Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1999 – В Казани, на улице Карбышева, открылась первая очередь Межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ).
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Эпоха энтузиастов и энтузиазма
- Любовь Агеева
- 29 октября 2017 года
Сегодня день рождения комсомола – Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи.
Эта общественная организация, в которую вступали в старших классах средней школы и уходили по возрасту в 28 лет, была создана в 1918 году. Комсомольская организация Казанской губернии появилась 14 июля 1919 года – именно в этот день проходила первая губернская комсомольская конференция.
Вот что я прочитала об истории ВЛКСМ на сайте, кстати, украинском, созданном организацией ЛКСМУ города Одессы:
С 29 октября по 4 ноября 1918 года в Москве прошел Первый всероссийский съезд рабочей и крестьянской молодежи, который объявил о создании РКСМ. На съезде присутствовали 176 делегатов, представляющих 22100 человек. От имени тысяч молодых людей съезд объявил главную задачу организации – распространение идей коммунизма и вовлечение рабочей и крестьянской молодежи в активное строительство Советской России.
Комсомольцы стали первыми помощниками в укреплении власти Советов на местах. Проливая кровь на полях гражданской войны, отстаивали независимость молодой Советской республики, призывая пролетарскую молодежь всего мира строить организации молодежи.
С образованием РКСМ партийная жизнь обогатилась новыми формами взаимодействия с массовой общественностью. Это кружки идейно-просветительской работы, социалистическое соревнование. В 1924 году, после трагической смерти В.И. Ленина, Комсомолу было присвоено его имя. Так появился РЛКСМ.
1928-1940 гг. – Время рабочих пятилеток. Страна развивается ударными темпами, комсомольцы строят ДнепроГЭС, работают на шахтах Донбаса, сооружают дамбы Тшикского и Шапсугского водохранилищ, поднимают сельское хозяйство, возводят заводы и фабрики.
В международной организации пролетарской молодежи – международное юношеское бюро образовано в Штутгарте в 1907 году, Первый конгресс Коммунистического Интернационала Молодежи состоялся в ноябре 1919 года в Берлине (29 делегатов из 13 стран). ВЛКСМ становится основным, и самым сильным структурным подразделением, выступая против распространения фашизма в Европе.
К сожалению, да, для меня, к сожалению, сегодня нет ни комсомола, ни СССР. Ленина в одной из программ на телеканале «ЦарьГород» вообще назвали идеологическим маньяком и антихристом. Но каждый год я отмечаю этот день в моем личном календаре, поскольку комсомол сыграл в моей судьбе немаловажную роль.
Я не была профессиональным комсомольским работником, но среди комсомольских активистов была. В юные годы – секретарь комитета комсомола школы №4 города Отрадного Куйбышевской (ныне Самарская) области, член бюро комитета комсомола треста №1 (я тогда работала в многотиражке «На стройке» литсотрудником). Как журналист, тесно взаимодействовала с комсомольскими работниками города (с тех пор знакома с Ириной Сергеевной Донской, Ольгой Михайловной Ермаковой, Натальей Владимировной Данилевской, Валентиной Ивановной Липужиной).
Много писала о школьном комсомоле, когда работала в «Вечерней Казани». И хорошего, и плохого. Как раз на вторую половину 70-х годов приходится широкое распространение формализма, бюрократических форм работы с молодежью, и в этом я нашла одну из причин появления преступности среди молодежи, в том числе «казанского феномена».
В связи с этим не могу не вспомнить историю одной своей публикации. Направив послание о наболевшем в редакцию «Литературной газеты», я не предполагала, что совпаду по настроению с журналистами этого авторитетного в ту пору издания. Тот, кто готовил мою статью к печати, дал ей сногсшибательное название – «Показуха». Я узнала об этом, когда московская журналистка Елена Шиманко привезла мне верстку полосы с моим материалом. Но до сих пор помню эту верстку и грозную резолюцию куратора ЦК КПСС. Статью сняли с номера. Тот куратор был человеком неглупым, и он быстро понял, о чем могут подумать читатели «Литературки», познакомившись с фактами казанской жизни и соотнеся их с общими общественно-политическими процессами того времени.
Процитирую небольшой фрагмент. Желающие могут прочитать всю статью по ссылке. Она была позднее размещена в полном объеме в моей книге «Казанский феномен: миф и реальность».
Давно меня мучает одна проблема, но все не решалась сесть за бумагу. Собирала материал, ждала момента, когда, как говорил Лев Толстой, не смогу молчать. И вот вчера этот момент наступил.
Вечером, вернувшись из детского сада, моя шестилетняя дочь заявила:
– Завтра мне надо надеть самое красивое платье. Воспитательница сказала, что будет комиссия.
Она явно не понимала значения последнего слова.
Машинально собрала я дочери праздничный наряд, в котором она обычно ходила лишь на утренники. Но если всегда я приносила белое платье в свертке, чтобы раньше времени не измять и испачкать, то в это! раз надела (сразу – так было велено. Забрала дочь из сада в слезах – на белом, изрядно помятом за день платье красовалось желтое от пролитого яблочного сока пятно… Успокоившись и забыв о злополучном пятне, моя дочь неожиданно спросила:
– Мама, а зачем нам велели надеть праздничное платье? Ведь утренника не было.
Положение мое было трудным. Что сказать дочери? Я и сама не знала, зачем для комиссии, которая, как я узнала позже, явилась проверить состояние пищеблока, нужно было устраивать парад ребячьих нарядов.
Итак, дело дошло до шестилетних. Приезжает комиссия… В последнее время эта фраза действует на людей посильнее гоголевского ревизора.
Приедет комиссия – и на столах в столовой появляются никогда не существовавшие до этого салфетки.
Приедет комиссия – и в магазине, который не отличался богатым ассортиментом товаров, вдруг появляются дефицитные вещи.
Приедет комиссия – и в мгновение ока все может преобразиться невообразимо.
Когда приходится участвовать в таких вот комиссиях, с недоверием начинаешь относиться к тому, что видишь.
В народе это явление назвали показухой.
В отличие от своего прародителя, глагола «показывать», слово «показуха» замешано на фальши, очковтирательстве, желании показать себя с лучшей стороны во что бы ни стало и любыми средствами. Сейчас трудно определить, когда зародилось это понятие, но, думается, во времена стародавние…
Все это, может быть, и не заслуживало бы особого внимания, если бы такие факты не носили массового характера, если бы за безобидным стремлением показать себя и свою работу с наилучшей стороны иногда не скрывалось большое зло.
…
Помню одну городскую отчетно-выборную комсомольскую конференцию. Три часа и докладчик, и выступающие славили дела, не обмолвившись о том, что есть и серьезные недостатки. Бодрые слова делегатов были такими безрадостными, что первый секретарь горкома, опытный комсомольский работник И.Донская, после официального закрытия конференции и проводов начальства из обкома партии собрала в этом же зале всех комсомольских секретарей и задала им один вопрос:
– Что случилось?
И вот тогда активисты стали говорить, что думали. Тут только вскрылись многие пробелы в работе горкома комсомола.
– А почему ты с трибуны не говорил о плохом? – спросила секретарь одного очень авторитетного активиста. – Побоялся критиковать?
– Критиковать не боюсь. Просто рядом с такими «хорошими» делегатами не хотелось быть белой вороной.
Здесь, когда он знал, что его слова истолкуют правильно, он сказал многое. И не совсем приятно было слышать его выступление горкомовским работникам, которых обвинили в том, что они сами способствуют распространению показухи. А от показухи в таком случае – один шаг до очковтирательства. Вот и шли в горком отчеты, где указывались 399 участников собрания, 37 участников субботника и т. п. Сама работала в комсомоле, знаю, как мучительно бывает высасывать участников из пальца, когда тебя заботит только одно – чтобы цифры были не круглые. Не укажешь больше – попадешь в отстающие. Неизвестно, будешь ли действительно отстающим, пли просто не натянешь отчет.
Недаром все чаще можно слышать рожденный показухой афоризм: «Не умей работать, умей отчитываться». И в какие только парадоксальные ситуации не попадает человек, страдающий комплексом недоверия к показателям…
Фильм «ЧП районного масштаба», вышедший в 1988 году, сильно подорвал авторитет молодежной организации. Автор сценария, известный писатель Юрий Поляков, видимо, не предвидел всех последствий этой кинопремьеры, ведь намерения у него были добрыми. К этому времени бюрократизация общественной жизни достигла своего апогея. Работа в комсомоле стала хорошей ступенькой в карьерном росте. Выборные посты чаще всего занимали комсомольцы с душами чиновников. Собственно – об этом фильм. А не о том, что комсомол – это плохо.
Кстати, Юрий Поляков до сих пор является сторонником коммунистической идеи. Но описанные им нравы комсомольской элиты затмили всё хорошее, что сделал для страны комсомол. К тому же фильм попал в широкий мейнстрим того времени – критического переосмысления нашей предыдущей истории, когда начали свергать с пьедесталов былых авторитетов и кумиров.
И уже недалеко было до крушения советской системы, советского государства, до коренной ломки всех государственных и общественных устоев.
В постперестроечной и современной России все попытки сохранить хороший опыт предыдущей жизни, в том числе и общественные организации молодежи и детей, к успеху не привели. Получались только локальные организации с небольшой численностью и конкретными функциями. Даже молодежные организации, создаваемые правящими партиями, в том числе «Единой Россией», к успеху не привели.
Тем ценнее для нас опыт ВЛКСМ в лучших его проявлениях.
Мы беседовали с Ириной Сергеевной Донской сегодня, 29 октября. Она рассказала, что она с товарищами по комсомолу на этот раз отмечала День рождения комсомола в пятницу, 27 октября. Так всем было удобнее. По традиции начали встречу единомышленников с посещения могил коллег – бывших комсомольских работников.
Я давно знаю, что в Казани есть клуб «Всегда готов», который объединяет бывших комсомольских работников 60-х годов, и однажды была на одной такой встрече, которая проводилась у нас в КАИ. Ведь членом этого сообщества была профессор Дания Киямовна Сабирова, заведующая кафедрой истории и связей с общественностью, где я работаю. У нее тоже был опыт комсомольской работы.
Фикрят Табеев руководил Татарским обкомом КПСС, Шамиль Агеев - комсомольской организацией Татарской АССР
В 2017 году встреча проходила уже в 47 раз. По традиции помянули товарищей, вспомнили боевую комсомольскую юность, подумали о том, как лучше в 2018 году отметить 100-летие ВЛКСМ.
Оказывается, подготовка к юбилею в Татарстане уже началась. Создано и зарегистрировано как юридическое лицо общественное объединение ветеранов комсомола, которое возглавил Борис Дмитриевич Леушин, в прошлом – первый секретарь Татарского обкома комсомола, председатель исполкома Вахитовского района Казани, депутат Верховного Совета ТАССР 12-го созыва.
Инициатива шла, что называется, из низов. Она поддержана – Кабинет министров 19 августа 2016 года принял постановление «О подготовке и проведении в Республике Татарстан мероприятий, посвященных 100-летию образования Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи». Создан Оргкомитет, его председатель – заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Василь Шахразиев. Составлен план мероприятий, в котором предусмотрены организация республиканских научно-практических конференций, творческих конкурсов, олимпиад по истории комсомола и комсомольского движения среди учащихся и студентов, создание документального фильма, издание памятной книги, создание в Национальном музее РТ специальной юбилейной экспозиции, благоустройство памятников и памятных мест, связанных с историей ВЛКСМ в Татарской АССР, и прежде всего в Набережных Челнах, где была всесоюзная комсомольская стройка, проведение республиканского журналистского конкурса «История молодежного движения»… В Авиастроительном районе появится «Улица комсомольцев Татарстана». Уже разработана юбилейная символика – логотип и памятный знак.
Только бы не утопили юбилей в формализме. Увы, это зло мы из старой жизни благополучно позаимствовали. И не испортили бы его дискуссиями о вреде советской власти. Радует, что в последнее время молодежь все настойчивее проявляет желание знать о том, какой была на самом деле жизнь в Советском Союзе. Прививка исторического беспамятства не сработала. Хотя и далеко не у всех.
Но 29 октября с Ириной Сергеевной мы говорили не о будущем юбилее, а о том, с какими чувствами она встречает каждый День рождения комсомола. Она в комсомоле со школьных лет – была секретарем комсомольской организации школы №15 (сегодня номер 18), членом бюро райкома ВЛКСМ Советского (ныне Вахитовский) района, потом, когда училась на историко-филологического факультете Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина, работала в комитете комсомола вуза. После получения диплома ее направили на профессиональную комсомольскую работу. Она даже дату первого рабочего дня помнит - 1 сентября 1959 года. Может, потому, что у нее были другие планы – она хотела остаться в аспирантуре, заниматься наукой. Но в то время знали железную силу слова «НАДО».
Сначала Ирина Донская была в Казанском горкоме ВЛКСМ инструктором по делам учащейся молодежи, заведующей организационным отделом. После пятилетнего перерыва, когда с мужем жила в Подмосковье, и недолгой учительской работы вновь была востребована в комсомоле, причем уже на других ролях. Сначала была секретарем горкома по идеологии, а потом – первым секретарем городского комитета ВЛКСМ. Тогда-то мы и познакомились.
После этого был обком КПСС, напряженная, но интересная работа в Набережных Челнах, где она вместе с Раисом Беляевым в должности секретаря по идеологии горкома партии строила новый город, возвращение в Казань, где она работала в горисполкоме. В в последние годы перед официальным уходом на пенсионный отдых возглавляла Дом ученых.
Мой вопрос о том, чем был для нее комсомол, не застал Ирину Сергеевну врасплох. По себе знаю, очень часто приходится оппонировать тем, у кого другая точка зрения. Пусть не публично, а наедине с собой. Тем сильнее внутренняя убежденность в том, что это была настоящая школа жизни.
– Мы жили с убеждением, что делаем великие дела, живем для Родины, для народа, если говорить высоким словом. Делали с чистой совестью, с большим энтузиазмом, с уверенностью в своей правоте, с большой верой в полезность своих дел. Поэтому когда слышу о «шестидесятниках», распространяю это понятие на себя. Это было особое время для всех. Карьеристы в комсомоле появились позднее, где-то в 80-х годах. Но это было так далеко от нашего представления о том, что такое – комсомол.
Но, по мнению Ирины Сергеевны, молодежную организацию испортили вовсе не комсомольские чинуши. Комсомол не мог быть лагуной, свободной от общественных деформаций, которые сгубили и партию, и, в конечном итоге, советское государство.
– Я уверена, комсомол был опорой не только партии, как принято было говорить. Эта мощная молодежная организация была опорой всего общества и даже государства.
Ирина Сергеевна не всегда была крупным комсомольским работником. Будучи студенткой, она вместе со всей советской молодежью покоряла целину.
– Тогда никто не спрашивал, сколько нам заплатят за эту работу, за жизнь в сараях и ночи на соломе. Это время запомнилось на всю жизнь беспримерным энтузиазмом советской молодежи.
Говорят, дважды в одну воду не входят. Не может быть речи о возрождении комсомола в современных условиях. Скорее всего, комсомол останется всего лишь страницей в жизни нашей страны, в нашей личной жизни. Внукам наверняка не понять ностальгию бабушек и дедушек по прошлому. Они живут совсем в другое время, когда даже энтузиазм – понятие материальное, выраженное в рублях, а то и долларах.
Они родились в эпоху, когда отказ от коммунистической идеологии провозглашен благом для людей, для страны. Это удивительно, но мои студенты воспринимают понятие ИДЕОЛОГИЯ только в этой связке – если идеология, то обязательно коммунистическая. Но ведь идеология – это прежде всего система ценностей, а ценности каждое поколение выбирает свои.
У наших дедов это был подвиг во имя победы во время Великой Отечественной войны, у наших отцов это было покорение целины и космоса.
На вопрос, какие ценности у современной молодежи, неизменно ставит моих студентов в тупик. Особенно тех, кто не сводит жизнь к материальному благополучию, к марке автомобиля и часов, кто не оценивает человека по должности в служебной иерархии.
Может, еще не все потеряно?