Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В который раз о Доме Дротоевского-Молоткова

Пресс-тур для журналистов в Дом Дротоевского-Молоткова, объект культурного наследия федерального значения, организовал 31 января Комитет РТ по охране объектов культурного наследия.

Как сообщает пресс-служба ведомства, экскурсию по зданию провел председатель Комитета Иван Гущин, который рассказал о ходе проведения противоаварийных, ремонтно-реставрационных работах.

Представителям СМИ была предоставлена возможность осмотреть все строение, от подвала до стропильных систем, задать свои вопросы специалистам архитекторам, строителям, ознакомиться с текущим состоянием объекта.

На данный момент уже завершены плановые противоаварийные мероприятия. Произведены ремонт и замена аварийных деревянных перекрытий, демонтаж аварийной кровли. Все работы, согласно плану, должны быть завершены уже в нынешнем году.

Подробности общения журналистов с Иваном Гущиным сообщил репортер газеты «БИЗНЕС Online». Правда, у него указана другая дата завершения работ – январь 2023 года.

Перманентная реставрация

История возвращения дома №56 по улице Карла Маркса к жизни длится уже много лет. «Казанские истории» внимательно наблюдают за этим процессом, и по ссылкам вы можете найти наши публикации и об истории дома, и о его реставрации.

Снимок 2010 года

Напомним, здание построили в 1837 году по проекту архитектора Фомы Петонди. В советскую эпоху его переделали под коммунальные квартиры. В 2002 году жильцов расселили, и здание долго пустовало.

 Снимок 2013 года. ИюньСнимок 2013 года. Ноябрь

Мы писали, что в марте 2013 года дом взяла на свой баланс мэрия Казани, которая передала его инвестору – Государственному жилищному фонду. Особняк обтянули баннером и приступили к реставрации. Потом баннер почему-то сняли. Завершить работу по паспорту объекта планировалось через два года, но не вышло.

На тот момент архитектор-реставратор Борис Лурье давал положительную оценку состоянию деревянных конструкций. В строении провели исторические и инженерные изыскания. Последний раз сроком сдачи объекта называли лето 2017 года.  Я фотографировала дом в 2017 и 2018 годах.

В Интернете нашла снимок Дмитрия Кояша, сделанный 19 сентября  2018 года. В сопроводительной информации сообщается, что дом еще находится в стали реставрации.

Снимок 2018 года

Как оказалось, в начале ноября 1921 года началась вторая серия реставрации. Эту дату журналистам сообщили во время пресс-тура.

Насколько я помню, летом 2020 года основной дом на углу Карла Маркса и Гоголя был в приличном виде. Не знаю, как в это время обстояли дела внутри, но снаружи он был приведен в порядок. Заменена крыша. Пришлось заменить некоторые бревна сруба (слава Богу, старинный дом, несмотря на долгое стояние без крыши, не поддался времени). Другой стала обшивка второго этажа. Были возвращены декоративные элементы фасада, бережно сохраненные реставраторами.

Работы шли на втором здании во дворе, бывшей конюшне. По-прежнем в облезлом виде стояли входные ворота.

Дом для кого?

Впервые я зафиксировала состояние дома в 2013 году. Сначала его ходили обновить к Универсиаде, но не смогли. Не получилось и к Чемпионату мира по футболу. Когда на дом вернулись декоративные элементы, любители старины вздохнули с облегчением.

3 декабря 2021 года, проезжая по улице Карла Маркса, я нечаянно бросила взгляд на дом Дротоевского-Молоткова. И вдруг увидела, что здание опоясано светлым покрывалом, сняты доски сруба у входа. Более всего меня поразило то, что разобрана крыша. Значит, в зиму, а потом в дождливую весну здание будет вновь открыто «всем ветрам».

Я написала об этом на своей страничке в Фейсбуке, искала тех, кто может ответить, что могло случиться, еслио понадобилось снова начать капитальный ремонт. Павел Каменев заметил в своем комменте: «Может, дело идет к «новоделу»!».

 «Может, кто-то объяснит, что происходит?» – написала я. Могла бы объяснить Фарида Забирова, она была, что называется, в теме, поскольку проект реконструкции делала ее мастерская, но мы Фариду Мухамедовну летом потеряли.

Она рассказывала мне, что никак не удается решить вопрос о том, что будет в Доме Дротоевского-Молоткова после завершения работ. Одно время вроде все стороны сошлись на том, что это будет новый дом для детской архитектурно-дизайнерской школы «ДАШКА»  –  подразделения Института архитектуры и дизайна КГАСУ. Школа занимается профессионально направленным дополнительным образованием и довузовским архитектурным просвещением. Количество обучающихся в последние годы достигло 1100-1200 человек (в 1998 году составляло 120 человек). Более 600 ребят, прошедших через старшую возрастную ступень школу за годы ее работы, получили в дальнейшем высшее образование или обучаются в настоящее время в Институте архитектуры и дизайна.

По каким-то причинам от этой идеи отказались. Проектная группа выполняла восемь вариантов приспособления: то под школу, то под жилой дом, то под офис.

Чем не угодила прежняя крыша?

И вот теперь стало ясно, что старинный дом переделывается для Комитета РТ по охране объектов культурного наследия. Отмечу, не самый плохой вариант. Такое решение было принято в 2020 году.  Гущин признался журналистам, что приспособить жилой объект под административные функции оказалось очень тяжело.

Журналистам во время экскурсии сообщили, что на первый этап, в который входит проведение противоаварийных работ по усилению фундамента, воссоздание и реставрация деревянных лестниц, ремонт конструкции и покрытие кровли, восстановление утраченных элементов сруба здания, планировали потратить 68 миллионов рублей. Окончательная сумма работ может приблизиться к 200 миллионам, сообщил Гущин:

«Мы не заявлялись с этим зданием на федеральное финансирование. Это бюджет Республики Татарстан. Будем говорить, что мы к сумме в 200 миллионов, наверное, приблизимся. 

В прошлом году мы здесь провели инженерные изыскания, потому что с момента последней разработки проекта реставрации прошло почти 6 лет. Необходимо было актуализировать информацию с учетом состояния. Мы провели усиление бутового фундамента, сделали гидроизоляцию, железобетонную «рубашку» по внутренней части (сегодня у нас конструктив в полной безопасности), инъектирование стен, так как они были в определенных трещинах».

По соседству с домом Дротоевского располагается бывшая конюшня. Это здание не является объектом культурного наследия, однако Комитет планирует заняться его реставрацией с сохранением исторического облика. В этом здании будет работать подведомственная организация Комитета – Центр культурного наследия Татарстана.

«Вообще, мечта – сделать здесь благоустроенный двор. Это будет некий центр культурного наследия, где станут оказываться государственные услуги, где мы начнем встречаться с гражданами, общественниками, проводить наши коллегии и всевозможные круглые столы», – поделился планами с журналистами Гущин.

Думаю, теперь беспокоиться за судьбу Дома Дротоевского-Молоткова не стоит – он в надежных и квалифицированных руках.

Но у меня остался тот же самый вопрос, который интересовал меня в декабре прошлого года. Что могло случиться, что понадобилось снова начать реставрацию здания? Если бы работы велись только внутри здания, было бы понятно – внутренней перепланировкой объектов культурного наследия сегодня никого не удивишь. Но зачем было разбирать крышу, да еще  зиму? Чем прежняя не угодила?

К сожалению, я не могла задать свои вопросы Ивану Гущину, поскольку редакция «Казанских историй» на пресс-тур приглашена не была, хотя сохранность культурно-исторического наследия для нашей газеты – одна из основных тем.

Могу только догадываться. Допускаю, что понадобились дополнительные инженерные изыскания, ведь «с момента последней разработки проекта реставрации прошло почти 6 лет». Неужели за такой короткий промежуток времени потребовалось усиление бутового фундамента, новая  гидроизоляция, инъектирование стен?  А почему все это раньше не сделано?

Глава Комитета  сообщил, что пришлось полностью заменить 30 процентов деревянных несущих конструкций.  А почему их не заменили в ходе предыдущей реставрации здания? Она ведь тоже многие миллионы стоила.  

Не один человек, с кем я общалась по поводу Дома Дротоевского-Молоткова, говорил мне, что деревянный сруб второго этажа практически не пострадал. В замене нуждалась лишь его небольшая часть, что и было сделано. По снимку в  газете «БИЗНЕС Online» видно, что обшивку опять вскрыли…

Я интересуюсь темами реставрации и реконструкции старинных зданий уже давно. Знаю, что это очень затратное дело. В Казани с десяток зданий, которые были отремонтированы к Универсиаде, до сих пор прошли только модернизацию первого этапа, внешнюю, и использовать их пока нельзя. Мы имели такое здание на улице Карла Маркса  еще со времен  подготовки к 1000-летию Казани. Сейчас, наконец, оно вошло в строй действующих.

Тем не менее, руководство республики и города находят возможность и деньги  находят – в бюджете или у спонсоров. Казань показала хороший пример государственно-частного партнерства в этом деле.

На примере Дома Дротоевского-Молоткова резонно задать вопрос – насколько эффективно используются такие средства? Понесет ли кто ответственность за то, что снова надо выделять многие миллионы рублей, чтобы старинное здание на улице Карла Маркса наконец ожило?

Скорее всего, мои коллеги таких вопросов Ивану Гущину не задавали. А зря…

Конечно, Иван Николаевич не несет ответственности за то, что было до создания Комитета РТ по охране объектов культурного наследия. Он появился в структуре органов государственной области летом 2018 года.

Хотелось бы думать, что это будет хорошим для всех уроком.

Снимки дома автора. Использованы фото 31.01.2022 с сайта газеты «БИЗНЕС Online» и страницы Комитета РТ по охране объектов культурного наследия в Фейсбуке

 

Читайте в «Казанских историях»:

Дом Дротоевского, 13 апреля 2017 года

Дом Дротоевского, октябрь 2016 года – долгожданные перемены

У дома Дротоевского появилась надежда выжить - 2014 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить