Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Шагай левой!» – казанской коллекции авангарда 100 лет
- Любовь Агеева
- 24 января 2020 года
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан ознаменовал столетие казанской коллекции авангарда большой выставкой в Галерее современного искусства. Она работает с марта 2019 года.
Выставка называется «Шагай левой!». На афише - плакат художника Фаика Тагирова, предположительно нарисованный к выставке 1921 года. В первые годы советской власти эксперименты в выборе методов и жанров в искусстве не возбранялись. Те, кто пытался сказать свое слово, были объединены в движение "Левый фронт искусств" (ЛЕФ), гимном которого стало известное стихотворение Владимира Маяковского, в котором есть такая строка: «В старое ль станем пялиться?»
Интересны пояснения специалистов музея к этому плакату. Те, кто знает арабский, может прочитать "Шагай правой". Явное противоречие. Однако ничего случайного в нем нет. Просто художник не мог не учитывать традиционную ментальность татарского народа, у которого все хорошее начинается с правой ноги. Фаик Тагиров воплотил лозунг ЛЕФа художественными средствами. Татарский крестьянин, портрет которого он представил в виде фрагментов геометрический фигур, ориентирован влево, что поддерживается направлением чтения лозунга, читаемого справа налево.
Коллекция русского авангарда из произведений художников является гордостью музейного собрания. Она представлена произведениями живописи, графики и скульптуры известнейших русских художников начала ХХ века.
Коллекция отражает почти все этапы развития русского авангарда: символизм, сезаннизм, кубизм, футуризм, примитивизм, абстракционизм, конструктивизм и других, позволяет проследить эволюцию творчества некоторых художников. Очень важно, что выставка структурирована так, что каждое направление показывается отдельно. В результате мы можем видеть не просто отдельные картины, но историю развития авангарда, что называется, в лицах и стилях.
Коллекция в Казани начала формироваться в 1920 году, после того, как Казанский научно-промышленный музей был реорганизован сначала в Казанский губернский музей (1919), затем в Центральный музей Татарской АССР (1920). Большую роль в формировании собрания современного русского искусства сыграли Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины и Государственный художественный фонд Отдела изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР. В 1920 году ими были переданы в Казань, художественному отделу музея, целый ряд произведений ведущих русских художников, представляющих, в первую очередь, новейшие художественные течения. Это было частью грандиозного плана Отдела ИЗО Наркомпроса по созданию в стране музеев живописной культуры – первых в мировой художественной практике музеев современного искусства.
В Казани, как и в целом по стране (за исключением Москвы), специальный музей создан не был, поступления влились в состав уже существующего Городского музея. Именно эти поступления – живописные работы ведущих русских авангардистов – составили ядро казанской коллекции русского авангарда. Работы были показаны на первой государственной выставке искусства и науки в Казани в 1920 году, которая работала в здании Казанской художественной школы.
Расширение музейной коллекции русского авангарда происходило во второй половине 1920 – начале 1930-х годов. В 1930 году из Государственного Русского музея был передан ряд живописных произведений, в том числе Н.И. Альтмана, Н.И. Кульбина. В 1932 году из Государственной Третьяковской галереи поступили работы М.Ф. Ларионова и В.В. Кандинского.
Полотно Кандинского «Импровизация», датируемое 2013 годом, находилось в собрании Музея живописной культуры в Москве до его расформирования.
Нельзя не заметить, что наполнение периферийных музеев полотнами первоклассных мастеров, не только представителей авангарда, но и представителей других творческих направлений, было грандиозным проектом нарождающейся советской эпохи. Государство ставило задачу донести искусство до самых широких масс. Понимая, что до московских музеев доедут единицы, руководство страны дали возможность увидеть мастеров с мировым именем, так сказать, по месту жительства.
Следующий этап формирования коллекции связан с реорганизацией музея в 1958 году, когда художественный отдел (Картинная галерея) приобрёл статус самостоятельного Музея изобразительных искусств и позже, в 1967 году, переехал в собственное здание.
Коллекция произведений казанского авангарда начала формироваться на рубеже 1910-1920-х. Первоначально это было собрание работ преподавателей и учащихся Казанских государственных свободных художественных мастерских. На это время пришелся расцвет графической школы (объединения «Подсолнух» и «Всадник»). В 1920-1930-е года из-за ликвидации мастерских и потери здания многие работы пропали. К сожалению, казанский авангард сохранился фрагментарно. После 1950-х годов коллекция значительно пополнилась произведениями, переданными в музей либо самими художниками, либо членами их семей.
Однако в 1950-1960-х годах над коллекцией нависла большая опасность – ряд работ был признан не отвечающим идеологии социалистического реализма. Работы «авангардистов» были списаны, однако музейным сотрудникам того времени удалось сохранить лучшую часть коллекции. В 1990-1992 годах списанные работы, сохраненные научным сотрудником А. Новицким, были возвращены музею.
Либеральные 1970-1980-е годы стали периодом активных закупок произведений у наследников мастеров русского авангарда. Например, в 2016 году коллекция музея пополнилась работами Александра Родченко и Варвары Степановой.
На выставке, которая работает сейчас на первом этаже Галереи современного искусства, можно увидеть картины, которые показывались тогда на обоих вернисажах. Так, русский авангард представляют картины Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Александра Куприна, Роберта Фалька, Василия Рождественского, Аристарха Лентулова, казанский авангард – работы Константина Чеботарева, Александра Родченко, Александры Платуновой, Александры Коробковой, Павла Кузнецова, Фаика Тагирова и других художников. В экспозиции представлена также известная казанская художница, наша современница Галина Сатонина (1905-2000). В пояснительной табличке указана ее девичья фамилия. Известно, что после развода с мужем она стала Сатониной.
Не могу не сказать несколько слов о Василии Кандинском. На сегодня в Музее ИЗО РТ находится одна из самых востребованных для экспонирования картин, которая довольно редко бывает «дома», путешествуя по выставкам в России и за рубежом. Она датируется 1913 годом. В 2016 году я видела «Импровизацию» в Санкт-Петербурге, в Русском музее, где тогда работала выставка «Василий Кандинский и Россия».
Первое свидание с картиной случилось у меня в 2013-м, когда в цикле «Художественные сокровища Татарстана» в главном здании Государственного музея изобразительных искусств РТ в Казани была организована большая выставка«Русский авангард. 1900-1920-е».
«В Казани картину можно увидеть крайне редко. Уровень цен на такие работы можно оценить, если зайти на антикварный сайт, где могут продаваться картины подобного уровня. Если такая работа появится на рынке, то она будет стоить десятки миллионов долларов», – пояснила корреспонденту агентства "Татар-информ" в день открытия выставки искусствовед, научный сотрудник ГМИИ РТ Ольга Улемнова.
В 2013 году любители живописи, пожалуй, впервые увидели цельную экспозицию работ отечественного авангарда – русского и казанского, о которых даже любители изобразительного искусства мало что знали.
Сегодня коллекция русского авангарда Государственного музея изобразительных искусств РТ с учетом всех этапов их творчества насчитывает почти 150 произведений. Живопись и графика занимают в ней почти равные доли, однако в графике отражено меньше имен, поскольку творчество художников представлено сериями: ксилографиями Д. Штеренберга, литографиями А. Родченко и В. Степановой, литографированными альбомами П. Кузнецова, К. Богаевского, монографическими коллекциями рисунков И. Машкова и Р. Фалька. В гораздо меньшей степени присутствует в коллекции скульптура – 3 композиции Б. Королёва, С. Конёнкова, И. Ефимова. О высоком качестве казанской коллекции русского авангарда говорит то, что ее произведения неизменно востребованы на многих крупнейших выставках русского авангарда, проходящих в России и за рубежом.
В 2013 году Музей изобразительных искусств РТ выпустил два каталога авангарда – русского и казанского. Спасибо директору музея Розалии Миргалимовне Нургалеевой – каталоги всех выставок проекта «Художественные сокровища Татарстана» в редакции «Казанских историй» есть.
Но мы представляем работы на сегодняшней выставке – чтобы передать настроение именно этого вернисажа, яркого по цветам демонстрационных планшетов, удобного в логистике. Желающие могут знать много интересного по информационным материалам на стенах, из фильма, который, никому не мешая, можно посмотреть здесь же.
Можно даже взглянуть на книги, посвященные авангарду.
Выставка «Шагай левой!». будет работать до середины апреля.
С выставкой знакомилась Любовь Агеева
Фото Олега Маковского
Читайте в «Казанских историях»:
«Жизнь в искусстве» – выставка Константина Чеботарева и Александры Платуновой
100 лет со дня рождения конструктивизма в Казани
Гордость казанской коллекции – русский авангард