Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1874 – В час дня после торжественного водосвятия в Лядском саду открыт казанский водопровод. В небо ударил фонтан в 4 сажени вышиной. «Строитель» водопровода – г.Губонин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Михаил Козловский. Эпоха»
- Любовь Агеева
- 29 марта 2024 года
Так называется выставка, которая открылась 29 марта в Национальной художественной галерее «Хазинэ». Она посвящена 70-летию заслуженного работника культуры Татарстана Михаила Козловского.
На выставке представлено более 200 уникальных работ, на которых в объектив камеры фотохудожника в самых разных ситуациях попали руководители государств, известные политики, бизнесмены, спортсмены, деятели культуры и искусства.
«24 марта 2024 года нашему отцу – Михаилу Козловскому исполнилось бы 70 лет. Перебирая его огромный фотоархив, мы пришли к мысли о том, что в этот юбилейный год важно провести фотовыставку, посвященную его памяти. Готовясь к ней, среди множества пленок и негативов мы нашли новые интересные кадры, которые широкая публика раньше не видела. Они будут экспонированы впервые. Надеемся, что богатое наследие Михаила Козловского будет ценным для наших современников и будущих поколений республики».
Сыновья Михаила Борисовича: Леонид и Эмиль Козловские
Знакомство с внуком Михаила Козловского
Это не первая выставка Михаила Козловского. В 2004 году 158 его снимков показывались в Национальном музее РТ – экспозиция была посвящена 50-летию фотомастера, в 2014-м – в галерее «Хазинэ». Он тогда праздновал 60-летний юбилей. И вот теперь очередная юбилейная выставка, но уже без Михаила.
Выставку организовала семья Козловского – жена и сыновья при поддержке Раиса РТ Рустама Минниханова и Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». На ее открытие были приглашены те, кого он фотографировал, с кем общался, с кем дружил, его коллеги по цеху - фоторепортеры-ветераны.
Выступая на церемонии открытия выставки, Минтимер Шаймиев, человек, который чаще всего был в объективе Козловского, сказал так:
«Михаил был скромным, никогда не выказывал себя. Работа фотохудожников тяжелая, задуманное не только нужно написать, но и показать. Нужно показать мир, а это иная сфера культуры. Мы с ним были хорошо знакомы, вместе работали. Он благодаря своему таланту сумел донести свои мысли через снимки и добился того, чтобы фотохудожники были представлены достойно».
Экспозицию открывает большой снимок, на котором они вдвоем – Президент и его фотограф. Рядом – цитата Минтимера Шаймиева:
«Михаил проработал с нами долгие годы, начал еще в 90-е годы: это был период становления страны, было непросто, у нас была масса встреч. Фотографу нужен интеллект и такт, все это у Михаила было. В его работе важно не упускать мгновение, которое потом станет историей. Он это умел. При нашем насыщенном графике работать было трудно, но Козловский смог. Спасибо ему за творчество, за то, что выдержал и всегда был рядом».
Их взаимоотношения - один из немногих случаев, когда сильные мира сего отдают должное скромным работникам аппарата. Обычно они воспринимаются как нечто неосязаемое, не заслуживающее особого внимания.
Минтимер Шарипович не раз удивлял меня тем, что не воспринимал людей вокруг себя, тем более тех, с кем работал бок о бок, как безымянную массу. Приходилось с этим встречаться. Шаймиев всегда различал в этой массе не только больших чиновников и политиков, с кем ему приходилось иметь дело на посту первого Президента Татарстана, но и людей без чинов и званий, которые помогали ему в очень непростые в историческом смысле времена. Он всегда высоко ценил Михаила Козловского и не раз об этом говорил. В том числе и на скорбной церемонии прощания с ним в Доме актера в январе 2020 года.
Выставка продлится по 12 мая, вход на нее по билету галереи.
Я писала об обеих выставках: «Михаил Козловский. Избранное»; Президент Шаймиев, какого мы не знаем. Но сегодня решила рассказать не о его снимках, а о нем самом. Это Михаил Козловский, который остался в моей памяти.
Зарисовка была опубликована в альманахе «Казанские истории», посвященном редакции газеты «Вечерняя Казань» и редактору Андрею Петровичу Гаврилову.
Его можно назвать летописцем истории Татарстана
Михаила Козловского я узнала ближе уже в редакции «Казанские ведомости». Мы начинали историю этой газеты с прекрасным фоторепортером и человеком Леонидом Белкиным. В 1991 году, уже не помню, когда точно, он пришел с плохой вестью – сказал, что уезжает с семьей в Израиль, но вместо себя рекомендует своего двоюродного брата – Михаила Козловского. Помню, это имя мне ничего не сказало.
Оставалось надеяться на рекомендацию Леонида: «Брат – фотограф не хуже меня». И очень быстро я поняла, что Белкин не преувеличивал. Козловский, действительно, стал полноценной заменой. И по качеству фотоснимков, и в организованности, и в ответственном отношении к своей работе.
Но работал он в «Казанских ведомостях» недолго. В своих интервью нашу редакцию Козловский даже не упоминает, отмечая только журнал «Ялкын» и газету «Известия Татарстана». Возможно, меня подводит память, но мне кажется, в пресс-центр Президента М. Шаймиева в 1992 году его позвали как раз из «Казанских ведомостей».
Много позднее выяснилось, что Миша работал и в «Вечерней Казани», причем в одно и то же время со мной, с 23 января по 31 декабря 1984 года. Но, видимо, не в штате, а по договору. Была такая форма юридического оформления в редакции внештатных авторов.
Снимков газета требовала много, и в «Вечерке» печатались многие фоторепортеры Казани. Кто был оформлен по договору, знал только редактор. Рабочих мест у таких фотокоров в редакции не было. Впрочем, секретариат наверняка был в курсе. Потому что договорнику нельзя было давать обязательных заданий. Снимков Козловского в подшивке «Вечерки» за 1984 года я нашла довольно много.
Михаил закончил финансово-экономический институт. Трудовую биографию начинал заместителем управляющего в Управлении сберкасс Кировского района. Проработав на этой должности год-полтора, ушел в армию. А потом круто поменял свою жизнь.
Не для всех это было неожиданным решением. Дело в том, что его отец был профессиональным фоторепортером, работал в центральной газете «Советская торговля» собкором по Татарии. Так что фотографией Михаил начал заниматься с детства. В интервью сетевому ресурсу «Реальное время» он вспомнил, что его первый снимок был опубликован в газете «Пионерская правда». Это были соревнования по футболу на приз «Кожаный мяч». Было ему тогда 7 лет.
Еще работая в Управлении сберкасс, он публиковался как внештатник в «Советской Татарии». Когда вернулся из армии, началось его тесное сотрудничество с редакцией этой газеты. Несколько лет работал в штате, много ездил по командировкам – в сельские районы, к нефтяникам. Параллельно начал публиковаться в московских изданиях: «Известиях», «Советской России», «Правде», а также в журнале «Советское фото».
В одном из интервью (https://realnoevremya.ru/articles/53914) он так рассказал о том, как стал работником аппарата Президента республики.
«Я, конечно, был польщен, но я сказал так: «Минтимер Шарипович, а можно, я останусь в газете». Потому что знал, что такое работа в пресс-службе в те годы. Мне разрешили три месяца совмещать, потому что у меня не было еще ни лаборатории, ни аппаратуры в Кремле, а через три месяца меня в приказном порядке полностью уже перевели на работу туда. Так началась моя активная жизнь и работа в пресс-службе президента», – вспоминал он.
Редакция «Казанских ведомостей», как любая другая, не могла обойтись без снимков фоторепортера М. Шаймиева, и мы познакомились поближе. А с 1995 года, когда я пришла в пресс-центр Государственного Совета, стали общаться постоянно.
Это были годы, насыщенные воистину историческими событиями: референдум о новом государственном статусе республики и принятие новой Конституции в 1992 году, подписание двустороннего договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, встречи Шаймиева с Борисом Ельциным, Виктором Черномырдиным, Евгением Примаковым и другими высокими персонами из Москвы, с руководителями других субъектов РФ, посещение городов и районов Татарстана, многочисленные поездки за границу. Перечислить события, которые попадали в объектив камеры Козловского, практически невозможно.
В интервью «Реальному времени» Козловский особо выделил события 14 и 15 февраля 1994 года. И не потому, что 15-го была особая дата для республики – в этот день подписывался договор между Россией и Татарстаном. Запомнилось событие по другой, личной причине.
«Я болел, лежал с температурой 40, а так как я один был аккредитован туда, вариантов других не было. За мной заехали, сказали: «Хочешь ты или не хочешь – мы тебя берем. Это исторический момент». Ну, я наглотался таблеток жаропонижающих…», – так он вспомнил эту съемку в беседе с Линой Саримовой.
В основном из фотоснимков Михаила Козловского составлены книги «Борис Ельцин и Татарстан», «Владимир Путин и Татарстан», «Минтимер Шаймиев и Татарстан», «Дмитрий Медведев и Татарстан», «Миг откровения» и другие. Много его снимков я использовала в четырех томах книги «Республика Татарстан: новейшая история». Нет книги о республике, где бы не было его снимков. Перед кончиной Миша успел выпустить авторский фотоальбом.
Напомню о двух персональных выставках Михаила Борисовича, открытых к его юбилеям: в честь 50-летия – в 2004 году, в Национальном музее РТ, и в честь 60-летия – в 2014 году, в Национальной художественной галерее «Хазинэ».
«Моя главная тема…» – так называлась первая, когда он представил около 120 лучших снимков за много лет его работы в фотожурналистике.На церемонию открытия собралось так много народу, что новый зал, появившийся в главном здании музея на Кремлевской, оборудованный специально для камерных экспозиций (Козловский его обновил), едва вместил всех желающих. Приглашая друзей на выставку, Козловский говорил: «Таким вы меня еще не видели». И был прав. Потому что в юбилейной экспозиции мы увидели неизвестного Козловского.
Вот как об этом сказал его коллега Фарит Губаев:
«Я испытал несколько удивлений. Первое – Миша мне казался моложе. Может, из-за живости его характера, энергии во взгляде. Обычно с возрастом всего этого становится меньше. Плохо представляю себе работу фотокорреспондента президента, но мне она кажется сродни работе сапера – ошибиться можно только один раз. Это не тот случай, когда можно попросить героя улыбнуться или повторить съемку. Нужно быть спортсменом, чтобы везде успеть за нашим президентом. В отличие от некоторых коллег, я совсем не завидую высокому должностному статусу Михаила. Это супер-ответственная работа, стоящая много нервов и здоровья.
Второе мое удивление гораздо важнее. Мне казалось, что я хорошо знаю Козловского как фотографа, но на этой выставке открыл его заново. Конечно, предполагал, что он умеет чувствовать жизнь, но не думал, что он такой тонкий лирик и романтик – это так не характерно для нашего времени».
На второй выставке можно было увидеть 158 снимков, снятых в разные годы. В экспозиции были представлены разные жанры – официальная государственная фотохроника, постановочный фотопортрет, пейзажи, жанровые снимки.
У Козловского много портретов известных политиков, крупных государственных и общественных деятелей. Рядом с протокольными неформальные портреты – на отдыхе, в семье, сделанные, скорее всего, не по заданию: Рустам Минниханов в синагоге, муфтий Талгат Таджутдин, оторвавшийся от фуршетного стола, Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев с супругами на волжском холме, бывший мэр Казани Камиль Исхаков с обезьянкой в руках… Естественно, много портретов М. Шаймиева.
Будучи весьма ограничен в свободном выборе сюжетов для съемки, Михаил не растерял умения снимать жизнь и вне официальных встреч и визитов.
М. Шаймиев, осматривая вторую экспозицию, поделился воспоминаниями о том, как рождался тот или иной кадр. Об истории каждой фотографии подробно рассказал сам фотомастер.
«Это прекрасно, что сегодня мы открываем такую выставку, – сказал Минтимер Шарипович. – С Шаймиевым работать трудно, но Козловский смог. Спасибо тебе, что выдержал рядом все эти годы».
Михаил Козловский – участник многих российских и международных фотовыставок. Публиковался в крупных российских и зарубежных изданиях. В 2014 году он был награжден медалью РТ «За доблестный труд», ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан».
Козловский ушел из жизни на 64-м году после продолжительной болезни в ночь с 20 на 21 января 2020 года. Прощались с ним в Доме актера при большом стечении народа, в том числе многих героев его снимков.
Любовь Агеева