Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Актуальные уроки Чингисидской истории

«Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи» - так называется выставка, которая с 3 апреля 2019 года работает в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань».

Сначала была пресс-конференция, потом состоялась  торжественная церемония открытия, в которой приняли участие генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский,  представители других музеев, участвующих в выставке,   Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, директор музея-заповедника Зиля Валеева и другие официальные лица.

 

По традиции была разрезана зеленая ленточка, отделявшая современный мир от эпохи «Золотой Орды».

Пожалуй, никогда прежде на церемонии открытия не было столько народу. И не только потому, что ее участниками стали музейные работники России, приехавшие в Казань на выездное заседание Совета представителей Союза музеев России при Президенте с участием членов Президиума этой общественной организации. А это, как сообщили журналистам, 60 человек.

Государственный Эрмитаж представил на обозрение около 600 экспонатов, среди которых  — артефакты из раскопок археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в Старом Крыму. Более 100 предметов представляет в экспозиции Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани. Национальный  исторический музей Республики Беларусь (Минск)  экспонирует на выставке поясной набор  литовского князя Витовта из серебра с чеканкой, гравировкой, украшенный  чернью. Поясной набор, происходящий из великолепной горной  крепости, находящейся в самом сердце Крыма, представляет Центральный музей Тавриды (Симферополь). Самый тяжелый экспонат (более 400 кг) прибыл на выставку из  Ялтинского историко-литературного музея. Это обрамление колодца из Венеции, изготовленное из известняка с оригинальной резьбой. Он датирован XIII веком.  Астраханский историко-архитектурный музей-заповедник представил в экспозиции Тондо с персидской надписью (Кашин; полихромная мозаика. Золотая Орда. XIV в.).

К сожалению, симферопольский клад, который хранится в Государственном Историческом музее (Москва), можно увидеть только в Москве. Это  один из значимых памятников, хранимых в отделе археологии музея. Памятник  поступил в 1967 году, и с тех пор является одной из доминант  в экспозиционных залах, представляющих зал археологии.  Казанцы могли видеть украшения симферопольского клада на выставке Государственного Эрмитажа в 2000 году.

Выставка 2019 года, открытая по случаю 750-летия могущественного средневекового государства, которое в пору своего расцвета простиралось от Болгара на Средней Волге до Дербента, от Дуная до Иртыша и земель Хорезма, не могла не привлечь внимание научного сообщества историков, татарской интеллигенции. На пресс-конференции Михаил Пиотровский отметил, что экспозиция представляет результат многолетних научных исследований истории и культуры Золотой Орды, с которым может познакомиться широкая публика. Очередная выставка, работающая в Центре «Эрмитаж-Казань», в очередной раз совмещает высокую музейную науку и музейное просветительство. Важно то, что она, рассказывая о прошлом, помогает нам лучше понять современный мир.

Говоря о сегодняшней глобализации мира, мы не можем не вспомнить Золотую Орду. По мнению специалистов Государственного Эрмитажа, первый опыт глобализации возник после образования Монгольской империи, в которой особое место занимала Золотая Орда. Речь идет о торговых, культурных и даже религиозных связях с Китаем, Монголией, Ираном, Константинополем, Сирией, Египтом, Венецией, Генуей, Пизой, Литвой, русскими княжествами: о культурных эстафетах, где рядом с кожами и шелками, медом и специями в Европу шли порох, бумага и книгопечатание, фарфор и прочие керамические технологии, навыки картографии, мода на штаны, умение перегонять спирт и многое другое.

В вступительной статье каталога выставки генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, особый экзотический акцент имеют истории, связанные с взаимоотношениями Золотой Орды с итальянскими колониями в Северном Причерноморье, полные конфликтов, интриг и выгодного «бизнеса». А рядом – материальные свидетельства культурного и политического «братства» с мамлюками Сирии и Египта. Этот глобальный мир был разнообразен и умел это разнообразие превращать в пользу. Желание пользы создавало знаменитую религиозную терпимость, которой славится в истории Улус Джучи.

У казанской выставки много участников и много новых сюжетов, рожденных, в частности, впервые публикуемыми вещами из коллекции фонда Марджани. Благодаря им неожиданным образом удалось провести целое исследование ритуальных головных уборов монгольской знати.

Особое внимание уделено нескольким историко-культурным тенденциям и линиям. Наглядно прослежено и показано, как культура всадничества (кочевого рыцарства) превращается в культуры торговых городов, сохраняя, однако, некоторые политические и эстетические черты кочевой традиции.

Из последних, как показывает выставка, рождается особый художественный стиль, родственный окружающим, но и красиво от них отличающийся.

Увлекательно проследить эволюцию таких символов всадничества, как чаши и пояса. Все они достойны внимательного рассматривания.

Другая линия – роль исламизации Орды в развитии ее глобальных ориентиров. Выявлены и наглядно представлены влияния и параллели с исламизацией других тюрок-сельджуков, роль суфийских орденов и ремесленных братств и то, как все это сливалось в социальную картину городской жизни, бурной и разнообразной. Особо прослежена линия развития каменных рельефов с интересным влиянием Малой Азии и на Причерноморье, и на Кавказ. Монументальность выставке придают красноречивые надгробия, удивительное ограждение колодца и элементы крепостных стен.

«Звездой» выставки, конечно же, является Солхат, столица ордынского Причерноморья и Крыма, прекрасный средневековый город, где жили, торговали и интриговали представители множества народов и конфессий, украсивших его своими трудами и успехами.

В течение десятилетий Солхат изучали петербургские и крымские археологи. В результате мы не просто имеем ясное представление о городе, который был, в частности, и столицей знаменитого ордынского бунтаря Мамая, но можем ставить и решать важные принципиальные вопросы средневековой истории. Город прекрасно раскопан. Там изучены рынки, жилые дома, остатки мечетей и медресе, носящие, пусть иногда и условно, такие громкие имена, как Узбек и Бейбарс. В 1333 году Солхат посетил знаменитый путешественник Ибн Баттута, и его описание, умело использованное исследователями, делает этот город для нас более живым, чем многие другие средневековые столицы.

В экспозиции архитектурные детали, замковые блоки. Большой неожиданностью для посетителей будут шесть секций глиняного трубопровода.

Каждую вещь Михаил Пиотровский советует рассматривать внимательно, за каждой – своя история, делающая вещь экспонатом.

Странный суфийский браслет, чаша с изображением пира, гербы на каменных плитах, загадочное надгробие с мусульманскими и христианскими символами, удивительная каменная стела с изображением усатого воина, драконы на ручках чаш, многозначные сюжеты на поясных накладках, кошели и кафтаны, стеклянная ваза с гербом мамлюкского султана Бейбарса, пояс с изображением героя, разрывающего пасть льва.

Все это – увлекательное пионерское исследование и одновременно учебник на тему «диалог культур».

Великое монгольское государство простиралось от Желтого  моря до Средиземноморья и Красного моря, объединив пять независимых  культур – Западную Европу, арабский мир, зоны Индийского океана, Китая и Великой степи.  Между этими субъектами были налажены экономические и культурные отношения, процветала безопасная торговля.

На пресс-конференции  по поводу открытия  выставки  Марк Крамаровский, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, резонно заметил:

«Единство мира характерная черта этой поры, которую  в российских традициях принято обсуждать с опущенными глазами. Пора пробудиться и понять, чем собственно говоря, в истории мы обладаем».

 Фото Любови Агеевой и Елены Сунгатовой

Читайте в «Казанских историях»:

Путешествие во времена Золотой Орды

Сокровища Золотой Орды – три выставки из Эрмитажа

Эрмитаж пришел надолго

 Роскошь и изысканность Востока

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить