Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Июнь 2024 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
  • 1911 – Появление в Казани первого таксофона. Разговор стоил 15 копеек

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Сергей Челяев: он жил рядом с нами, но в другом мире

К сожалению, Сергей Челяев так и не увидел двухтомника Елены Чернобровкиной, к которому написал великолепное предисловие.

Всё обещал прийти в гости ― когда будет лучше со здоровьем. Лучше не стало, и 20 мая он от нас ушел. Я узнала об этом только сегодня. Навещу его уже сама, ведь упокоился он на Арском кладбище, где бываю часто.

Мне посоветовали обратиться к нему с предложением написать предисловие к повестям Елены Чернобровкиной, написанным в стиле фэнтези, поскольку он тоже работает в этом направлении ― и я сразу услышала утвердительный ответ.  

Он нашел время, чтобы их прочитать, и написал о Лене и ее творчестве неформально, с большой теплотой. Журналиста Чернобровкину он знал хорошо, а вот с писателем Еленой Гурьяновой встретился в первый раз. Полный текст предисловия Сергея размещен в «Казанских историях» (Елена Гурьянова (она же Чернобровкина): «Какая чудная Игра…»).

Мы довольно часто перезванивались и каждый раз подолгу разговаривали на самые разные темы. Начали с экскурса в историю его фамилии. Дело в том, что деревня в Оренбургской области, где я родилась, называлась Верхнее Челяево. Есть еще Нижнее Челяево, уже не деревня, а село. Точнее ― была деревня. Сегодня на месте Верхнего Челяева пустырь, в Нижнем Челяеве остались семей пять, не больше.  

Оказалось, предки Сергея к моей деревне отношения не имеют, но мы вместе погоревали о том, как много деревень сегодня умерло.

У нас оказалось много общих знакомых и поводов для обсуждения, нас многое волновало в этом мире одинаково. Говорили мы и об университете, в котором оба учились, о профессии журналиста, и наши мысли о ней во многом совпали. Правда, для меня журналистика оказалась профессией на всю жизнь, а Сергей нашел много других, не менее интересных, занятий. Стал писателем, сохранил увлечение музыкой…

Если я открывала Сергея заново, то у него такой потребности не было. Уже в начале нашего первого разговора он сказал, что учился у меня на кафедре журналистики КГУ и до сих пор помнит занятия по практической стилистике. Так что вопросов о моей жизни в журналистике у него не было. О себе он тоже говорил мало. Мы больше, так сказать, философствовали.

Сергей сожалел, что его заявлению о приеме в Союз писателей РТ очень долго не давали ходу, мало печатается в Казани, что он мало печатается в Казани. И мы оба знали, почему. Бюджетных денег хватает в основном на писателей, которые пишут на татарском языке. А чтобы издаваться за собственный счет, нужны большие деньги, которых у него нет. А заработать здоровье не позволяет (Сергей не скрывал, что у него большие проблемы с сердцем).

Тем не менее, как видно из биографической справки, которую я нашла в сети, его след в российской литературе незаметным не назовешь.

Как и в случае с коллегой и подругой Леной Чернобровкиной, буду читать Сергея уже без автора, изучая Вселенную, в которой они оба жили ― мир фантастических образов, с помощью которых они воссоздавали нашу реальность.  

Неожиданная смерть Сергея отозвалась в сердце, как звук лопнувшей струны. Смотрю грустными глазами на приготовленный для него двухтомник ― и никак поверить не могу, что он его так и не увидит…

ПОСТСКРИПТУМ

 В интернете нашла зарисовку о Сергее Челяеве. К сожалению, не смогла определить дату ее размещения в сети. Нет и фамилии автора. Но мне показалось, что сегодня уместно ее повторить.  

Сергей Челяев: «Я не писатель, а скорее «написатель»

Сергей Челяев из тех людей, про которых говорят: однажды он проснулся знаменитым писателем. Между тем, как это у нас бывает довольно часто, его известность несколько необычного свойства. Его издают в Москве, но не издают в Казани. В принципе его можно было бы назвать отцом-основателем прибалтийского фэнтези, поскольку до его трилогии «Ключи Коростеля», выпущенной издательской группой АСТ, никто на прибалтийском материале в этом жанре не писал.

Но про самого себя он говорит так:

― Я  не писатель, а скорее «написатель», или, если угодно, автор текстов». На первый взгляд, к нему идеально подходят все родовые признаки потерянного поколения. Родился в 1960 году и с молоком матери впитал оптимизм того десятилетия, затем прочувствовал на себе маразм «застоя» 70-х - начала 80-х и уже вполне самостоятельным человеком попал под каток перестройки, закончившейся развалом страны и началом рыночных реформ.

Однако Сергей категорически не желает применять этот термин, вошедший в литературный обиход с легкой руки Гертруды Стайн, ни к себе, ни к своему поколению:

― Я вовсе не считаю наше поколение потерянным. Само поколение потеряться не может. Его должен кто-то потерять. Если смотреть с этой точки зрения, то да, страна потеряла наше поколение. Мы были воспитаны в духе коллективного оптимизма и были готовы горы свернуть, только направь нашу энергию в нужное русло. Но страна не использовала нас для того, чтобы сделать себя сильнее, и теперь этой страны нет.

Скорее, этот термин подходит для поколения наших отцов, которых государство «кинуло» неоднократно, но сами они все равно остались в том времени.

Есть такой грустный анекдот советских времен. На занятиях в литературном институте имени М. Горького один из студентов спрашивает преподавателя, кого он считает самым выдающимся советским писателем. Тогда преподаватель попросил студентов встать и подойти к окну. После чего спросил: «Видите человека, который метет двор? Вот его».

Студенты посчитали шутку неостроумной и смеяться не стали. Но анекдот потому и грустный, что это была не шутка. Двор литинститута мел Андрей Платонов.

Биография Сергея Челяева, конечно, не столь извилиста, как у Платонова, Рубцова или Горького, но и в ней намешано немало. Сын военного, он родился в местечке Укмерге под Вильнюсом и в Казань попал уже после 7-го класса. Закончил физико-математическую 131-ю школу и сразу поступил в КАИ («Тогда еще можно было поступить по знаниям, без блата»).

Над выбором особенно не раздумывал, поскольку все ребята, игравшие вместе с ним в школьном ансамбле, решили поступать вместе («Все побежали, и я побежал»). Через год бросил КАИ и пошел работать в мединститут. Еще через год поступил на историю в КГУ. А потом решил «сходить» в армию, поднабраться жизненного опыта.

Но университет все-таки закончил, правда, по специальности «журналистика», уже работая в «Комсомольце Татарии». Закончил с красным дипломом, за которым пришел через несколько лет («Жизнь заставила, попросили предъявить на работе»).

―  Сейчас я бы, конечно, поступил на филологию, ―  без тени кокетства говорит писатель Челяев. ―  Не хватает знания русского языка, а в моем ремесле без этого никак.

Из газеты пришлось уйти из-за критического материала, разделившего редакцию на две неравные части. Потом была радиостанция, работа на телевидении и снова газета.

― В конце концов я устал брать интервью у разных людей, которые не могли ничего сказать, и вкладывать в их уста красивые и умные мысли. Газета ― это как столовая. Приходят люди, ты их кормишь, потом моешь посуду, а наутро все повторяется снова.

 И тогда я понял, что больше здесь работать не могу. Невероятно, но факт. Писать книги Сергей решил после прочтения «Властелина колец» Толкиена. Его потрясла философия знаменитого фантаста, совершенно несвойственная россиянам. Он попробовал жить так, как учил его Толкиен:

― В Москве ведь все толкаются, а я перестал толкаться. Начал уступать дорогу и стал получать меньше шишек. Удивительное ощущение. И примерно тогда же я понял, что мне есть что сказать миру.

Сменив несколько мест работы, Сергей начал писать трилогию. Широта задуманного полотна его не пугала, потому что первое время писал «для себя». Но когда закончил книгу, рискнул отправить ее по электронной почте в ведущее российское издательство АСТ.

Ответ пришел, когда он уже отчаялся, ровно через 9 месяцев. Серьезный мужской голос сказал в трубку:

― Сергей, мы решили вас печатать. В каком состоянии у вас вторая книга?

 ― Я честно ответил, что она в работе, ―  смеется Челяев. ― Название у меня уже было готово.

Сегодня он готовит очередную, пятую книгу, на этот раз для детей. Его рабочий день начинается в 7 утра, поскольку договор с издательством уже заключен и надо уложиться в сроки. А кроме того, надо успевать делать рекламу для одной из известных казанских фирм.

― Я пишу сказки для детей и взрослых, ― объясняет он это своеобразное сочетание.

Разбогатеть на писательском поприще ему пока не удалось, и поэтому он с нетерпением ждет гонорара из Харькова, чтобы начать ремонт в своей старенькой хрущевке. И еще единственный кроме Евгения Сухова казанец, регулярно печатающийся в Москве, он уже три или четыре года ждет, пока его примут в Союз писателей РТ. Видимо, очередь пока не подошла.  


Источник: https://www.livelib.ru/author/7006-sergej-chelyaev

Челяев Сергей Васильевич - писатель, профессиональный журналист

Родился в Литве, окончил музыкальную школу и Казанский университет, факультет т журналистики.

Работал спецкором республиканских газет, главным редактором информации FM «РАДИО-ВОЛГА», руководителем пресс-службы Экофонда, литредактором и замредактора региональных СМИ высоких технологий: газет “Компьютерная Казань” и “Компьютер-Word-Поволжье”, журналов “Компьютер-World-Казань”, “ХайТех для всех”, “ТехноЭкспресс-регион”. Специалист по рекламе, разработчик креатива, копирайтер. Опубликовано множество статей и очерков в периодике и Сети, в том числе и на музыкальные темы. Литературой профессионально занимается с 2000 г.

Книги Сергея Челяева:

Трилогия романов “Ключи Коростеля”, прибалтийское фэнтези (литературная премия «Зилант» Российского конгресса фантастики и ролевых игр, Казань, за дебютный роман) АСТ, 2001-2002 гг.

Рождественский роман-мистерия «Новый Год плюс Бесконечность», Форум, 2007 г.

Детский фантастический проект харьковского издательства «Фолио» под творческим псевдонимом «Алина Боярина»: “Денис Котик и Ржавые заклинания”, 2004, “Денис Котик и замок Хитрецов”, 2004, «Денис Котик и тайная волшебница», 2005, «Денис Котик и Король-Следопыт», 2006.

Готовится к выходу детский сказочный сериал «Царевич Горохов»: «Царевич Горохов – наследник поневоле», 2005 г. «Царевич Горохов и Принц Лягух», 2005 г. «Царевич Горохов и Закон для дурака», 2006 г. «Царевич Горохов и Заклятые друзья», 2006 г. (Любопытно, что в качестве авторов на обложке пилотного выпуска значатся и сам Сергей Челяев, и Алина Боярина в качестве соавтора – един в двух лицах.)

В сборниках фантастики ЭКСМО и АСТ опубликованы рассказы «Тот, кто всегда возвращается», «Склейка» и повесть «Поле бесов», в издательстве «Гелеос» - 3 авантюрно-исторических детективных романа об эпохе XIX века.

В 2003-2004 годах автор дважды становился победителем и лауреатом денежных премий на литературном конкурсе рассказов Клуба любителей фантастики при Центральном российском доме литераторов, Москва.

В 2005 г. Сергей Челяев со сценарием «Пока святые маршируют» занял 1 место в международном конкурсе телесценариев в рамках кинофорума «KinoExpo Ukraine», Киев. Однако украинские кинематографисты до сих пор не только не сняли запланированный телесериал и кинофильм «Хроники Мегаполиса», но даже не выплатили автору полагавшуюся за победу денежную премию.

Зато одноименный рассказ Челяева опубликован в альманахе «Полдень. XXI век», киевской «Реальности фантастики» и всеамериканском журнале SEAGULL MAGAZINE («Чайка»), США.

В 2009 г. Сергей Челяев осуществил беллетризацию этно-мюзикла Госансамбля песни и танца РТ, в основе которого эпическая повесть-фэнтези «Семь жемчужин».

В будущем в Казани ожидается премьера молодежного хай-тэх мюзикла Сергея Челяева «Древо жизни», где он выступил в качестве автора либретто, сценарной разработки, оригинальной музыки и вокальных номеров.

Это вторая композиторская театральная работа автора – до этого он написал музыку к популярному в 90-е годы спектаклю казанского ТЮЗа «Винни-Пух и все, все, все» (режиссер Алла Полухина, Санкт-Петербург).

В литературном соавторстве с Александром Зоричем Сергей Челяев работает с неизменным удовольствием, начиная еще с сериала «Денис Котик». Недавние и весомые плоды этого тандема – романы «Клад Стервятника», серия «С.Т.А.Л.К.Е.Р.» АСТ, 2010, и «Гипершторм», серия «Зона смерти», ЭКСМО, 2011.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить