Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1999 – В Казани, на улице Карбышева, открылась первая очередь Межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ). 

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Василий Качалов глазами тех, кто его знал

27 октября зрителей пригласили в Качаловский театр посмотреть… фильм. Произошло это в рамках первого театрального фестиваля имени великого актера МХАТ Василия Качалова.

Фильм документальный, посвящен Василию Ивановичу Качалову. Представляя свою работу, один из авторов сценария и режиссер Наталия Ю заметила, что зрители не увидят на экране ни Вильнюса, где родился Василий Шверубович (тогда город назывался Вильно), ни Казани, где 9 сентября 1897 года он выходил на сцену городского театра. Поскольку картина «Той дорогой», снятая на студии «Studija JU» (Литва), посвящена жизни Василия Ивановича Качалова в Москве.

Композиция картины задана названием – ТОЙ ДОРОГОЙ проходят на экране Алексей Вадимович Бартошевич, доктор искусствоведения, специалист по творчеству Уильяма Шекспира, профессор РАТИ, внук великого Качалова, и Никита, его правнук, сын Марии Вадимовны.

С одной стороны, это, действительно, путешествие по Москве, по местам, связанным с Качаловым, где он жил, работал, с другой стороны – попытка осмыслить его творческий путь в тесном единстве с историей русского театра, соотнести его традиции с днем сегодняшним. В этой связи символично начало киноповествования – 1938 год, похороны Константина Сергеевича Станиславского, имя которого известно всему миру. Качалов – в «президиуме» траурного митинга. Звучит призыв дать клятву следовать его заветам, потом дружный хор голосов. И одинокий голос Василия Ивановича, который оказался в ту минуту рядом с камерой: «Попытаемся».

Эта линия, к сожалению, разработана неубедительно. Впрочем, может, авторы такую цель вообще не преследовали, и я не совсем точно поняла роль современной видеосъемки в структуре картины. Ее довольно много. И это не только присутствие в кадре потомков Качалова. Она перемежается с архивными кинокадрами, очень ценными сегодня; изредка звучит знакомый голос великого актера; Василия Ивановича вспоминает не только Алексей Вадимович, но и актриса МХАТа Софья Владимировна Гиацинтова.

Это довольно большое для документального фильма интервью слушаешь, затаив дыхание. Так же воспринимаешь беседу за семейным столом в доме внучки Василия Ивановича Марии Вадимовны, пытаясь компенсировать не очень хороший звук обостренным вниманием. Как же ценна архивная съемка спектакля «На дне», где Качалов играл Барона! Какое счастье, что хоть что-то сохранилось.

Василий Иванович проработал в Художественном театре 22 года. В основном мы видим его на картинах (портреты Качалова рисовали многие известные художники) и фотографиях, их много – в ролях, с сыном, с внуком, с женой… Нельзя было не улыбнуться, когда на экране появилось фото Василия Ивановича с внуком – маленький Алеша рядом с высоченным дедом (рост у него был 185 см).

Многие факты, о которых рассказал с экрана Алексей Вадимович, театралам известны, однако были такие, которых, уверена, не знала не только я. Например, у дома, в котором жил Василий Иванович, он вспомнил, как вернулся из заключения его отец, Вадим Шверубович. Когда началась Великая Отечественная война, он ушел добровольцем в ополчение, хотя мог не воевать – ему было 40 лет. Попал в плен, оказался в Италии, совершил побег. Ему помогли переправиться в американский лагерь. Время от времени появлялись сообщения, что он погиб. Потом – что жив. Качалов написал письмо Сталину с просьбой найти сына.

Алексей Вадимович Шверубович

У Сталина были актеры, которым он благоволил и которых не трогал. Качалов был одним из них. Вадима нашли и как бывшего военнопленного отправили на лесоповал. А однажды привезли на Лубянку и в один прекрасный день отпустили. Вадим дожидался отца дома, но встреча была весьма сдержанной. По мнению Алексея Вадимовича, Качалов, пока поднимался на свой этаж, сумел справиться с эмоциями. Актер он или не актер?!

Кстати, жизнь Вадима Васильевича сложилась хорошо. Он стал театральным педагогом, одним из основателей театра «Современник», заведовал постановочной частью МХАТа. Умер в 1981 году.

Фильм снят с использованием современного кинематографического языка, и это делает киноповествование более динамичным, что крайне важно для современного зрителя. Это знатокам театра нужно прежде всего его содержание, но создатели картины ориентируются на более широкую аудиторию, а тут важна форма. Даже в содержании есть «манки» для такой публики. Например, интрига о романе Качалова с женой К. Станиславского Алисой Коонен (в очерках о Качалове ее фамилия не называется), о его многочисленных поклонницах. Говорят, до революции он был чем-то вроде московской достопримечательности. Мы видим на экране, какая толпа встречала его после спектаклей.

Но это и мне было интересно. Как и подробности про его взаимоотношения с женой – Ниной Литовцевой, тоже актрисой. Она служила в провинциальной труппе М.М. Бородая, гастролировала по театрам Казани, Саратова, Астрахани. С Качаловым познакомилась именно в Казани.

В фильме рассказывается о серьезном испытании, с которым супруги встретились в жизни. Глубокое убеждение Нины Николаевны в том, что сама по себе, а не как жена Качалова, она добилась бы большего, побудило ее в 1907 году подписать сезонный контракт с театром Риги. Взяв годовой отпуск в Художественном театре, где  работала вместе с мужем, она отбыла в Ригу, но там заболела, перенесла 7 операций, стала хромой и потеряла возможность работы на сцене на долгие годы. До близких доходили ее разговоры о самоубийстве, о покупке револьвера для этой цели, но от этого шага ее спас муж.

После Великой Отечественной, которую Качалов провел в эвакуации, на сцену Художественного театра он больше не выходил. Его последней значительной ролью был Бардин по пьесе М. Горького «Враги». Актер заболел сахарным диабетом, но продолжал участвовать в радиоспектаклях и концертных программах. 30 сентября 1948 года его не стало. Мы видим на экране гражданскую панихиду, лица, полные скорби…

Вряд ли стоит пересказывать все содержание картины, тем более напоминать подробности биографии великого артиста. Лучше расскажу, о чем думала, глядя на экран. Точно не только о том, что есть актеры, которых долго помнят после смерти и чьи имена носят театры.

Я испытывала чувство большой благодарности к создателям фильма – за то, что они дали мне возможность погулять по Москве вместе с внуком Качалова Алексеем Васильевичем (4 декабря ему будет 79 лет), пообщаться с Марией Вадимовной, ведь это сегодня уже невозможно – она умерла совсем недавно, в нынешнем году, 11 мая.

Наверное, о своем знаменитом прадеде вполне мог бы рассказать Игнат Любимов. Наверняка знает многое. Но в фильме у него необычная роль – бессловесная. Он тоже идет ТОЙ ДОРОГОЙ, но молча, как и мы, разглядывая, например, квартиру Станиславского, где есть портрет Качалова. Даже если бы он заговорил, это был бы совсем другой рассказ. Не первоисточник.   

Кажется совсем недавно, в декабре 2014 года, Мария Вадимовна была в Казани, приезжала к качаловцам на новоселье – театр тогда открылся после масштабной реставрации старинного здания на улице Баумана. Она приезжала вместе с мужем, известным российским театроведом, педагогом, ректором Высшего театрального училища имени Щепкина Борисом Любимовым.

Фото из газеты "Казанские ведомости" 

До этого они были в 2005 году, на церемонии открытия в фойе-атриуме театра первого в России памятника Качалову. Кстати, в тот приезд именитые гости пообщались с моей коллегой из «Казанских ведомостей» Ольгой Иванычевой, и они говорили, в том числе, о будущем Качаловском фестивале.

На этот раз Борис  Николаевич приехал с внуком Никитой. И после фильма собравшиеся в зале с малой сценой могли пообщаться с ним. Народу пришло очень много, хотя в этот день Качаловскому фестивалю пришлось конкурировать с выступлением знаменитых «Стрижей» в небе над Казанью. Гость из Москвы рассказал много интересного.

Мне запомнились несколько подробностей из жизни Качалова, на которых я раньше не фокусировала свое внимание. Например, о том, что активная творческая жизнь у Василия Ивановича была только до революции. Он, конечно, много играл, но роли были в основном старые, не считая случайные вводы в спектакли, когда надо было заменить другого артиста.  Слава Качалова не обошла. Он был удостоен звания народного артиста, был лауреатом Сталинской премии, награжден двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Как написано в одной из публикаций, премьеров окружал почет, они получали огромные зарплаты, но при этом годами сидели без ролей.

Говоря о феноменальном артистическом таланте Качалова, Борис Николаевич заметил, что начинал он театральную карьеру с роли старика, а завершил в образе Чацкого. И в фильме, и в выступлении Б. Любимова было много интересных подробностей о ролях Качалова. Мне запомнилась одна: как тяжело ему было в работе над образом Гамлета в спектакле, который ставил на сцене МХАТа Г. Грэг. Режиссер-постановщик и К. Станиславский видели этот образ по-своему. Почти четверть века спустя Крэг во время своего пребывания в СССР, вспоминая работу над Шекспиром в Художественном театре, все еще негодовал: «Они меня зарезали! Качалов играл Гамлета по-своему. Это интересно, это даже блестяще, но это не мой, не мой Гамлет, совсем не то, что я хотел! Они взяли мои ширмы, но лишили спектакль моей души. Качалов, как я ни старался его увлечь, играл Гамлета так, как если бы он был живым человеком» (А.В. Агапитова. Летопись жизни и творчества В. И. Качалова).

«Для него Гамлет – трагедия несовершенства мира» – таково было мнение критика П. Маркова (журнал «Театр», № 3, 1940 год).

Кстати, вспомнив Гамлета, Борис Николаевич отметил, что метания датского принципа более всего понятны русскому человеку, который всю жизнь задает себе вопрос «быть или не быть?».

Борис Николаевич смотрел фильм Наталии Ю вместе с нами, судя по всему, он ему понравился. Но он сделал одно существенное замечание. Во всех источниках, которые мне встречались, и в фильме тоже, сообщается, что после смерти мужа Нина Литовцева сошла с ума. Но это не так. Конечно, в конце жизни, как и у многих старых людей, какие-то явления наблюдались. Но Нина Николаевна прожила без мужа 8 лет и в 1951 году еще выходила на сцену в спектакле «Плоды просвещения» по Л. Толстому. В 1948 году она стала народной артисткой РСФСР. 

Имя народного артиста СССР Василия Ивановича Качалова было присвоено русскому драматическому театру Казани 70 лет назад. Постановление Совета Министров СССР об увековечении памяти выдающегося деятеля русского театра вышло уже на следующий день после его смерти, 1 октября 1948 года. И вот уже семь десятилетий театр носит имя великого актера, начавшего в Казани свой профессиональный путь и игравшего здесь три театральных сезона, с 1897 по 1900 год.

В Казани великого актера помнят. Об этом говорил на презентации фильма директор – художественный руководитель театра Александр Славутский. Он заметил, что стоит снять фильм и о Качаловском театре, он этого заслуживает.

Но это будет уже другой фильм…

 Фото с встречи с гостями представлены театром

Читайте в «Казанских историях»:

Три казанских сезона Василия Качалова

Серебряная ложка с инициалами «В.К.» в музее Качаловского театра

Рыцарь театра – Игорь Германович Ингвар

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить