Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1874 – В час дня после торжественного водосвятия в Лядском саду открыт казанский водопровод. В небо ударил фонтан в 4 сажени вышиной. «Строитель» водопровода – г.Губонин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Свидание со «Счастливой Шарлоттой»

28 мая меня пригласили в винный бар «Истина» на улице Островского. Именно там должен был пройти первый показ  нового спектакля Театра юного зрителя.

Как и обещал Радион Букаев, вступая в должность главного режиссера театра, ТЮЗ расширяет твое творческое пространство. Сценой может стать трамвай (к этому казанцы уже привыкли), а может и бар (к этому еще надо привыкнуть).

Конечно, я знала, что в баре увижу  моноспектакль «Счастливая Шарлотта». И на столе передо мной лежало оригинальное приглашение на мое имя, подписанное «вашей Шарлоттой»: «Если вы хотите увидеть нечто действительно удивительное, приходите...». Такие приглашения были на всех столах.

Но появление актрисы Елены Калагановой на пороге кафе все равно стало большой неожиданностью. И, по-моему, не только для меня. Мы с Айратом Бик-Булатовым сидели на диванчике прямо у входной двери. Она прервала наш диалог на полуслове, впорхнув в «Истину» прямо с улицы. 

Собственно, это была вовсе не Елена, а гостья из неведомого мира, в котором, как оказалось, у нас много общего. Только события, о которых Шарлотта нам потом рассказала, мы знаем больше по книгам и фильмам, а она пережила, перечувствовала их, что называется, на собственной шкуре.

Шарлотта кокетливо спросила, знаем ли мы ее. Зачарованные этим видением, собравшиеся в «Истине» молчали, хотя наверняка знали, как она появилась в Казани. «Из «Вишневого сада» – наконец вырвалось у меня. Ну, конечно, это была гувернантка из знаменитой пьесы Антона Павловича Чехова, которая говорила по-немецки и могла показывать фокусы.

Вот как представляют Шарлотту Ивановну в одном из материалов Интернета с кратким содержанием пьесы:

Шарлотта Ивановна – гувернантка, детство прошло в цирке, где работали ее родители. Знает множество трюков и фокусов, любит их демонстрировать. Не понимает, для чего живет и постоянно жалуется на отсутствие родственной души.

В пресс-релизе журналистов предупредили, что будет спектакль в стиле спин-офф…

Спин-офф – художественное произведение, являющееся ответвлением по отношению к другому, уже существующему произведению и использующее его популярность, признание или коммерческий успех за счёт использования каких-либо элементов — персонажей, событий или тем, — игравших в произведении-предшественнике второстепенную роль. Иными словами, спин-офф уделяет особое внимание чему-то, что не было центральным в первичном произведении.

Название термина – это сокращение от английского commercial spin-off, что означает дословно «коммерческий дополнительный доход». Это попытка использовать уже известный зрителям, читателям или пользователям продукт для получения еще большей коммерческой выгоды. Предполагается, что при подобном спектакле зрители встретятся с уже знакомыми персонажами и знакомым сюжетом, но увидят несколько другие ситуационные аспекты.

В новом спектакле Казанского Театра юного зрителя всё не так. Во-первых, трудно назвать его коммерческим продуктом. Винный зал «Истина» находится в  центре города, рядом с ТЮЗом, но «зрительный зал» в нем, можно сказать крошечный. По-моему, чуть больше 20 мест. Конечно, будет какой-то сбор за билеты, возможно, зрители что-то закажут на время просмотра спектакля… Но вряд ли это будет большая прибыль.

Как оказалось, директор и сооснователь «Истины» Альберт Махмутов и не рассчитывает на доход.

«Мы готовы и открыты к интересным идеям, которые близки нам по духу. Мы любим театр и давно думали реализовать какой-то иммерсивный спектакль, поэтому идея совместного проекта с казанским ТЮЗом быстро обрела жизнь.

Вообще сотрудничество с театром у нас началось практически с момента открытия заведения, и мы видим подобный проект логическим продолжением нашего соседства. Мы хотим, чтобы гости на наших мероприятиях чувствовали себя комфортно, и в рамках этого проекта было важно, чтобы стены заведения стали живой декорацией», — эти слова приведены в пресс-релизе спектакля.

Кстати, каждый зритель спектакля получит комплимент от «Истины», который входит в стоимость билета.

Конечно, однажды в руках Шарлотты окажется бокал красного вина. Но это будет так естественно… 

«Мы поразмышляем о смысле жизни и категориях гармонии и счастья в современном мире. «Истина» - это как раз место для думающих людей, которые любят поговорить о высоких материях», — считает Радион Букаев.

Соединение  театрального действия с жующей аудиторией – на мой взгляд, не самая удачная форма творческой самореализации. Однако тем, кто купит билет в «Истину» (покупка по ссылке https://clck.ru/gemhz), не советую делать заказ до спектакля. Общаясь с Шарлоттой, вы можете забыть всё, что стоит у вас на столе.

Спектакль иммерсивный, то есть предполагающий взаимодействие актрисы со зрителями. Причем, взаимодействие это самое что ни на есть настоящее. Шарлотта попросила нарисовать портрет девочки, приведя меня в замешательство. Единственное, что я смогла – повторила символ, который видишь на двери в определенное место. Айрат добавил какие-то характерные детали. И наше «творение»  Шарлотта показала всем. Она постоянно задавала зрителям вопросы. Вот она присела молодому человеку на колени. Попросила кого-то почитать стихи Гёте, и ее просьбу исполнили. И Гёте зазвучал на языке оригинала, что вызвало большое удивление «зала».

Есть очень серьезное различие и «во-вторых» – о «Вишневом саде» Шарлотта нам только напомнит. Это будет  один, не самый главный эпизод в ее жизни. Автор пьесы, написанной специально для ТЮЗа, - драматург Ирина Васьковская. Радион Букаев, главный режиссер театра и постановщик «Счастливой Шарлотты», в интервью «Казанским историям»  («Я лично всегда радуюсь, когда в зале сидят «мама, папа, я») сказал о ней так:

«Если я хорошо вижу спектакль внутри себя, если я точно понимаю, о чем я хочу сказать и уже не хочу менять свою точку зрения, но мне не хватает рядом талантливого плеча драматурга – тогда я зову Васьковскую».

Ирина как бы продолжила великую пьесу Чехова. Она рассказала, что было в жизни Шарлотты Ивановны, немки по национальности, родившейся в Париже, до встречи с Раневской и что происходило в ее жизни после продажи вишневого сада. Естественно, она осталась без работы, без крыши над головой. Чего всегда боялась. И никому не нужны стали ее фокусы…

Гувернантки в пьесе мало. Это персонаж второстепенный, даже третьестепенный. Она появляется в паре-тройке сцен. Действие  вокруг вишневого сада с Шарлоттой никак не связано.  Насколько мне помнится по этому спектаклю, а видела я много постановок чеховской пьесы, это дама с большим чувством собственного достоинства, замкнутая, немного чопорная. Повторю одну из характеристик Шарлотты, которую я нашла в сети: не понимает, для чего живет и постоянно жалуется на отсутствие родственной души. Не нахожу в пьесе подтверждения такой характеристики. Мне помнится другое – когда становится очевидно, что у усадьбы Раневской скоро будет новый хозяин, Шарлотта с ужасом представляет, что будет с ней. Ее реплика о крыше над головой многое значит в контексте пьесы. В каком-то смысле и Любовь Андреевна со своим семейством скоро останется без этой крыши. Только она этого еще не осознала.  Приведу еще одну реплику гувернантки:

Шарлотта (в раздумье). У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю... Кто мои родители, может, они не венчались... не знаю. (Достает из кармана огурец и ест.) Ничего не знаю.

Гувернантка очень хорошо знает, что это такое – остаться без крыши над головой. НАША Шарлотта рассказала об этом в подробностях.

Чехов только намекнул нам, как изменится мир, люди в новых экономических условиях, в Васьковская проиллюстрировала это на судьбе одного человека, который жил в XX веке – во Франции, в Германии, до Первой мировой войны и после, в России, когда вишневые сады продавали на дачные участки, и много позднее, после войны 1941-1945 годов. Она сталкивает факты практически произвольно, но вряд ли кто усомниться в правомерности их существования. Были они в жизни Шарлотты или нет, не имеет значения. Важно, что они были вообще. Это столетняя история Европы, которая начинается с открытия Эйфелевой башни в Париже в 1889 году (героиня называет себя ее ровесницей) и заканчивается распадом СССР (она дожила и до этого).

Сколько горечи было в голосе Шарлотты, когда она рассказывала нам о черных днях своей жизни. Она даже продемонстрировала, как однажды в Берлине, в разбомбленной похоронной лавке,  присмотрела себе «место» и уже забралась в гроб,  собираясь попрощаться с жизнью:  «Гроб — последнее достоинство культурного человека». Но ее спас русский солдат Георгий, предложивший горячий кофе.

Интересно, что в программке спектакля, который презентован как фокус в одном действии, есть кроссворд, разгадывая который зритель вспомнит имена знаменитых людей, с которыми встречалась по жизни Шарлотта: известный иллюзионист, французский художник-постмодернист, советская актриса театра и кино, русский и американский писатель, поэт, переводчик, немецкий политический деятель и даже первый человек в космосе… Да, Шарлотта Ивановна видела даже Юрия Гагарина. Кто докажет обратное?

Имена, события мелькают в рассказе Шарлотты, складываясь в стройный узор, как в детском  калейдоскопе. Будет в этом калейдоскопе и французская танцовщица Ля Гулю, которая учила ее никогда не плакать, и строгая школьная учительница, и парижский театр Мулен Руж на Монмартре, и уютная усадьба Любови Андреевны Раневской из «Вишневого сада», живущей в идеальном мире, не желающей принимать реалии новой жизни. Шарлотта вспоминает тех, кого любила, кого боялась и ненавидела, с кем общалась, дружила, видела. 

Ну, хватит о Шарлотте. Теперь об актрисе, которая создала этот образ, о заслуженной артистке РТ Елене Калагановой. Она окончила Казанское театральное училище в 1992 году, в 1993-м была принята в труппу Театра юного зрителя. В 2002 году окончила с отличием РАТИ (курс Е.Лазарева и О.Якушкиной).

Признаюсь, раньше я не выделяла Елену в тюзовской труппе. Но объяснение скорее в моем плохом знакомстве с репертуаром этого театра. Да и хожу теперь в театр довольно редко. Особенно в ковидные сезоны. Из девятнадцати спектаклей ТЮЗа с участием Елены Калагановой, которые названы в сети, я не видела ни одного. Правда, была наслышана о ней от своих друзей – Юноны Каревой и Вадима Кешнера – она училась на их курсе в театральном училище.

На моей памяти только одна роль Елены Калагановой – в спектакле «Зимняя сказка для взрослых» (режиссер – Туфан Имамутдинов, автор пьесы – Михаил Меркушин): ее портниха выступала в паре с Витей-крановщиком (актер Камиль Гатауллин). Кстати, в этом же спектакле участвовала Нина Калаганова, мама актрисы. Мне эта постановка очень понравилась. Начала писать рецензию, но отложила из-за каких-то дел. А теперь это, скорее всего, другой спектакль – уехала из Казани блистательная Елена Ненашева, не будет с нового сезона Камиля Гатауллина. Жаль, уже не увижу этот спектакль в нынешнем сезоне. Подождем следующего...

Я больше знаю родителей Лены – они тоже работали в ТЮЗе. Нина Калаганова до сих пор выходит на  сцену, мы часто встречаемся с ней на культурных площадках города. А вот Александра Калаганова, по сегодняшним понятиям, звезду не только ТЮЗа, но и всей Казани,  уже давно нет на этом свете: его забили насмерть четверо подонков. Это произошло 22 февраля 2001 года, когда он работал в театре Нижнего Тагила. После вечернего спектакля актер возвращался домой и за кого-то вступился. Помню, это трагическое известие ошеломило и шокировало всю Казань. 

Как оказалось, профессию Лена выбирала без родителей. Но проучившись год на физическом факультете университета в Саратове, вернулась в Казань. Так, что теперь в ТЮЗе – театральная династия Калагановых – мать и дочь.

Сказать, что Лена в роли Шарлотты мне понравилась – значит, ничего не сказать. Она меня ошеломила. Своей непосредственностью и искренностью.  Органика была такая, что я забыла, что передо мной актриса. Я видела только Шарлотту.

Ее героиня при всех своих несчастьях считает себя счастливой женщиной, она не зря прожила свою жизнь. Мы не узнаем, есть ли крыша над ее головой в день нашей встречи. Только темные пятна на симпатичном пальто Шарлотты выдавали уровень ее благосостояния (простите на официальный термин). Скорее всего, это была имитация заплаток. Но признание Шарлотты в том, что она человек счастливый, прозвучало без всякой фальши и позерства. Счастлива без больших денег, без роскошной квартиры и загородной усадьбы, без «Мерседеса», без всего того, что в наше время почему-то считается признаком счастливой жизни…

Я всегда особо выделяю моноспектакли. Актеру практически не за что зацепиться. Нет партнера, как правило, мало декораций. Ты – и зритель. И текст, который надо оживить, выразить через тембр голоса, через жест, выявить на лице, в позах…

Елене в какой-то степени было легче – зрители были рядом, помогали ей не только своим присутствием, как это было бы на обычной сцене, но и своим соучастием. Они отвечали на ее вопросы, выполняли ее просьбы. И все это было так естественно, будто и в самом деле мы случайно оказались в одном кафе, и Шарлотта, будучи в хорошем настроении, с нами разоткровенничалась, вспомнила, как жила, что видела и чувствовала.

Актриса обходилась без декораций – только небольшой столик с фотоальбомом, который она изредка открывала, чтобы показать нам какой-то снимок, и еще один столик, служебный, для нехитрого реквизита, уместившегося в старинном саквояже. Изящная шляпка, в которой она впорхнула в кафе, белый воротник, который она надела, представляя свою учительницу, предметы для фокусов, которые она нам показывала.

Это удивительно, но Лена фокусы не имитировала – она их действительно показывала: из разорванной и скомканной бумаги у нее получалась бумажная панама (а у молодой девушки из «зала» так и остались бумажные обрывки), все карты в колоде стали вдруг дамой червей…

Когда мы разговаривали после спектакля, Лена, отвечая на мой вопрос, сказала, что пришлось терпеливо учиться делать фокусы,  показала молодого человека, который был ее учителем. В одной из последних сцен спектакля она вызвала Марата Саляхова на танец...

Прошло несколько дней, как я увиделась с Шарлоттой Ивановной. И скучаю, как скучала бы, расставшись с интересным человеком.

ПОСТСКРИПТУМ:

До конца 89-го театрального сезона ТЮЗа спектакль «Счасливая Шарлотта» можно будет посмотреть в винном баре «Истина» три раза. Показы состоятся 26 июня, 10 июля и 21 августа.

 Фото: Любовь Агеева и Михаил Захаров (сайт информационного агентства "Татар-информ")

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить