Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Аксенов фест»-2021: Как много в Казани любителей изящной словесности и бумажных книг!

Мы попросили известную казанскую журналистку Людмилу Колесникову выбрать из программы 14-го литературно-музыкального фестиваля «Аксенов-фест» несколько событий, которые ей смогут быть интересны. Она выбрала два.

– Программа очередного фестиваля «Аксенов-фест», ежегодно проводимого в конце сентября в честь уроженца Казани писателя-шестидесятника Василия Аксенова, отличилась масштабностью и насыщенностью: круглые столы, дискуссии, встречи с писателями и публицистами, фотовыставка. Мне удалось побывать на двух знаковых встречах.

Встреча первая: открытие Андрея Макаревича

Для казанской публики первым и главным открытием фестиваля стало выступление легендарного музыканта, поэта, художника, телеведущего и писателя Андрей Макаревича. На этот раз Андрей Вадимович удивил так удивил – выступил в роли чтеца собственных коротких эссе. В доме-музее Василия Аксенова он презентовал почитателям свою будущую книгу «Двенадцать месяцев – двенадцать рассказов», написанную им в минувшем году для журнала «Русский пионер».

Причем всех 12 эссе маэстро-бунтарь читал один за другим без перерыва полтора часа и почему-то называл их «темами».

– А вот еще тема – «Дороги», – представлял Макаревич очередной маленький рассказ.

И столь знакомым слушателям сочным баритоном начинал повествовать о том, «дорога в неведом куда – чушь. Дорога всегда рациональна. Это шрамы на теле земли».

«Темы» рассказов были самые разные. Про его опыт коллекционирования старинных часов и про возлюбленную с непременно длинной шеей, которую он никогда не видел. Про обитателей психбольницы (рассказ «Чистилище»), которым вроде бы обещали дорогу в рай. «Но рай видно не резиновый, а души все прут и прут». … Про то, как мы упускаем в жизни свой шанс (рассказ «Шанс», и про современные гостиницы типа «новый дом», где все так наворочено, что постояльцу трудно понять, как пользоваться… унитазом.

Рассказы были абсолютно разными не только по тематике, но и по форме. То это было повествование от первого лица, то диалог двух старых друзей, то рассуждение вора, сидящего в тюрьме. Но абсолютно все талантливые, необычные, наполненные глубоким смыслом и мудрыми фразами, которые скорее всего разойдутся в литературном мире на цитаты.

«Время – и есть Бог, а часы – эстетика, знак каждой эпохи». «Дети не взрослеют, они исчезают». «Мир не стареет, просто писать сейчас разучились и музыка не та». «Жизнь стала вытекать из его тела». «Объяснение всего, что в России не получилось, начиналось со слова «хотели»…

Магия короткого рассказа в исполнении «звезды» такого уровня завораживала. А еще стало понятно, что все эти «темы» автобиографичны. Автор то вспоминает об отце, вернувшемся с войны без ноги с немецкими часами. То о своем подростковом детстве, когда он впервые взял в руки гитару. То о пребывании в жутких провинциальных советских гостиницах.

Андрей признался, что никогда не читал вслух так много своих произведений сразу: « Для меня это тоже интересный опыт». Народ ждал, когда начнется диалог и маэстро ответит на вопросы зала, но Макаревич все читал и читал…

Как сейчас говорят, офлайн в последний раз я видела Андрея Вадимовича в годы перестройки. Во Дворце спорта на Московской на концерте его невероятно популярной в те годы группы «Машина времени» яблоку было некуда упасть. Тогда у ее бессменного лидера имелась пышная шевелюра. Теперь в забитый до отказа почитателями его творчества тесный зал дома-музея Аксенова неспешно вошел пожилой человек с короткой седой стрижкой. Широкие плечи, стильный клетчатый пиджак. Сразу сел за столик, взял в руки микрофон. В итоге его многочисленным фанатам, серди которых было много мужчин, в том числе и молодых, но больше тех, кому за пятьдесят, пришлось вставать со своих мест, чтобы увидеть маэстро.

Рядом со мной сидел юноша с восторженным взглядом. Время от времени он что-то быстро записывал в маленький блокнот. А когда место в нем закончилось, вежливо спросил, нет у меня листа бумаги. Ну, где вы сейчас встретите такую интеллигентную молодежь?

Ведущая заметила, что на Западе входит в моду чтение вслух в кругу единомышленников произведений современных поэтов и писателей. Это могут быть квартирники или вечеринки в маленьких литературных кафе. Народ стосковался по духовному общению. Казанцы тоже это доказали.

Но! В зале старинного особняка Аксенова стало буквально нечем дышать. А поклонники Макаревича все прибывали и прибывали. Облепили все стены и старенькое пианино. Сотрудники музея принесли приставные стулья, велели держать открытыми окна. Но это не спасало… Зрители плотно сидели плечом к плечу, забыв о дистанции и ковиде и подвергая риску себя, спикера и организаторов встречи…

Вывод очевиден: раз горожане истосковались по подобным встречам, нужны другие, более вместительные и комфортные площадки. Такие, например, как в Национальной библиотеке РТ, где я побывала на второй встрече в рамках «Аксенов-феста».

Встреча вторая: где зимует жаба?

На встрече с питерской детской писательницей, прозаиком, поэтессой и переводчиком, 37-летней Анастасией Строкиной, поразило обилие ребятишек разных возрастов.

– Очень рада видеть на встрече представителей моей любимой возрастной категории, – улыбнулась Анастасия, внешность которой приковывала взоры редкой женственностью. Прекрасный цвет лица, яркое платье в пол, маленькая сиреневая жакетка, минимум косметики. А на столе – оригинально иллюстрированные детские книги автора.

Вопреки ожидаемому: раз в зале куча детей, сейчас начнется шум и гам – напротив сразу воцарилась творческая тишина. Дети от двух лет до подросткового возраста внимательно слушали писательницу. Активно участвовали в беседе и спешили ответить на вопросы обаятельной Анастасии Игоревны. Свой любимый жанр писательница обозначила как философские сказки. Заметила, их она пишет для детей с посылом для взрослых.

Анастасия начала с песни кота из своей книжки «Девятая жизнь кота Нильсона». Сообщила, что по мотивам ее сказки в одном из питерских театров идет спектакль и пригласила слушателей в свой любимый город.

Ее неспешный рассказ был о себе и своих книжках. Он словно погружал пришедших в другой мир. А сама эта молодая обаятельная женщина казалась пришельцем с другом планеты. Иначе как назовешь человека, который изучает язык волков и лис и составляет их словарь. (Ее любимый герой – фантастический Совиный волк). Служителей зоопарков Анастасия просит прислать звуки этих животных. Поскольку считает, у каждого зверя есть свой язык.

Автор назвала себя диванным философом. Познакомила со смешными ответами детей на вопрос, кто такой философ? Процитировала Марка Твена, написавшего о том, что в жизни человека есть два важных дня. День, когда он родился. И день, когда задал себе вопрос: «Зачем?»

– Вот я всю свою жизнь пытаюсь ответить на второй вопрос: «Для чего я родилась?», – призналась Анастасия. – Поэтому каждый герой моей книги – доморощенный философ и мыслитель.

Девочки-подростки, явно блогеры, спрашивали писательницу о том, как издать свои первые стихи. Мальчик, очень похожий на Гарри Поттера, – когда она напечатала свою первую книжку? Оказалось, в 10 лет с помощью родителей будущая писательница написала свою первую книжку про… тюльпана зазнайку.

– Не люблю скучные книги! Стараюсь, как умею, писать не скучно, – пояснила писательница свой выбор героя

Больше всего запомнился рассказ Настии о жабе, героине ее очередной философской сказки. Оказывается, она зимует в корнях деревьев. А весной, проснувшись от зимней спячки, отправляется искать свой водоем, в котором родилась. Бывает, не находит, если люди осушают его. И тогда погибает. Параллель с людьми – многие ненавидят место, где родились. С радостью уезжают из родных мест, чтобы никогда не возвратиться.

– Но для человека очень важно помнить то, что вас окружало в детстве. Свои корни. Без них нельзя, – утверждала автор.

По словам Анастасии, она тоже не смогла найти свой «водоем». Папа-летчик долгое время жил с семьей в военном городке за полярным кругом, в Мурманской области, где девочка родилась в 1984 году. Тогда там кипела жизнь. Но когда через годы Анастасия вернулась в городок своего детства, то увидела заброшенные дома и пустые, вымершие дворы.

– Такого на земле быть не должно, – подвела итог она.

С этой встречи я уходила просветленной. Захотелось срочно полюбоваться ночной Казанью. И непременно прочитать своей внучке философские сказки удивительной детской писательницы Анастасии Строкиной.

Читайте в «Казанских историях»:

Антология современной татарской прозы вышла на французском. Вы не знали?

«Аксенов-фест»: Выживет ли литература в цифровой век?

«Звездный билет» у писательницы Евгении Некрасовой и группы «Необарды»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить