Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Пионер всем ребятам пример – привет из нашего прошлого

Сегодня почти на государственном уровне отмечается юбилей пионерской организации. Она была создана ровно сто лет назад, 19 мая 1922 года. Девиз «Пионер – всем ребятам пример» долгие годы определял  законы, по которым жили дети Советского Союза.

«Эта организация просуществовала почти 70 лет. «Отряды избранных» были для граждан СССР чем-то логичным и незыблемым, а избранными оказывались миллионы: не быть пионером для советского ребенка было так же странно, как для российского — не иметь страниц в соцсетях», – это цитата с сайта Лента.ру, с которой нельзя не согласиться. Возражение вызывает, пожалуй, только определение «отряды избранных», поскольку пионерами было большинство советских школьников. Красный галстук повязывали, конечно, не всем. Помню, в нашем классе было два хулиганистых пацана – Хоменко и Коваленко. У них были какие-то другие, не как у нас, интересы в жизни, но когда их не приняли в пионеры в числе всех одноклассников, это был для них большой удар.

Я жила тогда в городе Отрадном Куйбышевской области (ныне Самарская), и была в школе №4 не просто пионеркой, но и председателем, сначала отряда, а потом школьной дружины. Вспоминаю эти годы с большой теплотой в душе.

Как-то коллега, который брал у меня интервью, спросил недоуменно, почему я с удовольствием вспоминаю работу в пионерской организации, в комсомоле. Да, их полагалось чтить в советские времена, сейчас можно, наконец, сказать то, что думаешь, пояснил он. Я в ответ его пожалела – не повезло ему со школой, с учителями. А мне повезло…

Никогда не брошу камень в свое пионерское детство, которое запомнилось мне интересными делами, организатором которых, как мне теперь кажется, чаще всего бывала директор нашей школы Тамара Петровна  Алясова. Ей удавалось создать удивительно гармоничный мир, в котором всем – и ученикам, и учителям, было хорошо и радостно жить. Не было лжи и лицемерия, ничто не делалось ради галочки в отчете. Всё это появилось много позднее. Наверное, поэтому ее идеи входили в учеников (в меня, во всяком случае) не в виде абстрактных схем, а в виде убеждений.  

Со школьных лет фотографий осталось очень мало.  Есть, например, снимок на пороге школы. Не помню, по какому поводу он сделан, но случай явно парадный. Группа ребят с пионерскими знаменами, горнами и барабанами в руках.

Кстати, в годы развенчания пионерской организации ее критики делали упор почему-то именно на пионерские символы. Получалось, что не было в нашем детстве ничего, кроме пионерских линеек и конкурсов строевой подготовки. Но было много другого, более важного, что поручали детворе взрослые. Из легендарных дел – тимуровское движение и игры юнармейцев.  Мы содержали в чистоте свою школу и школьный двор, у нас был свой огород и кроликоферма. В дни субботников четвертая школа приводила в порядок улицы всей «Колымы». Так назывался микрорайон с частными домами. А еще пионеры собирали макулатуру и металлолом, соревнуясь, какой класс соберет больше.

У меня в альбоме есть снимок, на котором я вручаю водителю ключи от новенького пассажирского автобуса. Помню, какую мы испытали гордость, когда заняли первое место в Куйбышевской области по сбору металлолома и получили в награду новенький автобус. Его  передали городу, и первыми пассажирами стали представители от каждого класса, отличившиеся в учебе и труде.

Мы были слишком маленькими, чтобы видеть свою связь с огромным миром. Тамара Петровна своими затеями делала эту связь осязаемой, используя нашу энергию в «мирных целях». Было в нашей школе много хорошего, того, о чем современные школьники понятия не имеют. Наши интересы не замыкались чужими «сникерсами» и импортными жвачками – нам принадлежал весь мир. Читая на концертах стих Евгения Евтушенко про события на Плайя-Хирон, я меньше всего думала, что Куба близка нам только потому, что это социалистическая страна. Это было стихотворение о горе матери, у которой американцы убили сына и мужа.

Много лет назад, когда я изучала причины «казанского феномена», мы говорили с Тамарой Петровной о причинах подростковой преступности. Наш долгий разговор, кстати, стал одной из глав моей книги «Казанский феномен: миф и реальность». Она напомнила, что требовала от учителей не планов по профилактике правонарушений, а конкретной, живой работы с детьми, которых называли тогда трудными. «Трудные» в четвертой школе, как мне кажется, даже не знали, что они – трудные.

Планы сочинять мы научились, а вот работать с детьми по-прежнему умеют далеко не все.

Так получилось, что в преддверии юбилея меня подключили к чату «Красная гвоздика». В далекие годы, по-моему, так назывался клуб старших пионерских вожатых Ленинского района, которым руководила методист Дома пионеров Зоя Морозова. Как известно, в 1973 году этот район был поделен, и, кроме «Красной гвоздики» появился клуб «Москвичка». 

Я стала свидетелем того, как заново объединялись те, кто когда-то носил красный галстук на груди, уже будучи человеком взрослым. Вспоминая пионерские годы, они размещали в мессенджере старые черно-белые фотографии, возобновляли утерянные с годами контакты, делились впечатлениями о встречах, которые были организованы для них в районах и городе.

На сегодняшних фотографиях вижу солидных людей с сединой на висках, а в чате они снова молоденькие девушки с пионерскими галстуками на груди.

Это племя мне хорошо знакомо, правда, больше  опосредовано. Сначала была в моей жизни чисто вожатская страница. Но это было не в Казани – в Отрадном. С 18 августа 1963 до 6 апреля 1964 года я работала старшей пионервожатой средней  школы №6  г.Отрадного. После окончания девятого класса я перешла учиться в выпускной класс школы рабочей молодежи – таким образом мне удавалось сэкономить год, который тогда «накинули» советской школе. Мои одноклассники учились еще два года. И Тамара Петровна предложила мне начать трудовую жизнь в ее новой школе. Она очень хотела, чтобы я пошла по ее стопам (я уже решила стать учителем истории и готовилась поступать в Куйбышевский педагогический институт), и новая школа была для этого хорошей стартовой площадкой.

Работа была несложной, практически всё это я уже делала в четвертой школе – пионерские сборы с традиционными ритуалами, встречи с интересными людьми, сбор металлолома и макулатуры, тимуровские дела… Тамара Петровна подсказывала, что делать, но любила, когда я проявляла инициативу сама. Я мало чем отличалась тогда от пионеров. Очень мне нравилась вечная тамошня в пионерской комнате во время перемен. В те времена школа была совсем другой, без формализма и лицемерия. Мы безоговорочно верили в то, что нам говорили взрослые.

Возможно, где-то было по-другому. Но, повторю: мне со школой и учителями повезло.

Юбилейная выставка на фестивале "Наследники Великой Победы" в казанском лицее №177. 5 апреля 2022 года

Когда переехала жить в Казань, в 1965-1968 годах я руководила кружком юнкоров Дома пионеров и школьников Ленинского района  г.Казани, вместе с ребятами выпускала стенную газету, длинную-длинную, порой под 5 метров. К сожалению, не помню имен ребят, но довелось с одним юнкором потом встретиться. Наташа Шкарбан пришла в Государственный Совет, где я работала, на учебу работников аппарата районных советов. Я ее не узнала, Наташа подошла ко мне сама. Она уже была Натальей Васильевной. Работала в районном отделе социальной защиты, потом в аналогичном городском отделе. Оказалось, разница между нами была всего 4 года. Наташа преподавала в Академии социального образования (КСЮИ), на социально-экономическом факультете КХТИ (данные в сети на 2009 год).

Дом пионеров Ленинского района – это особая страничка в моей биографии. Я обязательно о ней напишу в своей книге. Уже кое-что написала, например, о директоре Дома пионеров Аннэлии Дмитриевне Бездетко. Свои воспоминания о ней я назвала соответствующе – «Старость меня дома не застанет…». Повод для воспоминаний был скорбный – в октябре 2015 года на 84 году жизни легендарная личность в мире детства скончалась. Всю свою жизнь она работала во внешкольных учреждениях Казани – руководила Домом пионеров и школьников Ленинского района, Республиканской станцией юных туристов.

 Я не имела прямого соприкосновения с главным детищем Аннэлии Дмитриевны – районным пионерским штабом «Искорка». С некоторыми штабистами встречалась потом по жизни, а с Татьяной Бадьяновой и Шурой Рязановой поддерживаю отношения и сейчас. Но об этом штабе стоит рассказать отдельно.

Татьяна Бадьянова работала старшей пионерской вожатой, выбрала профессию учителя, работает в одной из казанских школ искусств

Шура Рязанова (первая слева) тоже стала учителем. Работала старшей вожатой, в органах управления образованием. Сейчас на пенсии

В 1977-1979 годах мне довелось быть директором Бауманского Дома пионеров и школьников. У нас был довольно большой методический отдел, который работал со старшими пионерскими вожатыми. Мне тогда приходилось больше заниматься организационно-хозяйственными делами, так что воспоминаний о пионерии тех лет у меня практически нет.

Мне не раз приходилось писать о ценности пионерской организации для воспитания детей, в том числе патриотического, для формирования будущих лидеров. К сожалению, мы выбросили из советского опыта много того, что стоило сохранить. В этом случае сброс опыта был не случайным. Пионерская организация растила коллективистов, а коллективизм был заклеймен в перестроечные годы как наш главный враг.

В Казани были попытки сохранить детскую организацию. По-моему, она называлась "Наследники". Если мне память не изменяет, это была идея Владимира Дергунова. Нечто подобное есть до сих пор. Однако массовой эта организация не стала. Гораздо успешнее работала в этом направлении КПРФ, но это все-таки локальный опыт. Но все-таки традиции потеряны не были. Их продолжали учителя-энтузиасты. Их воспитанники уже не носили красные галстуки, но учились быть активными гражданами. Больше всего их было среди юных поисковиков, которые писали исследовательские работы и открывали школьные музеи.

Фарида Салимова работает в Центре детского и юношеского туризма и краеведения «Простор» Ново-Савиновского района

С большим удовлетворением прочитала о планах возродить пионерскую организацию, теперь уже на уровне государства. 100-летие пионерии отмечается как большой всероссийский праздник. В Москву, на «Большой школьный пикник», съехались более тысячи детей из 85 регионов страны. Мероприятие проводится под эгидой администрации Президента, среди выступающих ожидается ее первый замглавы Сергей Кириенко. Официально его организатором выступает Российское движение школьников (РДШ), созданное указом Президента России  в 2015 году «в целях совершенствования госполитики в области воспитания подрастающего поколения и содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей».

Школьникам будет предложено поучаствовать в работе интерактивных площадок и дискуссиях на важные общественно-политические темы, послушать лекцию о символах государственности России «От Петра I до наших дней», побывать на церемонии гашения марки «100 лет Всесоюзной пионерской организации», защитить проекты «Лучшее первичное отделение» и «Лучшая команда» (так сейчас называется то, что пионеры называли «отрядом» и «дружиной»).

В рамках фестиваля состоится заседание очередного съезда Российского движения школьников (оказывается, есть такое, с отделением в нашей республике), в котором уже более двух миллионов человек) и вручение первой Всероссийской детской премии «Новая философия воспитания».. Именно на «Пикнике», по информации журналистов «Ленты.ру, планируется объявить о создании новой детской организации – аналога советской пионерии.

Наверняка основой станет Российское движение школьников. На его сайте я нашла информацию о его целях и задачах, о проектах и планах. Направлений работы четыре – военно-патриотическое (юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юные друзья полиции, юные инспектора движения, воспитанники военно-патриотических клубов) и информационно-медийное, а также «Гражданская активность» и «Личностное развитие». В двух направлениях – военно-патриотическом и  «Гражданская активность» – есть пересекающиеся проекты. Это работа поисковиков и юных краеведов, развитие школьных музеев. Всем этим наши дети занимаются и без организации, но, видимо, стимулов теперь будет больше.

Не могу не выразить опасений по этому поводу.

Дети наши совсем другие. Они выросли в другое время, их долгое время приучали к тому, что мечтать надо о машине и зарубежных курортах, а не о космосе и дыме таежного костра. Они живут больше в интернете, чем в дворовых компаниях или школе. Они мало что знают об истории нашей страны – невежественны в этом отношении не только дети, но и их учителя, родители. Взрослые дяди и тети сильно постарались, чтобы советский период нашей истории представлялся им сплошным черным пятном. Они хотят быть не космонавтами и героями труда – у них в этом смысле совсем другие приоритеты. Ладно хоть выбыли из кумиров валютные проститутки и киллеры.

У них нет авторитетов, ни в жизни, ни в книгах. И книг они не читают. Зато они знают, что такое постмодернизм и постправда. Может, не ведают значений этих понятий, но мир вокруг них развивается по законам информационного общества.

Станет ли близка им наша любимая песня «Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы – пионеры, дети рабочих»? Ведь рабочие уже давно – не главные люди в нашем обществе.

Не покажется ли глупой современным детям наша речёвка: «Будь готов! – «Всегда готов!»? Ведь нет уже ни Советского Союза, ни КПСС, и коммунизм уже давно не мечта всего человечества, а рудимент старой жизни, с которой мы в 90-е годы так решительно распрощались.

Представляю, как сегодня тяжело работать с детьми. Немного знаю это на практике, по рассказам дочери – она у меня учитель одной из казанских гимназий. При этом не имею в виду отклонений типа расстрела в казанской гимназии №175 или сайтов самоубийц. Я говорю об общих тенденциях, о результатах обучения без воспитания, воспитания без идеологии. Когда слово «патриот» чуть ли не ругательное.

Нам в Казани пришлось сдать своего рода экзамен по «сопромату», когда практически весь подростковый мир города жил по законам гопников. Я написала об этом в книге «Казанский феномен: миф и реальность». Это был экзамен непростой. И ничего у нас не получалось, пока мы не нашли с детьми общего языка.

На мой взгляд, сейчас ситуация не менее простая. Да, сегодня дети не ходят на массовые драки, не сбиваются в «конторы». Но у них другие «болячки», для лечения которых пока еще не найдены надежные «лекарства». И «врачей» для филигранной работы с детьми пока маловато. Слава богу, появляются. Один «Сириус» чего стоит!

Однажды много лет назад я была приглашена на какое-то военно-патриотическое мероприятие в одну из казанских школ. Дети четко следовали указаниям учителей, бездумно повторяли со сцены какие-то чужие истории. Зал сидел тихо, хотя большой заинтересованности в происходящем не проявлял. Воспитанные были дети.

Но было в этой атмосфере столько фальши, столько неискренности, что мне стало не по себе. Патриотическое воспитание – сфера столь деликатная,  что работать надо, что называется, в белых перчатках. Порой, воспитывая топорно, можно сделать не лучше, а хуже. 

Какие идеи есть у тех, кто готов возродить общероссийскую организацию, как бы она не называлась, мы пока не знаем. Не исключено, это просто очередной «грантовый» проект для распила бюджетных денег.

О, какой мощной тогда будет мина под это благородное дело! И как велики будут последствия после взрыва, а они будут, обязательно будут. Можно плохо строить дороги, не уметь сделать хороший автомобиль, наконец, можно плохо лечить конкретного человека. Но школа работает со всеми детьми. Нет, она работает с будущим страны, с нашим будущим.

 Но вернусь все-таки к празднику. С утра у меня на телефоне десятки поздравлений и добрых пожеланий. Все мои собеседники вспоминают детство. Как известно, все мы родом из детства. И если есть у нас добрые воспоминания об этих годах, значит нам в жизни повезло.

 

ПОСТСКРИПТУМ

Не успела я разместить на сайте свои праздничные размышления, как в сети появилось сообщение агентства INTERFAX.RU. Его нельзя не процитировать:  

«Власти не собираются возрождать в России пионерскую организацию, заверил на брифинге пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

"Последние дни было очень много вопросов ко мне и моим коллегам о рождении так называемой новой пионерии. Нет, никто никакие пионерии и организации возрождать не собирается", - сказал он, комментируя внесенный в Госдуму законопроект о создании общероссийской молодежной организации "Большая перемена".

"Этот законопроект связан именно с движением. Это не просто движение школьников, а более широкого контекста, более широких возрастных рамок. Это и школьники, и молодые люди, молодежь. Здесь идея создать движение, с котором уже нынешние все организации могут солидаризироваться, - объяснил Песков. - Никто ничего здесь детям не собирается навязывать".

По его словам, речь идет "о том, что именно генераторами идеи, генераторами видения того, как будет жить это движение, будут сами дети".

Как известно, 20 апреля на встрече президента с членами президента набсовета АНО "Россия - страна возможностей" 12-летняя школьница предложила Владимиру Путину объединить все детские движения. Песков подтвердил, что законопроект был подготовлен в русле этого предложения».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить