Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Городской музей казанцы называли «Лихачевским»

Центральным событием очередного дня рождения Национального музея РТ 5 апреля стало открытие выставки «Коллекционирование как образ жизни: к 90-летию А.Ф. Лихачева», приуроченной  к 190-летию известного коллекционера и исследователя.

5 апреля на втором этаже в так называемом овальном зале собрались научные сотрудники казанских музеев, историки и краеведы, все, кто получил приглашение на этот вернисаж.

Среди тех, кто посетил выставку, в интернете уже обозначилось несколько школьников, которые посетили музей по Пушкинской карте. Как правило, наиболее продвинутые любители путешествовать по музеям и выставкам оставляют свои впечатления и фотографии в своих блогах. Например, я увидела блог Гуляй и путешествуй с Ариадной, который ведет Ариадна Аксенова, откуда скачала несколько снимков с лихачевской выставки очень хорошего качества.

Выставка «Коллекционирование как образ жизни: к 90-летию А.Ф. Лихачева» занимает довольно большое пространство на втором этаже, однако здесь представлена лишь небольшая часть лихачевских коллекций. Экспонируются всего 358 предметов из 40 тысяч, но и они дают представление о полноте и ценности собрания известного казанского коллекционера.

Музейщики подчеркивают, что впервые в едином выставочном пространстве представлены многие раритетные экспонаты из коллекций Лихачева, в том числе: античный кратер (двуручный сосуд из Древней Греции, в мире таких осталось всего четыре) и египетские древности, флорентийская мозаика и художественная бронза, археологические находки из окрестностей Болгара и Биляра, предметы искусства, привезенные Андреем Лихачевым из поездок в Западную Европу (фарфоровые изделия, эмалевые миниатюры, художественная бронза), бронзовые чернильницы и курильницы, предметы быта, одежды и творчества народов Поволжья (татарские ювелирные украшения, русские, марийские и мордовские женские костюмы, вышивки).

 

Живопись представлена копиями из фондов Национального музея, за исключением портретов братьев Лихачевых. Как известно, вся живописная коллекция Андрея Федоровича сейчас находится в Музее изобразительных искусств РТ.

В проекте, посвященном 190-летию Андрея Лихачева, которое приходится на 4 (16) июля, участвуют также Научная библиотека КФУ имени Н.И. Лобачевского и Государственный музей изобразительных искусств РТ. Музей ИЗО на время выставки передал Национальному музею портрет Андрея Лихачева кисти Александра Семенова, написанный по оригиналу Павла Ремера второй половины XIX века. Научная библиотека представлена несколькими фондовыми экспонатами. Это Библия Пискатора – редкое барочное издание с множеством гравюр на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, японские альбомы, раритетные книги с экслибрисами и оттисками штемпеля коллекционера, рукописи статьей ученого по археологии.

«Собрание Лихачева оказалось настолько крупным и ценным, что легло в основу фондов не только двух крупнейших музеев Республики Татарстан, но и одной из важнейших частей фонда Научной библиотеки университета. Сейчас в ней хранятся рукописи научных трудов Лихачева и его библиотека. Этот фонд позволяет понять процесс формирования коллекции, исследовательские и собирательские интересы ученого, контакты с другими деятелями науки и искусства», – сообщила на сайте КФУ заведующая отделом рукописей и редких книг Эльмира Исхаковна.

Начинается выставка с портретов братьев Лихачевых – Андрея Федоровича и Ивана Федоровича. Для Андрея Лихачева коллекционирование стало делом всей жизни.

Сорок тысяч предметов этого уникального собрания после его смерти в 1890 году вице-адмирал Иван Лихачев передал будущему городскому музею, выкупив всё собрание у вдовы.

Известно, что, передавая городу богатейшие коллекции, он поставил обязательным условием существование в будущем музее цельной «Лихачевской» экспозиции. Так и было сделано.

Научно-промышленный музей, открытый в 1895 году, состоял из двух экспозиций: в одной были представлены лихачевские коллекции, во второй – экспонаты научно-промышленной выставки, которая проходила в Казани в 1890 году.

На старинном снимке видим красивый секретер, который, на моей памяти, ни разу не показывался посетителям музея. Сейчас его можно видеть в юбилейной выставке. Как и круглый столик с бисерной столешницей, которая была вышита руками самого Лихачева.

Удивительной была моя встреча с некоторыми экспонатами, хорошо знакомыми мне по фотографиям. Но одно дело – снимок, даже отличного качества, и совсем другое дело – оригинал. Например, оригинальные часы, некогда украшавшие интерьер лихачевского дома, в Казани или в Полянках, казались мне маленькими, а потому, как мне казалось, они могли стоять на камине или комоде. Ошиблась…

Теперь можно внимательно разглядеть изящные вазы, многочисленные монеты, археологические редкости, оригинальные бронзовые безделицы, в том числе китайскую курительницу середины XIX века, изображенную на пригласительном билете.

Ведущая церемонии открытия рассказывала о знаменитом коллекционере и его собрании, и для кого-то это была неизвестная информация.  «Казанские истории» об этом писали не раз, но стоит повторить какие-то факты, поскольку выросло новое поколение потенциальных посетителей казанских музеев.

Первыми предметами археологической коллекции Андрея Лихачева стали артефакты с Булгарского городища, найденные самим Лихачевым и его ближайшим окружением. Он неоднократно отмечал в своих письмах различным адресатам, что его собрание местных «древностей» преимущественно «состоит из предметов, найденных на городищах двух главных городов местного края в древности − Булгара и Биляра».

Другим важным источником пополнения его коллекций были покупки древностей у крестьян и скупщиков. Андрей Федорович был известен как в Казани, так и в Спасском уезде, где находилось родовое имени Лихачевых Полянки, «как собиратель древностей, не скупившийся на плату за интересные для него вещи». И городские татары-старьевщики, и сельские жители несли к нему всё, что находили среди старья или выкапывали из земли. «Можно без преувеличения сказать, что через руки Андрея Федоровича прошли едва ли не все более или менее интересные находки того времени», – писал его сын в 1906 году.

В коллекции Лихачева встречаются совершенно уникальные экземпляры археологических артефактов. Среди них великолепной сохранности перстни и браслеты, бронзовые зеркала и матрицы.

Одним из уникальных экспонатов лихачевской коллекции является замок с Билярского городища с арабской надписью. Прочтение надписи, сделанное тюркологом С. Маловым, позволило уточнить, что, кроме обычных благопожеланий и упоминания имени мастера Абу-Бекра, на замке имеется точная дата изготовления: 541 год мусульманского летоисчисления, то есть 1146-1147 годы нашей эры. После известных ранних болгарских монет эта надпись является самым древним эпиграфическим памятником с территории Волжской Булгарии.

Многообразие лихачевского собрания показывает широкие связи его владельца с другими коллекционерами, антикварами, купцами и менялами. Чаще всего их имена неизвестны, но по личному архиву некоторые установлены. Одним из них был, например, Назарий Яковлевич Токарев, меняла и казанский купец, часто живший в Петербурге и занимавшийся скупкой и продажей различных древностей. Их знакомство состоялось в Казани и могло возникнуть при случайной встрече на Толкучем рынке города, где собирались торговцы и любители старины.

Понимая ценность и иногда случайность уникальных находок, Лихачев очень живо интересовался сообщениями и слухами о найденных кладах и приобретениях древних монет. Даже если находки проходили мимо его собрания, он старался получить информацию о них.

Приобретение новых предметов иногда даже для самого Лихачева было неожиданностью. Так, в 1866 году в письме П.И. Лерху он сообщает, что был приятно обрадован находкой «громовой стрелы», которую ему привез его брат П. Лихачев. Стрела была найдена крестьянином при посадке сада на лесной даче, принадлежавшей самому А. Лихачеву.

Самой крупной по общей численности в собрании Лихачева была нумизматическая коллекция, которая доходила до 25 тысяч единиц. Первые монеты были найдены в окрестностях Болгарского городища. Впоследствии он стремился приобретать либо редкие экземпляры, либо целые коллекции. Лихачеву удалось приобрести несколько монетных кладов, которые затем были описаны, информация о них опубликована. В том случае, если ему не удавалось полностью купить клад, он старался сделать максимальное описание всех найденных монет.

О своих приобретениях он неизменно сообщал заинтересованным лицам. В одном из писем известному нумизмату и востоковеду В.Г. Тизенгаузену Лихачев писал:

«...не сокрушайтесь, если малая толика кладов ускользает из поступлений в Археологическую Комиссию. Относитесь более гуманно к этому факту и вспомните, что это учреждение и без того преисполнено и преисполняется, может быть, ежегодно такими сокровищами, о которых нам, бедным любителям старины, и думать не приходится. Если бы я не спас Чистопольский клад от погибели, то все равно он пропал бы втихомолку».

Одним из наиболее крупных приобретений для нумизматической коллекции стала покупка части собрания известного казанского коллекционера Савельева. Виктор Константинович Савельев (1810-1882) был хорошо знаком Лихачеву не только как коллекционер, но и как коллега по совместной деятельности в Обществе АИЭ (Общество Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском университете).

В 1863 году Лихачев приобрел у Савельева коллекцию джучидских монет, содержавшую редкости Тетюшского клада. После смерти коллекционера в 1884 году Лихачев купил у его вдовы большую часть собрания монет и камней (печати, подвески) − всего 1253 предмета. Подтверждением является опись этой коллекции, которая сохранилась в отделе редких рукописей и книг Научной библиотеки КФУ, и письма Лихачева Марии Герасимовне Савельевой. Результатом столь целенаправленного комплектования стала коллекция джучидских монет, которая превосходила не только многие частные, но и музейные собрания.

Работая с нумизматическим материалом, Лихачев старался записывать подробные сведения и легенды монет, всегда указывал весовые данные, и эта скрупулезность в работе и позволила ему выделить наличие нескольких номиналов монет правления Джучидов. На протяжении всей своей жизни он составлял каталог джучидских монет. Коллекция постоянно пополнялась новыми находками. Лихачев, имея художественные навыки, сам делал рисунки монет. Но работа по каталогу, к сожалению, не была завершена.

Одна из наиболее ярких составных частей обширного собрания Лихачева − художественная коллекция. Ее формирование началось с нескольких фамильных художественных полотен, которые он привез в свой собственный дом в Казани из родового имения Полянки.

Биографы отмечали, что еще с юношеских лет Лихачев интересовался искусством, брал уроки живописи, нередко выезжал в Петербург, где в Эрмитаже делал зарисовки со скульптур и картин, созданных выдающимися мастерами. На протяжении многих лет Лихачев находился в тесной дружбе с молодыми художниками, которые обучались в Императорской Академии художеств − П. Ремером, И. Журавлевым, А. Гине и другими.

Наиболее тесное знакомство, которое переросло в многолетнюю дружбу, завязалось у него с Иваном Игнатьевичем Журавлевым. Сохранились письма Журавлева, в которых тот благодарит за присланные Лихачевым деньги и подарки. Чувствуя себя бесконечно обязанным своему другу и меценату, Журавлев взял на себя роль посредника в поиске и приобретении картин для лихачевской коллекции. Через Журавлева Лихачев познакомился с А. Гине, П. Ремером, И. Шишкиным.

Лихачевского каталога картин не сохранилось, но в 1895 году Л. Сиклером был составлен «Краткий указатель коллекции А.Ф.Лихачева в Казанском городском музее». Коллекция графики насчитывала около двух с половиной тысяч западноевропейских гравюр. Было в коллекции и 80 гравюр русской графики.

Некоторые ученые специально приезжали в Казань, чтобы посмотреть коллекцию Лихачева, а те, кто приезжал по другим делам,  считали необходимым побывать в частном музее Лихачева.

Лихачевская коллекция стала явлением в культурной жизни города задолго до того, как она попала в городской музей. Этому в немалой степени способствовало отношение Лихачева к своей коллекционерской деятельности. Источники свидетельствуют, что уже в 1870-е годы Лихачев стал довольно авторитетным коллекционером. Причем, он не был простым собирателем. Любой предмет, попадавший к нему в руки, прежде всего, был объектом глубокого научного и исторического исследования.

На церемонии открытия выступила профессор Казанской консерватории Елена Порфирьева. Как оказалось, дочь Вассиана Сергеевича Порфирьева, внука Ивана Яковлевича Порфирьева, члена-корреспондента Петербургской академии наук, профессора русской словесности, – из потомков рода Лихачевых, тесно переплетенного с другими дворянскими родами Казани. Она напомнила, что именно Андрей Лихачев сделал предположение, впоследствии подтвержденное, что булгары и татары – это одна ветвь.

«Сейчас очень много коллекционеров. Они годами собирают свои коллекции, гордятся ими. У Александра Федоровича был совершенно другой подход. Любой предмет был для него стимулом к знаниям. В этом ценность его личности».

Как опубликованные, так и неопубликованные труды коллекционера свидетельствуют о том, что он был знающим археологом, нумизматом, этнографом, историком. При сборе коллекции ему был чужд дилетантизм. Любовь к археологии и к искусству, по словам такого авторитетного ученого, коллекционера, как профессор Казанского университета Загоскин, «счастливо сочеталась в нем с глубоким пониманием дела и солидным образованием в области этих отраслей знания и искусств», – сказала она.

Лихачев неоднократно выступал с сообщениями о своей коллекции на заседаниях ОАИЭ при Казанском университете. Являясь одним их активных организаторов и членов этого научного общества, он стремился познакомить с материалами своих коллекций прежде всего коллег по обществу.

Собиратель снискал себе имя «казанского Третьякова» и стал примером для многих коллекционеров. Для оценки собрания Андрея Федоровича современники использовали эпитеты «замечательное», «превосходное». Еще при жизни собирателя она была названа музеем. Неслучайно, казанцы тогда называли городской музей Лихачевским.

Я спросила у Светланы Леонидовны Измайловой, заместителя генерального директора Национального музея, есть ли намерение сделать эту выставку постоянной.  Ответ, к сожалению, был отрицательный, однако она подтвердила, что такое намерение появилось у руководства уже давно. Именно в этом месте, по концепции, планировалось создать мемориал братьев Лихачевых. Однако такое решение пока не принято.

Мне кажется, площадь овального зала слишком мала, чтобы посетители могли получить доступ ко всем коллекциям даже на уровне скромного представительства каждой из них, а также к документам об исследовательской деятельности Андрея Федоровича.

Еще хорошо бы рассказать подробнее о жизни братьев, их связях с учеными и деятелями культуры, об их родителях, об усадьбе в Полянках и казанском доме на улице Муштари, адрес которого сегодня точно известен.

 ***

Выставка «Коллекционирование как образ жизни: к 90-летию А.Ф. Лихачева» продолжает проект Национального музея «Казанские коллекционеры», который представляет личные коллекции казанских собирателей редкостей. 17 марта в музее открылась первая выставка из цикла – «Профессор Вульфсон и его коллекция». До 27 апреля посетители смогут посетить сразу обе выставки. На лето и осень запланированы выставки по коллекциям Николая Катанова и Василия Заусайлова.

К церемонии открытия выставки музейщики приурочили два события, так сказать, внутреннего, корпоративного, характера. Участники церемонии присоединились к теплым поздравлениям, прозвучавшим в выступлении генерального директора Национального музея Алисы Вяткиной –  Светлану Измайлову поздравили с награждением республиканской медалью «За доблестный труд» (так высоко оценен ее «большой вклад в развитие музейного дела и многолетнюю плодотворную работу», Борисовну – с днем рождения.

 Большая часть снимков от автора, есть фотографии из открытых источников

 

Читайте в «Казанских историях»:

Лихачев Андрей Федорович, казанский краевед

Андрей ЛИХАЧЕВ: «Имел удовольствие показывать свои коллекции»

Казанский антиквариум Андрей Лихачев

В Лихачёвском гнезде

Лихачевский след на казанской почве

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить