Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Церковь в Архангельских Клярях ― послание из XVIII века
- Любовь Агеева
- 19 сентября 2023 года
19 сентября на улице Советской деревни Архангельские Кляри было непривычно многолюдно.
По большому количеству машин нетрудно было догадаться, что это гости, приехавшие в Камско-Устьинский район по важному поводу. В этот день митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл освятил после восстановления деревенскую церковь Архангела Михаила и провел в ней первое богослужение.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), наместник Казанского Богородицкого монастыря игумен Марк (Виленский), наместник Раифского Богородицкого монастыря игумен Гавриил (Рожнов), а также монахи Казанской Богородицкой обители в священном сане. Песнопения исполнил архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова.
В мирской программе праздника было торжественное открытие древнего храма для прихожан с приятной процедурой награждения тех, кто этот день приближал.
Сначала чисто репортерский взгляд на это событие. Намеренно упущу некоторые подробности, поскольку оперативные материалы найдете в других СМИ. Наиболее полные репортажи читайте в газете «Вечерняя Казань» («В архангельских Клярях освятили возрожденную деревянную церковь XVIII века) и сайте Татарстанской митрополии (Митрополит Кирилл совершил великое освящение старинного храма Архистратига Божия Михаила в селе Архангельские Кляри).
Вторая жизнь древней церкви
Журналистов у восстановленного храма оказалось много. Поездку на место события организовал Максим Салюков, новый пресс-секретарь Комитета РТ по охране объектов культурного наследия, который обеспечил нас и условиями для работы, и необходимой исторической справкой. Приведу ее полностью с небольшими вставками.
Михайло-Архангельская церковь в деревне Архангельские Кляри является второй по древности из сохранившихся деревянных храмов на территории Татарстана. Она уступает только Троицкой церкви Иоанно-Предтеченского монастыря Свияжска, построенной в 1551 году. Деревянный однопрестольный храм возведен на средства прихожан в 1757 году.
В Архангельских Клярях мы узнали, что среди жителей деревни тогда было немало старообрядцев Белокриницкой общины, а старообрядцы, как известно, были активными благотворителями.
Более восьмидесяти лет церковь сохраняла свой первозданный облик и внутреннее убранство. В 1856-м на средства помещиков Соколовых она была отреставрирована и значительно расширена в объемах.
Другие источники называют помещицу А. Смеловскую, а глава Большекармалинского сельского поселения Эдуард Байдамшин назвал журналистам помещиков Савельевы. В Камско-Устьинском районе живут их потомки.
Последний раз церковь ремонтировали на средства прихода в 1912 году. Тогда же под руководством архитектора С.В. Бечко-Друзина была выстроена колокольня и пристроен одноэтажный притвор.
Дополню: Степан Владимирович Бечко-Друзин в это время был архитектором Казанского учебного округа. По его проектам были построены здания для реального училища в г. Елабуге (1882) и первой мужской гимназии в Чистополе, а также церковь Сергия Радонежского в Нижнем Услоне (1890-1907).
Церковь была действующим культовым сооружением вплоть до 1930-х годов. Позже её здание вплоть до 2000-х годов использовалось под хранилище зерна.
Земельный участок под храмом находится в государственной собственности, на праве безвозмездного пользования в марте 2023 года он закреплен за Казанским Богородицким мужским монастырем (Казанская епархии Московский Патриархат Русской Православной Церкви).
Статус выявленного объекта культурного наследия церковь получила в 2002 году, в августе 2023 года ей был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения.
Описание объекта
Площадь здания: 162 м3, объем объекта: 950 м3; высота: 18,27 м. Церковь состоит из одноэтажного объединенного объема притвора, трапезной, храмовой части и апсиды с завершением в виде двухъярусного восьмигранного объема с главкой. Над притвором возвышается двухъярусная колокольня с шлемовидной главкой, венчаемая крестом.
По объемно-планировочному решению церковь относится к типу культовых построек с осевой композицией, вытянутой в направлении запад-восток. Она была срублена из сосновых бревен, уложенных в «лапу», и обшита горизонтальными досками, обработанными по технологии дороженого тёса, которая способствует сохранению дерева.
В последнее десятилетие возникла реальная угроза исчезновения и утраты церкви как объекта культурного наследия. Поэтому к 2017 году по заказу Центра культурного наследия Татарстана был подготовлен проект ее реставрации. Работы начались в мае 2019 года. Их финансирование осуществлялось за счет пожертвования Фонда «Туган Иль».
При реставрации произведена полная переборка сруба с применением технологий протезирования древесины для максимального сохранения подлинного материала. Межвенцовое утепление стен выполнено аутентичным способом – конопаткой мхом. Воссозданы историческая стропильная конструкция кровли и деревянные перекрытия. Все внешние и внутренние элементы декора выполнены по отобранным с объекта подлинным образцам: наличники, подоконники, окна, двери и кованные решетки.
Ключевой элемент интерьера храма – иконостас - воссоздан на основе подлинной композиционной структуры с использованием характерных декоративных элементов.
Как сказала журналистам руководитель проекта реставрации Анна Миронова, информации о храме было мало, и она была общего характера. Только благодаря местным жителям удалось найти дом паломника, в котором сохранились некоторые фрагменты подлинного иконостаса. .
Колокола для храма были отлиты на Ярославском литейном колокольном заводе. 12 сентября они были освящены и установлены в звоннице церкви.
В здании церкви есть свет, отопление осуществляется за счет электричества. Газ обещают провести в ближайшее время.
Длинная дорога к храму
Двери церкви открыли до официальных событий, и все желающие могли увидеть ее внутри.
По конфигурации внутреннее пространство церкви напомнило мне деревянный Троицкий храм на острове Свияжск. Дух захватывает, когда представляешь, сколько такой древней церкви лет. Умели же строить наши предки!..
Если Троицкий храм за эти годы реставрировался, и не раз, то деревенская церковь в Архангельских Клярях не обновлялась, как нам сказали, 100 лет. И все-таки выжила. С издержками, конечно. Реставраторы по подлинным образцам восстановили все внутренние и внешние элементы декора церкви, «подлечили» оставшиеся годными бревна сруба, воссоздали бутовый фундамент, укрепив его бетоном. В ходе работ максимально использовались подлинные технологии и природные материалы. Никакой пластмассы, ничего искусственного.
Церковь смотрится на фоне зелени как яркая игрушка. Какой она была на самом деле, не знает никто. На сохранившихся снимках уже обезображенное здание. Скорее всего, цветовую гамму выбирали по аналогичным сооружениям XVIII века.
Где «вылеченные» бревна сруба, а где новодел, можно узнать только внутри церкви. Снаружи всё скрыто деревянной обшивкой. Она новая. Ни одной старинной доски не сохранилось, но, как видно на снимках, древняя обшивка была именно такой.
Присутствующие на церемонии открытия церкви специалисты в области реставрации, в том числе, член федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ, ведущий эксперт музея-заповедника «Кижи» Александр Любимцев, произведенными работами остался доволен. Вот что он сказал Ольге Юхновской:
«В Татарстане я впервые. Впечатлен, с какой любовью ваши земляки относятся к своему наследию. Деревянных памятников у нас в стране не так уж и много, каждый имеет огромную ценность. Храм в Архангельских Клярях реставрировали три года, это очень быстро для столь сложного объекта. Работы сделаны качественно и своевременно, главное, церковь спасена, вернее, так: спасли памятник, который снова стал церковью, снова служит людям. Но памятник деревянного зодчества – как человек, у него тоже есть свое здоровье и болезни. Желаю команде реставраторов постоянно за ним ухаживать, поддерживать его состояние, и тогда он простоит очень долго».
Специалисты, с которыми общались журналисты, не скрыли, что сохранилось только 30 процентов старинного сооружения. И потому, по-моему, справедливее назвать восстановительные работы на церкви не реставрацией, а реконструкцией.
По фотографиям хорошо видно, сколь существенны были утраты. Сначала основным разрушителем было время – с момента постройки здания прошло более 260 лет. Люди помогали ему своим равнодушием. Не менее серьезными были для старинной постройки испытания последних лет, когда церковь официально находилась в стадии реставрации.
Сохранить древнее деревянное сооружение не так-то просто. И дело не только в отсутствии желания и средств на поддержание его «здоровья» и своевременную реставрацию. Не так много в России специалистов, которые умеют сохранить такие раритеты, применяя старинные технологии. Порой идут по пути наименьшего сопротивления, выдавая за памятник новодел или калеча древний памятник окнами из пластика.
В случае с церковью в Архангельских Клярях решились на реставрацию с максимальным сохранением фрагментов старинной постройки. Ее доверили Александру Попову, именитому российскому реставратору в области деревянного зодчества, который, как свидетельствует очевидец, впервые появился в деревне в 2017 году. Он обследовал тогда несколько объектов Татарстана: две мечети в Высокогорском районе – в селах Айбаш и Большая Елга, дом Бакирова в селе Большой Менгер Атнинского района. И республика готова была заключить с ним долговременное соглашение, тянувшее на 100 миллионов рублей.
После осмотра руинированной церкви в Архангельских Клярях, которая оставила у Попова удручающее впечатление, он предложил все сохранившиеся фрагменты перевезти в его реставрационный центр в городе Кириллове Вологодской области. Поскольку, по его мнению, там есть все условия для качественного восстановления дерева. Что и было сделано.
Почему всё застопорилось и кто в этом виноват, теперь неважно. Важно то, что в сроки, указанные в договоре, знаменитый реставратор не уложился, потребовал существенно увеличить бюджет, и ему даже хотели пойти навстречу, хотя за выделенные авансом деньги он не отчитался… Потом было длительное выяснение отношений, дошедшее до суда.
Думаю, что скорее всего церковь так и осталась бы кучей изъеденных временем бревен, если бы не счастливое стечение обстоятельств.
В 2018 году в Татарстане был создан Комитет по охране объектов культурного наследия, и так получилось, что первым объектом, на который вынужден был обратить внимание его руководитель, стала именно эта церковь. Иван Гущин, комментируя открытие церкви, публично выразил благодарность Ольге Юхновской, публикация которой в «Вечерней Казани» стала стартовой позицией в более чем пятилетней эпопее.
Статью «Завтра может быть поздно» Ольги Юхновской от 14 августа 2018 года можно было прочитать на информационном стенде у церкви
А началось всё с обращения в редакцию «ВК» депутата Камско-Устьинского районного Совета Наиля Сиразаева. Ольга написала еще несколько материалов на эту тему. И ее настойчивость свое дело сделала.
Александр Попов получил три протокола об административном правонарушении. На месте проведено несколько совещаний, одно из них с участием митрополита Кирилла. В конце концов было решено вернуть фрагменты церкви в Архангельские Кляри.
Снимок, опубликованный в сетевой газете «Вечерняя Казань», хорошо передает состояние остатков деревянных срубов.
Большая часть фрагментов погибла, поскольку они находились на открытом воздухе, хотя и под навесом. Бревна начали гнить, покрылись мхом. Всё, что надеялись сохранить, вернули в Татарстан только к концу августа 2020 года.
Завершали работу по реставрации церкви другие специалисты. Противоаварийные и реставрационные работы провели специалисты ООО «Объединенная строительная компания» (ОСК), которая специализируется по деревянному зодчеству. У нее хорошая производственная база в селе Сокуры Лаишевского района.
В июне 2021 года рабочие ООО «Рестор»(субподрядная организация из Костромской области, специализирующая на восстановлении зданий деревянного зодчества) приступили к сборке сруба церкви.
В итоге восстановительные работы на объекте культурного наследия обошлись намного дороже, чем изначально планировалось, - вместо 20 миллионов получилось 65.
Звучат колокола, молчавшие сто лет
Вряд ли подробности воссоздания церкви Архангела Михаила интересовали верующих и священнослужителей, прибывших на церемонию ее освящения, а потом отстоявших в ней первую Литургию. Они если и заметили, что иконостас, хоть и воссоздан на основе старинного образца, не имеет подлинных икон, то промолчали. В надежде, что когда-нибудь они появятся. И уже появились: Митрополит Кирилл передал в новоосвящённую церковь несколько святых икон, а также Евангелие, привезенное в Татарстан Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Это роскошный подарок для церкви без общины.
Как рассказала журналистам автор проекта реставрации, архитектор ОСК Анна Миронова, нигде в архивах не сохранилось ни фотографий внутреннего убранства церкви, ни описи ее имущества. Один из деревенских жителей принес в храм несколько сохраненных церковных икон, но этот факт ― скорее, вишенка на торте. Во-первых, судя по его возрасту, он не мог видеть иконы в церкви ― наверняка святые образа сохранили его родители. Во-вторых, иконы вряд ли удастся отреставрировать, хотя бы потому, что нет у сельчан таких денег. Но в данной ситуации любая икона есть Икона.
На празднике освящения церкви практически не было потенциальных прихожан, поскольку в деревне живет всего 12 человек. Мои коллеги могли взять интервью только у сына Александра Ивановича Яшина ― Алексея Александровича, сотрудника 116-й пожарной части МЧС Камско-Устьинского района который показал журналистам родное подворье.
Гуляя по деревне вместе с главой поселения, мы встретили только одного старожила Архангельских Кляр, с интересом наблюдавшего от своего дома за происходящим у церкви. Правда, в праздничной толпе были казанцы, приехавшие в родную деревню, чтобы всё увидеть своими глазами.
Из Казани привезли паломников, и их духоподъемность была искренна. Поскольку было место для вознесения молитвы в честь Архангела Михаила, одного из высших Ангелов, не только воина, но и ходатая за людей перед Богом (церемония освящения церкви намеренно приурочили к дню его памяти – дню воспоминания чуда Архистратига Божия Михаила в Хонех (Колоссах).
Был рядом Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл ― вряд ли в другой ситуации так легко получить его благословение. Был колокольный звон, который время от времени звучал на многие километры окрест. Для паломников, в отличие от нас, журналистов, было неважно, что новые колокола на звоннице молчат, их голоса звучат в записи. Есть для этого соответствующее оборудование. Понятно, что своего звонаря в этой церкви не будет. К тому же запись вместо настоящего колокольного звона сегодня ― событие привычное.
Так выглядит современная звонница
Мирская торжественная церемония после Литургии и крестного хода вокруг восстановленной церкви проходила у входа в нее. На ней присутствовали: заместитель Председателя Государственного Совета РТ Юрий Камалтынов, начальник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Раиса по вопросам внутренней политики Альберт Дирзизов, глава Камско-Устьинского муниципального района Наиль Вазыхов, вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко и другие официальные лица.
В центре внимания, в том числе и у журналистов, по праву были председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин и его команда. Именно они сохранили древнюю церковь, хотя это было непросто.
Речей было много, хорошо, что кратких. Первым слово предоставили Владыке Кириллу:
«Радостно, когда святыни оживают. Печально и больно, когда они погибают. Когда есть горячая молитва к Богу, Господь посылает добрых людей. Когда нет людей, Господь посылает Свою Божественную силу, как в сегодняшний праздник Он послал архистратига Божиего Михаила, который спас храм от разрушения и людей от погибели в далеком IV веке.
Сегодня в нашей родной Татарстанской митрополии очень много добрых людей. Добрые люди есть и среди мусульман, и среди христиан, потому святыни возрождаются всем миром. Православные христиане помогают строить мечети, а мусульмане участвуют в строительстве и возрождении храмов. В единстве сила нашего народа. Это единство благословлено Всевышним Творцом. Пусть благословение Божие пребывает над всеми вами, на всеми теми людьми, которые имеют доброе сердце и твёрдое намерение оставить что-то доброе на этой земле. Храни вас Господь! Матерь Божия и архистратиг Михаил да ведут нас с вами вечность и ограждают нас от всякого зла!»
Среди «добрых людей» митрополит Кирилл и другие ораторы особо выделили Рустама Минниханова, без которого этого события просто не было бы.
На празднике присутствовал Глеб Петухов, руководитель Управления министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому и Уральскому федеральным округам, который в своем выступлении отметил, что архитекторы и реставраторы, меценаты и священнослужители в Татарстане ― единомышленники и трудятся сообща.
Значительную часть церемонии открытия заняла процедура награждения. Владыка вручил Ивану Гущину медаль святителя Казанского Гурия, первого архиепископа Казанского II степени.
Архиерейские грамоты получили глава Камско-Устьинского муниципального района Наиль Вазыхов, заместитель председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Наталья Прохорова и генеральный директор Объединенной строительной компании Евгений Крючков.
Последнему Глеб Петухов вручил благодарственное письмо Министерства культуры РФ ― за внимание к трудам, направленным на сохранение объекта культурного наследия. Коллектив компании также поблагодарил глава муниципального образования Наиль Вазыхов.
Почётных грамот Комитета РТ по охране объектов культурного наследия удостоены наместник Казанского Богородицкого мужского монастыря игумен Марк и главный инженер ОСК Александр Забеднов. Благодарственными письмами поощрены главный архитектор проекта Анна Миронова и бригадир группы столяров-плотников Александр Демьянов.
Глеб Петухов, Анна Миронова и Иван Гущин
Послание из прошлого – как испытание
Колокола на церковной звоннице возвестили, что долгий путь возвращения церкви к жизни позади, и это не могло греть душу каждого, кто был в это время рядом. Испытала это и я. На какое-то время рациональный анализ происходящего уступил место его эмоциональному восприятию. Но в Казани уже ничто не мешало поразмышлять о том, чему я была свидетелем.
Восстановление деревенской церкви в сентябре 2023 года кажется мне фактом символическим, в наш прагматичный век, когда всё измеряется практической пользой, невозможным. Зачем церковь в деревне, где нет и десятка домов, в которой живут всего 12 человек? Разве нет в республике других, более важных забот? Ведь многим миллионам рублей, потраченным на реконструкцию деревянной церкви, можно было найти другое применение – денег сегодня на многое не хватает.
Можно ведь так подумать, если многие годы безверия большинство людей даже не задумывается о том, что, кроме материальных, есть ценности духовные, а они ни в рублях, ни в долларах не измеряются. Говоря о безверии, я не имею в виду только советское время, когда рушили храмы, приспосабливали церкви к житейским потребностям. Например, в церкви Архангела Михаила, которую закрыли, как нам сказали, в 1930 году, хранили зерно, семена подсолнечника и другую продукцию с полей.
Но церковь стояла и служила людям! А в руины она превратилась уже в наше время, когда о духовности говорят много больше, чем раньше, но не всегда слова сопрягаются с действиями.
А потому восстановление древней церкви, ее возвращение верующим (в марте 2023 года Михайло-Архангельский храм стал частью подворья Казанского Богородицкого мужского монастыря) можно рассматривать как факт покаянный за многие прегрешения.
Прогуливаясь по двум улицам Архангельских Клярей, напоминающим старческий рот с несколькими зубами, я вспоминала, как на сессиях Государственного Совета менялась карта республики. Умирание деревень происходило по всей стране. Когда это статистика – без эмоций, когда нет больше деревни, в которой ты родился, – это больно, по себе знаю. Помню, знаменитый татарский драматург Туфан Миннуллин однажды отказался голосовать по проекту постановления об упразднении очередной деревни, и ему объясняли, что ее всё равно уже нет.
Эти процессы идут до сих пор. Убери в деревне школу, клуб, фельдшерский пункт, магазин – и через какое-то время она будет пустой. И тут уже не спишешь на советские времена…
Многие говорили на празднике, что церковь в безлюдном селе может сыграть роль магнита. Как заметил митрополит Кирилл, когда есть сила Божия, и один в поле воин.
А ведь в Архангельских Клярях жили сотни людей. Согласно Википедии, максимальное их число было в 1920 году – 406. Возможно, захотят вернутся в родные края из городов правнуки сельчан, построят новые дома. Работа для них в местной агрофирме есть. А может, захотят жить недалеко от Волги те, кто никогда здесь не бывал, но имеет намерение осесть на земле, дышать свежим воздухом.
Свежий воздух – это, конечно, хорошо. Но к нему нужны хорошие условия работы и жизни. Магазин, а не автолавка. Хорошо, что есть электричество и газ, еще с советских времен. Кто же поедет жить в деревню, если к ней даже дороги хорошей нет?
Скорее всего магнитом будет не сама церковь, а асфальтированная дорога, которую местная власть обещает скоро построить. Ее уже начали размечать. Готов проект, по которому планируется заасфальтировать 750 метров грунтовки.
Так что пока больший расчет не на увеличение деревенских жителей, а на туристов. А в Камском Устье есть что посмотреть: знаменитая гора Лобач, Юрьевская пещера. По соседству с пещерой находятся гипсовые штольни, в которых часто встречаются туристы, увлеченные скалолазанием. В районе в 2021 году обсуждали концепцию развития туристско-рекреационного кластера на этой территории. А еще тут есть поселок Красновидово с музеем Максима Горького. Наконец, есть Волга, в рядом с Камским Устьем она сливается с Камой.
Туристам интересно посмотреть на «самый северный» виноградник и на производство французских сыров камамбер и бри. В Камском Устье есть идея восстановить водяную и ветряные мельницы, которые некогда работали рядом с Архангельскими Клярями. По словам главы района Наиля Вазыхова, планируется развивать сельскохозяйственный туризм. Это тоже будет хорошая приманка для туристов. Камское Устье — первый экокурорт в Татарстане. Уже сейчас на территории района более 200 туристических объектов, создается инфраструктура для их посещения.
В сентябре появился еще один объект, достойный внимания туристов: деревянная церковь постройки середины XVIII века. В России не так много таких древних памятников старины. Понимаю, что это аргументы из области рационального. Но что делать, если апелляция к духовным ценностям не всегда действует?
В апреле 2004 года я в очередной раз размышляла о судьбе культурного наследия в Татарстане. Публикация в «Казанских историях» была вызвана межрегиональной конференцией «Проблемы рационального туристского использования культурного и природного наследия», которая проходила в Казани. В заголовок вынесла вопрос, который задала тогда себе и читателям — Станет ли Татарстан туристической Меккой?
С тех пор много воды в Волге утекло. Многие названные участниками конференции проблемы были благополучно разрешены. Поскольку 1000-летний юбилей Казани убедил руководителей города и республики, что туризм может быть прибыльным бизнесом. А потому памятники культурного наследия надо холить и лелеять. Что и делается.
Конечно, есть еще много поводов для беспокойства. И на улицах города можно видеть руины вместо старинных зданий, которые поражают своей волей к жизни. Но видно и другое — как много памятных сооружений, о которых приходилось писать, отреставрированы, и в них пришла новая жизнь.
Мы очень долго понимали, что старая Казань сегодня — это зеркало, в которое на город смотрят не только наши гости, но и наши дети и внуки. Второе намного важнее. Иначе наши потомки не увидят Казань, которую любили мы.
Потому так много еще забот и у государства в лице Комитета по охране объектов культурного наследия, и у всех любителей старины. А в конечном итоге у всех нас. Если мы хотим передать потомкам всё, что получили от предков.
Снимок на память
Фото с места события Максима Салюкова, остальные из интернета