Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Рахлинские сезоны»-2017 – в честь 60-летия симфонического оркестра
- 22 апреля 2017 года
22 апреля в Казани завершился VII международный фестиваль «Рахлинские сезоны». В нынешнем году он был приурочен к 50-летию первого концерта Государственного симфонического оркестра РТ.
Фестиваль «Рахлинские сезоны» посвящен памяти выдающегося советского дирижера, первого художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра РТ, народного артиста СССР Натана Григорьевича Рахлина.
Современный симфонический оркестр РТ ведет свою историю с двух дат. Его история начинается с приказа по Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая от 28 сентября 1966 года, появившегося во исполнение приказа Министерства культуры РСФСР от 14 сентября 1966 года. Приказом по филармонии была утверждена численность художественно-руководящего и артистического персонала, согласно штатного расписания, утвержденного в Москве. Приказом по филармонии от 31 октября 1966 года с 1 сентября главным дирижером был назначен народный артист СССР Натан Рахлин. Основание: приказ №188 от 26.10.1966 г. по Министерству культуры ТАССР.
Осенью 1966 года прошел набор музыкантов. Первый концерт состоялся 10 апреля 1967 года в Татарском театре оперы и балета имени М. Джалиля. Это было огромное событие для того времени. И для музыкантов, и для любителей музыки. Достаточно сказать, что с этого времени берет отсчет новый этап симфонического творчества композиторов республики. Получила важный заказ на исполнителей Казанская государственная консерватория. Казанцы могли "вживую" слушать симфоническую музыку русских и зарубежных композиторов. Совсем по-другому зазвучали татарские мелодии...
С оркестром в разные годы работали дирижеры Равиль Мартынов, Сергей Калагин, Ренат Салаватов. С ним выступали М. Ростропович, Г. Провоторов, В. Дударова, М. Паверман, М. Плетнев. Коллектив дважды становился лауреатом конкурсов - Всесоюзного и Всероссийского.
Казанские меломаны помнят «яркий первый «рахлинский» взлет, продолжение поисков под руководством Фуата Мансурова и годы безвременья, когда главный дирижер из-за болезни нечасто появлялся в Казани. Как пишет автор текста на сайте «Музыкальные сезоны» «Музыкальные сезоны», новый импульс оркестр получил в 2010 году с приглашением на пост художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского – воспитанника петербургской школы, ярко заявившего о себе победой на конкурсе имени Прокофьева, работой с лучшими оркестрами России.
Ныне в репертуаре коллектива – полные циклы симфоний Бетховена, Чайковского, Брамса… О качестве работы можно судить хотя бы по тому, что в год 110-летия Шостаковича фирма «Мелодия» заказала запись всех симфоний и инструментальных концертов великого композитора именно казанцам, и они ее блестяще осуществили у себя в городе всего за месяц.
Другой пример: прошлогоднее выступление ГСО в венском Музикферайне – престижнейшем концертном зале мира – в течение ближайших трех месяцев, начиная с 29 апреля, будет 16 раз показано на музыкальном телеканале Mezzo, а всего этот международный вещатель получил права на 80-кратный показ выступлений оркестра.
ГСО РТ – это не просто десятки концертов и множество записей. Это семь фестивалей в течение каждого сезона, включая такие, как Губайдулинский и «Белая сирень» (Рахманиновский).
Первый концерт фестиваля начался с видеопоздравлений. С экрана приветствовали наш оркестр и его главного дирижера Михаил Плетнев, Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Федосеев, Хибла Герзмава, Владимир Спиваков, Игорь Бутман, Денис Мацуев, Чулпан Хаматова. Когда в зале зажегся свет и музыканты заняли свои места, к микрофону вышел Александр Сладковский.
В этот день в главном концертном зале Казани вспомнили двух выдающихся музыкантов, которые причастны к появлению в столице республики постоянного симфонического оркестра. Это ректор Казанской консерватории и председатель правления Союза композиторов ТАССР Назиб Жиганов, который потратил много сил для создания оркестра, для приглашения в Казань известного дирижера из Киева Натана Рахлина. Естественно, не могли не вспомнить и создателя оркестра. Все четыре концерта Натан Рахлин был в зрительном зале в виде с огромного портрета над оркестром.
Корреспондент «Российской газеты» спросил Александра Сладковского, что значит для него рахлинская история. И вот что он ответил:
- Восторженное отношение к памяти Натана Григорьевича Рахлина не покидает меня ни на минуту. Трудно объяснить, чем так цепляет заключительный - казанский - этап биографии этого великого советского дирижера. Наверное, реализованностью идеи образцового оркестра, который Рахлин создавал уже после того, как был неправедно отстранен от руководства Госоркестром Украины.
Понимаете, речь идет о деятельном, не смиренном духе человека, которому было уже за шестьдесят, когда ему предложили создать с нуля симфонический оркестр в Казани. Предложение он получил, кстати, от такого же, как и он сам, подвижника, татарского композитора-классика Назиба Жиганова. Свою первую симфонию Жиганов написал на выпуске из Московской консерватории в 1938 году. А вторую - в 1968-м, когда симфонический оркестр Татарской филармонии, как его тогда называли, уже был создан. Когда человек к чему-то идет долгие тридцать лет, это говорит об огромной работе души.
Самое удивительное, что оба сделали то, что хотели. После того как в республике был создан симфонический коллектив, Жиганов написал еще шестнадцать симфоний. А Рахлин, в 1969 году впервые привезя казанский коллектив в Москву, вызвал ошеломление: никто не верил, что за два года можно было создать оркестр высочайшего уровня и что все духовики в оркестре - казанские.
Я посоветовала руководству оркестра воспользоваться фотовыставкой Владимира Зотова, которую он сделал несколько лет назад для Татарской филармонии. Коллега был настоящим летописцем оркестра во времена Натана Рахлина. И его снимки использованы в новой экспозиции, в которую были включены некоторые документы из истории оркестра.
В день открытия фестиваля казанскую публику ожидало выступление солистов – Вадима Холоденко, лауреата многих международных конкурсов, Алены Баевой, одной из ярчайших молодых дарований современного скрипичного искусства, и Евгения Румянцева, члена Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П.И. Чайковского и Международного союза музыкальных деятелей. Они исполнили Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до мажор «Тройной», op. 56, Л.Бетховена. За дирижерским пультом был художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ, народный артист России Александр Сладковский.
16 апреля была представлена музыкально-драматическая композиция «Золотой петушок». По замыслу авторов проекта – лауреатов Премии Москвы, профессора Евгении Кривицкой и известного российского ведущего, актера и режиссера Петра Татарицкого – она соединила в себе разные виды искусства. Герои «Золотого петушка» сошли с книжных страниц и «ожили» благодаря голосам известных оперных артистов, поющих арии из одноименной оперы Римского-Корсакова.
В Прологе и Эпилоге полюбившиеся нам пушкинские герои возникли на экране в качестве мультипликационных инсталляций современного художника Олега Чернова. А основную часть представления сопровождала песочная анимация – волшебные картины Артема Нерсеса, рождающиеся «здесь и сейчас». Дирижер – Михаил Мосенков.
Третий концерт фестиваля прошел 19 апреля. Жители и гости столицы смогут услышать Увертюру «Корсар» Г.Берлиоза, Концерт для виолончели с оркестром ми минор, op. 85 Э.Элгара, а также Симфонию №3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») Л.Бетховена. Солистом был один из ведущих российских музыкантов своего поколения, арт-директор первого в истории России виолончельного фестиваля «VIVACELLO» Борис Андрианов. Дирижер – музыкальный директор Баденского государственного театра в Карлсруэ (Германия) и художественный руководитель Симфонического оркестра штата Алабама в Соединенных Штатах Америки Джастин Браун.
Завершился VII Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» 22 апреля премьерой – Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского впервые в Казани исполнил Шестую симфонию Г. Малера. Оркестр продолжил коллекцию Малеровских симфоний, начало которой положил Натан Рахлин 50 лет назад.
Не могу не отметить, что юбилей оркестра прошел слишком скромно, по сути как локальный праздник коллектива и его поклонников. Прочитала в Интернете, что фестиваль приветствовал Президент республики Р. Минниханов. Но в зале на юбилейном концерте, судя по снимкам Владимира Зотова (меня на концерт не пригласили, хотя пишу об оркестре с 1979 года), не были замечены те, кому по должности положено было поздравить оркестр и его руководителя публично.
В наше время роль формальных факторов во взаимоотношениях деятелей искусства и власть предержащих сильно уменьшилась, а духовной потребности разделить с оркестром радость праздника, видимо, ни у кого из руководителей культурной сферы, ни республики, ни города, не было.
Впрочем, возможно, их поздравления были невидимой стороной юбилея. Просто слушатели об этом не узнали.
Любовь Агеева
Программа VII Международного фестиваля «Рахлинские сезоны»
Художественный руководитель фестиваля Александр Сладковский ГБКЗ им. С. Сайдашева (ГБКЗ им. С. Сайдашева, г.Казань)
15 апреля 17:00
Открытие VII Международного фестиваля «Рахлинские сезоны»
Л. Бетховен Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до мажор «Тройной», op. 56
Г.Берлиоз Фантастическая симфония, ор. 14
Солисты – Вадим Холоденко, Алена Баева, Евгений Румянцев.
Дирижер Александр Сладковский
16 апреля 18:00
Сказка для детей «Золотой Петушок»
Солисты – Евгения Кривицкая (автор идеи, партия органа), Петр Татарицкий (автор проекта, режиссер-постановщик), Анастасия Белукова (сопрано), Руслан Розыев (бас), Леонид Бомштейн (тенор), Максим Сажин (тенор), Дмитрий Кондратков (баритон) Дирижер Михаил Мосенков
19 апреля 18:30
Г.Берлиоз Увертюра «Корсар», ор. 21
Э.Элгар Концерт для виолончели с оркестром ми минор, op. 85
Л. Бетховен Симфония No 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая»)
Солист – Борис Андрианов
Дирижер Джастин Браун
22 апреля 17:00
Г. Малер Симфония №6 ля минор
Дирижер Александр Сладковский
Читайте в «Казанских историях»:
Оркестр дал бы возможность подняться на новую ступень
Симфонический оркестр РТ: где начало истории?
«Лучше быть предметом зависти, чем предметом жалости» – интервью художественного руководителя и главного дирижера оркестра Александра Сладковского