Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Эта выставка лучшая в моей жизни»

С 25 по 27 февраля в Центре «Эрмитаж-Казань» на выставке «Матисс. Пикассо. Шагал…» Искусство Западной Европы 1910-1940-х годов в собрании Эрмитажа» состоится ротация, во время которой выставка будет закрыта для посещения.

Ротация вызвана тем, что произведения графики и декоративно-прикладного искусства нуждаются в особых условиях хранения и экспонирования. Даже слабая освещенность залов может навредить работам при длительном экспонировании. Поэтому через три/четыре месяца произведения заменяют на другие.

Наш корреспондент побывал на выставкеи узнал, какие экспонаты охраняются так бережно.

Только до 25 февраля у посетителей будет возможность познакомиться с графическими работами мастеров XX века, в том числе А. Матисса, М. Шагала, П. Пикассо, имена которых вынесены в название выставки. Во время частичной смены экспозиции будут заменены 125 произведений искусства, среди них графические работы П. Синьяка, Ж. Руо, Э. Нольде, Г. Кольбе, А. Архипенко, Р. Дюфи, предметы декоративно-прикладного искусства. Практически полностью обновятся три зала – зал западноевропейского рисунка, рисунки в зале Анри Матисса, зал «книги художника». Такое объемное обновление экспозиции происходит на выставке из собрания Государственного Эрмитажа в Казани впервые.

273 произведения разных жанров, направлений и видов искусства разместились в пяти залах очередной выставки в центре «Эрмитаж-Казань»: первый отдан живописи и скульптуре 1920-1930-х годов, второй – рисункам межвоенных десятилетий, третий – творчеству Анри Матисса, четвёртый – «книге художника», моде и стилю, пятый – искусству 1940-х годов. Девяносто процентов работ сняли из действующей экспозиции Эрмитажа, оставшиеся десять процентов только еще готовятся к появлению в его залах. Так сказать, премьера – в Казани.

Впервые в Казани демонстрируются раритеты, которые практически не покидали запасники. Например, мне не приходилось видеть в Эрмитаже образцов творческого направления «книга художника», хотя бывала там не однажды. Впрочем, возможно, они и есть в постоянной экспозиции, но питерский музей такой огромный. Разве все залы обойдешь!..

«Книга художника» – так называлось произведение искусства, в котором автор прорабатывал не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги. Вот как представляет направление livre d'artiste «Википедия»:

«Книга художника может быть уникальной, сделанной автором полностью вручную, или выпускаться ограниченным тиражом, с использованием печатной графики, принтера, цифровой печати и других малотиражных техник.

Книга художника – это своеобразный творческий метод, в котором автор использует книжную форму в качестве основополагающего инструмента для самовыражения. Здесь «автор» понимается в широком смысле слова, как творец, мастер особого вида искусства. В отличие от писателя он создаёт книгу как целостный организм, в котором текст становится лишь одной из составляющих комплексного арт-послания. Послание, зашифрованное в Книге художника, почти никогда не ограничивается визуальным и концептуальным рядом – не менее важными оказываются тактильные, слуховые, а иногда и обонятельные, и вкусовые ощущения».

У казанцев и гостей города есть уникальная возможность посмотреть сразу несколько таких «книг…». Они представлены и в виде отдельных страниц, и в виде цельных раритетов. Десять изданий, включенных в состав экспозиции, входят в число бесспорных шедевров «книги художника» первой половины – середины XX века, в том числе иллюстрации к литературным произведениям Марка Шагала.

Примечательна работа Шагала над изданием «Мёртвых душ» Николая Гоголя. Художник внимательно следует за повествованием, не пропуская ни второстепенных персонажей, ни проходных эпизодов. Во многих листах гоголевские описания напрямую переводятся в изображение, с тщательным перечислением упомянутых деталей. С той же буквальностью реализованы и гоголевские «фигуры речи» – гиперболы, сравнения, метафоры.

Зал «книги художника» погружен в полумрак. Моя «мыльница» вообще отказалась работать... Особый режим экспонирования – это требование хранителей питерского Эрмитажа. Слишком велика опасность разрушения таких раритетов при их публичной демонстрации. Они могут находиться в открытой экспозиции не более трех-четырех месяцев.

Есть в экспозиции и Пабло Пикассо, причем очень неожиданный, мало известный.

Анри Матисса довольно много. Ему посвящен отдельный зал. Он был лидером движения фовистов, чьи работы превозносили живописные качества и сильный цвет над реалистическими ценностями, сохраненными импрессионизмом. Он выставлял свои картины на Осенних салонах в Париже вместе с такими художниками, как Жорж Брак, Рауль Дюфи и Густав Моро. Их яркие, броские краски поражали зрителей и вызывали негодование у критиков.

За более чем 60 лет творчества Матисс работал над скульптурой, гравюрами и другими формами искусства. О его работах пишут так: их отличают яркие цвета и преувеличенные формы, они так выражают эмоции, как немногие художники когда-либо были в состоянии передать. Именно поэтому Матисса считают одним из самых выдающихся художников двадцатого века.

В экспозиции много рисунков Матисса. В собрание Эрмитажа их передала Лидия Делекторская (1910-1998), многолетний друг и помощник великого художника. Среди этих работ есть и натюрморты, и пейзажи, но превалируют портреты самой Делекторской. Иногда они были связаны с работой над холстами, иногда имели иной прикладной характер, но большинство вполне самостоятельны.

– Выставка эта заставляет о многом задуматься, – сказал на пресс-конференции перед открытием вернисажа заместитель директора «Эрмитажа» по научной работе Георгий Вилинбахов. – Вглядитесь в каждый экспонат, почувствуйте атмосферу эпохи между двумя мировыми войнами, представьте состояние людей, на которых обрушились ужасы XX века. Бесконечная война, бесконечная кровь, бесконечный ужас. Люди оказались невольно втянуты во всё это, и в творчестве, сознании и философии многое менялось.

Однако суровая реальность чувствуется в основном в последнем зале, где показываются произведения немецких художников. Темы их картин, как правило, носят ярко выраженный социальный характер, чего нет в работах художников других стран. Там больше портретов и пейзажей, хотя есть и сюжетные картины.

Конечно, большинство посетителей, покупая билет, идет «на Матисса», Пикассо, Шагала. В «Книге отзывов» много сетований по этому поводу. Как правило, произведения таких живописцев, как Матисс, Пикассо и Шагал, которые  на слуху, находятся в постоянных экспозициях музеев. Их порой показывают на специализированных вернисажах. Организаторы выставки не делали тайны из того, что в Казани будут демонстрироваться лишь два живописных полотна Анри Матисса – «Портрет Л.Н. Делекторской» (1939) и «Балерина» (1927). Все остальное – это скульптуры, графика и книги, оформленные великим художником. Но разве этого мало?

К сожалению, работы других мастеров заинтересовали далеко не всех. Но ведь тем и интересна новая эрмитажная экспозиция, что она дает яркое представление о том, чего мы не знаем и ранее не видели. Мне, например, было крайне интересно посмотреть работы художников, которые работали рядом с Матиссом, Шагалом, Пикассо. Еще интереснее было увидеть, как менялись стили и жанры в эпоху, когда уходил в прошлое реализм. Это ведь случилось не после 1917 года, а гораздо раньше. Однако мы судим по этому времени в основном по произведениям авангарда.

Кстати, одних несовпадение ожиданий и того, что они увидели, огорчило, других, например, рецензента «Реального времени» Зиновия Бельцева, привело в восхищение. Он не просто осмотрел экспозицию, но и попытался узнать много больше о представленных художниках, их творчестве, времени, в котором они жили. Тем более что организаторы выставки сопроводили каждую работу подробной информацией.  Из его рецензии мы узнаем многие подробности, скрытые пеленой веков. Например, о том, что «Мост» Вильгельма Лахнита – одна из немногих ранних картин немецкого художника, уцелевшая в пламени Второй мировой войны? Почти все его полотна той поры погибли при бомбардировке Дрездена, а эта, приобретённая московским Государственным музеем нового западного искусства на Первой всеобщей германской выставке 1924-1925 годов, дошла до нас.

Как, оказывается, мало мы знаем немецких художников этого времени. Вернер Пейнер был любимцем Германа Геринга. Его представляли на Великих немецких художественных выставках, он был включён лично Адольфом Гитлером в Список талантливых от Бога. После войны имя Пейнера попало в список людей, испортивших свою репутацию связью с нацистами. Выставки его картин вызывали волну протестов против реабилитации "коричневого" художника и  искусства времен нацизма в целом.

Интересна судьба Ханса Пуррмана, того самого, который в 1908 году совместно с Матиссом основал школу живописи. Первая мировая миновала его: художник был освобожден от военной службы по инвалидности, поскольку страдал от болезни Томсена – редкого врождённого расстройства нерва, ограничивающего свободу передвижения и скорость реакции. В 1915 году он встретился с искусствоведом Хайнцем Брауне. Позднее Брауне станет не только директором музея в Бреслау и Штутгарте, но и одним из самых значительных коллекционеров Пуррмана. Слава Ханса росла не по дням, а по часам: он – член Прусской академии художеств в Берлине, он – профессор в Баварском академическом институте…

Приход к власти Адольфа Гитлера прервал блистательный взлет художника. Его искусство было классифицировано как «дегенеративное» в нацистской Германии, его работы были удалены из музеев, ему было запрещено не только выставляться, но и рисовать. Кстати, к дегенеративным художникам, намеренно оскорблявшим немецкую нацию, были отнесены и представленные на выставке Марк Шагал, Эмиль Нольде, Ловис Коринт, Генрих Кампедонк и Генрих Эмзен. Ханс Пуррман был вынужден бежать из Германии…

Многие немецкие коллекции, попавшие в нашу страну после Второй мировой войны, были спрятаны в хранилища и строго засекречены. Работы Макса Либермана, Макса Слефогта, Петера Фёрстера появились в экспозиции Эрмитажа лишь в прошлом году, а картины Вернера Пейнера, Хильдегарды Клинкерт-Вейничке, Ханса Пуррмана и Ловиса Коринта вообще демонстрируются на казанской выставке впервые.

Разобраться в картинах при одноразовом посещении выставки нельзя, пишет Зиновий Бельцев. Надо вновь и вновь возвращаться в залы центра «Эрмитаж-Казань», пока выставка работает. Она закроется 24 мая.

Интересно было полистать «Книгу отзывов». Казанцы и жители других городов, которым посчастливилось, посещая наш город, увидеть здесь столь редкую экспозицию… Взрослые и дети… Развернутые комментарии и краткие ремарки. Что неожиданно – рисунки вместо слов.

Одна из посетительниц написала - «Эта выставка лучшая в моей жизни». И хотя, судя по почерку, ее жизнь еще только начинается, признание это радует. Хорошо, что в ее жизни есть такие события...

Рады сообщить приятную новость: теперь каждый желающий сможет познакомиться с экспозицией выставки самостоятельно, с помощью аудиогида. Наконец-то и в Казани есть то, что уже давно применяется в музеях других стран Европы. Не нужен экскурсовод, не нужно читать этикетки, чтобы узнать о произведениях, достаточно переключать кнопки на специальной трубке… Аудиогид предназначен для одного посетителя. Языки: русский, английский. Стоимость аренды на одну экскурсию –  250 рублей. Приобретая аудиогид, нужно оставить в кассе любой документ, удостоверяющий личность, который вам вернут после сдачи устройства обратно.

Нельзя не отметить, что Центр «Эрмитаж-Казань» ведет большую просветительскую работу. План мероприятий смотрите на его сайте.

Читайте о выставке - В Казани снова уникальная коллекция из Эрмитажа

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить