Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1874 – В час дня после торжественного водосвятия в Лядском саду открыт казанский водопровод. В небо ударил фонтан в 4 сажени вышиной. «Строитель» водопровода – г.Губонин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Алтын майдан ― Алания»: мозаика событий и впечатлений
- Любовь Агеева
- 15 ноября 2023 года
Изучив свой фотоархив, прочитав все сообщения в аккаунте фестиваля «Алтын майдан ― Абхазия», могу теперь поделиться с нашими читателями личными впечатлениями.
Поскольку в августе я уже подробно рассказала о международном инклюзивном проекте «Алтын майдан» на примере летнего фестиваля в Сухуми («Алтын майдан» в Абхазии, рядом с морем: 3 июля), на этот раз ограничусь субъективными заметками журналиста, допущенного на творческую «кухню». Моя коллега ― Гамира Гадельшина, автор идеи проекта «Алтын майдан» и главный организатор его фестивалей, во второй раз пригласила меня поработать в жюри двух конкурсных программ фестиваля во Владикавказе.
Как всё было
С тревогой ждала объявления окончательного расписания фестиваля. Но повторения абхазского сценария, где программа была переписана практически полностью, не случилось – всё проходило по согласованному с принимающей стороной плану. А потому состоялись все традиционные для проекта мероприятия. Кроме того, участников пригласили на спектакль Конного театра «Нарты».
Правда, одно изменение все-таки вносить в программу пришлось ― благотворительный концерт в военном госпитале отменили в последний момент.
Организационное собрание руководителей делегаций прошло 30 октября в кафе с необычным названием «Чебуреки решают!», где многие из нас впервые попробовали знаменитые осетинские пироги. Тут я впервые увидела, как нас много: во Владикавказ приехало около четырехсот артистов, в большинстве самодеятельных, представляющих 17 территорий Российской Федерации. В конкурсах и концертах выступили 41 коллектив, в том числе осетинские, и около 20 артистов, подготовивших сольные номера.
Мест для зрителей на концерте-открытии было мало ― так много было артистов.
Жаль, так и не подъехал танцевальный коллектив из Моздока ― он выступал в эти дни в другом месте.
Среди участников фестиваля в Северной Осетии тех, кого я узнала в Сухуми, почти не было. Почти на каждом фестивале появляются новички. Например, впервые участвовали в конкурсе хореографические коллективы «Синяя птица» из Чувашии и «Фламинго» из поселка Тельманово Донецкой Народной Республики.
Ансамбль "Фламинго", танец "На Ивана, на Купалу"
Естественно, не могу не отметить артистов из Татарстана. Два фольклорных коллектива были из Сармановского района: «Сэяр» из деревни Новое Ахметово и кряшенский «Иганя» из села Ляки. Танцевальный коллектив «Комеш» представлял самодеятельное творчество Набережных Челнов. Гран-при они не получили, но без татарского народного искусства полной картины отечественного фольклора бы не получилось.
Фольклорный коллектив «Сэяр» из Набережных Челнов
Кстати, яркими мазками в нее вписались и выступления народного ансамбля татарской песни «Ялкын» из Чувашии. Заметила, что в соседней республике живет талантливое татарское сообщество.
Фестиваль сегодня слегка отошел от первоначальной идеи – представлять фольклор финоугорских народов. Так, во Владикавказе было широко представлено творчество русского народного творчества, и вокальное, и хореографическое. Причем из разных регионов: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тульская, Саратовская области…
Интересным было знакомство с народным самодеятельным коллективом «Духов день», семейной русской фольклорной студией под руководством Луизы Леонтьевой, которая работает при Духосощественском приходе. Он известен в Казани как один из организаторов городского православного праздника с таким же названием.
На первом концерте особо был отмечен Удмуртский народный фольклорный ансамбль «Зардон» («Восход») из Республики Марий Эл, участвовавший в первом фестивале. Коллектив существует в 1975 года. За эти годы пройден путь от первых выступлений в клубе деревни Большой Карлыган до успеха на большой сцене.
Был участником фестиваля 2009 года и Ильшат Максутов. Встреча с ним была большой неожиданностью для «ветеранов», да и для него, участника СВО, она была случайной ― Ильшат во Владикавказе недавно. Увидев афишу «Алтын майдана», не мог не заглянуть «на огонек». Причем, пришел с кураем, естественно, выступил.
Судя по постам на страничке проекта в соцсети «ВКонтакте», почти все коллективы приезжали за свой счет. Нашла только две благодарности спонсорам: от участников, родителей и руководителей образцового ансамбля ложкарей «Ладушки» ― губернатору Ненецкого автономного округа Юрию Васильевичу Бездудному и от студентов Петрозаводского музыкального колледжа ― предпринимателю, выделившему для поездки автобус. Впрочем, не исключаю помощь учреждений культуры и учебных заведений, приславших своих артистов.
Шесть коллективов из Чувашии, тоже приехавшие на автобусах, поблагодарили за «масштабную поездку» ее организатора ― Гузель Шакуровну Федорову, художественного руководителя народного ансамбля татарской песни «Ялкын» из Чебоксар.
Концерт-открытие проходил 31 октября в Республиканском Доме народного творчества. На фронтоне здания осталось прежнее название ― Дворец культуры «Металлург». За три часа свое мастерство, а также удивительно яркие народные костюмы продемонстрировали 26 коллективов.
По традиции концерт открылся прологом, поставленным режиссером проекта Эльмирой Вдовиной. Гимн «Алтын майдана» (песня «Братья по разуму» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, записанная одним из зачинателей этого проекта ― болгарским певцом Бисером Кировым), подхватил весь зал. Ведь многие уже бывали на фестивалях «Алтын майдан», и не один раз.
Звучит гимн фестиваля
Конкурсные программы на сцене Дома офицеров члены жюри смотрели два дня ― 1 и 2 ноября. В первый день почти всё шло строго по плану, но план был сверхнапряженный ― 60 номеров самых разных жанров. Во второй конкурсной программе ― «Артхурон» ― было заявлено чуть более 20 номеров, которые представили 5 республик: Северная Осетия ― Алания, Бурятия, Карелия, Марий Эл, Чувашия, а также Ненецкий автономный округ. Неожиданно в Дом офицеров подтянулись еще около десяти осетинских коллективов, которые выступили сверх программы.
Это было удивительное зрелище ― несколько разных танцев народов Кавказа сразу; искрометное выступление дуалистов из шоу-группы «Айвад» (мы уже видели их на представлении в Конно-драматическом театре «Нарты»)…
Так что времени на отдых у членов жюри не было – нас уже ждали в Северо-Осетинском педагогическом колледже. Там прошла встреча руководителей коллективов-участников со студентами, мастер-классы дали члены жюри: Августа Уляндина, доцент Чувашского института культуры и искусств, Алсу Еникеева, профессор, Александра Васильева-Савельева, доцент, из Казанского института культуры, Павел Полушкин, художественный руководитель Драматического театра имени С.Л. Штейна (Москва).
После мастер-класса Александры Васильевой-Савельевой
Общение получилось очень плодотворным. На мастер-классы пришли не только студенты колледжа, но и руководители коллективов-участников фестиваля.
Вспомню конкурс «Артхурон» еще раз. Выбирая его название, организаторы, возможно, вспомнили сына Бога домашнего очага. Это один из отголосков древнего культа огня у осетин. А может, всё прозаичнее: «Артхурон» ― это названия театра фольклорного танца и АНО социально-культурных инициатив, которыми руководит Георгий Бестаев, он же директор фестиваля.
Георгий Джемалович, на плечи которого легла самая трудная часть организационных хлопот, был, так сказать, «папой» фестиваля «Алтын майдан ― Алания». Надо было слышать, как дружно скандировал зал на гала-концерте его имя: «Гия! Гия! Гия!».
От артистов из Казахстана: директору фестиваля ― национальный казахский наряд, в музей педколледжа ― домра
А «мамой» фестиваля была директор педколледжа Анжела Вареница. Теперь она друг фестиваля, что называется, навечно ― в колледже будет создан музей «Алтын майдана». Подарки для него привезли почти все делегации.
Анжела Вареница и Гамира Гадельшина
Подарки для музея из села Тельвиска Заполярного района Ненецкого АО
Принять четыреста гостей «со всех волостей» ― дело непростое: поселить, накормить, организовать условия для фестивальной программы, развлечь в короткие часы досуга. Но организаторы постарались сделать всё, чтобы захотелось приехать во Владикавказ снова.
Не могу не отметить, сколь радушно встречали наш фестиваль во Владикавказе. Есть с чем сравнить. Участников на концертах приветствовали представители трех министерств. Гости из высоких кабинетов были на этнопраздниках. В честь членов жюри и руководителей коллективов-участников в одном из кафе был дан официальный прием. Каждый увез домой до десяти грамот и благодарственных писем.
Концерт, открывающий фестиваль. Участников приветствует министр образования и науки Элла Алабекова
В программе фестиваля по традиции было три этнических праздника. Очень жаль, что место выступления карельских и татарских артистов не позволило показать народное искусство этих двух народов широкой аудитории (во Владикавказе правила гражданской обороны жестче, чем у нас), однако музыка, доносившаяся вечерами от здания Национального музея республики на проспекте Мира, собирала со стороны парка имени Коста Хетагурова немало любопытных. Впрочем, были среди зрителей и те, кто пришел к музею специально, чтобы услышать родные напевы, увидеть народные танцы, поиграть в народные игры.
Карельский этнический праздник
Замечу, что во Владикавказе живет много татар. Мы были приглашены на собрание общины в Доме дружбы народов, и могли убедиться, сколь востребовано среди них всё, что связано с их исторической родиной. Татар среди зрителей наших концертов было много, и многие из них нашли самые добрые слова о фестивале и его организаторах.
Что касается осетинского этнопраздника, то он оставил у всех участников фестиваля неизгладимые впечатления. И не только потому, что проходил в горах. Именно там награждали участников фестиваля. Была еще концертная программа театра фольклорного танца «Артхурон» и праздничный обед на свежем воздухе.
Место для осетинского этнопраздника было определено еще в прошлом году, но абсолютное большинство в импровизированном концертном зале у родовых башен Цаллаговых было здесь в первый раз. И практически все увезли домой десятки снимков на фоне гор и старинных башен, воссозданных потомками древнего рода, основателем которого был внук последнего аланского царя.
Вспоминая истоки нашей культуры
На этот раз я оказалась более подготовленной для восприятия этого грандиозного для его участников события. Хотя уже писала летом о том, что делает «Алтын майдан» оригинальным проектом, но после Владикавказа есть что добавить.
Тем, что четыре его фестиваля: в Крыму, Якутии, Северной Осетии ― Алании и Абхазии, собирают со всей страны любителей фольклора, проект не оригинален. Погрузившись в прошлом году в эту стихию, я много узнала за последние месяцы о национальных культурах многонациональной России, и не могла не заметить, что интерес к фольклору большой. И у профессиональных артистов, и у самодеятельных. Особо радует, что среди них много молодежи. Их приглашают на разные фестивали и конкурсы. Некоторые есть и в послужном списке участников «Алтын майдана».
При всем сходстве целей и задач, «Алтын майдан» - явление уникальное.
Во-первых, современный фольклор мало похож на первородные образцы народного творчества. Для большей популярности его зачастую представляют в новых формах ― современные аранжировки в вокале, стилизация народного танца, яркие костюмы, в которых если и есть что-то от реальных моделей, то в основном в деталях.
Организаторы «Алтын майдана» нацелены как раз на фольклорно-этнические образцы. На каждом фестивале есть специальный конкурс, который поощряет аутентичность исполнения – «Артхурон» во Владикавказе, «Аламыс» в Сухуми, «Алгыс» в Якутске. И в основном конкурсе много номеров, появившихся в результате исследовательской работы в фольклорных экспедициях. Так, театр народной песни «Слобода» показал танец «Самарская барыня» и несколько старинных песен, сохранившихся в памяти сельских старожилов Самарской области.
Удивили два коллектива из Санкт-Петербурга: фольклорный ансамбль «Душенька», исполнивший свадебную песню «Раным-рано», бытовавшую на территории Ленинградской области, и Театр этнической моды Царскосельской женской ассамблеи, представивший коллекцию платьев и головных уборов «Русь благодатная» из разных губерний дореволюционной России.
Порадовали представители ансамбля «Красная горка» из Казани ― семейный коллектив в составе Александры Васильевой-Самойловой, Дениса Самойлова и их шестилетнего сына. Они исполняли песни, записанные в селах Татарстана. А Егор стал самым популярным человеком на фестивале.
К сожалению, таких поисковых экспедиций становится всё меньше. И не только потому, что на эти цели нет денег. Уходят последние носители аутентичных образцов. Некогда полноводная река превращается в ручеек. Хорошо, что многое удалось сохранить в первозданном виде.
Во-вторых, чаще всего фестивали народного творчества ― это коммерческие мероприятия, с большим вступительным взносом, с серьезными ограничениями по репертуару. Если же брать официальные проекты, проводимые на средства бюджета, то там серьезная конкуренция, и она лишает многие коллективы из российской глубинки каких-либо шансов на победу.
Ситуация на фестивалях «Алтын майдан» более демократичная. Затрат поменьше (взнос всего 500 рублей), требования к конкурсантам не такие жесткие. Здесь нет явной погони за гран-при, может, потому, что звание победителя дает лишь моральное удовлетворение. Это создает особую ауру сотворчества, когда главное – не победа, а участие
Зато есть на фестивалях много того, что греет душу тем, кто приезжает на очередную встречу с хозяйкой «Алтын майдана» ― Гамирой Габдулловной Гадельшиной, журналисткой из Казани, сумевшей заинтересовать этим проектом сотни детей и взрослых из разных регионов России, взять в союзники звезду болгарской эстрады Бисера Кирова, заручиться поддержкой руководителей четырех регионов страны, где проводятся фестивали, а также Ассамблею народов Евразии и Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
И еще одно наблюдение, которое не может не радовать. Современная информационная эпоха сильно разобщает людей разных поколений. У «отцов» ― своя музыка, у «детей» ― своя. На нашем «Майдане ― люди всех возрастов, от шести до семидесяти лет. Довольно много коллективов с разновозрастными участниками.
Удмуртский народный фольклорный ансамбль "Зардон" из Чебоксар
Радуют коллективы, в которых выступают представители только старшего поколения ― люди не замыкаются в бытовых делах, забывают про болезни…
Большой плюс к фестивалю
Впервые с участниками фестиваля я встретилась еще в Казани. Узнала их по фирменным красным курткам: казанский «Духов день», фольклорный ансамбль «Зардон» из Чебоксар»…
Участники добирались до Владивостока по-разному. Кто-то на самолете, кто-то на поезде. А делегация из Карелии приехала на автобусе. Дорога заняла три трудных дня. Зато свой автобус очень пригодился студентам Петрозаводского музыкального колледжа имени К.Э. Раутиона фестивале, причем не только для поездок по городу, но и для путешествия в Грозный.
Делегация Бурятии приехала раньше других. Педагоги школы №54, заявленные в конкурсных программах как творческий коллектив «Аялга», 2 ноября посетили школу №13 имени К. Хетагурова, где для них была подготовлена целая программа с экскурсиями, концертом, ярмаркой ремесел, мастер-классами. А 5 ноября они побывали в Беслане, посетили «Город ангелов», мемориальное кладбище, где похоронены 266 человек, погибшие во время теракта 1 сентября 2004 года. В том числе их землячка Дарима Батуевна Аликова, учитель истории в бесланской школе.
В «Городе ангелов» мне побывать не удалось, но в Беслан мы заезжали. Это небольшой город с населением чуть более 36 тысяч. Так что в тот роковой день, во время торжественной линейки, посвященной началу учебного года, горе было практически в каждой семье. В течение двух с половиной дней чеченские и ингушские террористы удерживали в тяжелейших условиях в заминированном здании школы №1 более 1100 заложников, преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы.
Георгий Бестаев, директор фестиваля, который вез нас из аэропорта, рассказывал, что людям на мемориале часто становится плохо ― слишком велико впечатление при виде десятков одинаковых надгробий и мемориальных сооружений.
Сейчас бывшая школа номер 1 стоит закрытой. Занятия ведутся в новом здании, построенном неподалеку. Неподалеку возведена церковь Новомучеников. Рядом ― тот самый спортивный зал, в котором удерживали заложников. Его обнесли шатром, но не восстановили, чтобы все видели следы от взрывов и пожара на полу и стенах, выбитые окна... Внутри ― мемориальный комплекс «Жертвам теракта в Беслане».
Несмотря на довольно напряженный график фестиваля, свободное время у артистов все-таки было, и делегации использовали его максимально плодотворно, заказывая экскурсии по Владикавказу и его окрестностям. Посмотреть там есть что, в том числе места, о которых мы знаем, но шапочно.
По снимкам в общей базе видно, что делегация из Санкт-Петербурга побывала в Кармадонском ущелье, на месте гибели 42-х участников съемочной группы фильма «Связной», в том числе актёра и режиссёра Сергея Бодрова-младшего и артистов театра «Нарты».
Всего тогда погибло 125 человека. 20 сентября 2002 года в 20 часов 8 минут 30 секунд глыба висячего ледника объёмом около 8 млн кубометров, сорвавшаяся с восточного отрога горы Джимарайхох, с высоты 4350 метров, упала на тыловую часть ледника Колка, создав смертоносный ледовый обвал и селевой поток, который крушил всё на своем пути. Когда видишь вблизи величественные горы, понимаешь, что шансов выжить у людей не было.
Многие делегации съездили в соседние республики, благо расстояния на Кавказе очень этому способствуют.
Артистки из Балашова в Грозном
Артисты хореографического коллектива «Созвездие танца» из города Балашова совершили познавательные экскурсии не только по Северной Осетии, но и по Чечне, Ингушетии и Грузии. Путешественникам удалось пополнить знания об истории и географии этих мест, насладиться местными красотами, попробовать блюда национальных кухонь. Делегация из Саратовской области также возложили цветы в «Городе Ангелов» Беслана.
Кто-то посетил Ингушетию, кто-то Дагестан, Кабардино-Балкарию. Те, кто ездил в Грузию, проезжали через КПП на границе, который теперь хорошо знают в России ― Верхний Ларс. Через него в феврале уехало из страны большинство «беженцев», испугавшихся начала СВО.
Те, кто бывал во Владикавказе уже не в первый раз, не могли не повторить приятные процедуры в термальных источниках Бирагзанга. Кому-то они были нужны не просто для отдыха.
Если бы не фестиваль, его участники вряд ли бы узнали так подробно о классике осетинской поэзии Коста Хетагурове, прогулялись бы по пешеходному проспекту Мира, увидели бы горные аулы, познакомились бы с жителями республики, такими доброжелательными и гостеприимными, поели бы знаменитые осетинские пироги.
«Больше всего впечатлили люди, проживающие в г.Владикавказе, очень вежливые и всегда готовы помочь. Своим позитивом, готовностью поддержать участников мне запомнился Георгий Бестаев, один из организаторов конкурса. Благодаря этой замечательной поездке, я узнала множество традиций разных народов, получила позитивные эмоции и обрела много новых друзей», ― поделилась в соцсети Анастасия, артистка из Петрозаводска.
«Поездки на фестивали, конкурсы различного уровня, безусловно, благотворно сказываются на развитии творческих способностей ребенка. К тому же это не только сцена, профессиональное жюри и награды.
Для детей такие мероприятия представляют собой новые впечатления, знакомства и отдых, расширяют кругозор и дают возможность познакомиться с культурным наследием других народов. Особенно это касается поездок за пределы родного города и страны», ― это мнение участников из Балашова.
Галина Петрова разместила «ВКонтакте» видеофильм, сопроводив его таким текстом:
«Яркие моменты нашей поездки в Северную Осетию ― Алания (а также Волгоград и Грозный)!
Не стала накладывать музыку и что-то монтировать, чтобы вы прониклись атмосферой и, может быть, даже, почувствовали воздух, которым мы дышали целую неделю!».
Особые минуты фестиваля ― это фотосессии. Чаще всего за кулисами концертных залов. В нынешнем году отличным фоном для коллективных снимков стали горы в селе Унан.
Фестиваль ― это хорошее место, чтобы познакомиться и даже подружиться. И порой дружеские отношения завязываются после совместной фотографии.
Поразило, сколько желающих было сфотографироваться вместе с артистами студии «Позитив». Они везде были в центре внимания, заряжая всех огромным оптимизмом, которого не всегда хватает людям здоровым.
Фестиваль ― это возможность посмотреть на конкурентов, увидеть свои слабые стороны, поучиться. Когда можно удивить, и не только соперников, но и жюри. Например, в Абхазии нам было сложно оценить выступление артистов из Улан-Уде ― настолько оно было слабым. Во Владикавказ приехал другой коллектив из Бурятии: «Аялга», и его выступление стало украшением концерта-открытия.
Артисты из Бурятии
Неблагодарное дело ― писать о конкурсных и концертных программах фестиваля. Другим членам жюри проще ― у специалистов есть определенная точка отсчета, которая позволяет оценить и мастерство, и аутентичность исполнения. У репортера совсем другая система координат ― что запомнилось? чем зацепило внимание? Могу и не совпасть с официальным мнением жюри.
Выделила из многих коллективов образцовый ансамбль ложкарей «Ладушки» из Заполярного района Ненецкого автономного округа и образцовый ансамбль «Фламинго» из поселка Тельманово (Донецкая Народная Республика), показавшие несколько номеров.
Ансамбль ложкарей «Ладушки»
С удовольствием смотрела танцы, а их было много ― коллективы «Сияние» и «Синяя птица» из Чебоксар, «Созвездие танца» из Балашова, фольклорный ансамбль «Гусельки» из города Донского Тульской области.
Теперь лучше разбираюсь в кавказских танцах. Они были представлены в основном в конкурсе «Артхурон», где выступали ансамбль народного танца «Барс», театры танца «Нарты» и «Царсагарт», народный детский коллектив песни и танца «Аланта», студия национального танца «Арион», а также в концерте-открытии: коллективы «Шатана» и «Сармат». Артисты театра фольклорного танца «Артхурон» выходил на сцену вне конкурса. На фестивале у них, как у помощников организаторов, было много других забот.
Танцы мы видели самые разные ― кабардинский, дагестанский, аджарский, горский, осетинский девичий, медленные и быстрые… Смотреть их ― завораживающее зрелище.
Ярче, чем в Абхазии, были представлены вокалисты. Еще раз поразилась разнообразию и красоте народных костюмов.
Приятно удивили выступления студентов из Карелии ― с народной культурой этой республики встречаться раньше не приходилось. Впрочем, о победителях писать не буду. Какие слова могут сравниться с Гран-при? Я уже писала, что победителей на фестивале три: по итогам основной конкурсной программы фестиваля, конкурса «Артхурон» и Гран-при «Атмосфера» («Алтын майдан»: фестиваль, на котором три Гран-при).
Я не люблю семейственность, с плюсом оцениваю только династии. Но на фестивале семейственность ― великое дело. В числе организаторов не только Гамира Гадельшина, но и ее семья, муж, две дочери. Трио из «Красной горки» ― да здравствуют такие семьи!
Была еще одна семья, которая не могла не вызвать восхищения. Из Петрозаводска приехали Людмила Соловьева, работавшая в жюри, ее дочь Дарья Скрябина (на афише фестиваля ее портрет) и внук Елизар, выступавший в составе народного хора музыкального колледжа и соло, как вокалист и чтец.
Дарья Николаевна ― не просто руководитель двух коллективов: хора и вокального ансамбля «Зоряйне», она их солистка и признанный авторитет. Если с кем и может поделиться расположением своих студентов, так только с мамой, которая до нее руководила и отделением «Сольное народное пение», и хором. Надо было видеть, с каким восторгом Людмилу Васильевну всегда встречали студенты из Петрозаводска...
Замечу, что при оценке номеров из Карелии она не участвовала. Так принято на фестивале «Алтын майдан».
***
Я попросила членов жюри вспомнить самые яркие моменты фестиваля во Владикавказе, а также высказать пожелания участникам фестивалей юбилейного 2024 года. Проекту «Алтын майдан» летом исполнится 15 лет.
Члены жюри ― снимок на память
АЛСУ ЕНИКЕЕВА, профессор кафедры этнохудожественного творчества и музыкального образования Казанского государственного института культуры, руководитель научной школы по народной культуре, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РТ:
Самое яркое впечатление ― это, безусловно, выступление театра танца «Артхурон» в горах, у башен Цалаговых!!!
Чем отличался этот фестиваль? Отличался прекрасной погодой, возвращением в лето.
Больше всего понравились хор Карельского педагогического колледжа, инструментальный ансамбль «Достык – Дружба» из Казахстана и, конечно, наш Егор Денисов!
Восхищение вызвало то, как режиссер Эльмира Вдовина и член жюри Августа Уляндина, которая вышла на сцену для выступления как популярная чувашская певица, вышли из положения в ситуации с микрофонами на гала-концерте. Он начался с проблем, но они не растерялись.
Всем участникам желаю приехать на следующий фестиваль; больше аутентичного фольклора ― его стало совсем мало. Организаторам и жюри ― обратить особое внимание на такие коллективы и приглашать их персонально.
Алсу Еникеева на мастер-классе в педколледже
Жюри желаю быть тем же составом, но добавить квалифицированного хореографа. Хотела бы общую экскурсию в неизведанные горы.
Есть еще одно пожелание ― если возможно, увеличить количество дней пребывания во Владикавказе.
АВГУСТА ВАСИЛЬЕВНА УЛЯНДИНА, доцент кафедры хорового дирижирования и народного пения Чувашского государственного института культуры и искусств, кандидат филологических наук, народная артистка Чувашской республики:
Какова цель проекта «Алтын майдан»? Это расширение пространства культурного сотрудничества и укрепление межкультурного диалога, создание атмосферы доверия и взаимопонимания народов. Что это именно так, я особо отметила 4 ноября, на гала-концерте, когда вручались главные награды фестиваля.
В этот день я, как никогда, увидела это единение. И для меня это был, действительно, праздник народного единства. Потому что география участников была обширна, потому что они выступали на сцене очень дружно, сообща, потому что зрители тепло воспринимали каждого участника.
Практически все конкурсы, фестивали похожи друг на друга. Но, тем не менее, таких конкурсов, где бы вместе с другими выступали люди с ограниченными возможностями… Таких конкурсов, наверное, больше нет. Это просто удивительно.
Мне трудно будет назвать одного исполнителя. Тем более что не могу не сказать в целом о международном конкурсе «Артхурон», где я была председателем жюри.
В первую очередь, отмечу Егора Денисова, город Казань, которому всего-то 6 лет. Этот мальчик ― самородок. Пел очень чисто, интонировал очень чисто, ни одной нечистой ноты. Потрясающая дикция, потрясающая память, потрясающая гибкость в теле, вокальном аппарате, потрясающая артистичность. Несмотря на малый возраст, он выучил все куплеты своей песни ―потому что в фольклоре нельзя ничего выбросить без потери смысла. И он всё выучил. Спел все куплеты! Я была поражена.
Егор получил специальный приз от председателя жюри Алсу Еникеевой. Об этом даже соцсеть ВКонтакте рассказала, на страничке детского сада №396 Приволжского района Казани
Хочу выразить слова благодарности его родителям, они из армии искусства ― музыканты. Но если бы мальчик не захотел заниматься, то было бы сложно достичь таких результатов. Браво! Браво! Такие выступления немаловажны для фестиваля.
Вторая участница ― это Татьяна Константиновна Шарова, студентка Самарского института культуры и искусств. Она пела сухопляс под военные частушки. Можно сказать, что сухопляс в тяжелые военные годы пела вся Россия. По жизни так получалось. В войну все мужики, гармонисты тоже, были на фронте. Некому было играть. И потому бедные женщины, девушки, отдыхая от адской работы, сами себя развлекали ― пели частушки, лирические, драматические, иронические. И сами себе аккомпанировали…
Что означает сухопляс? Это песня без аккомпанемента. Она поется под дробушки. А какие были у Татьяны замечательные дробушки! Очень сложные. Сухопляс ― это и песня, и танец. Это сложно, когда вокалист танцует, рисует разные рисунки дробью ― и при этом надо, чтобы сохранялись хорошее дыхание, четкая дикция.
Я на Татьяну засмотрелась. У нее хорошая пластика, дикция и, конечно же, вокал, хорошее вибрато. У нее ничего не потерялось. Она переживала то, о чем пела, пропускала всё через себя.
Нельзя забыть выступление студентов Петрозаводского музыкального колледжа. Они в двух номинациях выступали.
Чем отличился этот коллектив? Прежде всего тем, что их было очень много. С таким составом приехать ― это дорого стоит. Второе ― мы видели молодых исполнителей, но это уже профессионалы. Они показали разноплановые номера, как быстрые, так и медленные. Особенно впечатлила А-капелла. Запомнился конкурсный номер ― фрагмент музыкального спектакля «Битва за Сампо». Настолько энергично они отрабатывали этот номер ― каждое слова, каждое движение было поставлено. Ритмически сложные получились рисунки. Это было здорово!
Не могу не отметить выступления местных, осетинских, коллективов, в основном это были танцы. Могу выделить артистов театра танца «Нарты» из республиканского Дворца детского творчества имени Б.Е. Кабалоева. Мы увидели в их исполнении четыре разных танца. Мне очень запомнился «Горский народный танец». Не могу его описать ― не найду слов. А какой нежный был девичий танец в малом составе!
В конкурсе «Артхурон» было много народных танцев. Именно здесь этники больше было.
Музыканты из Казахстана, как заявлено, ― самодеятельный коллектив, но это уже профессионалы. Меня очень радует, что в наших конкурсах участвуют как начинающие музыканты, так и профессионалы, самодеятельные артисты тоже разные ― делающие первые шаги на сцене и состоявшиеся, уже известные исполнители.
Августа Уляндина с артистами из Чувашии
Назову еще дуалистов шоу-группы «Айвад», они выступали сверх программы. Я в их игре на барабанах увидела весь Владикавказ, ветер, горы, песни, танцы, темперамент и душу широкую осетинского народа.
Что касается моих пожеланий на юбилейный, 15 год, то прежде всего ― чтобы члены жюри увидели очень интересный репертуар. Искать надо самобытный, оригинальный материал. А тем, кто работает в стилизации, так его показывать, чтобы мы могли заслушаться.
Еще желаю всем любить то, чем вы занимаетесь. И развиваться!
АВГУСТА ВАСИЛЬЕВНА УЛЯНДИНА, доцент кафедры хорового дирижирования и народного пения Чувашского государственного института культуры и искусств, кандидат филологических наук, народная артистка Чувашской республики:
Какова цель проекта «Алтын майдан»? Это расширение пространства культурного сотрудничества и укрепление межкультурного диалога, создание атмосферы доверия и взаимопонимания народов. Что это именно так, я особо отметила 4 ноября, на гала-концерте, когда вручались главные награды фестиваля.
В этот день я, как никогда, увидела это единение. И для меня это был, действительно, праздник народного единства. Потому что география участников была обширна, потому что они выступали на сцене очень дружно, сообща, потому что зрители тепло воспринимали каждого участника.
Практически все конкурсы, фестивали похожи друг на друга. Но, тем не менее, таких конкурсов, где бы вместе с другими выступали люди с ограниченными возможностями… Таких конкурсов, наверное, больше нет. Это просто удивительно.
Мне трудно будет назвать одного исполнителя. Тем более что не могу не сказать в целом о международном конкурсе «Артхурон», где я была председателем жюри.
В первую очередь, отмечу Егора Денисова, город Казань, которому всего-то 6 лет. Этот мальчик ― самородок. Пел очень чисто, интонировал очень чисто, ни одной нечистой ноты. Потрясающая дикция, потрясающая память, потрясающая гибкость в теле, вокальном аппарате, потрясающая артистичность. Несмотря на малый возраст, он выучил все куплеты своей песни ―потому что в фольклоре нельзя ничего выбросить без потери смысла. И он всё выучил. Спел все куплеты! Я была поражена.
Хочу выразить слова благодарности его родителям, они из армии искусства ― музыканты. Но если бы мальчик не захотел заниматься, то было бы сложно достичь таких результатов. Браво! Браво! Такие выступления немаловажны для фестиваля.
Вторая участница ― это Татьяна Константиновна Шарова, студентка Самарского института культуры и искусств. Она пела сухопляс под военные частушки. Можно сказать, что сухопляс в тяжелые военные годы пела вся Россия. По жизни так получалось. В войну все мужики, гармонисты тоже, были на фронте. Некому было играть. И потому бедные женщины, девушки, отдыхая от адской работы, сами себя развлекали ― пели частушки, лирические, драматические, иронические. И сами себе аккомпанировали…
Что означает сухопляс? Это песня без аккомпанемента. Она поется под дробушки. А какие были у Татьяны замечательные дробушки! Очень сложные. Сухопляс ― это и песня, и танец. Это сложно, когда вокалист танцует, рисует разные рисунки дробью ― и при этом надо, чтобы сохранялись хорошее дыхание, четкая дикция.
Я на Татьяну засмотрелась. У нее хорошая пластика, дикция и, конечно же, вокал, хорошее вибрато. У нее ничего не потерялось. Она переживала то, о чем пела, пропускала всё через себя.
Нельзя забыть выступление студентов Петрозаводского музыкального колледжа. Они в двух номинациях выступали.
Чем отличился этот коллектив? Прежде всего тем, что их было очень много. С таким составом приехать ― это дорого стоит. Второе ― мы видели молодых исполнителей, но это уже профессионалы. Они показали разноплановые номера, как быстрые, так и медленные. Особенно впечатлила А-капелла. Запомнился конкурсный номер ― фрагмент музыкального спектакля «Битва за Сампо». Настолько энергично они отрабатывали этот номер ― каждое слова, каждое движение было поставлено. Ритмически сложные получились рисунки. Это было здорово!
Не могу не отметить выступления местных, осетинских, коллективов, в основном это были танцы. Могу выделить артистов театра танца «Нарты» из республиканского Дворца детского творчества имени Б.Е. Кабалоева. Мы увидели в их исполнении четыре разных танца. Мне очень запомнился «Горский народный танец». Не могу его описать ― не найду слов. А какой нежный был девичий танец в малом составе!
В конкурсе «Артхурон» было много народных танцев. Именно здесь этники больше было.
Музыканты из Казахстана, как заявлено, ― самодеятельный коллектив, но это уже профессионалы. Меня очень радует, что в наших конкурсах участвуют как начинающие музыканты, так и профессионалы, самодеятельные артисты тоже разные ― делающие первые шаги на сцене и состоявшиеся, уже известные исполнители.
Назову еще дуалистов шоу-группы «Айвад», они выступали сверх программы. Я в их игре на барабанах увидела весь Владикавказ, ветер, горы, песни, танцы, темперамент и душу широкую осетинского народа.
Что касается моих пожеланий на юбилейный, 15 год, то прежде всего ― чтобы члены жюри увидели очень интересный репертуар. Искать надо самобытный, оригинальный материал. А тем, кто работает в стилизации, так его показывать, чтобы мы могли заслушаться.
Еще желаю всем любить то, чем вы занимаетесь. И развиваться!
ЭЛЬМИРА ВДОВИНА, главный режиссер проекта «Алтын майдан», директор детской школы искусств г.Заинска:
Трудно выделить одно яркое событие, сам фестиваль в Северной Осетии - Алании ― уже яркое событие.
Теплая, солнечная погода, потрясающие виды природы, гостеприимные, добрые жители, вкусные блюда национальной кухни – все это делает наш фестиваль сказкой!
Эльмира Вдовина ― путешествие в горы
Этим он и отличается от других фестивалей. Каждый коллектив стремится попасть сюда вновь!
В этом году были особенно сильные коллективы. Жюри пришлось не просто. Очень мощные выступления поражали нас каждый конкурсный день. Выделять никого бы не стала. Все очень разные и самобытные. Конечно, преклоняюсь перед педагогами инклюзивных коллективов. Их труд бесценен.
Участникам фестиваля желаю бесконечного вдохновения и творческих побед. Так же, в атмосфере любви, радости и взаимоподдержки, и дальше выступать на творческих площадках наших фестивалей!
ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА СОЛОВЬЕВА, заслуженный работник культуры России и Калерии, педагог, хоровой дирижер
Очень был хороший прием. Радовало, что нет возрастных ограничений для участников. Покорили особенные дети, правильно, что они были со всеми артистами на одной сцене. Наша многочисленные команда из Петрозаводского музыкального колледжа с восторгом встретила решение жюри о присуждении Гран-при.
Я впервые была в жюри на фестивале «Алтын майдан». И впервые, как член жюри, получила столько благодарностей ― от Министерства культуры, Министерства образования Республики Северная Осетия ― Алания, главы города Владикавказа, директора педагогического колледжа, директора фестиваля. Спасибо Гамире Габдулловне.