Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Новые голубые купола над Казанью
- Любовь Агеева
- 05 июня 2019 года
Собор Казанской иконы Божией Матери теперь хорошо виден с другого берега Казанки. Вознеслись в небо его голубые купола, увенчанные золотыми крестами. Новый старый собор стал дополнительной доминантой исторической части города.
Предлагаем фоторепортаж со стройки. Часть снимков – автора текста Любови Агеевой, часть позаимствована со странички Татьяны Ларионовой в Фейсбуке и сайта «Православие в Татарстане».
Регулярно бывая на улице Большой Красной и заглядывая во двор Казанского Богородицкого монастыря, я вижу, как меняется ситуация на стройке. В редакционном фотоархиве фиксируются все перемены: раскопки, готовый фундамент, вокруг собора строительные леса, здание стремительно растет, оно укрыто зеленой сеткой, побелка внешнего фасада, начало внутренних работы, элементы декора, по верху собора появились иконы… Сегодня представлю съемки 2019 года.
На сайте Казанской митрополии регулярно сообщается о хоте строительства. Читаем:
18 апреля в Казанско-Богородицком мужском монастыре под председательством митрополита Казанского и Татарстанского Феофана состоялось расширенное рабочее совещание участников проекта воссоздания собора.
В нем приняли участие: исполнительный директор Фонда возрождения памятников истории и культуры РТ Татьяна Ларионова; заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, профессор искусствоведения Андрей Баталов; академик Российской академии художеств, народный художник РФ Василий Нестеренко; заместитель председателя Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Светлана Персова; наместник Казанско-Богородицкого монастыря игумен Марк (Виленский); старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств РТ Вера Немтинова; главный реставратор ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление» РТ Майя Морозова; главный инженер проекта Казанского собора Вячеслав Нилов; главный архитектор проекта Казанского собора Алексей Никитин; архитектор ГУП «Татинвестгражданпроект» Татьяна Ксенофонтова; генеральный директор подрядной строительной организации ООО «Евростройхолдинг+» Владимир Казилов, директор по реставрации ООО «Евростройхолдинг+» Тимур Алишев; главный инженер Казанской епархии Михаил Федотов.
Открывая совещание, владыка Феофан напомнил, что было принято решение о привлечении к работе над проектом росписи верхнего храма специалистов по монументальной живописи XIX века. В связи с этим на встречу был приглашен художник Василий Нестеренко.
В разные годы этот живописец работал над оформлением внутреннего убранства Тронного зала Иерусалимской Патриархии, Успенского кафедрального собора в Дмитрове (Московская обл.) и других объектов православной архитектуры. В настоящее время он руководит художественной росписью главного храма Вооруженных сил РФ в честь Воскресения Христова в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха ВС РФ «Патриот» (Московская область, Одинцовский район).
«С возрождением храмовых росписей я в своей деятельности сталкивался несколько раз. Особым для меня стал Храм Христа Спасителя. Мы воссоздавали иконописные изображения по маленьким почтовым открыткам, где сложно было разобрать мельчайшие детали, — отметил В. Нестеренко. – Так же и в деле воссоздания росписей Казанского собора работа осложняется отсутствием исторических фотографий всего интерьера. Но есть в наличии описание, и у нас есть понимание задач и большое желание заняться этой работой. Поэтому решению стоящей перед нами задачи должно помочь, условно говоря, перевоплощение в художника середины XIX века».
Участники совещания обсудили работы Василия Нестеренко и рассмотрели его предложения по росписи верхнего храма собора Казанской иконы Божией Матери.
После завершения работ по восстановлению росписей Пещерного храма строящегося собора Казанской иконы Божией Матери в одном из его помещений будет организован музей, посвященный истории воссоздания храма. В экспозиции будут представлены подлинные артефакты из фондов Национального музея РТ и музея Института археологии РТ, хранилищ Казанской епархии и Богородицкого монастыря, а также копии, макеты и муляжи исторических реликвий. Значительную часть выставочного фонда составят археологические находки, обнаруженные на территории Казанского Богородицкого монастыря в 2016-2019 годах. Кроме того, посетители музея смогут ознакомиться с особенностями архитектурных решений и информационными блоками, рассказывающими об объектах обители и соборной площади.
Основными целями создания экспозиции является ознакомление широкой общественности с историей Казанского Богородицкого монастыря и историей Казанской иконы Божией Матери. Проект музея разрабатывает казанская компания «Центр музейного проектирования», благодаря которой в недавнем прошлом в Свияжске открылся первый в России Музей археологического дерева. Техническое задание подготовили Казанская епархия и Комитет РТ по охране объектов культурного наследия.
Согласно техническому заданию в экспозиции будут представлены шесть тематических разделов: «История обретения Казанской иконы Божией Матери», «Возникновение и история Казанского Богородицкого женского монастыря XVI-XX вв.», «Казанская икона Божией Матери», «Историческая топография монастыря», «Воссоздание собора в XXI веке», «Интерактивное сопровождение экспозиции».
Благодаря страничке исполнительного директора Фонда «Возрождение» Татьяны Ларионовой в Фейсбуке, можно следить за переменами внутри здания, куда посторонним не пройти. Процитируем некоторые сообщения.
21 марта
В Казанско-Богородицком мужском монастыре состоялось рабочее совещание участников проекта по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана. Участники встречи обсудили ход работ на объекте, а также вопросы, связанные с будущей эксплуатацией монастырского комплекса. Собравшиеся обсудили состояние работ по внутренней отделке верхнего храма Казанского собора — оштукатуриванию стен и монтажу художественного лепного декора. Намечены планы дальнейшей совместной деятельности по облагораживанию территории и строительству вспомогательной инфраструктуры.
В этот же день состоялось расширенное экспертное совещание участников проекта воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери. Собравшиеся обсудили проект росписи и стилистическое решение живописного убранства верхнего храма собора. Принято решение при выборе стиля росписи ориентироваться на имеющиеся фотографические и архивные материалы начала XX века. При воссоздании икон верхнего храма за основу будут взяты архивные описи 1853 года Российского государственного исторического архива, которые по просьбе митрополита Феофана исследованы сотрудниками Музея изобразительных искусств РТ.
Для разработки программы росписи верхнего храма принято решение обратиться за помощью к специалистам по монументальной живописи XIX века. Программа будет составлена на основании научного анализа имеющихся исторических источников, с привлечением максимально широкого круга аналогий. Эксперты также предложили предусмотреть возможность корректировки эскизного проекта интерьеров верхнего храма собора после изучения результатов проведенных исследовательских работ.
10 апреля
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан провел в Казанско-Богородицком мужском монастыре очередное совещание, посвященное вопросам воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери. В ходе совещания обсуждались вопросы воссоздания живописного убранства интерьеров Верхнего храма — роспись и возможные стилистические решения, временные рамки для производства живописных работ.
В начале встречи были рассмотрены образцы резьбы для киотов и иконостасов, эскизы композиционной и альфрейной настенной живописи. Материалы, выполненные на основании архивных и исторических материалов, представила «Мастерская Пахомова».
При решении вопроса о подборе аналогов для воссоздания убранства верхнего храма специалисты будут ориентироваться на последний исторический отрезок со всеми наслоениями, зафиксированный на фотографиях (вторая половина XIX века).
22 мая
В воссоздаваемом Соборе Казанской иконы Божией матери состоялось очередное рабочее совещание. Была рассмотрена концепция музеефикации Пещерного храма, которую представили сотрудники ООО "ЦМП". Обсудили и текущие вопросы благоустройства территории собора.
20 июня
На территории Богородицкого монастыря, где сейчас воссоздается Собор Казанской иконы Божией Матери, была обнаружена мостовая! На очередном рабочем совещании рассмотрели варианты музеефикации экспонатов. Актуальным остаётся вопрос благоустройства всей территории Собора.
27 июня
В среду по традиции состоялось совещание в Казанском Богородицком монастыре. Обсудили в ходе совещания благоустройство территории воссоздаваемого Собора Казанской иконы Божией матери и прилегающего сквера, особое внимание уделили архитектурно-археологическим работам на объектах.
Тем временем, в Верхнем храме завершены работы по лепному декору, начинается первый этап по его золочению. Радует, что выполнено устройство южного входа собора, это еще более приближает нас к уникальному облику исторического сооружения!
Одновременно идет работа на территории монастыря. Какие-то здания уже приведены в порядок, каким-то еще предстоит процесс омоложения.
Будем ждать 7 ноября - на Казанскую, скорее всего, мы сумеем войти внутрь.
Читайте в «Казанских историях»:
Начало новой жизни собора Казанской иконы Божией Матери
Собор для иконы Казанской Божией Матери
Хорошая весть на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы
Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории
Казанская икона Божией Матери: загадка, которую так и не разгадали