. Хорошо, когда между ними есть баланс. Никакое сочинение не бывает чисто интуитивным или чисто интеллектуальным.
Сейчас так устроено, что всё идет в пользу интеллектуального осознания мира. Но с моей точки зрения, деятельность интуиции, подсознания - самое важное, что может быть причиной для новых сочинений. Чтобы интуитивный поток был достаточно сильным и не перекрывался интеллектуальными задачами. Вот с моей точки зрения - так!»
Всемирно известный композитор, много повидавший на своем веку, София Губайдуллина уже давно сформировала свое видение роли искусства в этом мире. Она уже не раз говорила журналистам и повторила на этот раз, как много значит для нее образ креста. Это не просто символ православной веры, которую она когда-то приняла. Для нее это образ мира, где горизонталь – это обычная жизнь человека, плоскость, как она говорит, а вертикаль – это область духовных смыслов. Задача людей искусства в ее представлении – переводить человека из материальной обыденности, воплощенной для нее в плоскость, в вертикаль, в духовную плоскость. Не зря ее во всем мире называют пророком.
Вопрос члена Союза композиторов Татарстана Лоренса Блинова прозвучал как важная общественная проблема. Апеллируя к мнению своих коллег по композиторскому цеху, которые критически переосмысляют свое творчество, соотнося его с ролью музыки в современном мире, он поинтересовался, есть ли такие сомнения у Софии Асгатовны.
Она подметила, что композиторы часто в середине жизни задумываются о том, ту ли музыку писали, для той ли аудитории работали. Но у нее нет желания переосмыслять свое творчество:
«Когда я смотрю на себя со стороны, я вижу, что у меня не было этого слома. На третьем курсе консерватории я написала Fazelia, с тех пор, кажется, всю жизнь и пишу одну и ту же «песню».
Когда выхожу в поле, я вижу, что звучит всякое дерево, всякий куст, цветок, животное! И я тоже звучу! И вот это стремление: услышать себя и мир и из этого сотворить какую-то концепцию - это бесконечный процесс погружения в свое подсознание. Поэтому у меня совершенно другое отношение. Я всё время иду в глубину своей собственной души. Я не хочу повредить ей, своему слышанию мира и себя, и для меня самое важное то, что, когда-то мне пожелал Шостакович: «Я желаю Вам идти вашим неправильным путем!».
Она напомнила кое-какие подробности своей жизни, которые продиктованы таким отношением к творчеству. В частности, о том, что когда-то сознательно решила, что будет жить вдали от суетного мира.
«Тогда было трудно, жизнь в Германии была проще. Но я никогда не считала себя изгнанником. Я часто возвращаюсь в Россию. Пока я не приехала сюда, я всегда жила в городах, но это становится все более невозможным. Мне нужна тишина, чтобы писать. Здесь вокруг меня лес, в котором я могу бродить. Я живу в деревне только с двумя дорогами».
Как известно, с 1991 года София Асгатовна живёт в Германии, в селении под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.
Она довольно часто принимает гостей из России. Однажды к ней заглянул Мэр Казани Камиль Исхаков, которого интересовали подробности ее жизни в доме на улице Тельмана, где предполагалось открыть Центр современной музыки ее имени. Она отозвалась об экс-мэре неожиданно возвышенно:
«О, это было знаменательная встреча. Это совершенно потрясающий человек, с ним я почти что породнилась. Он приехал ко мне в Германию, в эту деревушку, в которой я живу. Это была такая теплая встреча, такое родство душ. Кроме того, я была совершенно потрясена тем, какая любовь к городу Казани есть в этом человеке. Он как раз был мэром, когда начался ее расцвет. А сейчас она превратилась во что-то совершенно особенное... Когда я приезжала в Казань, он провожал меня вечером, горели фонари, и город виделся в таком сказочном свете. Я была потрясена этой встречей, и до сих пор человек этот у меня в душе...»
В 2005 году композитор провела мировое турне, посвящённое тысячелетию Казани. В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Софии Губайдуллиной. Именно тогда она была названа почётным гражданином Казани. Судя по тому, что на встречу наша гостья пришла с памятным знаком этого статуса, София Асгатовна относится к нему со всем уважением. Хотя в ее жизни есть награды и поважнее. С 1989 года она заслуженный деятель искусств РСФСР, с 1992 года – лауреат Государственной премии России. В 2002 году ей вручен немецкий орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». Понадобилось бы много места, чтобы назвать все премии, которых она удостоена.
О своем казанском доме, в котором теперь располагается Центр современной музыки, носящий ее имя, София Губайдуллина сказала так:
«Существует тот дом, в котором я провела свою юность, и вдруг он стал Центром современной музыки. Это очень лестно для меня, и я горжусь этим. Самое главное, из него создали уютное место, куда могут прийти творческие люди разных областей, пообщаться».
Интересно, что София Асгатовна, давая многочисленные интервью, никогда и никого не поминает лихом. Хотя есть за что. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова ее музыка подверглась жесткой критике, Губайдулина попала в так называемую хренниковскую семерку — «черный список» отечественных композиторов и в течение ряда лет не могла выступать на радио и телевидении.
София Асгатовна с нежностью вспомнила своих учителей, и по первой музыкальной школе, и по Казанской консерватории:
«Казань – это моя юность. Можете себе представить, что для человека означает юность? Это закладывание фундамента. В Казани я все улицы обходила пешком. Ходила по стенам Кремля, тогда еще возможно было ходить прямо по ним. Для меня Казань, конечно, это моя родина.
Я с большой теплотой вспоминаю годы моего учения в детской музыкальной школе. Вспоминаю мою первую учительницу музыки Екатерину Павловну Леонтьеву, которая взяла меня, когда мне было 5 лет. Это была моя первая любовь, моя первая учительница, и я не могу забыть этого чувства к ней.
Кроме того, большим авторитетом был для меня директор музыкальной школы Рувим Львович Поляков. Это были такого масштаба личности, каких я в своей жизни и не встретила, может быть, больше никогда, хотя я встречала много интересных людей».
Она с теплотой говорила о роли в своем творчестве профессора Альберта Лемана, который учил ее композиции. Как известно, училась София на отделении фортепиано, и специалисты утверждают, что она стала бы выдающейся пианисткой, но сочинительство оказалось более важным для нее занятием, чем исполнительство. Кстати, София Асгатовна не раз подчеркивала большую роль исполнителей, у нее дружеские отношения со многими музыкантами, некоторым она посвящает свои сочинения.
Была еще одна ожидаемая тема. Ее сформулировала коллега Миляуша Айтуганова:
«Одна из тенденций современного музыкального творчества – это обращение к этнической музыке. Буквально последние два-три месяца в Татарстане идет очень большой спор: куда двигаться нашей национальной музыке? Как вы считаете, насколько серьезно для нации, для этноса развивать свою этническую музыку?».
Скорее всего, имелись в виду прозвучавшие накануне высказывания организаторов фестиваля «Yзгәреш җиле», поставившие целью приблизить татарскую эстраду к стандартам мирового шоу-бизнеса. Однако этот вопрос обсуждается, насколько я помню, постоянно. Просто ответы на него бывают разные. Так, в годы перестройки вдруг начали отвергать все европейское, возобладала точка зрения о том, что этника – это магистральный путь национальной культуры. Позднее вернулись к творческому наследию великих татарских композиторов, и прежде всего к Салиху Сайдашеву и Назибу Жиганову, которые своим творчеством доказали важность такого влияния. Сегодня татарские композиторы успешно сочетают в своем творчестве национальное и интернациональное, причем национальное они не воспринимают как музейную архаику.
Интересно было узнать, что думает по этому поводу композитор, творчество которого уже давно принадлежит всему миру.
«Думаю, чрезвычайно серьезная задача – развивать национальный язык, национальную культуру, – ответила композитор. – Потому что не существует культуры унифицированной, не существует культуры, которая отказалась бы от этнических своих основ. Это очень важно именно для современных композиторов Татарстана – развивать свойственный им язык.
Хотя важно сказать, что этот язык постоянно обогащается под влиянием других этносов, чувашского, марийского и т. д. Не только этносы, которые находятся географически рядом, имеют влияние. Думаю, есть и влияние Китая, Японии, Кореи...
Мы же не рассматриваем себя, как древние греки, в масштабах Средиземного моря. Сейчас каждый рассматривает себя в масштабах всего глобуса. После того как человек изобрел колесо, мотор и Интернет, с тех пор мы живем в глобализированном мире. Но важно понять, что в глобализированном мире нет и не может быть глобализированной культуры».
В завершение встречи София Асгатовна вспомнила о своих татарских корнях.
«Все татарское на свете я впитала, можно сказать, с молоком матери. То есть такая высокая культура, народная культура, профессиональная, в Казани была очень высокой уже тогда, когда я была совсем юной.
И все национальное было дано природой. И, конечно, этнос сказывается в моих сочинениях, безусловно. Каким-то опосредованным образом или даже мелодией.
Но я всегда в своей деятельности стремилась к тому, чтобы расширить свое сознание, чтобы не быть локально привязанной к тому, что уже дано. Действовать так, чтобы активизировать то, что задано. Ведь во всех нас есть то, что нам дано от природы – от матери, от отца, от нашей юности, а что-то – задано...
Мне кажется, важно выполнять программу вот этой заданности. Ну а о результате, о том, как это у меня получается, я думаю, судить не мне».
В альбоме «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани», который нам подарили на этой встрече, я прочитала такие строки:
«Хотя я считаю родиной Татарию, потому что здесь родилась. Родителей и родину не выбирают. Но можно подчеркивать свою национальность по-разному - обособления, либо путем расширения своего горизонта. Я придерживаюсь второй позиции: тогда нация включается в общечеловеческие проблемы как действительно важный персонаж. Причем можно не только не потерять своих национальных признаков, а их увеличить. Говоря на универсальном языке, сохранить национальное чувство, уходящее в историю.
Национальное воспринимается мной как кровь явления и как основа, на которой произрастает все существом человека. А музыкальность татарского народа, его оригинальность и укорененность, по-моему, позволяют нам быть универсально образованными и универсально направленными, не ограничивать, а расширять себя до уровня мировых результатов, как западных, так и восточных».
София Азгатовна сказала это в беседе с Булатом Галеевым, философом и музыкантом, создателем НИИ «Прометей» (журнал «Казань», 1994).
А еще я прочитала там строки Лоренса Блинова, которые показались мне ключиком к открытию музыки Губайдуллиной:
«Для нас важна «сама миссия подобного рода музыканта, призывающего искусством своим отойти от смуты и хаоса и попытаться разглядеть в душе своей тот источник, который способен дать силу противостоять злу».
«Под знаком любви»
В продолжение творческой встречи состоялись две презентации.
Режиссер Степан Белов представил документальную ленту «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани», и наша гостья с большим интересом посмотрела его фрагменты.
«Казанские истории» в рамках освещения Международного фестиваля мусульманского кино, рассказала об этом фильме, потому подчеркнем только одну деталь – впервые на экране была так полно представлена казанская часть жизни великого композитора. Причем, важно, что мы услышали эту историю из уст самой Софии Азгатовны.
А вот о презентации книги-альбома «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина» расскажем подробнее. Издание представил профессор Казанской консерватории Шамиль Монасыпов, научный редактор.
Цитата из его статьи в книге:
«В Татарстане по праву гордятся своей выдающейся землячкой. Теперь у татарского народа есть не только царица Сююмбике с ее семиступенной башней, символизирующей великий духовный завет предков, но и композитор София Губайдулина, открывшая новый стиль сверхчувственного духовного реализма в музыке.
Ее сочинения представляют собой нечто большее, чем произведения искусства в обычном понимании этого слова, поскольку в них заложена своего рода звуковая «матрица» Преображения, некий «генотип», несущий в себе импульсы духовного Вознесения человечества.
Не случайно всемирно известный итальянский композитор Луиджи Ноно охарактеризовал творчество Губайдулиной как «радикально новый подход к композиции». Очевидно, именно этот выдающийся вклад художника – кардинальное преобразование современного музыкального искусства послужил основанием для получения ею множества самых высоких международных наград».
Авторы-составители книги-альбома: Л. Гарифуллина, Л. Монасыпова и Р. Усеинова. Научный консультант – доктор искусствоведения, профессор В. Холопова.
Со страниц издания Софию Асгатовну с юбилеем поздравляют Президент РТ Р. Минниханов и Мэр Казани И. Метшин. Всемирно известного композитора представляют Валентина Холопова, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель науки и образования России, и Ганс-Ульрих Дуффек, генеральный директор издательства «Сикорски» (Германия).
В книгу включены фрагменты бесед, которые композитор Губайдуллина вела с журналистами и музыкантами. В этих беседах она всегда сосредоточена на чем-то сущностном. Ее трудно представить легкомысленной, нацеленной на то, чтобы кому-то понравиться. Это удивительно, она вызывает уважение не только у тех, кто восхищается, а лучше сказать – кто понимает ее музыку. Возможно, более близкое знакомство с ней на страницах этого издания кому-то поможет еще раз послушать ее сочинения и изменить свое отношение к ее сочинениям.
О Софии Губайдуллиной говорят ее коллеги: Сергей Слонимский, Валентин Сильверстов, Рашид Калимуллин, Константин Панделидис и другие композиторы, дирижеры Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский и Андрес Мустонен, музыканты, среди которых Мстислав Ростропович, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Наталия Шаховская, Марк Пекарский, Давид Герингас – всех просто не перечислишь. Никто не отказался сказать хотя бы несколько слов о юбиляре, хотя большая часть высказываний сделаны в другое время и по другому случаю.
Завершают альбом мастера изобразительного искусства Зуфар Гимаев, Любовь Гриценко, немецкий художник Хельмут Мюлле, написавший несколько портретов Софии Асгановны, Николай Дронников, Анатолий Пашин, Татьяна и Юрий Бердниковы, Евгений Березиков, о картине которого «Сын Земли и Неба» София Асгатовна вспомнила на встрече, и другие.
Картина Евгения Березикова «Сын Земли и Неба». 1984 год
Работы очень разные. Прежде всего это портреты, среди которых выделяются картины Зуфара Гимаева (холст, масло, 2016), Любови Гриценко (бумага, акварель, 2014 и 2015), Камиля Ибрагимова (холст, масло, 2011), графические листы Николая Дронникова (в 1995 году он дважды рисовал ее руки), Хельмута Мюлле, в которые надо внимательно вглядеться, потому что при первом знакомстве они могут вызвать отторжение своей мрачностью.
Картина Хельмута Мюлле. 2013 год
Есть картины, в которых художники пытаются языком живописи выразить музыку Софии Губайдуллиной, которая в работе Анатолия Пашина определена как Вселенная (холст, акрил, 2016).
Мы можем посмотреть на великую землячку глазами Фарита Губаева, причем он представлен в альбоме в двух ипостасях: как фотограф и как художник, оставивший на холсте свое впечатление от конкретных ее сочинений. Несомненно, скоро мы увидим его снимки с нынешней встречи с композитором.
В книге-альбоме много фотографий, в том числе мало известных. Соня Губайдуллина за роялем – 1937 год, среди учеников класса Е. Леонтьевой – 1938, среди студентов консерватории рядом с ректором Назибом Гаязовичем Жигановым – 1953; Губайдуллина в молодости, Губайдуллина сегодняшняя…
Потом, когда встреча закончится, мы увидим картины в выставочном зале Ратуши, где откроется выставка мастеров изобразительного искусства России, Германии и Франции «Художники – Софии Губайдулиной», а также выставка экслибрисов в рамках проекта «Современное искусство и музыка». Некоторые авторы будут представлять свои работы Софии Асгатовне лично.
Завершится все продолжительной автограф-сессией. Поскольку каждый участник встречи получил в подарок книгу-альбом «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина», многие захотели уйти домой с ее автографом.
Двум композиторам есть о чем поговорить: София Губайдуллина и Рашид Калимуллин
Выйдя из банкетного зала, где проходила встреча, София Асгатовна попала в окружение юных художников. Она остановилась у каждого мольберта, внимательно разглядывая свои портреты.
«Многая лета», София Губайдуллина!
Как сообщает пресс-служба Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, 1 ноября в вузе состоялась торжественная встреча с композитором Софией Губайдулиной. Знаменитая уроженка Татарстана, выпускница Казанской консерватории, а ныне ее Почетный профессор встретилась со студентами и педагогами родного вуза.
В консерватории с нетерпением ждали встречи. Желающих увидеть легендарную соотечественницу оказалось много — мест в Рахманиновском зале хватило не всем, но не желающая уходить публика толпилась у входа.
При появлении на сцене Софии Асгатовны зрители встали, ее встретили долгими бурными аплодисментами. Исторический зал был выбран для встречи не случайно — именно здесь Губайдулина сдавала свои государственные экзамены в Казанской консерватории.
Встречу, прошедшую в теплой атмосфере, провел заведующий кафедрой композиции, профессор Александр Маклыгин. С поздравлениями и искренними пожеланиями к Софии Губайдулиной обратились профессора кафедры специального фортепиано Эльфия Бурнашева и Ирина Дубинина, а также проректоры Казанской консерватории Ринат Халитов и Елена Хакимова.
Поздравили всемирно известного композитора не только приветственными речами и памятными подарками, но и музыкой. Перед Софией Асгатовной выступили финалисты завершившегося на днях III Международного конкурса пианистов имени Губайдулиной: лауреат второй степени Алина Гибадуллина, обладатель специального диплома от жюри Миляуша Хайруллина и лауреат третьей степени Анна Фунтикова.
На встрече Губайдулина пообщалась с аудиторией, ответив на ряд вопросов из зала, а завершился вечер величественным звучанием Хора студентов Казанской консерватории под управлением заслуженного деятеля искусств России Владислава Лукьянова. Студенты исполнили «Многая лета», чем весьма растрогали Софию Асгатовну.
Когда аплодисменты смолкли, Губайдулина не могла сдержать эмоций и выразила свою искреннюю благодарность:
«Слыша эти голоса, я не могу удержаться от слез. Я не понимаю, почему именно слезы вызвало это исполнение. Это настолько трогательно и настолько глубоко! Человеческие голоса — это высшее проявление музыкальности. Спасибо!».
В книге Почетных гостей консерватории София Асгатовна оставила памятную запись:
«Великая благодарность дому сему! Казанской консерватории, восторженно, С. Губайдулина».
Фото Розы Садриевой и Владимира Зотова
Читайте в «Казанских историях» –
София Губайдуллина: «Я пришла сказать людям…»