Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Балет «Щелкунчик»: за дирижерским пультом Рудольф Нуриев
- Илья Шалман
- 14 мая 2018 года
Фоторепортер Илья Шалман рассказывает неизвестные подробности о том, как знаменитый танцовщик Рудольф Нуриев в 1992 году дирижировал балетом «Щелкунчик» в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Профессиональных знаний дирижирования у него не было, так что оркестр, солистов и кордебалет ждали начала спектакля с большим опасением.
В далёком уже мае 1992 года я только начал работать в редакции городской газеты «Казанские ведомости». Работы хватало, но самая интересная в те дни была в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, где проходил фестиваль балетного искусства. Разумеется, гвоздём программы был спектакль «Щелкунчик», поскольку им дирижировал сам Маэстро Нуриев.
Наш театр не очень-то приспособлен для фотосъёмок, поэтому пришлось занять точку в техническом помещении на уровне сцены, в нише осветителей. Оттуда просматривалась часть сценического пространства и, к счастью, место дирижёра. Нуриев уже тогда был болен, поэтому дирижировал сидя.
Снимать можно было только тогда, когда на него был направлен свет перед началом каждого акта. Во время действия свет был на пределе технических возможностей. Тем не менее, несколько относительно удачных кадров Маэстро получились.
Находясь сбоку оркестровой ямы, я плохо слышал группу инструментов по левую руку дирижёра. Да и всё внимание пришлось сосредоточить на танцовщиках. Время от времени я выходил из ниши за кулисы и видел реакцию кордебалета после исполненной партии. Девушки рыдали в занавеси. Как выяснилось, Нуриев дал им слишком медленный темп, так что стоять на пуантах приходилось лишние доли секунды. Но публика ничего этого не видела и наслаждалась действием.
В первом же антракте я, выходя в фойе через лестничную площадку, увидел поднимающихся из ямы оркестрантов и услышал, как они на чём свет стоит кроют своего дирижёра. На мой вопрос, в чём дело, мне ответили, что Маэстро давал правой рукой один темп, а левой другой. Поэтому всем пришлось следить не столько за руками Нуриева, сколько за ногами танцовщиков.
Добрая казанская публика ничего этого не замечала и радостно аплодировала. «Щелкунчик», образно говоря, перекосился, но, благодаря профессионализму исполнителей, не рассыпался. Как бы то ни было, отзвучали знаменитое Адажио (Па-де-де), остальные номера, и спектакль благополучно завершился.
Овация была подобна урагану и торнадо одновременно. Маэстро вышел на авансцену и принял все почести с достоинством.
Мне же оставалось поспешить в лабораторию проявлять плёнки.
Илья Шалман
Читайте в «Казанских историях»: